Консультация для родителей "Музыкотерапия, как метод психокоррекционной работы с дошкольниками с ОВЗ
консультация (старшая группа)

Джамалдинова Альбина Играмудиновна

Консультация для родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_muzykoterapiya.docx421.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №81 «Мальвина

Музыкотерапия, как метод психокоррекционной работы

с дошкольниками с ОВЗ 

Разработала:

МБДОУ №81 «Мальвина»

воспитатель группы компенсирующей

направленности «Фантазёры»

Джамалдинова А.И

Сургут, 2023г.

Музыкотерапия-одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Оно способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.

Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

 Незрелость эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития требует специальной организации эмоционального воспитания детей данной категории, которое включает в себя накопление эмоциональных образов для младших дошкольников, а в старшем дошкольном возрасте – развитие эмоционального контроля. Это является важнейшей предпосылкой компенсации имеющихся у детей с ЗПР отклонений в эмоциональной сфере и необходимым условием их успешной социальной адаптации.

         Изучение психолого-педагогической и методической литературы показало, что коррекция эмоциональной сферы при задержке психического развития будет проходить более успешно при условии включения в воспитательный процесс одной из любимых видов деятельности детей дошкольного возраста – музыкальной деятельности. По сравнению с другими видами искусства, музыка оказывает наиболее сильное воздействие на эмоциональную сферу ребенка с ЗПР: изменяет его настроение; снижает тревогу и напряжение, раздражительность и агрессивность; повышает психический тонус и эмоциональный фон.

 Музыка – существенная часть коррекционного процесса, она увеличивает заинтересованность и обостряет впечатления детей, а также дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние.

           Особое место занимает музыкотерапия. Музыкотерапия является одним из видов арттерапии. Музыкотерапия – один из видов арттерапии (терапии искусством), направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений в развитии ребёнка с проблемами, где музыка используется как символическая форма, вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на регуляцию нарушений психосоматических процессов. 

           Музыкотерапия включает:

  • прослушивание музыкальных произведений;
  • пение песен;
  • ритмические движения под музыку;
  • сочетание музыки и изобразительной деятельности.

В 1997 году доктором медицинских наук Михаилом Львовичем Лазаревым была создана Оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй!». В этой программе музыка занимает центральное место, так как «именно в ней заложен колоссальный потенциал для оздоровления».

М. Л. Лазарев считает, что, во-первых, музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора:

1) Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменного процесса на уровне клетки.

2) Физиологический фактор музыки способен изменять различные функции организма – такие как дыхательная, двигательная, сердечно-сосудистая.

3) Психологический фактор через ассоциативные связи, медитацию способен значительно менять психическое состояние ребенка.

Во-вторых, музыка имеет фундаментальные начала всего живого: ритм, мелодию и гармонию. Она учит ребёнка чувствовать ритмы жизни, гармонизирует его собственные биоритмы, синхронизирует биохимические процессы организма.

В-третьих, музыка позволяет точно дозировать психофизическую нагрузку, начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев.

В-четвертых, музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунитет, так как при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет ребёнка, и он чаще болеет.

Музыкотерапия как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия на развитие ребенка включает такие направления, как вокалотерапия (пение, музыкотерапия в движениях (танцы, музыкально-ритмические игры, музицирования на музыкальных инструментах и другие.

Элементы музыкотерапии можно использовать и в группе в течение дня.

Особенности использования музыкотерапии:

- громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо);

- использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся всем детям;

- лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной);

- продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно.

Использование музыкотерапии в режимных моментах

Режимные моменты

Для чего используется

Результат воздействия

Предлагаемый музыкальный репертуар

Утро.

Приём детей.

Утренняя гимнастика.

Используется для создания эмоционального фона.

Используется для поднятия эмоциональной активности, бодрости.

Доставляет ребенку радость, благотворно влияет на его организм. Положительно воздействует не только на детей, но и на их родителей – вселяет уверенность, легче устанавливается контакт между людьми.

Музыка является активным действенным средством эмоциональной коррекции, помогает войти в нужное эмоцио-нальное состояние.

П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

М.Мусоргский «Рассвет на Москве- реке».

В.Моцарт «Маленькая ночная серенада».

М.И.Глинка «Вальс фантазия».

П.И.Чайковский «Апрель».

Г.В.Свиридов «Музыкальный ящик».

Н.А.Римский- Корсаков. Вступление «Три чуда».

И.Штраус. «На прекрасном голубом Дунае».

Музыкальное сопровождение музыкальным руководителем.

Прогулка.

(в теплое время года).Наблюдения, в процессе трудовой деятельности, после игр большой подвижности

Задает определенный жизненный ритм, оказывает мобилизирующее воздействие, выраженное в игровой форме. Вызывает эмоциональный отклик при наблюде-ниях за объектами живой природы. Для снятия повышенной мышечной нагрузки.

Положительно влияет на развитие нервной системы ребенка.

Наблюдения: С.В.Рахманинов «Итальянская полька»; В.Агафонников. «Сани колокольчиками».

Труд детей: Р.н.п. «Ах вы, сени…»

 И.Штраус. Полька «Трик – трак».

Расслабление: Н.А.Римский- Корсаков. Опера «Снегурочка», песни, пляски птиц.

Сон.

(засыпание и пробуждение)

Используется для эмоционального расслабления нервной системы и мышц ребенка. Спокойная, нежная музыка помогает детям заснуть.

Нормализуется артериальное давление, стимулируется дыхание.

Колыбельные: «Тише. Тише»

«Спи- засыпай, маленькая принцесса», «Приход весны», «Засыпающий малыш», «Крепко спи», «Спи, малыш мой, засыпай».

Г.В.Свиридов «Грустная песенка», Ф.Шуберт.

 «Аве Мария», «Серенада», Ц.А.Кюи. «Колыбельная».

В.А.Моцарт. «Музыкальная шкатулка», Н.А.Римский – Корсаков. «Три чуда. Белка», П.И.Чайковский. «Танец маленьких лебедей».

 

Индивидуальная музыкотерапия.

Для оптимизации эмоционального состояния ребенка; для преодоления гиперреактивности ребенка; для стимуляции творческих (креативных) способностей при индивидуальной деятельности.

Нормализация эмоционального состояния, снятие физического и эмоционального напряжения, повышение творческой работоспособности, проявление инициативы. Повышается коммуникативность.

А.Т.Гречанинов. «Бабушкин вальс». А.Т.Гречанинов. «Материнские ласки».

П.И.Чайковский. Вальс фа- диез- минор.

Л.В.Бетховен. «Сурок».

 Н.А.Римский- Корсаков. Опера «Снегурочка», сцена таяния Снегурочки.

Н.А.Римский – Корсаков. «Море» (финал 1-го действия оперы «Сказка о царе Салтане»).

К.В.Глюк. Опера «Орфей и Эвридика» Р. Щедрин. Юмореска.

Использование музыкотерапии в различных видах детской деятельности

Виды

деятельности

Для чего используется

Результат воздействия

Используемый музыкальный репертуар.

Музыкальные занятия.

Восприятие музыки способствует общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Воспитание интереса к музыке, состояние наслаждения, восхищения.

А.К.Лядов. «Дождик- дождик», Ц.А.Кюи. «Колыбельная».

М.И.Глинка «Детская полька», рус. нар. песня «Ах вы, сени…»

М.И.Глинка «Вальс фантазия», П.И.Чайковский «Мазурка».

П.И.Чайковский «Времена года», С.В.Рахманинов «Итальянская полька»

Физкультурные занятия.

Метод релаксации – используется для расслабления детей и восстановления дыхания.

Снятие мышечной нагрузки, нормализация общего физического состояния.

И.Штраус. «Сказки Венского леса», П.И.Чайковский. «Апрель», А.Вивальди. «Зима», И.Штраус. «На прекрасном голубом Дунае».

ИЗО.

Развивает творческое воображение и фантазию, для создания определенного психологического и эмоционального настроя, ассоциативных связей.

Формирует эстетические чувства детей, вызывает эмоциональный отклик, повышение продуктивности творчества.

Русские народные мелодии,

Э. Григ. «Утро», М.Мусоргский. «Рассвет на Москве- реке», К. Дебюсси. «Лунный свет», П.И.Чайковский. Вальс цветов из балета «Щелкунчик».

Художественная литература (ознакомление с поэтическими текстами, описательными рассказами.)

Для создания определенного эмоционального настроя, для более полного восприятия литературного образа.

Повышение интереса к литературным произведениям, формирование эстетических чувств.

Шопен. Ноктюрн №1,2.,П.И.Чайковский «Времена года», К. Дебюсси «Лунный свет», Р. Шуман «Грезы», Д.Ласт «Одинокий пастух», К.Синдинг «Шелест весны», К.Сен- Санс «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных», П.И.Чайковский «Танец маленьких лебедей».

Музыкотерапия во всех её вариантах является составной частью общей коррекционной работы с детьми, она не подменяет музыкального воспитания, которое выполняет свои конкретные задачи.

          Педагогам следует помнить, что все арттехнологии (в том числе и музыкотерапия) используемые в системе коррекционной помощи ребёнку с проблемами в развитии, должны способствовать гармонизации личности такого ребёнка и его социальной адаптации!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование психогимнастики как метода психокоррекционной работы с учащимися младших классов.

Для чего мы привлекаем психогимнастику в свой педагогический арсенал, какие задачи она решает? — Развитие нравственных представлений; развитие познавательных процессов — в частности, формирование сенс...

Групповые методы психокоррекционной работы с детьми и подростками ( мастер- класс для педагогов- психологов).

Описание психотехничеких игр " Домики" ( модификация игры "Лепёшка" Г.Хорта), "Продавец страхов" ( Д. Соколов), "О чём грустит щенок ( авторская разработка). Техника стандартизированного наблюдения за...

Использование компьютерного тренажера «Здоровое дыхание БОС», как один из эффективных методов психокоррекционной работы с детьми с СДВГ.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – самое распространенное психоневрологическое расстройство у детей. Проблема гиперактивности актуальна  на уровне практической помощи детя...

консультация "Использование метода сказкотерапии в психокоррекционной работе с дошкольниками".

Современная сказкотерапия существует в трёх аспектах:• диагностическом,• воздействующем,• профилактическом, развивающем.Воздействующий «аппарат» сказкотерапии содержит пять ...

Метод сказкотерапии в психокоррекционной работе с дошкольниками.

Психокоррекция средствами литературного произведения – сказки....

Консультация :"Условия, формы и методы профориентационной работы с дошкольниками"

Цель ранней профориентации: дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях....

Метод сказкотерапии в психокоррекционной работе с дошкольниками.

В основе сказкотерапии лежит использование специально подобранного для чтения литературного материала как терапевтического средства с целью решения личностных проблем через идентификацию с образом худ...