Использование компьютерного тренажера «Здоровое дыхание БОС», как один из эффективных методов психокоррекционной работы с детьми с СДВГ.
статья по коррекционной педагогике на тему

Рязанова Ирина Викторовна

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – самое распространенное психоневрологическое расстройство у детей. Проблема гиперактивности актуальна  на уровне практической помощи детям с СДВГ, так как подходы и конкретные методы изучения и коррекции разработаны недостаточно. Предлагаю один из методов работы с  данной категорией детей. Это использование компьютерного тренажера«Здоровое дыхание БОС». Дыхательный тренажер БОС показан   для коррекции эмоциональных нарушений,  нарушений работоспособности и концентрации внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Использование компьютерного тренажера   «Здоровое дыхание БОС», как один из эффективных методов психокоррекционной работы с детьми с СДВГ.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – самое распространенное психоневрологическое расстройство у детей. Согласно современным научным представлениям, оно имеет множественные причины, основными среди которых являются неврологические и генетические.

 Современная психолого – педагогическая практика использует для обозначения таких детей термин “гиперактивный ребенок” (в медицине он звучит как “Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – СДВГ”). СДВГ проявляется в форме двигательной гиперактивности, трудностях концентрадии и поддержания внимания, сложностях обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов, в импульсивности поведения, нарушениях обучения и памяти, проблемах во взаимоотношениях с окружающими (Biederman, Faraone 2005).

Актуальность проблемы определяется высокой частотой этого синдрома в детской популяции и его большой социальной значимостью. Распространенность СДВГ увеличивается год от года. По некоторым данным  составляет 21-24%%(в России) (Халецкая О.В., Трошин В.М.,1998 Заваденко Н.Н., 2000). Наше дошкольное образовательное учреждение не является исключением. Количество таких детей в группах растет с каждым годом.

Такие дети осложняют жизнь не только себе, но и всем окружающим. На них часто жалуются педагоги, беспомощные родители “разводят руки”, да и среди сверстников они не пользуются большой популярностью, в связи с невозможностью подчиняться определенным правилам

Проблема гиперактивности актуальна еще и потому, что на уровне практической помощи детям с СДВГ,  решение затруднено в связи с тем, что подходы и конкретные методы изучения и коррекции разработаны недостаточно.

Специалисты ДОУ, непосредственно работающие с  детьми с СДВГ, находятся в поиске наиболее эффективных  методов коррекции.

Как показывает опыт 2-летней работы,  использование компьютерной  программы  «Здоровое дыхание БОС» дает положительные результаты в коррекционной работе с данной категорией детей.

Программа  «Здоровое дыхание БОС»

          Курс состоит из 13  коррекционных занятий, предназначен для детей  с СДВГ старшего дошкольного  возраста.

Занятия проводятся педагогом - психологом индивидуально с использованием  тренажера БОС. Для большей эффективности сеанс можно проводить  в сочетании с традиционными упражнениями и играми  коррекционной направленности. Длительность занятия 30 – 35 минут.

Цель работы педагога – психолога:

Создание оптимальных условий для развития  и  формирования социально-адаптивного поведения детей с СДВГ.

Задачи:

  • Стимулировать  развитие функций внимания ;
  • Способствовать формированию произвольности и самоконтроля;
  • Обучать навыкам релаксации и дыхательных упражнений;
  • Обучать адекватно проявлять свои эмоции.

  Метод БОС (Биологической Обратной Связи) создан и обоснован российским ученым-физиологом А. А. Сметанкиным. Метод основан на диафрагмально-релаксационном дыхании с максимальной дыхательной аритмией сердца. Диафрагмальное дыхание – один из естественных типов дыхания, при котором легкие полностью заполняются воздухом,  удовлетворяя в полной мере потребность организма в кислороде.

Постановка и закрепление такого типа дыхания благоприятно сказывается на физиологическом и психическом состоянии человека, оказывает оздоровительное воздействие на все функциональные системы организма:

  • уравновешиваются процессы возбуждения и торможения;
  • снижается мышечная нагрузка и тонус периферических сосудов;
  • снижается нагрузка на сердечно-сосудистую систему;
  •  улучшается обмен веществ и обеспечение организма кислородом;
  • улучшается кровоснабжение головного мозга;
  • исчезают спазмы.

Единственным ритмом, которым произвольно может управлять человек, является ритм дыхания и движения. Умение произвольно контролировать дыхание развивает  и самоконтроль над поведением.

Дыхательный тренажер БОС показан для медико-психологического сопровождения развития детей с СДВГ – для коррекции эмоциональных нарушений,  нарушений работоспособности и концентрации внимания.

           Практическое применение технологий БОС в комплексе с различными традиционными методиками способствует психоэмоциональной регуляции поведения детей, являясь профилактикой и коррекцией негативных эмоциональных проявлений.

Игровые компьютерные программы помогают сделать сеанс БОС интересным и увлекательным для детей, тем самым мотивируя правильность выполнения дыхательных упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповые методы психокоррекционной работы с детьми и подростками ( мастер- класс для педагогов- психологов).

Описание психотехничеких игр " Домики" ( модификация игры "Лепёшка" Г.Хорта), "Продавец страхов" ( Д. Соколов), "О чём грустит щенок ( авторская разработка). Техника стандартизированного наблюдения за...

Сказкотерапия как один из креативных методов в работе с детьми дошкольного возраста.

Есть еще немало людей, у которых термин "Сказкотерапия" вызывает улыбку и отношение как к "детскому" методу, но, познакомившись со сказкотерапией поближе, изменяют свое мнение. Сказкотерапия самый дре...

Сказкотерапия как один из креативных методов в работе с детьми дошкольного возраста.

Не бойся сказок. Бойся лжи.А сказка? Сказка не обманет.Ребёнку сказку расскажи —На свете правды больше станет.Валентин Берестов...

Использование сказкотерапии, как одного из эффективных методов в работе с детьми с ОВЗ

Представлен конспект коррекционно-развивающего занятия "Путешествие Колобка" с использованием элементов сказкотерапии....

Сказкотерапия как один из креативных методов в работе с детьми дошкольного возраста.

Не бойся сказок. Бойся лжи.А сказка? Сказка не обманет.Ребёнку сказку расскажи —На свете правды больше станет.Валентин Берестов...

Семинар-практикум для воспитателей «Логопедическая ритмика - один из эффективных видов коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР»

Актуальность: С каждым годом в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это, по моему мнению, результат замены живого общения детей современными технологиями: теле...