Метод сказкотерапии в психокоррекционной работе с дошкольниками.
консультация по коррекционной педагогике
В основе сказкотерапии лежит использование специально подобранного для чтения литературного материала как терапевтического средства с целью решения личностных проблем через идентификацию с образом художественного произведения при помощи направленного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya.docx | 18.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод сказкотерапии в психокоррекционной работе с дошкольниками.
В основе сказкотерапии лежит использование специально подобранного для чтения литературного материала как терапевтического средства с целью решения личностных проблем через идентификацию с образом художественного произведения при помощи направленного чтения.
Психокоррекция средствами литературного произведения – сказки. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без сказки.
Их можно смело брать за основу психопрофилактических, коррекционно-развивающих и психотерапевтических занятий. Знакомясь со сказками, с программами, мы видим, что основная психологическая (или философская, быть может?) работа происходит на ценностном уровне. Это – отличительная особенность сказкотерапевтической методологии. Сказки являются посредниками между нашим внутренним миром и душами воспитанников. Этот метод библиотерапии более приемлем для работы со старшими дошкольниками, младшими и старшими школьниками, имеющими проблемы в развитии.
Посредством сказкотерапии можно оказать помощь детям с такими проблемами, как:
1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками, учителями, родителями).
Это естественные для каждого ребёнка конфликты, противоречия, обиды.
2. Переживание ощущения себя человеком, у которого «что-то не так». Чувство неполноценности.
Практически все агрессивное поведение – результат ощущения собственной «малозначимости» и попытка таким способом доказать обратное. Ребёнок, досаждающий окружающим и тем самым демонстрирующий собственное Я, часто ощущает себя гораздо более неполноценным, чем ребёнок, кажущийся слабым и «забитым».
3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.
Здесь самое важное не то, чего именно ребёнок боится, а то, как он боится. Если он использует страхи для саморазвития, преодолевает их и на этом учится жизни – всё в порядке. Если страх «тормозит» развитие, концентрируя на себе все силы ребёнка, — тогда требуется помощь. Ещё надо помнить, что дети, отчаянно отстаивающие то, что они ничего не боятся, как раз и боятся – то больше всего. Просто они даже боятся признаться себе в своём страхе.
4. Проблемы, связанные со спецификой возраста.
Каждый возраст приносит ребёнку новые и новые трудности. Дошкольник сталкивается с тем, что ему нужно научиться обходиться самому, без мамы, научиться быть самостоятельным. Дальше ребёнок идёт в школу – и оказывается под ворохом самых разных трудностей, связанных с учёбой. Подросток же встречается с необходимостью утвердить себя как самостоятельную личность. Всё это связано с многочисленными трудностями, в преодолении которых нам может помочь сказкотерапия Эффективность использования сказкотерапии в период дошкольного и младшего школьного детства обеспечивается спецификой деятельности ребёнка в этом возрасте, а также притягательной силой этого литературного жанра, позволяющего свободно мечтать и фантазировать. В мире фантазий и волшебства ребёнок чувствует себя «как рыба в воде», но из него он с лёгкостью берёт информацию для жизни в реальном мире. Фантазия абсолютно реальна для детей. И не потому, что дети не видят реальной жизни, просто фантазия является для детей наилучшим способом анализа окружающего мира. Это их язык, который мы, взрослые, успешно забыли. В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В «Золушке», например, говорится о соперничестве между сёстрами. «Мальчик -с- пальчик» рассказывает о беззащитности маленького героя, который оказался в мире, где всё подавляет своими размерами, масштабами и мощью. В сказках противопоставляется добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребёнку, что мир – очень сложная штука, что в нём есть немало несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние – в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное – они говорят ребёнку, что если человек не сдаётся, даже когда положение кажется безысходным, если он не изменит своим принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит. Как в младшем, так и в более старшем дошкольном возрасте сказка позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной форме постигать мир чувств и переживаний. Она даёт возможность ребёнку идентифицировать себя с близким для него персонажем, сравнивать себя с героем, понять, что у него есть такие же проблемы, как у героя сказки. Посредством сказочных образов, их действий, ребёнок может найти выход из различных сложных ситуаций, увидеть пути решения возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
В последующей работе при создании продуктов деятельности (важный закрепляющий фактор, а также расслабляющий и успокаивающий ребёнка, снимающий напряжение, вызванное обсуждением проблемной темы, приём) в процессе арт-терапии лежит система побуждений, где основным является:
-выражение ребёнком своих чувств, переживаний во внешней форме;
-стремление понять и разобраться в том, что происходит в своём внутреннем мире;
-удовлетворение потребности в общении с другими людьми через продукт своей деятельности;
-познание окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира (в виде рисунков, историй, сказок, поделок).
Сказкотерапия зависимостей…Какое странное словосочетание…, Казалось бы, терапия зависимостей слишком серьёзна для того, чтобы в ней нашлось место сказкам и притчам. Однако это не совсем так. С помощью псохотерапевтических и медитативных сказок можно снимать напряжение и осуществлять позитивное воздействие на уровне жизненных ценностей. Для этого не обязательно подбирать и сочинять сказки, в которых есть прямое указание на наличие зависимости. Возникновение зависимости, среди прочих причин, связано с определённым нравственным недоразвитием. И эта «глубинная проблема» является предметом сказкотерапии.
Сказкотерапия — прекрасный метод профилактики. Однако в ситуации осознания и принятия подростком своей проблемы сказкотерапия также может быть эффективным средством индивидуальной и групповой терапии. Её основа — формирование нравственных ориентиров, стимулирование развития Созидателя в душе ребёнка, подростка и взрослого.
Современная сказкотерапия существует в трёх аспектах:
• диагностическом,
• воздействующем,
• профилактическом, развивающем.
Воздействующий «аппарат» сказкотерапии содержит пять видов сказок:
• художественные,
• дидактические,
• психокоррекционные,
• психотерапевтические,
• медитативные.
В сказкотерапии зависимостей используется в большей степени воздействующий аспект сказкотерапии. Основное воздействие осуществляется с помощью псохотерапевтических и медитативных сказок. Псохотерапевтические сказки, с одной стороны, создаются психологом как метафорическое изложение истории жизни ребенка. С другой стороны, заимствуются из богатого
художественного наследия как носители нравственных ценностей и способов выхода из кризиса. Для каждой стадии сказкотерапии зависимостей подбираются специальные художественные психотерапевтические сказки. Медитативные сказки создаются психологом для снятия психоэмоционального напряжения, насыщения бессознательного положительными созидательными образами для раскрытия личностного ресурса клиента.
Задача специалистов заключается в том, чтобы помочь ребенку накопить духовные силы на основе имеющегося у него позитивного жизненного опыта. Сказкотерапия, как и другие виды арттерапевтической помощи, предоставляет детям возможность для самовыражения, самопознания и позволяет личности подняться на более высокую ступень своего развития.
Сказки и притчи выглядят простыми и легко объяснимыми, но, вместе с тем, в них заключена огромная сила воздействия. Только будем помнить о том, что у каждого СВОЙ ТЕМП. И нередко
быстрых результатов ожидать нельзя. Но, с другой стороны, бывают и чудеса…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Знакомство с основными этапами коррекционной работы посредством метода сказкотерапии....
Выступление из опыта работы Использование метода сказкотерапии в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ в проекте "На истоках сказки"
Проектная деятельность в старшей комбинированной группе...
Основные направления психокоррекционной работы с дошкольниками с нарушениями речевого развития
В статье представлены рекомендации по организации и содержанию психокоррекционной работы с детьми с нарушениями речи в условиях детского сада....
консультация "Использование метода сказкотерапии в психокоррекционной работе с дошкольниками".
Современная сказкотерапия существует в трёх аспектах:• диагностическом,• воздействующем,• профилактическом, развивающем.Воздействующий «аппарат» сказкотерапии содержит пять ...
Метод сказкотерапии в психокоррекционной работе с дошкольниками.
Психокоррекция средствами литературного произведения – сказки....
Консультация для родителей "Музыкотерапия, как метод психокоррекционной работы с дошкольниками с ОВЗ
Консультация для родителей...
Использование различных видов песка педагогом-психологом в психокоррекционной работе с дошкольниками.
Данная статья повествует о применении различных видов песка в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Здесь рассказывается о работе с классической Юнгианской песочницей, а так же идёт...