Как познакомить дошкольников с геометрическими формами
консультация (младшая группа)

Жеглова Елена Анатольевна

Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве, дети накапливают в процессе игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Как познакомить детей 2-3 лет с геометрическими формами»

С самого рождения ребенок может видеть, улавливать звуки, но его необходимо систематически учить рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия готов, но пользоваться им ребенок еще только учится.

На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др. Играя, рисуя, конструируя, выкладывая мозаику, делая аппликации, ребенок незаметно для себя усваивает сенсорные эталоны – представления об основных разновидностях свойств и отношений, которые возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок.

Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве, дети накапливают в процессе игр - они манипулируют предметами, рассматривают, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму.

Экспериментальные данные Л.А. Венгера показали, что возможностью различать геометрические фигуры обладают дети 3-4 месяцев. Сосредоточение взгляда на новой фигуре – свидетельство этому.

Вначале дети воспринимают неизвестные им геометрические фигуры как обычные предметы, называя их именами этих предметов:

-цилиндр – стаканом, столбиком,

-овал – яичком,

-треугольник – парусом или крышей,

-прямоугольник – окошечком и т.п.

Под обучающим воздействием взрослых восприятие геометрических фигур постепенно перестраивается. Дети уже не отождествляют их с предметами, а лишь сравнивают: цилиндр – как стакан, треугольник – как крыша и т.п.

И, наконец, геометрические фигуры начинают восприниматься детьми как эталоны, с помощью которых познание структуры предмета, его формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия той или иной формы зрением, но и путем активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и обозначения словом.

Особенности формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у дошкольников

Группа раннего возраста с 2 до 3 лет

В этом возрасте детей учат различать и правильно называть геометрические фигуры круг и квадрат. Каждая фигура познается в сравнении с другой.

Взрослый показывает фигуру, называет ее, просит детей взять в руки такую же. Затем организуются действия детей с данными фигурами: прокатить круг, поставить, положить квадрат, проверить, будет ли он катиться. Аналогичные действия дети выполняют с фигурами другого цвета и размера.

На последующих занятиях организуется система упражнений с целью закрепления у детей умений различать и правильно называть геометрические фигуры:

а) упражнения на выбор по образцу: «Дай (принеси, покажи, положи) такую же». Применение образца может быть вариативным: акцентируется только форма фигуры, не обращается внимание на ее цвет и размер; рассматриваются фигуры определенного цвета, определенного размера и фигура определенного цвета и размера;

б) упражнения на выбор по словам: «Дай (принеси, покажи, положи, собери) круги» и т.п.; в вариантах упражнений могут содержаться указания на выбор фигуры определенного цвета и размера;

в) упражнения в форме дидактических и подвижных игр: «Что это?», «Чудесный мешочек», «Чего не стало?», «Найди свой домик» и др.

В заключение проводятся два-три упражнения на распознавание и обозначение словами фигур («Дай мишке круг, а петрушку квадрат»; «На верхнюю полоску положите один квадрат, а на нижнюю много кругов» и т.п.).

Игры на развитие геометрического представления дошкольников в домашних условиях

 1. Игра «. Подбери по величине»

Цель: Развитие умения классифицировать геометрические фигуры по одному признаку (размер).

Материал: Геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, круги и т.д.) двух размеров - большие и маленькие.

Содержание игры: Взрослый кладет на стол два круга. Около большого круга ребенок кладут большие фигуры. Около маленького круга - маленькие.

2. Игра «Чудесный мешочек»

 Хорошо знакома дошкольникам. Она позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм. В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру которую хочет показать. Усложнить задание можно, если взрослый дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. Этот вариант задания выполняется медленнее.

 3. Игра «Найди такой же» 

Перед ребёнком лежат карточки, на которых изображены три- четыре различные геометрические фигуры. Взрослый показывает свою карточку (или называет, перечисляет Фигуры на карточке). Ребенок должен найти такую же карточку и поднять ее.

 4. Игра «Запомни фигуры» 

На столе в произвольном порядке расположены различные геометрические фигуры. Ребёнок рассматривает и запоминает их. Взрослый считает до трех и закрывает фигуры. Ребёнку предлагают назвать как можно больше фигур, размещенных на столе. Продолжая игру ведущий меняет количество фигур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

исследовательская работа: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ

тема " Особенности развития у дошкольников представлений о форме предметов и геометрических фигур.Изучение научно-методической литературы показало, без развития ощущений и восприятия, невозможно разви...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ

Презентация "Особенности развития у дошкольников представлений о форме предметов и геометрических фигурах" поможет родителям и педагогам поэтапно познакомить детей сформой предметов и геометрическими ...

Влияние дидактический игр и упражнений на формирование представлений у старших дошкольников о геометрических фигурах и форме предметов

Выявить роль дидактических игры в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей старшего дошкольного возроста...

Особенности развития у дошкольников представлений о форме предметов и геометрических фигур

ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОРМАМИ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ...

Статья на тему «Как познакомить детей 2-3 лет с геометрическими формами»

Как познакомить детей 2-3 лет с геометрическими формами : С какого возраста  возможно знакомство.Особенности формирования представлени о геометрических фигурах в дошкольном возрасте.Небольшая кар...

Конспект НОД Особенности развития у дошкольников представлений о форме предметов и геометрических фигурах «Путешествие в страну Геометрия»

Уточнять представление детей о геометрических фигурах и их основных признаках. Упражнять в составлении предметов из геометрических фигур. ...

План-конспект интегрированной деятельности, направленной на решение задач ознакомления дошкольников с геометрическими формами и фигурами для детей старшей группы.

Задачи:Развивать умение выбирать предмет по признакам из множества других.Различать геометрические фигуры и делить их на части.Стимулировать активные высказывания детей.Воспитывать теплые эм...