Статья на тему «Как познакомить детей 2-3 лет с геометрическими формами»
консультация (младшая группа)

Минина Татьяна Владимировна

Как познакомить детей 2-3 лет с геометрическими формами : С какого возраста  возможно знакомство.Особенности формирования представлени о геометрических фигурах в дошкольном возрасте.Небольшая картотека игр по теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Консультация для родителей        

«Как познакомить детей 2-3 лет с геометрическими формами»

Минина Татьяна Владимировна

ГБДОУ ЦРР детского сада № 24 Красносельского района Санкт-Петербурга

Знакомство дошкольников с геометрической формой

С самого рождения ребенок может видеть, улавливать звуки, но его необходимо систематически учить рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия готов, но пользоваться им ребенок еще только учится.

На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др. Играя, рисуя, конструируя, выкладывая мозаику, делая аппликации, ребенок незаметно для себя усваивает сенсорные эталоны – представления об основных разновидностях свойств и отношений, которые возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок.

Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве, дети накапливают в процессе игр - они манипулируют предметами, рассматривают, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму.

Экспериментальные данные Л.А. Венгера показали, что возможностью различать геометрические фигуры обладают дети 3-4 месяцев. Сосредоточение взгляда на новой фигуре – свидетельство этому.

Вначале дети воспринимают неизвестные им геометрические фигуры как обычные предметы, называя их именами этих предметов:

-цилиндр – стаканом, столбиком,

-овал – яичком,

-треугольник – парусом или крышей,

-прямоугольник – окошечком и т.п.

Под обучающим воздействием взрослых восприятие геометрических фигур постепенно перестраивается. Дети уже не отождествляют их с предметами, а лишь сравнивают: цилиндр – как стакан, треугольник – как крыша и т.п.

И, наконец, геометрические фигуры начинают восприниматься детьми как эталоны, с помощью которых познание структуры предмета, его формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия той или иной формы зрением, но и путем активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и обозначения словом.

Особенности формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у дошкольников

Первая младшая группа

В этом возрасте детей учат различать и правильно называть геометрические фигуры круг и квадрат. Каждая фигура познается в сравнении с другой.

Взрослый показывает фигуру, называет ее, просит детей взять в руки такую же. Затем организуются действия детей с данными фигурами: прокатить круг, поставить, положить квадрат, проверить, будет ли он катиться. Аналогичные действия дети выполняют с фигурами другого цвета и размера.

На последующих занятиях организуется система упражнений с целью закрепления у детей умений различать и правильно называть геометрические фигуры:

а) упражнения на выбор по образцу: «Дай (принеси, покажи, положи) такую же». Применение образца может быть вариативным: акцентируется только форма фигуры, не обращается внимание на ее цвет и размер; рассматриваются фигуры определенного цвета, определенного размера и фигура определенного цвета и размера;

б) упражнения на выбор по словам: «Дай (принеси, покажи, положи, собери) круги» и т.п.; в вариантах упражнений могут содержаться указания на выбор фигуры определенного цвета и размера;

в) упражнения в форме дидактических и подвижных игр: «Что это?», «Чудесный мешочек», «Чего не стало?», «Найди свой домик» и др.

В заключение проводятся два-три упражнения на распознавание и обозначение словами фигур ( «Дай мишке круг, а петрушку квадрат»; «На верхнюю полоску положите один квадрат, а на нижнюю много кругов» и т.п.).

Игры на развитие геометрического представления дошкольников в домашних условиях

 1. Игра «. Подбери по величине»

Цель: Развитие умения классифицировать геометрические фигуры по одному признаку (размер).

Материал: Геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, круги и т.д.) двух размеров - большие и маленькие.

Содержание игры: Взрослый кладет на стол два круга. Около большого круга ребенок кладут большие фигуры. Около маленького круга - маленькие.

2. Игра «Чудесный мешочек»

 Хорошо знакома дошкольникам. Она позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм. В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру которую хочет показать. Усложнить задание можно, если взрослый дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. Этот вариант задания выполняется медленнее.

 3. Игра «Найди такой же» 

Перед ребёнком лежат карточки, на которых изображены три- четыре различные геометрические фигуры. Взрослый показывает свою карточку (или называет, перечисляет Фигуры на карточке). Ребенок должен найти такую же карточку и поднять ее.

 4. Игра «Запомни фигуры» 

На столе в произвольном порядке расположены различные геометрические фигуры. Ребёнок рассматривает и запоминает их. Взрослый считает до трех и закрывает фигуры. Ребёнку предлагают назвать как можно больше фигур, размещенных на столе. Продолжая игру ведущий меняет количество фигур.

Используемая литература:

  1. Белошистая А.В. Знакомство с геометрическими понятиями / А. Белошистая // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 9.
  2. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988.
  3. Габова М.А. Знакомство детей с геометрическими фигурами / М.А. Габова // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 9
  4. Метлина Л.С. Математика в детском саду: пособие для воспитателя дет. сада / Л.С. Метлина. – М.: Просвещение, 1994.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Воспитание у детей повышенного интереса к малым поэтическим формам.

Статья предназначена развитию  интереса  детей к художественной и познавательной  литературе....

статья на тему "как познакомить детей среднего возраста с темой"деревья""

статья для ознакомления детей среднего возраста с темой "деревья"...

Консультация для воспитателей На тему: « Как познакомить детей с родным городом».

Консультация для воспитателейНа тему: « Как познакомить детей с родным городом»....

Статья для родителей "Как познакомить детей с Санкт-Петербургом"

Статья для родителей "Как познакомить детей с Санкт-Петербургом"...

Статья на тему "как познакомить детей среднего возраста с темой "деревья"

Статья на тему "как познакомить детей среднего возраста с темой "деревья"Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Потом по...