Влияние дидактический игр и упражнений на формирование представлений у старших дошкольников о геометрических фигурах и форме предметов
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему
Выявить роль дидактических игры в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей старшего дошкольного возроста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diplom.docx | 455.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Диплом
Формирование элементарных математических представлений
Тема: «Влияния дидактических игр
и упражнений на формирование представлений у старших дошкольников о геометрических фигурах и форме предметов».
Составитель: Вишнякова Нина Викторовна
Должность: воспитатель
Наименование организации: ГБПОУ МОК Запад ( дошкольное отделение)
Содержание
Введение……………………………………………………………………... 2
Глава 1. Дидактические основы обучения старших дошкольников… 4
геометрическим знаниям.
1.1. Основные подходы к определению содержания знаний о …………… 4
геометрических фигурах и форме предметов.
1.2. Особенности и методы освоения детьми формы предметов и………. 9
геометрических фигур в старшем дошкольном возрасте.
1.3. Роль дидактической игры и игровых упражнений в развитии……… 14
представлений о форме предметов и геометрических фигурах.
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния дидактических игр… 19
и упражнений на формирование представлений у старших дошкольников о геометрических фигурах и форме предметов.
2.1. Оценка результатов освоения старшими дошкольниками ………….. 19
программы по ознакомлению с геометрическими фигурами.
2.2. Формирование у старших дошкольников представлений …………… 23
о геометрических фигурах и форме предметов в процессе
дидактических игр и упражнений.
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования………………….... 27
Заключение………………………………………………………………….. 31
Список литературы …………………………………………………………. 34
Приложения…………………………………………………………………. 36
Введение
Математика – это одна из наиболее жизненно важных областей знания современного общества. Повсеместное использование техники, в том числе и компьютерной, требует от индивида определенного минимума математических знаний и представлений для того, чтобы обеспечить ему чувство комфортности в нашем все более и более высокотехничном мире. Дети дошкольного возраста осваивают то содержание математической направленности, которое в современной методике математического развития именуется предматематикой. Результатом познания являются не только знания, представления и элементарные понятия, но и общее развитие познавательных процессов. Способности к абстрагированию, анализу, сравнению, обобщению, умение сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, конкретизировать – важные составляющие математического опыта ребенка, который дает ему возможность самостоятельно познавать мир. Этот опыт является началом познания окружающей действительности, первым вхождением в мир математики, что важно и актуально на современном этапе. В познании окружающего мира особо значима ориентировка в многообразии форм предметов и геометрических фигур. Воспринимая форму, ребенок выделяет предмет из других, узнает и называет его, группирует, соотносит с другими предметами, параллельно познает и геометрические фигуры, выделяя прежде их форму, а затем структуру. В результате психологических исследований, известно, что процесс познания детьми формы как свойства- длительный и сложный. Проблема формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах рассматривалась в работах Игнатовой Т.Н., Рогалевой Е.С., Рузской а.Г., ШабалинаС.Н., Грачевой З.А. Исследования психологов и педагогов показали, что опыт восприятия формы предметов и геометрических фигур накапливается детьми в играх с предметами, манипулирования разнообразными геометрическими фигурами, в ходе конструирования, создания конструкции модулей. Дидактическая игра оказывает благотворное влияние на развитие детей. Проблемами игры с математическим содержанием занимались Л.А. Венгер, А.А. Столяр, З.А. Михайловой, А.А. Зак, З.А. Грачева, О.М. Дьяченко.
В нашем исследовании мы рассмотрим как дошкольники овладевают знаниями о форме предметов и геометрических фигурах в процессе игр.
Объект: Дидактическая игра как средство формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов.
Предмет: Развитие у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предметов в процессе дидактических игр и упражнений.
Цель: Выявить роль дидактической игры в формировании представлений геометрических фигурах и форме предметов у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
1. Изучить психологические особенности восприятия формы предметов детьми дошкольного возраста.
2. Рассмотреть методику развития представлений о форме предметов у дошкольников.
3. Рассмотреть значение игрового занимательного материала, как средства развития представлений о форме предметов.
4. Выявить возможности дидактических игр и упражнений в развитии представлений о форме предметов.
Методы: теоретический анализ психолого – педагогической литературы, педагогический эксперимент, диагностика уровня знаний о геометрических фигурах, количественная и качественная обработка данных.
Структура работы: состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава 1. Дидактические основы обучения старших дошкольников геометрическим знаниям.
1.1. Основные подходы к определению содержания знаний о геометрических фигурах и форме предметов.
В связи с этим систематически Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. Перестраивается содержание обучения математике в детском саду.
Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект.
Используемые в настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в математике. Разрешить это противоречие возможно путем внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике. Одной из таких форм является обучение детей с помощью дидактических игр.
Разработкой развивающих игр занимались такие учёные, как М.М. Монтессори, З. А. Михайлова, Е. И. Тихеева, Ф. Фребель, А.А. Столяр, Л. А. Венгер. Большое место занимают игры геометрического содержания.
По новым стандартам детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как формирования элементарных математических представлений, развитие речи, аппликация, лепка, ознакомление с окружающим). В настоящее время большинство наиболее востребованных в дошкольном образовании программ (Типовая программа воспитания и обучения детей в детском саду, Программа воспитания и обучения детей в детском саду под ред. М.В. Васильевой, В.В. Гербрвой, Т.С. Комаровой 2011 « от 0 до 7 лет», Комплексная программа « Радуга» 1997 года, « Детство», « Истоки» и др.), основанных на разных теоретических подходах. Соответственно, содержание обучения математике в этих программах занимает центральное место и имеет свои особенности. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство детей с геометрическими фигурами и их разновидностями. В разделе «форма», в старшей группе чётко определены следующие задачи: познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником. Дать представления о четырёхугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырёхугольника. Развивать геометрическую зоркость: умение анализировать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы. Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и формой предмета такие педагоги как А.А. Столяр [9], А.М. Леушина [3], Л.А. Парамонова [2], рассматривали в плане сенсорного восприятия. Значение развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов воспитания. Большое значение в воспитании имеет дидактическая игра. "Для того чтобы знать, чему и как обучать детей на разных этапах их развития, надо, прежде всего, проанализировать особенности восприятия детьми формы предмета, в том числе и фигуры" - утверждает Л.А. Венгер [1], А.Л. Смоленцева [21] предлагает уже в этом возрасте знакомить детей с кругом, квадратом, овалом, прямоугольником, треугольником. Они предлагают организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить их по форме. Вначале дети не могут выполнить сопоставление зрительно, поэтому используется прием наложения. От внешних приемов сопоставления дети постепенно и переходят к сопоставлению на глаз. Это дает им возможность устанавливать тождество и различие между такими предметами, которые нельзя наложить друг на друга. Л.А. Венгер [1] и А.Л. Смоленцева [21] считают целесообразным знакомить детей с геометрическими фигурами, предлагая им овалы с разным соотношением осей и прямоугольники, различающиеся по соотношению плоские фигуры, а также прямоугольные, остроугольные, тупоугольные треугольники. Н.П. Сакулина [11] утверждала, что важное значение имеет вопрос о целесообразности использования плоских и объемных геометрических фигур. Плоские фигуры отображают наиболее существенную для восприятия сторону формы предмета – его контур, и могут быть использованы в качестве образцов при восприятии формы и объемных и плоскостных предметов. Введение же объемных фигур может вызвать лишь дополнительные трудности. О важной роли предметного действия в развитии геометрических фигур и формы предметов свидетельствуют исследования А.А. Прессман [12]. Заполнение вкладышей детьми старшего возраста показало, что у них процесс зрительного восприятия еще не отделен от предметного действия. И лишь в дошкольном возрасте проявляются специальные зрительные реакции прослеживания контуров, соотнесения формы фигур, предшествующие выполнению практического действия. С.Г. Якобсон [13], изучавшая узнавание геометрических фигур и формы предметов у детей старшего дошкольного возраста, показала, что дети гораздо лучше узнавали геометрические фигуры, если им в начале разрешалось ощупать фигуру, а затем найти ее среди других фигур. У детей старшего дошкольного возраста действия руки, носят еще по преимуществу установленный, фиксирующий характер. Пытаясь выяснить, что это за предмет, ребенок крепко зажимает его кистью руки, не производя с ним каких-либо поисковых ощупывающих движений. А.А. Столяр [22] считает, что весьма важную, а вернее, основную роль в восприятии геометрических фигур и формы предмета, имеет обследование. А.А. Столяр [22], отмечает, что у детей старшего дошкольного возраста наблюдается весьма низкий уровень обследования геометрических фигур и формы предмета, не различают полностью фигуры овал и круг, прямоугольник и квадрат. А.Н. Леушина [3] считала, что в познании формы окружающих предметов особую роль играют геометрические фигуры, с которыми сопоставляются предметы окружающего мира. Поэтому она считала важным как можно раньше познакомить детей с основными геометрическими фигурами, научить различать, называть их. Знание геометрических фигур и формы предметов представляет собой в известном смысле высший уровень знаний, поскольку в них сконцентрированы в отвлеченном виде наиболее общие свойства формы реальных предметов. Наряду с этим важно дать детям знание основных геометрических фигур и формы предметов, и предоставить возможность пользоваться классификацией этих форм (конические, цилиндрические, прямоугольные). Обычно детей знакомят с геометрическими фигурами, резко отличающимися друг от друга по своей конфигурации, - с кругом, квадратом, треугольником. Н.П. Сакулина [11] предлагает для успешного освоения детьми геометрических фигур, научить их более тонко дифференцировать геометрические формы, входящих в группу округлых и в группу прямолинейных. А.Н. Леушина [3] отмечает, что в старшем дошкольном возрасте дети не узнают квадрата, если он повернут на 45°. Чтобы опознать квадрат, надо мысленно перевернуть его, что дошкольник сделать не может. поэтому А.Н. Леушина [3] делает вывод, что ребенок еще не видит тождественности фигур и формы предметов. Н.Н. Поддъяков [16] обнаружил, что наличие у детей представлений о круге и окружности отнюдь не обеспечивает решение более сложной задачи, возникающей часто в продуктивных видах деятельности. Опираясь на исследования, проведенные под руководством В.В. Давыдова [6], в области формирования геометрических представлений мы предложили вести детей от общего к частному. Так дошкольникам сначала дают представления о многоугольнике, а затем знакомят с тем, как называются некоторые его формы – квадрат, прямоугольник, трапеция. В этом случае дети старшего возраста сами могут выделить общие признаки различных классов геометрических фигур, а на этой основе строить их определения. Не добиваясь обязательного и одинакового для всех запоминания названий, возможно, значительно расширить геометрический кругозор детей. Таким образом, в психолого-педагогической литературе отмечено, что формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета является важной частью математического развития старших дошкольников изучение психолого-педагогической литературы, практики работы дошкольных учреждений убеждают в необходимости дальнейшего исследования вопроса организации процесса обучения математике детей дошкольного возраста, разработки и внедрения инновационных технологий. К концу года дети старшого возраста должны знать некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон) [с. 137].
1.2. Особенности и методы освоения детьми формы предметов и геометрических фигур.
В развитии "геометрических знаний" у детей прослеживается несколько различных уровней. Первый уровень характеризуется тем, что фигура воспринимается детьми как целое, ребенок еще не умеет выделять в ней отдельные элементы, не замечает сходства и, различая между фигурами, каждую из них воспринимает обособленно [3]. На втором уровне , ребенок уже выделяет элементы в фигуре и устанавливает отношения, как между ними, так и между отдельными фигурами, однако еще не осознает общности между фигурами. [3] На третьем уровне ребенок в состоянии устанавливать связи между свойствами и структурой фигур, связи между самими свойствами. [3] Поэтому обучение следует организовать так, чтобы в связи с усвоением знаний о геометрических фигурах у детей развивалось и элементарное геометрическое мышление. С.Л. Рубинштейн [16] считал, что аналитическое восприятие геометрической фигуры, умение выделить в ней выраженные и явно ощутимые элементы и свойства создают условия для дальнейшего более углубленного познания структурных ее элементов. [3] Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать в 2-х аспектах: в плане сенсорного восприятия форм ,геометрических фигур и использования их как эталонов в познании форм окружающих предметов, а также в смысле познания особенностей их структуры свойств, основных связей и закономерностей в их построении, то есть собственно геометрического материала. [3] Чтобы знать, чему и как обучать детей на разных этапах их развития, надо прежде всего проанализировать особенности сенсорного восприятия и формы любого предмета, а затем пути дальнейшего развития геометрических представлений и элементарного геометрического мышления, и далее как совершается переход от чувственного восприятия формы к ее логическому осознанию. [3] Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать форму наряду с другими его признаками, но уметь абстрагировать форму. Такому восприятию формы предметов и ее обобщению и способствует знание детьми эталонов – геометрических фигур. [3]. Познание структуры предмета, его формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия той или иной формы зрением, но и путем активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и обозначения словам. Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов. [3] Познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно отражается на их продуктивной деятельности. Геометрический материал не выделен в программе в виде отдельной темы. Он изучается небольшими порциями. Также геометрический материал используется часто в качестве средств наглядности при рассмотрении некоторых вопросов, а также как средство применения знаний. При знакомстве с геометрическими фигурами все их свойства выявляются экспериментальным путем. Отсюда особенности организации деятельности детей, подбор методов: большое место должны занимать практические методы и наглядные (упражнения и практические работы), также необходимо организовать моделирование детьми изучаемых фигур. Формирование представления о геометрических фигурах происходит постепенно и проходит ряд этапов:
- инструктивный уровень формирования представлений;
- формирование представлений о геометрических фигурах с выделением существенных признаков (признаков отражающих суть данной фигуры);
- задания, в которых геометрические фигуры и их элементы являются объектами для пересчитывания (также ведется работа и по усвоению необходимой терминологии, формируются умения узнавать и различать геометрические фигуры);
- задания на классификацию фигур;
- на деление фигур на части и на составление одних геометрических фигур из других;
- на выявление геометрической формы реальных объектов или их частей.
Формированию представления о геометрических фигурах способствует организация работы с моделями геометрических фигур. Моделирование фигур из бумаги, палочек, пластилина. Также выполнение простейших заданий на построение геометрических фигур, выполняются по образцу. Рассмотрев конкретную геометрическую фигуру, выделив ее признаки, детям даются задания начертить такую фигуру, на листке, причём даются соответствующие ориентиры. Дети знакомятся с геометрическими фигурами: квадратом, прямоугольником, кругом, треугольником; объемными телами: шаром, кубом, цилиндром. Эти знания в дальнейшем закрепляются и углубляются. [1] Детей знакомят с новой для них фигурой – овалом. Они уже самостоятельно отличают овал от круга. Знакомство с овалом должно происходить на основе обследования фигуры, нахождения различия между овалом и кругом. Накладывая круг на фигуру овальной формы, воспитатель показывает детям, что эти фигуры неодинаковые, подчеркивает их различие. Сообщает название фигуры – овал. Самостоятельно обследуя модели фигур, рассматривая их, накладывая одну на другую, дошкольники должны попытаться сформулировать вывод об их сходствах и различиях. В дальнейшем у детей начинают формировать представление о четырехугольнике. Четырехугольник – это обобщенное понятие фигуры, обладающей определенными признаками: четыре угла и четыре стороны. Наиболее ценным для умственного развития ребенка является формирование этого обобщения на основе обследования моделей фигуры, сопоставления с другими фигурами, выделение существенных признаков данной фигуры. Подводя детей к новому для них понятию, следует исходить из сложившихся представлений. [1] На занятиях по математике детей учат различать модели близких по форме фигур, производить элементарный анализ воспринимаемых фигур, выделять и описывать их некоторые свойства. Детей знакомят с различными видами треугольников, фигур овальной формы, учат видеть изменения по форме, находить тождественные фигуры, обучают последовательно обследовать и описывать форму предметов, находить ее сходство с геометрическим образуя и отличие от него. В старшей группе каждая фигура представляется детям моделями разной окраски, разного размера и с разным соотношением сторон, сделанными из разных материалов. Используют таблицы и карточки для индивидуальной работы, на которых рисунки фигур одного вида или разных видов расположены в разном пространственном положении. Всю работу строят на основе сопоставления и противопоставления моделей геометрических фигур. Для выявления признаков сходства и отличия фигур, их модели сначала сопоставляют попарно, затем сопоставляют сразу от 3 до 5 фигуру каждого вида. [4] Характерные свойства каждой из геометрических фигур, выявляются путем сопоставления 4-5 ее моделей, отличающихся модельной окраской, размером, материалом. [4] Существенное значение по-прежнему имеет использование приема осязательно-двигательного обследования моделей. Для выявления признаков отличия фигур друг от друга продолжают использовать приемы наложения и приложения. [4] Важно обучить детей сравнению формы предметов с геометрическими фигурами, как эталонами предметной формы. У ребенка необходимо развивать умение видеть, какой геометрической фигуре, или какому их сочетанию соответствует форма того или иного предмета. Это способствует более полному, целенаправленному распознаванию предметов окружающего мира и воспроизведению их в рисунке, лепке, аппликации. Хорошо усвоив геометрические фигуры, ребенок всегда успешно справляется с обследованием предметов, выделяя в каждом из них общую, основную форму и форму деталей. Работа по сопоставлению формы предметов с геометрическими эталонами происходит в два этапа. На первом этапе нужно научить детей на основе непосредственного сопоставления предметов с геометрической фигурой, давать словесное определение форме предметов. (4) Таким образом, удается отделить модели геометрических фигур от реальных предметов и придать им значение образцов. Далее выбирают предметы указанной формы, группируют их и обобщают по единому признаку формы. На втором этапе детей учат определять не только основную форму предметов, но и форму деталей. На разных фигурах дети показывают ее внутреннюю область и ее границу - стороны, вершины и углы как часть внутренней области фигуры. [4] Можно предложить детям заштриховать красным карандашом внутреннюю область фигуры, а синим карандашом – обвести ее границу стороны. Дети не только показывают отдельные элементы фигуры, но и считают вершины, стороны, углы у разных фигур. Чтобы убедить детей, что выделенные ими признаки являются характерными свойствами проанализированных фигур, воспитатель предлагает те же фигуры, но больших размеров. Обследуя их, дети подсчитывают вершины, углы, стороны, и приходят к общему вводу. [3] Это ставит самих детей перед необходимостью самостоятельного поиска ответа, а не ограничивает использованием готовых знаний. Таким образом, необходимо приучить детей делать свои заключения, уточнять и обобщать свои ответы. Не следует давать детям готовые знания нужно возбудить интерес к ним, обеспечить возможность действия.
1.3. Роль дидактической игры и игровых упражнений в развитии представлений о форме предметов и геометрических фигурах.
В истории развития дошкольной дидактики и методики формирования математических представлений место и роль занимательного материала рассматривались с разных позиций. В начале нашего столетия, когда не было специальных работ, направленных на раскрытие вопросов методики обучения дошкольников математике, простейший занимательный материал включался в общие сборники по занимательной математике. Указывалось на возможность использования его с целью детей к обучению в школе, развития смекалки. В задачах разной степени сложности занимательность привлекает внимание детей, активизирует мысль, вызывает устойчивый интерес к предстоящему поиску решения. Характером материала определяется его назначение: развивать у детей общие подготовки умственные и математические способности, заинтересовывать их предметом математики, развлекать, что не является, безусловно, основным. Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - сырье важная форма воспитания. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмысливать правила, последовательности действий, преодоления трудностей. Дидактические игры формируют у детей память, наблюдательность, сообразительность. Игры учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых ситуациях, активизируют разнообразные психические процессы и доставляют эмоциональную радость ребятам - в этом их развивающая роль. А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, пишет: "Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра, была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей". (7,318). Игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности, воспитанию правильных взаимоотношений между детьми (воспитание коллективизма). Дидактические игры четкой классификации и группировки по видам пока не имеют. Их различают по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Но эти игры имеют четкую структуру: дидактическая задача, игровая задача - цель игры для детей, правила игры, игровые действия, результат. В практике работы дошкольных учреждений накоплен достаточный опыт использования дидактических игр при обучении детей математике. Дидактические игры используются как для формирования знаний, так и для закрепления и для сообщения новых знаний. В последние годы проведены исследования игр с математическим содержанием: дидактические игры математического содержания (А.А. Смоленцева); дидактические игры с элементами информатики и моделирования (А.А. Столяр); игры направленные на интеллектуальное развитие детей (А.А. Зак, З.А. Михайлова). Б.Н. Хачапуридзе создал систему дидактических игр, которые должны решить задачи умственного воспитания дошкольника. Он считал, что дидактическая игра отнюдь не является единственным средством умственного воспитания, но только необходимым его звеном. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых познания окружающего мира и решения разного рода практических задач. Дидактические игры математического характера позволяют не только расширять знания дошкольников, но и закреплять представления детей о количестве, величины, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени. Содержание игры способствует проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира. В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм. Выполнение дидактических игр вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное - освоению способов познания. Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Слово помогает называть признак или свойство предмета. В речи формируется процесс рассуждения. Мыслительный процесс начинается с осознания проблемной ситуации, с постановки вопроса. Развивающие игры и дидактические игры, способствуют развитию таких мыслительных операций, как анализ, мысленное разложение целого на части, или выделение из целого его сторон; сравнение, установление сходства и различия между предметами или какими-либо признаками; синтез, мысленное объединение частей, свойств в единое целое; обобщение, мысленное объединение предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам. Мышление может осуществляться с помощью практических действий, на уровне оперирования представлениями или словами, т.е. во внутреннем плане. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях. Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоления трудностей приносит им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Все это делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе. Восприятие формы предметов является сенсорной основой любой практической деятельности. Ребенка нужно учить восприятию и выделению формы, начиная с младшей группы детского сада. Играя, малыш осваивает рациональные приемы обследования формы руками и глазами. В процессе этих игр дошкольники осваивают геометрические фигуры. Д.В. Менджерицкая выделила следующие требования к дидактическим играм (13, 118). Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А.С. Макаренко: "Игра без усилий, игра без активной деятельности - всегда плохая игра". Игровые упражнения геометрического характера , целесообразно частично включать непосредственно в содержание занятий по формированию элементарных математических представлений в старшей и подготовительной к школе группах с целью активизации детской мысли, развития логического мышления, выработки умения догадываться, сообразительности, что необходимо каждому человеку для жизни, трудовой деятельности. При этом следует соблюдать строгую последовательность в усложнении самих задач, требований к поисковым действиям детей. От занятия к занятию уточняется и усложняется анализ задач, характер поиска решения, уровень проявления самостоятельности мышления, сочетание действий и рассуждений. Таким образом, для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей. В ходе решения задач на смекалку, дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился.
Выводы по Главе 1
Геометрические фигуры - одно из математических понятий, с которыми необходимо знакомить в дошкольном возрасте. Работа с геометрическим материалом является значимой с точки зрения общего математического и психического развития дошкольника. Формирование представлений у детей о форме и геометрических фигурах способствует развитию геометрического мышления. Формирование представлений длительный и сложный процесс, поэтому необходимо выбирать наиболее эффективные средства и методы ознакомления. В нашем исследовании мы обратились к игровому методу. Дидактические игры, ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах или явлениях окружающего мира; сравнивать; группировать; классифицировать предметы по определенным признакам; делать правильные выводы, обобщения. Дидактическая игра создает интерес к решению умственных задач, способствует развитию произвольного внимания, очень важного фактора успешного обучения. В экспериментальной части работы мы делаем попытку показать возможности дидактических игр и упражнений в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников.
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния дидактических игр и упражнений на формирование представлений у старших дошкольников о геометрических фигурах и форме предметов.
2.1. Оценка результатов освоения старшими дошкольниками программы по ознакомлению с геометрическими фигурами на констатирующем этапе.
Эмпирическое исследование, проводилось на базе ГБОУ № 797 комбинированного вида группа № 6 «Бельчата». Западного окружного управления образования. В эксперименте приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Работа осуществлялась в три этапа:
1 этап - констатирующий эксперимент;
2 этап - формирующий эксперимент;
3этап – контрольный эксперимент.
Задача констатирующего этапа эксперимента - выявить, у детей представления о форме предметов (шаре, кубе, цилиндре, круге, овале, прямоугольнике, четырехугольнике, многоугольнике) и некоторых их свойствах.
В качестве основного метода исследования использовалась диагностика математического развития Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой.
Диагностика по методике состояла из 16 заданий (Приложение № 1)
Выполнение ребенком заданий оценивалось в баллах:
0 - ребенок не выполнил задание;
1 - ребенок выполнил задание не полностью;
2 - ребенок выполнил задание.
Наибольшее количество баллов по данной методике соответствует 16.
Таким образом, количественные показатели по данной методике следующие:
Высокий уровень – 26 - 32 баллов;
Средний уровень – 15 - 25 баллов;
Низкий уровень – менее 15 баллов.
Детям были предложены тесты, в состав которых входили дидактические игры. В результате обследования детей мы констатируем следующее (Табл. 1).
Табл.1
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | № задания | Сумма баллов | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |||
1 | Катя Р. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 16 |
2 | Андрей С. | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 16 |
3 | Кирилл И. | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 23 |
4 | Катя С. | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 10 |
5 | Артем А. | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 20 |
6 | Настя С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 16 |
7 | Алиса А. | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 26 |
8 | Дима Г. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 18 |
9 | Денис З. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 11 |
10 | Саша К. | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 8 |
11 | Данил Щ. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 20 |
12 | Степан Г. | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 2 | 15 |
13 | Алексей Т. | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 26 |
12 | Наташа К. | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 8 |
15 | Ксения Е. | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 23 |
16 | Женя П. | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 2 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 15 |
17 | Надя Г. | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 29 |
18 | Елена М. | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 21 |
19 | Вася А. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 15 |
20 | Мария С. | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 9 |
Общее кол-во баллов группе | 23 | 25 | 19 | 22 | 23 | 24 | 23 | 18 | 23 | 22 | 21 | 18 | 18 | 21 | 19 | 23 |
Для детей группы выполнение заданий вызвали некоторые трудности. Особенно задания № 2, 5, 12, 14. Самыми легкими для детей оказались ответы на задания: «Покажи прямоугольник. Почему его так называют? Покажи все вершины, углы, стороны прямоугольника. Сколько вершин, углов, сторон у прямоугольника?», «Найди и покажи все многоугольники», «Покажи шар, куб, цилиндр», «Найди и покажи все маленькие четырехугольники синего цвета». Примечательно, что седьмое из самых лёгких заданий для ребят был одним из самых трудных, справился только один ребёнок. Большинству детей приходилось напоминать условия задания дважды, так как они на длительное время задумывались над ним.
Максимальные затруднения у детей группы вызвали вопросы: «Найди и покажи все четырехугольники», «Покажи все маленькие (большие) фигуры», «Назови, на какие геометрические фигуры похожи: книга, тарелка, косынка», «Из шести палочек составь прямоугольник. Раздели его одной палочкой на два квадрата». Здесь, для нас стало примечательным то, что трудными оказались второе, третье и четвертое из тяжелых задания. Правильно справились с большинством заданий: Алексей П., он дал 9 правильных ответов; Ксения Е.- 7 правильных ответов и Надя Г., девочка правильно выполнила 13 из 16 заданий . Наибольшие затруднения выполнения заданий вызвали у Наташи К. – 8 неверных ответов из 16 и Марии С.- 7 неверных ответов. Результаты диагностики детей мы представили на диаграмме (Рис. 1)
Рис. 1
Вывод: результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что большинство детей в группе находятся на среднем уровне представлений о форме предметов. Следует отметить, тот факт, что при примерно одинаковых результатах, средний балл результативности выполнения заданий диагностики в группе выше на 1,7 балла. Количество детей с высоким уровнем в группе составляет 2 человека, а с низким 1 человек
Показатели, по которым обнаружились различия между испытуемыми группы, послужили основанием для проведения целенаправленной педагогической работы по развитию представлений детей группы о форме предметов.
2.2. Формирование у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предметов в процессе дидактических игр
На формирующем этапе эксперимента были поставлены задачи:
- создать развивающую среду;
- провести с детьми дидактические игры и упражнения геометрического содержания;
Для решения поставленных задач детям первоначально были предложены следующие упражнения
1. Упражнения, направленные на развитие умения выделять геометрические фигуры на рисунке-чертеже, в окружающей обстановке;
2. Упражнения, направленные на развитие навыков конструирования;
3. Упражнения, направленные на развитие умения выделять элементы и свойство геометрических фигур;
4. Упражнения, направленные на развитие умения выявлять особенности взаимного расположения геометрических фигур.
Для формирования у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предмета были проведены следующие дидактические игры
1. Дидактическая игра "Посмотри вокруг".
2. Дидактическая игра "Почини одеяло".
3. Дидактическая игра "Составные картинки".
4. Дидактическая игра "Придумай свой орнамент".
5. Дидактическая игра "Собери узор".
6. Дидактическая игра "Раздели блоки-3".
7. Дидактическая игра «Тенграм».
8. Дидактическая игра « Вьетнамская игра».
Свою работу мы начали с закрепления имеющихся знаний детей о форме предметов. Для этого мы определили форму окружающих предметов, (тарелка имеет форму круга. Мяч – форму шара). Мы попросили детей найти три предмета, имеющих форму круга или треугольника. Постепенно задачу усложняли, и ребенок в окружающем его пространстве должен найти три предмета одной формы и одного цвета или несколько предметов одинаковой формы, но один другого меньше. В ходе использования дидактических игр, с целью руководства поисковой деятельностью детей мы пользовались различными приемами, способствующими воспитанию у них положительного отношения к длительному настойчивому поиску, но в то же время быстроты реакции, отказа от выработанного пути поисков. Интерес детей поддерживался желанием достичь успеха. В процессе использования игр дети активно включались не только в практический поиск решения, но и в умственный. Об этом свидетельствовали их высказывания, рассуждения о путях решения. Постепенно, в работе с детьми мы усложняли характер игр на преобразование фигур. Решались они путем сочетания практических и мысленных проб или только в плане умственного действия - в уме, с обоснованием, выражением в речи хода решения.
Многие дети целенаправленно анализировали дидактические игры и обнаруживали простые рациональные способы их решения. Так, в игре по преобразованию, дети осмысленно объясняли возможные преобразования. В ходе обучения время поиска детьми решения игры сокращалось, менялся характер проб, обдумывание решения начинало занимать все большее место. Поэтому на определенном этапе предложенную игру дети , анализировали на основе только графического изображения. Практическое составление и видоизменение фигур служило здесь средством проверки. Особое место мы отвели играм на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Одним из таких наборов является набор «Танграм». Фигуры в этом наборе подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекал результат - составить увиденное на образце или задуманное. Они включались в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.
На первом этапе освоения игры "Танграм" проводились упражнения, направленне на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой, соотношение сторон фигур по размерам. Дети составляли новые фигуры по образцу, устному заданию, замыслу. Им предлагалось выполнить задание в плане представления, а затем - практически: "Какую фигуру можно составить из 2 треугольников и 1 квадрата? Сначала скажите, а затем составьте".
Второй этап работы с детьми являлся наиболее важным для усвоения ими в дальнейшем более сложных способов составления фигур. Для успешного воссоздания фигур-силуэтов необходимо умение зрительно анализировать форму плоскостной фигуры и ее частей. Кроме этого, при воссоздании фигуры на плоскости очень важно умение мысленно представить изменения в расположении фигур, которые происходят в результате их трансфигурации. Способ составления (расположения составных частей) фигуры-силуэта из геометрических фигур играющий вынужден искать, опираясь на данные анализа, в процессе апробирования различных намеченных вариантов составления. С помощью мозаик и планшетов совершенствовали умение собирать схемы предметов из точечных элементов и целых геометрических фигур. Так- же в своей работе мы использовали игры промышленного производства. Например , такие как Волшебный круг, Вьетнамская игра, и др. Данные игры способствует развитию произвольности (умения выполнять действия по правилам и выполнять инструкции), наглядно-образного мышления, воображения, внимания, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы , восприятия, комбинаторных способностей. Для закрепления знаний , полученных в детском саду мы готовили для детей домашние задания в виде игр. Например, раздавали карточки с изображениями круга, квадрата, треугольника, овала и просили детей дома вместе с родителями найти предметы по форме похожие на изображения на карточках. Данные домашние задания предполагали совместную деятельность родителей и детей.
Вывод: таким образом, в процессе систематической работы у детей формируются прочные и обширные знания о геометрических фигурах и форме предмета, обеспечивается точность узнавания фигур, правильность воспроизведения фигуры. Формирующий эксперимент показал, что при использовании дидактических игр в процессе обучения, у детей лучше формируются необходимые знания и представления о геометрических фигурах и форме предмета. Полученные результаты представлены на (Рис. 2)
Рис. 2
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования представлений о форме предметов и геометрических фигурах
Задача контрольного этапа эксперимента - выявление динамики уровня развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах у детей.
Для решения поставленной задачи мы предложили детям задания, которые предлагались на этапе констатирующего эксперимента. Результаты представлены в (Табл. 2)
Табл. 2
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | № задания | Сумма баллов | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |||
1 | Катя Р. | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 21 |
2 | Андрей С. | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 18 |
3 | Кирилл И. | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 26 |
4 | Катя С. | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 14 |
5 | Артем А. | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 21 |
6 | Настя С. | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 20 |
7 | Алиса А. | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 28 |
8 | Дима Г. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 21 |
9 | Денис З. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 13 |
10 | Саша К. | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 11 |
11 | Данил Щ. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 20 |
12 | Степан Г. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 2 | 17 |
13 | Алексей Т. | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 26 |
14 | Наташа К. | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 11 |
15 | Ксения Е. | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 23 |
16 | Женя П. | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 16 |
17 | Надя Г. | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 29 |
18 | Елена М. | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 21 |
19 | Вася А. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 15 |
20 | Мария С. | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 11 |
Общее кол-во баллов | 29 | 26 | 21 | 22 | 26 | 26 | 26 | 19 | 23 | 27 | 24 | 20 | 24 | 22 | 22 | 27 |
Результаты показали, что в группе произошли изменения. Особенно улучшились результаты у шести детей. По итогам диагностики их общий результат увеличился в среднем на 4,75 балла. У трех детей результат увеличился на два балла, у одного ребенка результат улучшился на один бал. Анализируя индивидуальные изменения можно заключить, что изменения в результатах на контрольном этапе эксперимента произошли у трех детей: у двух детей результат улучшился на два балла и у одного ребенка на один балл, у остальных испытуемых результат остался без изменений. (Рис. 3, Рис. 4)
Рис. 3
Рис. 4
Таким образом, можно сделать вывод о том, что целенаправленная и систематическая работа по использованию дидактических игр и упражнений педагогами дошкольного образовательного учреждения позволит достигнуть значительного продвижения знаний детей о форме предметов.
Вывод по Главе 2
По результатам нашего исследования дидактическая игра является эффективным средством формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов. Педагогам можно рекомендовать включать дидактические игры в процесс занятия. Организовывать и проводить вместе с детьми дидактические игры в процессе самостоятельной деятельности детей. Включать в процесс обучения дидактические игры, направленные на:
- узнавание и называние геометрических фигур. Типа: "Какая фигура";
- нахождение предметов различной формы. Типа: "Похож, не похож", "Подбери по форме";
- понимание значения слова "эталон". Типа: "Подбери фигуру";
- составление силуэтов предметов, моделирование из геометрических фигур. Игры "Танграм", "Вьетнамская игра", «Колумбово яйцо».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Аналитическое восприятие геометрических фигур развивает у детей способность более точно воспринимать форму окружающих предметов и воспроизводить предметы при занятиях рисованием, лепкой, аппликацией.
Анализируя разные качества структурных элементов геометрических фигур, дети усваивают то общее, что объединяет фигуры. Ребята узнают, что:
- одни фигуры оказываются в соподчиненном отношении к другим;
- понятие четырехугольника является обобщением таких понятий, как «квадрат», «ромб», «прямоугольник», «трапеция» и др.;
- в понятие «многоугольник» входят все треугольники, четырехугольники, пятиугольники, шестиугольники независимо от их размера и вида.
Подобные взаимосвязи и обобщения, вполне доступные детям, поднимают их умственное развитие на новый уровень. У детей развивается познавательная деятельность, формируются новые интересы, развиваются внимание, наблюдательность, речь и мышление и его компоненты (анализ, синтез, обобщение и конкретизация в их единстве). Все это готовит детей к усвоению научных понятий в школе. Познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно отражается на их продуктивной деятельности (например, рисовании, лепке). В данной исследовательской работе был рассмотрен вопрос о роли дидактических игр и упражнений в развитии у детей старшего дошкольного возраста представлений о форме предметов. Анализ вскрыл достаточно широкую освещенность проблемы в психологических исследованиях в деятельностном и личностном направлениях. Анализ педагогических исследований позволил определить не только важность и значимость дидактических игр и упражнений в развитии представлений о форме предметов, но и обнаружить недостаточную разработанность педагогических условий для их развития. В процессе проведенного эксперимента были использованы дидактические игр и упражнение в развитии у детей старшего дошкольного возраста представлений о форме предметов. Исследование позволило установить динамику развития уровня представлений о форме предметов у старших дошкольников. У детей группы, с которыми проводилась целенаправленная работа по использованию игр и упражнений, было выявлено улучшение результатов по сравнению с детьми контрольной группы, у которых развитие мыслительных операций происходило спонтанно, без специального обучения. Несмотря на то, что у детей группы произошло незначительные улучшения результатов, после опытно - экспериментальной работы действия детей стали целенаправленными и осознанными. Испытуемые научились устанавливать связи между свойствами и структурой фигур, связи между самими свойствами. Дети приучились различать внутреннюю область любой фигуры и ее границу, считать число сторон, вершин, углов. Обследуя треугольник, они приходили к выводу, что у него три вершины, три угла и три стороны. Очень часто дети сами говорили, почему эта фигура в отличие от прямоугольника и квадрата называется треугольником. У дошкольников стало развиваться умение видеть, какой геометрической фигуры или какому их сочетанию соответствует форма того или иного предмета.
В ходе исследовательской работы нами были получены данные, позволяющие говорить о динамике развития уровня представлений детей о форме предметов, об эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе опытно - эмпирического исследования.
Итоги работы послужили основанием для подтверждения суждения о том, что уровень развития представлений о форме предметов у старших дошкольников зависит от различных форм использования занимательного математического материала, а именно от применения дидактических игр и упражнений.
Таким образом, выполненное нами исследование проблемы развития у детей старшего дошкольного возраста представлений о форме предметов вносит определенный вклад в разрешение обозначенной проблемы. Мы осознаем, что не все поставленные нами задачи решены в равной мере глубоко и основательно.
Вместе с тем исследование выявило ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено, но исследование имеет практическое значение и может быть использовано воспитателями в дошкольных учреждениях, работающих по новой программе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1989.-213с.
2. Гербова В. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду.- Изд.: Мозаика-Синтез, 2005.-344с.
3. Гоголева В.Г. Логическая азбука для детей 4-6 лет. - СПб.: Детство-Пресс, 1998. - 128 с.
4. Давайте поиграем: Мат. игры для детей 5-6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Под. ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1991. - 80 с.
5. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду. - М.: Академия, 1997. – 160 с.
6. Ерофеева Т. Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике. //Дошкольное воспитание. - 1999. - № 2.
7. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. - Москва, Просвещение, 2002 г.
8 .Журнал Дошкольное воспитание №12 1998. стр. 9-10. Статья Соловьева Е.17
9. Игры, задания и упражнения математического содержания. Л.И.Ермолаева. Иркутск: 2000 г. Игровые занимательные задачи для дошкольников. З.А.Михайлова. М: 2000 г
10. Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике Ерофеева Т. С.17
11. Ехевич Н. Развивающие игры для детей. – М. Физкультура и спорт, 1990.-125с.
12. Запорожец А.В., Венгер Л.А. Восприятие и действие. – М.: Просвещение, 1967. - 323с.
13. Игра дошкольника. Под ред. С.Л. Новоселовой.
14. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5-6 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. - М.: Гном-Пресс, 1999. - 80 с.
15. Леушина А.Н. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М-П. – 1974.
16.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - Москва, Просвещение, 2000 г.
17. Математика до школы. А.А. Смоленцова, О.В. Пустовайт. СПб: Акцидент – 2008г
18. Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. /Авт.-сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. - СПб.: Детство-Пресс, 1999. - 176 с.
19. Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие. /Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербенец (РГПУ им. А.И. Герцена). - СПб.: Акцидент, 1998. - 94 с.
20. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - СПб.: Детство - Пресс, 1999. - 128 с.
21. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Акцидент, 1997. - 79 с.
22. Педагогическая диагностика развития детей . Под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. – Яр-ль: академия развития, 2006-144с.
23. Поддъяков Н.Н., Ф.А. Сокина Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М. – 1988.
24. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М.: Просвещение, 1993. - 95 с
25. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Под ред- М-П.-1988.
26. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. - М.: Просвещение, 1980. - 64 с.
Приложения
Приложение № 1
Задания
1. Назови фигуры, которые ты видишь перед собой.
2. Покажи прямоугольник. Почему его так называют? Покажи все вершины, углы, стороны прямоугольника. Сколько вершин, углов, сторон у прямоугольника?
3. Найди и покажи все четырехугольники.
4. Найди и покажи все многоугольники.
5. Покажи шар, куб, цилиндр.
6. Покажи круг и овал. Чем круг отличается от овала?
7. Покажи все фигуры красного (желтого, синего, зеленного) цвета.
8. Покажи все маленькие (большие) фигуры.
9. Найди и покажи все маленькие четырехугольники синего цвета.
10. Найди и покажи большой синий квадрат.
11. Найди и покажи маленький красный круг.
12. Внимательно посмотри на рисунок и определи, из каких геометрических фигур составлен человечек (фигурка сложена из разных геометрических фигур в виде человека).
13. Назови, на какие геометрические фигуры похожи: книга, тарелка, косынка.
14. Составь рыбку из пяти треугольников.
15. Из шести палочек составь прямоугольник. Раздели его одной палочкой на два квадрата.
16. Нарисуй квадрат со стороной две клеточки. Пририсуй маленький квадрат так, чтобы получился один маленький и один большой квадрат (детям дается лист бумаги в клетку).
Приложение № 2
1. Какие геометрические фигуры использованы в рисунке? (Рис. 1) Из каких геометрических фигур состоит рисунок? Найди и назови все геометрические фигуры на рисунке.
2. Сколько на рисунке (Рис. 2) треугольников (квадратов, кругов, четырехугольников, овалов, многоугольников)? Закрась круги желтым карандашом, квадраты зеленым, а треугольники синим.
3. Сравни рисунки (Рис. 3, 4, 5, 6). Чем они похожи? Чем отличаются? Из каких геометрических фигур состоят?
4. Сколько треугольников на рисунке? (Рис. 7)
5. Сколько квадратов, прямоугольников, четырехугольников на рисунке? (Рис. 8)
6. Сколько на рисунке (Рис. 9) треугольников, четырехугольников? Какие еще геометрические фигуры ты видишь?
7. Найди на рисунке (Рис. 10) указанное количество фигур (например: 5 треугольников, 4 прямоугольника, 2 квадрата и т.д.).
8. Из каких фигур состоят флажки? (Рис. 11)
9. Игра "Волшебные очки". Для игры нужно изготовить специальные очки со "стеклами" разной формы (Рис. 12). Надев такие волшебные очки, можно видеть предметы той формы, которая соответствует форме "стекла".
Игра "Помоги художнику". Помоги художнику превратить эти геометрические фигуры (Рис. 13) в какие-нибудь предметы, животных и т.п.
Упражнения этой группы можно разбить на три подгруппы:
Упражнения на разбиение геометрических фигур на части, являющиеся такие геометрическими фигурами. Сначала показываю детям разные способы разбиения фигур: разрезание ножницами, т.е. реальное разделение; перегибание; проведение необходимых линий (отрезков).
- Разрежь квадрат на части так, чтобы получилось: 2 прямоугольника; 2 треугольника; 4 квадрата; 4 треугольника; 4 прямоугольника; 1 квадрат и 4 треугольника.
- Раздели треугольник (Рис. 14а) так, чтобы получилось: 2 треугольника; 6 треугольников.
- Раздели четырехугольник (Рис. 14б) на две части так, чтобы получились: 2 треугольника; 2 четырехугольника; треугольник и четырехугольник; треугольник и пятиугольник.
- В четырехугольнике (трапеции) (Рис. 14в) проведи два отрезка так, чтобы получился прямоугольник и два треугольника.
- В данной фигуре (Рис. 14г) проведи отрезок так, чтобы он разделил фигуру на 3 треугольника; 2 треугольника; треугольник и четырехугольник; 2 треугольника и шестиугольник; пятиугольник и треугольник.
- Проведи в каждой фигуре (Рис. 15) отрезок так, чтобы одной из частей оказался квадрат.
- Как из треугольника (Рис. 16) сделать шестиугольник? Проведи отрезки.
Приложение № 3
1. Дидактическая игра "Посмотри вокруг"
Цель игры: закрепить представления о геометрических фигурах; учить находить предметы определенной формы. Детям вначале предлагается назвать геометрические фигуры, прямоугольник, треугольник, круг, квадрат, овал, шар.
После закрепления знаний о геометрических фигурах, детям даются следующие задания:
1. Найти предмет прямоугольной формы.
2. Найти предмет треугольной формы.
3. Найти предмет круглой формы.
4. Найти предмет квадратной формы.
6. Найти предмет шарообразной формы.
Ребенок ищет эти предметы в групповой комнате.
В процессе этой дидактической игры мы формируем у детей старшего дошкольного возраста представления о геометрических фигурах и форме предмета учим сопоставлять геометрические фигуры с формой. При этом несколько раз произносим слово " эталон " соотнеся его с формой. Постепенно дети начинают понимать значение слова "эталона". Данная игра позволила закрепить представления о геометрических фигурах, научить детей находить предметы определенной формы в окружении. Смотреть (Табл. 2)
2. Дидактическая игра "Почини одеяло"
Цель игры: знакомство с геометрическими фигурами и составление фигур из данных геометрических фигур.
Детям раздаются наборы геометрические фигур и листы цветной бумаги ("одеяло") с обозначенными на нем "дырками".
Игра проводится в виде рассказа: "Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушара в это время прогрызла в одеяле дыры.
Детям даются задания:
1. Сосчитать сколько дыр в одеяле.
2. Взять свои фигуры и починить одеяло".
Дети раскладывают имеющиеся у них геометрические фигуры куба, квадрата, треугольника и прямоугольника, а также шара и овала на цветные листы бумаги ("одеяла") с обозначенными "дырами". Дети активно работали и с интересом участвовали в процессе игры "Почини одеяло". Треугольную форму дети называли самостоятельно, без приведения примера. При этом дети приводили свои примеры, а не повторяли примеры своих товарищей. Таким образом, дидактическая игра "Почини одеяло", глубже познакомила детей с геометрическими фигурами и формой, благодаря занимательной и интересной форме проведения. Смотреть (Табл. 2)
3. Дидактическая игра "Составные картинки"
Цель игры: закрепить представления детей о разновидностях геометрических фигур, а также учить детей анализировать изображения предмета сложной формы. Вначале для тренировки, с детьми проводилась занимательная игра " Волшебный круг". Детям раздавались 10 частей, полученных путем разрезания круга. Затем показывались образцы силуэтов предметов составленных из этих частей. После этого дети самостоятельно составляли силуэты предметов и животных. Затем детям раздаются образцы рисунков, составленные из геометрических фигур, а также наборы геометрических фигур. Задаются вопросы:
1. Что нарисовано на этих картинках?
2. Из каких фигур состоят домик, елочка и т.д.?
Затем дети выкладывают из своих геометрических фигур изображения предметов по образцу. В процессе игры дети учатся различать геометрические фигуры, составлять из них какое-либо изображение, картинку, геометрическую форму по образцу.
4. Дидактическая игра "Придумай свой орнамент"
Цель игры: учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуры - силуэт, ориентируясь на образец.
Материал: набор фигур к игре "Танграм"; образец.
Ход игры:
Посмотрите внимательно на фигуры-силуэты, которые составлены из 7 фигур. Из каких геометрических фигур они составлены?
Возьмите фигуры и составьте свой орнамент.
5. Дидактическая игра "Собери узор"
Цель игры: упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мыслительный анализ возможного способа расположения фигур, проверяя его на практике.
Материал: набор фигур "Вьетнамской игры", образец.
Ход игры:
У каждого из вас набор "Вьетнамской игры" и мозаичное панно, обнаруженное в развалинах древнего храма. На нем сохранились лишь силуэтные изображения животных, рыб. Давайте восстановим панно, используя набор "Вьетнамской игры".
6. Дидактическая игра "Раздели блоки - 3"
Цель игры: Развитие умений разбивать множества по трем совместимым свойствам, производить логические операции "не", "и, "или", доказательности мышления.
Материал: логические блоки, таблица.
Ход игры:
Перед вами таблица с изображением животных и фигуры. Надо разделить фигуры так, чтобы у медведя оказались все круглые, у собаки - все большие, у обезьяны - все синие.
Какие фигуры оказались общими для всех животных?
Какие фигуры оказались только у медведя?
Какие, только у собаки?
Какие, только у обезьяны?
Какие фигуры общие для медведя и собаки?
Какие, для медведя и обезьяны?
Какие, для собаки и обезьяны?
Какие фигуры никому не подошли?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование представлений детей дошкольного возраста о геометрических фигурах и форме предметов посредством развивающих игр в рамках ФГОС ДОО
В презентации представлены материалы по формированию представлений о геометрических фигурах и формах предметов в рамках ФГОС посредством развивающих игр...
Консультация для родителей на тему "Особенности формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у дошкольников".
Первые представления о форме, размерах и взаимном располажении предметов в пространстве дети накапливают в процессе игр....
Развитие представлений детей о геометрических фигурах и форме предметов для разновозрастных групп
Проект на тему: Развитие представлений детей о геометрических фигурах и форме предметов для разновозрастных групп...
Статья "Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр"
Данная статья знакомит с значением дидактической игры на формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов у дошкольников....
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема «Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета»
Конспект занятияОбразовательная область «Познавательное развитие»Раздел «Формирование элементарных математических представлений»Тема «Формирование представлений о геометр...
Дидактические игры, как средство формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у дошкольников
Презентация, в которой представлены дидактические игры на формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов....
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ И ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ»
в составлении рекомендаций по формированию представлений о геометрических фигурах и форме предметов, посредством, дидактических игр, в подборке разных форм художественного слова к разделу «Форма...