Консультация для родителей "Развитие мышления и воображения у младших дошкольников с помощью игр и игровых заданий"
консультация (младшая, средняя группа)

Медведева Елена Леонидовна

Небольшая консультация с родителями детей младшего дошкольного возраста посвящена вопросам развития мышления и воображения. Представлены наглядные примеры игр и игровых заданий с усложнением, которые можно проводить дома вместе с детьми. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Умственное развитие детей

Каждый родитель понимает, что умственное развитие – очень важная сторона полноценного и всестороннего развития ребенка. В первую очередь, это развитие образного мышления и воображения. Процесс фантазирования, воображения неразрывно связан с памятью и мышлением. Когда ребенок фантазирует, он стимулирует работу мозга и развивает множество способностей:

Эмоциональный интеллект. Фантазия позволяет детям выражать свои эмоции и чувства в безопасной среде, что помогает учиться распознавать их и управлять своими эмоциями.

Абстрактное мышление. Ребенок мыслит образами и без развития фантазии он не сможет перейти к абстрактному мышлению. Буквы, цифры, ноты, знаки — это элементы абстрактного мира, мира знаний, науки и образования. Хорошо развитая фантазия у дошкольника— это отличная помощь в учебе и изучении школьных предметов.

Творческие способности. Иногда дети могут по-настоящему удивить нас вопросами или собственными изобретениями, и это неспроста: благодаря тому, что они не знают мир так, как взрослые, они способны находить собственные объяснения всему окружающему миру. Конечно, эти объяснения могут быть наивными или забавными, но порой они очень оригинальны.

Социальные навыки. Фантазия позволяет детям придумывать массу ролевых игр, где и они сами, и их сверстники, и взрослые могут примерить на себя разные роли. Благодаря таким играм дети знакомятся со сценариями поведения, учатся взаимодействию с окружающими в разных ситуациях и поиску альтернативных решений.

Развитая фантазия помогает детям и в более взрослом возрасте: в школе, при изучении предметов, понимании сути некоторых явлений, выполнения творческих заданий вроде сочинений и проектов. Очень важно отметить, что воображение — это та способность, которую нужно стимулировать с помощью дополнительных занятий с ребенком.

Любознательность, развитое мышление, воображение и речь – эти качества не менее важны, чем умение читать и писать, их и надо развивать в ребенке в первую очередь еще с самого маленького возраста и постепенно усложнять. Всего этого трудно, а может быть даже и невозможно, достичь скучными для ребенка занятиями. Намного лучше организовать игры-занятия, которые увлекут малыша, будут для него интересными. Они могут быть достаточно сложными и длительными, но не утомительными. Задания должны быть направлены на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения ребенка. Важно дать ребенку возможность проявлять в игре выдумку и инициативу, быть самостоятельным и активным, и тогда у него появится уверенность в себе, которая в дальнейшем поможет многого добиться в жизни. Самое главное – во время игры отмечать все достижения малыша, хвалить за успехи и не ругать за ошибки.

Предлагаю небольшую подборку различных игр, которые можно использовать уже с трех лет и постепенно усложнять для старших деток.

  1. На что похоже? Рисуем на карточках круг, квадрат, треугольник, круг с палочкой, капельку и т.д. Ребенок должен назвать как можно больше предметов, на которые похожа картинка.

  1. Закончи рисунок. Рисуем на бумаге элементарные формы, например, круг. Ребенок должен дорисовать. Если нарисовать лучи, получится солнышко; если дорисовать лепестки, получится цветок; если дорисовать еще два таких же кружочка, получится светофор; если дорисовать кружочки поменьше, получится снеговик и т.д.

  1. Угадай, чего не хватает. Делаем карточки или рисуем на бумаге табличку (3 строки и 3 столбца). В первых двух строках рисуем определенные предметы, а в третьей строке в последнем столбце оставляем свободное место. Ребенок должен догадаться, что нужно нарисовать. Например, самый элементарный вариант: в первой строке рисуем кружки разного цвета – желтый, зеленый, красный. Во второй строке такие же кружки, только в другой последовательности. В третьей строке не дорисовываем один кружок. Для усложнения у предметов можно задавать не один признак, а два и более. Например, шапочки с цветным помпоном, но и узор на шапке может быть разный.

 

  1. Молчаливые загадки. Например, рисуем морковку. Значит, загадали зайчика. Рисуем лисий хвост (лиса), кусочек сыра (мышка), пакет молока (кошка) и т.д.

  1. Найди лишнюю картинку. Предложите детям три картинки, объединенные общей тематикой или признаком и положите четвертую картинку, которая не подходит к данной группе. Ребенок должен найти лишнюю картинку. Например, ежик, белочка, зайка и бабочка – лишняя бабочка, т.к. она насекомое).

  1. Различные вопросы на развитие воображения. Например, как можно использовать шляпу? (приветствовать друзей; пускать по воде, как лодочку; класть в нее игрушки; использовать как баскетбольную корзину и т.д.). Или например, что лежит у меня в кармане? (дырка, ничего, палец, пусто, воздух…). Как сохранить кусочек лета зимой? Как спасти наши продукты от мышей?
  2. Выдумляндия. Предложите детям выдумать что-то, пофантазировать. Например, что было бы, если крокодил съел солнце? Что было бы, если каждый день был день рождения? Что было бы, если весь мир стал треугольным?
  3. Чепуха. В отличие от предыдущей игры, ответы должны быть совсем не реалистичными. Например, коровы очень хорошо умеют…(петь). Кошка убегала от… Мама пожарила котлетки и…
  4. Загадки-шутки. Что дырявое, а воду держит? (губка) Из какой посуды нельзя ничего поесть? (из пустой) Кто быстрее плавает: цыпленок или утенок? (цыплята не плавают) На что похожа половинка яблока? (на свою половинку) Может ли страус назвать себя птицей? (он не может говорить)
  5. Найди ошибку художника. Рисуйте картинки и путайте элементы, пусть ребенок находит ошибку. Например, нарисуйте снеговика и порхающих бабочек с цветочками, или сосновую ветку, на которой растет морковка… Вспомните К.И. Чуковского и его «Путаницу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие логического мышления, речи, воображения и памяти дошкольников"

Презентация предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста для развитие логического мышления, речи, воображения и памяти....

Консультации для воспитателей. «ФЭМП у младших дошкольников при помощи дидактических, словесных и игровых заданий»

Консультация «ФЭМП у младших дошкольников при помощи дидактических, словесных и игровых заданий»Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребенка, умени...

Перспективное планирование на тему: «Развитие математических представлений у младших дошкольников с помощью игровой деятельности»

Перспективное планирование на тему: «Развитие математических представлений у младших дошкольников с помощью игровой деятельности»МесяцТемаЗадачиМетоды игровой деятельностиСентябрь&la...

Открытое занятие «Использование коммуникативных музыкальных игр в работе с дошкольниками при помощи нетрадиционных творческих игровых заданий»

ЦЕЛЬ: Способствовать развитию личностных и музыкальных компетенций посредством  современных игровых технологий, творческих игровых заданий.ЗАДАЧИ:Образовательные:1. Актуализировать полученные ран...

ПРОГРАММА по развитию логического мышления младших дошкольников в процессе использования учебно – игрового пособия блоки Дьенеша

СодержаниеЦелевой разделПояснительная запискаЦели и задачи программы.Возрастная характеристика детей 2-3 лет.Планируемые результаты освоения программы.Содержательный разделОсобенности организации обра...

Картотека игр на развитие творческого мышления и воображения детей младшей группы

Картотека игр на развитие творческого мышления и воображения детей младшей группы...