Консультации для воспитателей. «ФЭМП у младших дошкольников при помощи дидактических, словесных и игровых заданий»
методическая разработка (старшая группа)
Консультация «ФЭМП у младших дошкольников при помощи дидактических, словесных и игровых заданий»
Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребенка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания – сделать занятия по формированию элементарных математических представлений максимально эффективными для того, что бы на каждом возрастном этапе обеспечить усвоение ребенком максимальным доступным ему объемом знаний и стимулировать поступательно интеллектуальное развитие.
Работу по развитию у детей элементарных математических представлений воспитатель организует в непосредственной организованной образовательной деятельности и вне ее 2-3 раза в неделю. Непосредственная организованная образовательная деятельность должна состоять из нескольких частей, объединенных одной темой. Продолжительность и интенсивность деятельности на протяжении всего года увеличивается постепенно. В структуре каждой деятельности предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или «пальчиковая гимнастика», упражнения для глаз или упражнение на релаксацию. В каждой непосредственной организованной образовательной деятельности дети выполняют различные виды деятельности с целью закрепления математических знаний.
В непосредственной организованной образовательной деятельности по математике воспитатели младших групп должны использовать методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседы, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры и др.)
Комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения поможет решить одну из главных задач – осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышления на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в дальнейшем.
Усвоение математических знаний на разных этапах школьного обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Одна из причин, порождающих затруднения и перегрузку учащихся в процессе усвоения знаний, состоит в недостаточной подготовке мышления дошкольников к усвоению этих знаний. Поэтому по своему содержанию математическая подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением чету, сложению и вычитанию, измерениям в простейших случаях.
С точки зрения современной концепции обучения самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать.
Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.
Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх, иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.
Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает высокую степень открытости участников. Экспериментально было показано, что в ситуации некоторой рассеянности внимание иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения, будет более сильным. Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций.
Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:
1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
3. Все психологические новообразования берут начало в игре.
4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.
5. Игра - важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.
На всех ступеньках дошкольного детства игровому методу во время непосредственной организованной и самостоятельной деятельности отводится большая роль. Следует отметить, что «обучающая игра» (хотя слово обучающая можно считать синонимом слова дидактическая) подчеркивается использование игры как метода обучения, а не закрепления или уже повторения уже усвоенных знаний.
В непосредственной образовательной деятельности и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры непосредственной самостоятельной деятельности, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему в образовательной деятельности и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание образовательной деятельности как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений определяются возрастом детей, целью, назначением, содержанием образовательной деятельности. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного особенно в начале года, все занятия должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце образовательной деятельности с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.
В формирование у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться, неожиданностью преподнесения ее от имени какого - либо литературного сказочного героя. Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков. В младшей группе обычным учебным упражнениям можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Упражнение проводит воспитатель (дает задание, контролирует ответ, дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении отсутствуют.
Дидактические игры делятся на:
- игры с предметами: матрешки, кубики, игрушки, мячи, шарики, посуда, куклы и т. д.
- настольно-печатные игры: «мозаика», «лото»
- словесные игры: подвижные игры, потешки, стихи, наводящие вопросы: сколько, какой, где и т. д.
Не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствует и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.
Также необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением. Необходимость современных требований вызвана высоким уровнем современной школы математической подготовке детей в детском саду, в связи с переходом на обучение в школе с шести лет.
Математическая подготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми определенных знаний, формирование у них количественных пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи.
Широко использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_femp.docx | 17.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «ФЭМП у младших дошкольников при помощи дидактических, словесных и игровых заданий»
Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребенка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания – сделать занятия по формированию элементарных математических представлений максимально эффективными для того, что бы на каждом возрастном этапе обеспечить усвоение ребенком максимальным доступным ему объемом знаний и стимулировать поступательно интеллектуальное развитие.
Работу по развитию у детей элементарных математических представлений воспитатель организует в непосредственной организованной образовательной деятельности и вне ее 2-3 раза в неделю. Непосредственная организованная образовательная деятельность должна состоять из нескольких частей, объединенных одной темой. Продолжительность и интенсивность деятельности на протяжении всего года увеличивается постепенно. В структуре каждой деятельности предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или «пальчиковая гимнастика», упражнения для глаз или упражнение на релаксацию. В каждой непосредственной организованной образовательной деятельности дети выполняют различные виды деятельности с целью закрепления математических знаний.
В непосредственной организованной образовательной деятельности по математике воспитатели младших групп должны использовать методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседы, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры и др.)
Комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения поможет решить одну из главных задач – осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышления на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в дальнейшем.
Усвоение математических знаний на разных этапах школьного обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Одна из причин, порождающих затруднения и перегрузку учащихся в процессе усвоения знаний, состоит в недостаточной подготовке мышления дошкольников к усвоению этих знаний. Поэтому по своему содержанию математическая подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением чету, сложению и вычитанию, измерениям в простейших случаях.
С точки зрения современной концепции обучения самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать.
Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.
Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх, иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.
Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает высокую степень открытости участников. Экспериментально было показано, что в ситуации некоторой рассеянности внимание иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения, будет более сильным. Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций.
Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:
1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
3. Все психологические новообразования берут начало в игре.
4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.
5. Игра - важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.
На всех ступеньках дошкольного детства игровому методу во время непосредственной организованной и самостоятельной деятельности отводится большая роль. Следует отметить, что «обучающая игра» (хотя слово обучающая можно считать синонимом слова дидактическая) подчеркивается использование игры как метода обучения, а не закрепления или уже повторения уже усвоенных знаний.
В непосредственной образовательной деятельности и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры непосредственной самостоятельной деятельности, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему в образовательной деятельности и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание образовательной деятельности как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений определяются возрастом детей, целью, назначением, содержанием образовательной деятельности. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного особенно в начале года, все занятия должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце образовательной деятельности с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.
В формирование у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться, неожиданностью преподнесения ее от имени какого - либо литературного сказочного героя. Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков. В младшей группе обычным учебным упражнениям можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Упражнение проводит воспитатель (дает задание, контролирует ответ, дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении отсутствуют.
Дидактические игры делятся на:
- игры с предметами: матрешки, кубики, игрушки, мячи, шарики, посуда, куклы и т. д.
- настольно-печатные игры: «мозаика», «лото»
- словесные игры: подвижные игры, потешки, стихи, наводящие вопросы: сколько, какой, где и т. д.
Не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствует и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.
Также необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением. Необходимость современных требований вызвана высоким уровнем современной школы математической подготовке детей в детском саду, в связи с переходом на обучение в школе с шести лет.
Математическая подготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми определенных знаний, формирование у них количественных пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи.
Широко использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей по теме: «Развитие речи дошкольников с помощью дидактических игр»
Консультация для воспитателей по развитию речи дошкольников....
Перспективное планирование на тему: «Развитие математических представлений у младших дошкольников с помощью игровой деятельности»
Перспективное планирование на тему: «Развитие математических представлений у младших дошкольников с помощью игровой деятельности»МесяцТемаЗадачиМетоды игровой деятельностиСентябрь&la...
Опыт работы по развитию представлений о сенсорных эталонах цвета у младших дошкольников с помощью дидактических игр
Опыт работы по развитию представлений о сенсорных эталонах цвета у младших дошкольников с помощью дидактических игрРаботая с младшими дошкольниками, я заметила, что не все дети хорошо различают цвета ...
Развитие представлений о сенсорных эталонах цвета у младших дошкольников с помощью дидактических игр
Актуальность сенсорного развития обусловлена потребностью общества в полноценно развивающейся личности ребенка. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного обра...
Развитие представлений о сенсорных эталонах цвета у младших дошкольников с помощью дидактических игр
Развитие представлений о сенсорных эталонах цвета у младших дошкольников с помощью дидактических игрАктуальность сенсорного развития обусловлена потребностью общества в полноценно развивающейся личнос...
Развитие представлений о сенсорных эталонах цвета у младших дошкольников с помощью дидактических игр
Актуальность сенсорного развития обусловлена потребностью общества в полноценно развивающейся личности ребенка. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного обра...
Консультация для родителей "Развитие мышления и воображения у младших дошкольников с помощью игр и игровых заданий"
Небольшая консультация с родителями детей младшего дошкольного возраста посвящена вопросам развития мышления и воображения. Представлены наглядные примеры игр и игровых заданий с усложнением, которые ...