СТАТЬЯ "РЕБУС-МЕТОД КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РЕЧЕВОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА"
статья (старшая, подготовительная группа)

Егорова Елена Юрьевна

Статья о ребусах будет полезна педагогам и родителям. Изучив статью станет понятно что значит ребус, как можно использовать этот метод в работе и его историю появления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebusy_statya.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

РЕБУС-МЕТОД КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РЕЧЕВОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Почему ребус — это эффективный метод развития речевой и познавательной активности дошкольника? Ребус - метод увлекает дошколят яркой наглядностью, игровым, практическим подходом, в котором ребята самостоятельно учатся читать и это им очень нравится. Ребус - является методом проблемного изложения, где педагог формирует проблему, и ребята ищут логические шаги для ее решения. Дети учатся видеть, слышать, рассуждать. Развивается их способность к переносу полученных интеллектуальных навыков на незнакомый материал, формируются начальные основы психической культуры. Любое разгадывание ребусов является также эффективным способом «усиления» запоминания нужной орфограммы. Таким образом, решение ребусов приносит ребѐнку пользу и удовольствие. Решить ребус – значит, «перевести» всѐ, что он содержит, в буквы, составляющие осмысленное слово или предложение. Применение данного метода в работе с детьми даѐт быстрый и положительный результат. Почему ребус — это эффективный метод развития речевой и познавательной активности дошкольника? Ребус - метод увлекает дошколят яркой наглядностью, игровым, практическим подходом, в котором ребята самостоятельно учатся читать и это им очень нравится. Ребус - является методом проблемного изложения, где педагог формирует проблему, и ребята ищут логические шаги для ее решения. Применение данного метода в работе с детьми даѐт быстрый и положительный результат. Слово «ребус» латинского происхождения (от латинской пословицы «Non verbis sed rebus» «Не словами, а при помощи вещей» («res – вещь). Ребус - одна из самых популярных и распространѐнных игр. В нѐм можно зашифровать отрывки из стихотворений, пословицы, поговорки, отдельные фразы и слова. Зародился ребус во Франции в XV веке. Первоначально в Пикардии ребусом называли особого рода ежегодные выступления во время карнавалов, содержащие остроумные обозрения местной жизни, называвшиеся «новостями дня» (от латинского «de rebus, quae geruntur» бувально – «о делах, которые творятся»). В дальнейшем слово «ребус» получило то значение, в котором оно употребляется. Первый печатный сборник ребусов, составленный Этьеном Табуро, был издан во Франции в 1582 году. Затем ребусы распространились в Англии, Германии, Италии, но ни в одной из этих стран не получили широкого развития. В России первые ребусы появились на страницах журнала «Иллюстрация» в 1845 году. Большой популярностью пользовались ребусы, нарисованные художником И. Волковым в журнале «Нива». Итак, ребус – это загадка. В нѐм скрыта определѐнная тайна, и ребѐнок, с его стремлением к познанию мира с большим желанием старается разгадать предложенную загадку. В процессе разгадывания ребусов решаются многие задачи:  развитие фонематического, слогового анализа и синтеза; закрепление знаний звукобуквенных обозначений;  формирование словарного запаса и грамматического строя речи; развитие важнейших психических процессов – восприятия, внимания, памяти, понятийного мышления. Ребусы несут в себе немалую пользу для речевого, познавательного и интеллектуального развития: - расширяется кругозор ребенка, увеличивается словарный запас, тренируется логика, мышление и интуиция; - развивается логика: чтобы правильно «считать» картинку, нужно порассуждать над взаимным расположением элементов головоломки, подобрать верные правила; - тренируется память и внимание: если в ребусе зашифровано длинное слово, нужно запоминать разгаданные части слова или фразы; - развивается нестандартное мышление: картинку-шифровку можно интерпретировать по-разному, а решение ребусов на скорость может превратиться в увлекательную игру; - регулярные тренировки развивают сообразительность и скорость мышления; - увеличивается словарный запас, развивается интеллект: разгадывание ребусов учит правильно писать, запоминать новые слова, подбирать синонимы. Разгадывание ребуса - это целая наука. Существуют общепринятые требования к ребусам. Раиса Аркадьевна Пирагис обобщила и сформулировала основные положения. Они должны четко соблюдаться педагогом в работе с детьми. 1.Слово или предложение делится на такие части, которые можно изобразить в виде рисунка или любого знака. 2.Ребус читается слева направо, реже сверху вниз. Могут быть исключения, о которых составители задания могут сообщить текстом или стрелками. 3.Знаки препинания и пробелы не учитываются. Это правило актуально для больших и сложных ребусов, в которых зашифровано длинное слово или целая фраза. 4.Любая картинка или символ в шифровке имеют значение. Ни одна запятая или изображение не даѐтся в ребусе просто так. Картинка и символ могут обозначать слово целиком либо часть слова в зависимости от других условий ребуса. 5.Если в ребусе загадывается одно слово, то оно должно быть, как правило, именем существительным, причѐм в единственном числе и в именительном падеже (кто? или что?). Отклонение от этого правила должно быть обязательно оговорено в условиях ребуса. 6.Если загадывается предложение (пословица, афоризм и т. п.), то в нѐм могут быть не только имена существительные, но и глаголы, и другие части речи. В этом случае, условия ребуса должны содержать соответствующую фразу (например, «Отгадай загадку»). 7. Предмет, изображенный в ребусе, может иметь несколько названий. На рисунке вы можете «видеть» собаку, но автор мог загадать слово «пѐс» или вообще «Хатико». Глаз может обозначать словом «око» 8.Ребус должен иметь решение, причѐм, как правило, одно. Неоднозначность ответа должна оговариваться в условиях ребуса. Например, «Найди два решения этого ребуса». 9.Количество используемых в одном ребусе приѐмов и их сочетаний не ограничивается. Ребусы можно составлять самим, но обязательно соблюдать общепринятые правила. Ребусы можно применять как на логопедических занятиях, так и на занятиях в общеразвивающих группах, всеми специалистами ДОУ и так же в работе с родителями. Система работы по разгадыванию ребусов включает в себя несколько этапов, с постепенным усложнением. Для успешного решения ребусов ребята уже знают многие буквы, имеются навыки звукового анализа и синтеза, которые, в процессе этой деятельности закрепляются, развиваются и совершенствуются. А сейчас более подробно остановлюсь на алгоритме утвержденных правил авторов: Раисы Аркадьевны Пирагис и Ольги Игоревны Крупенчук, которые я успешно адаптировала в своей работе. Сами правила есть на слайдах, поэтому остановлюсь на примерах. Сначала разбираются ребусы с использованием одного приема. Основные правила решения ребуса 1. Переворачивание рисунка, знака, символа, фигуры (далее — картинка, в отличие от буквы и цифры) служит для указания, что загаданное с помощью картинки слово должно читаться задом наперѐд. 2. Применение запятых (также и перевѐрнутых запятых) слева или справа от картинки служит для указания, что в загаданном с помощью картинки слове следует удалить определѐнное количество начальных или конечных букв. 3. Помещение буквы или нескольких букв справа от картинки служит для указания, что эту букву (несколько букв) следует добавить в конце загадываемого слова. 4. Зачѐркивание буквы и помещение рядом с нею или над нею другой буквы служит для указания, какую букву на какую следует заменить в загаданном слове. 5. Постановка математического знака равенства между двумя буквами также служит для указания замены одной из этих букв на другую. 6. Применение стрелки, идущей от одной буквы к другой, тоже служит для указания соответствующей замены букв. 7. Помещение над картинкой ряда цифр 1, 2, 3, 4 (и так далее) служит для нумерации букв в загаданном слове (цифра 1 означает первую букву слова, цифра 2 — вторую и так далее). 8. Использование горизонтальной черты между размещѐнными друг под другом картинками, буквами служит для зашифровывания буквосочетаний «на», «над», «под», а также предлогов «на», «над», «под», если ребусом загадывается какая-либо фраза. 9. Использование различного расположения картинок, букв относительно друг друга (одни внутри других, одни за другими, одни вразброс по другим, одни «бегут» к другим, одни «выходят» из других и так далее) служит для зашифровывания букв и буквосочетаний «в», «к», «у», «с», «за», «по», «из», «на», «перед» и многих других, которые в русском языке являются предлогами, а также буквы «и», являющейся союзом. 10. Использование перечисленных и других аналогичных приѐмов в самых различных сочетаниях (комбинациях) (например, использование одновременно и перевѐрнутой картинки, и запятой перед нею). Ребусы могут иметь разный уровень сложности, что позволяет выбирать и составлять те, которые соответствуют возможностям ребѐнка. После того, как дети овладели умениями решать ребусы, составленные с использованием одного приѐма, становятся доступными и более сложные, с сочетанием нескольких приѐмов. По мере усвоения воспитанниками способов решения разнообразных ребусов становится возможным их использование на логопедических занятиях по подготовке к обучению грамоте, на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий, а также на индивидуальных занятиях по автоматизации звуков. С использованием ребусов можно эффективно помочь детям усвоить родственные слова. Ребусы имеют разную степень сложности, что даѐт возможность каждому ребѐнку быть успешным при их решении на занятии. Необходимо отметить, что применение ребуса как эффективного метода развития речевой и познавательной активности дошкольника подтверждается положительными стабильными результатами, к концу учебного года у большинства дошкольников сформировались психические процессы; навыки фонематического анализа, синтеза; появился интерес к играм со словами; улучшилась слоговая структура; достигли уровня послогового чтения предложений. Так же результатом своей работы я считаю: -разработка рекомендаций по внедрению ребусов во все образовательные области; -в создании единых образовательных условий в ДОУ и семье. Ни для кого не секрет, что дети лучше усваивают всѐ забавное, интересное. Ребусы со своей загадочностью и необычным способом «изображения слова» помогают сделать занятия намного увлекательнее, позволяя детям получать удовольствие от «гимнастики ума».

Список источников

1. Галкина Г.Г. Звуки, буквы я учу! – М.: издательство ГНОМ и Д, 2007.

2. История ребусов. http://rebus1.com/ 

3. Крупенчук О.И. Игры с буквами: ребусы, кроссворды, головоломки». – СПб.: КАРО, 2004.

4. Левин В. Игры с буквами и слогами. Что такое ребусы?//газета «Дошкольное образование» изд. дома «Первое сентября», №4, 2001.

5. Пирагис Р.А. Правила составление ребуса. http://www.litsite.ru/2008/03/19/.

6. Ракитина В.А., Рыжанкова Е.Н. Повышаем грамотность детей с помощью ребусов. – СПб., «Детство-Пресс», 2007.

7. https://www.graycell.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры с блоками Дьенеша - как одна из форм интеллектуального развития дошкольников

Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике....

Консультация для родителей "Ребус - одна из форм интеллектуального развития дошкольников"

информация для родителей по использованию ребусов, их значении в развитии ребенка...

Консультация для родителей «Ребус как одна из форм интеллектуального и речевого развития дошкольников»

Отгадка ребусов — великолепная возможность в игровой занимательной форме развить речь. Занимаясь ребусами, малыш не только пополнит словарный запас, но и научится читат...

Приобщение к художественной литературе детей среднего дошкольного возраста одна из форм речевого развития

В своей работе я стараюсь, чтобы литература была интересна детям, высокохудожественна, разнообразна.В данной работе я показала некоторые  методы ознакомления детей средней группы с художественной...

Консультация для педагогов "Викторина, как одна из форм игровых технологий для интеллектуального развития детей дошкольного возраста"

Консультация предназначена для педагогов с целью повышения профессиональной компетенции педагогов по ипользованию викторин, как одной из эффективных форм игровых технологий....

Приобщение к художественной литературе детей среднего дошкольного возраста одна из форм речевого развития

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Сегодня невозможно представить мир б...

Квест-игра как одна из форм игровых технологий интеллектуально-творческого развития детей старшего дошкольного возраста.

Квест-игра как одна из форм игровых технологий интеллектуально-творческого развития детей старшего дошкольного возраста.Курдюмова Ирина Александровнавоспитатель логопедической группы ГБДОУ №65 Приморс...