Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего дошкольного возраста.
методическая разработка (младшая группа)
Восприятие цвета является одним из ключевых аспектов развития у детей раннего возраста. Оно играет важную роль в их познавательном, эмоциональном и социальном развитии. В данной статье мы рассмотрим, как формируется восприятие цвета у детей, а также какие игры могут помочь в этом процессе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего возраста.
Значение сенсорного развития в раннем детстве переоценить трудно, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Одно из направлений сенсорного развития – это восприятие цвета у ребенка. Восприятие цвета является одним из ключевых аспектов развития у детей раннего возраста. Оно играет важную роль в их познавательном, эмоциональном и социальном развитии.
Знакомство ребенка с цветом нужно начинать с четырёх основных цветов: красного, жёлтого, зелёного, синего. Только после того, как ребенок научится, без труда узнавать, и различать эти цвета, а так же называть их, можно знакомить его с белым, черным, оранжевым и фиолетовым цветами. В процессе знакомства ребёнка с цветом, педагоги выделяют ряд этапов.
Первый этап – отождествление и идентификация предметов. Первоначально следует научить ребенка вычленять из предметов, находящихся перед ним, совершенно идентичные (по принципу: одинаковые – неодинаковые, контрастные). Таким образом, у ребенка формируется способность фиксировать внимание на совершенно одинаковых игрушках, предметах окружающего мира. Одновременно следует ввести словесное обозначение идентифицируемых понятий: такой – не такой, одинаковый – разный. Лишь после того как ребенок будет обучен и освоит навык идентификации предметов в целом, можно переходить к отождествлению отдельных признаков и качеств предметов.
Второй этап – обучение нахождению идентичного предмета по цвету. На этом этапе взрослый обучает ребенка концентрировать свое внимание только на определенном свойстве предметов – цвете. Вводятся основные цвета спектра красный, синий, желтый, зеленый, но первоначально могут предъявляться только два (например, красный и синий). Инструкция, которую предлагает взрослый ребенку: «Дай такой же».
Третий этап – соотнесение цвета предмета с эталонами цвета. Усвоение сенсорных эталонов представляет значительные трудности. Взрослый на этом этапе дает словесное обозначение предмета.
Четвертый этап – выбор ребенком предметов определенного цвета по словесной инструкции взрослого. Основной тип инструкции на этом этапе заключается в том, чтобы ребенок дал предмет определенного цвета.
Пятый этап – формирование у ребенка умения словесно обозначать цвет. Актуализация названий цветов спектра в речи ребенка во временном отношении длительна. В случае особых трудностей этот процесс может быть разделен на более короткие этапы. Взрослый оказывает ребенку дозированную помощь, используя различные способы речевой поддержки: называет цвет сам и просит повторить название, подсказывает первую букву или задает наводящий вопрос. На более продвинутом этапе детям предлагают кроме основных четырех цветов добавить также белый, черный, оранжевый и фиолетовый цвета спектра.
Шестой этап – обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета.
Седьмой этап – обучение передаче цвета предмета в продуктивной деятельности (травка зеленая и т. д.).
При работе над цветовосприятием и цветоразличием надо учитывать, что в дошкольном возрасте дети, как правило, связывают цвет с образом предмета: зеленый - трава, елочка; желтый - солнышко, цыпленок; синий - море и. т. д. Поэтому, при работе по развитию цветовосприятия, главное – использование естественных форм.
Рассматривая с ребенком иллюстрации книг, просите называть цвет тех или иных предметов, изображенных на картинке. Во время рисования можно предложить поиграть в игру «Подбери колпачки к фломастерам по цвету.
Очень важной частью работы по развитию восприятия цвета являются игры и игрушки. Хорошими помощниками могут стать настольно – печатные, словесные игры, а так же игры, которые легко можно изготовить своими руками.
Для формирования цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста можно использовать следующие игры:
Игра «Цветные чашечки и блюдца».
Реквизит: для игры потребуется детская посуда либо аппликации кружек и тарелочек (можно вырезать из цветного картона).
Даем ребенку кружку, обозначая при этом цвет, и просим подобрать такую же тарелочку. Либо даем тарелочку и просим подобрать кружечку к ней.
Например: «Маша, найди, пожалуйста, для вот этой красной кружки такую же красную тарелочку». Можно немного изменить инструкцию: «Маша, подбери к этой желтой кружке красную тарелочку».
«Собери цветик-семицветик».
Реквизит: вырезанные из картона цветы и лепестки разных цветов.
Выкладываем несколько кружочков (серединок) разного цвета. Ребенок должен сложить цветок, подобрав лепестки, соответствующие цвету середины.
Игра «Цветные домики».
Реквизит: кубики цветные или аппликации.
Строим из кубиков несколько домиков разных цветов (или вырезаем из цветной бумаги заготовки домов и предметов быта). Понадобятся также и игрушки разных цветов.
Необходимо подобрать предметы, соответствующие цвету дома, например, ребенок должен собрать у желтого дома только желтые предметы, а у красного только красные.
Игра «Веселые бусины».
Реквизит: вырезанные из цветной бумаги круги разного цвета. Нарисованная картинка готовых бус.
Предоставляем ребенку шаблон готовых бус и просим собрать кружочки в такой же последовательности.
Можно предложить сделать свою аппликацию, с чередованием понравившихся цветов. При наклеивании бусины ребенок должен назвать ее цвет. Если малыш затрудняется в определении цвета, взрослый напоминает, но следит за тем, чтобы ребенок каждый раз повторял название цвета.
Игра «Цветной паровозик».
Реквизит: конструктор и маленькие фигурки зверей.
Строим из конструктора паровоз. Каждый вагон определенного цвета. Взрослый предлагает ребенку посадить лошадку в синий вагон, а уточку в красный.
Игра «Покажи такой же шарик».
Реквизит: разноцветные шарики, ведерки.
Вариант № 1. Взрослый рассыпает на пол разноцветные мячи, выбирает один мяч, и просит ребенка поднять такой же. Пример: «Я беру зеленый мяч, и ты покажи такой же мяч».
Вариант № 2. Взрослый рассыпает по комнате мячи. Затем ставит ведерки и бросает в каждое по мячу одного цвета. Ребенок должен положить в каждое ведро мячи такого же цвета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста...
Роль дидактической игры в формировании сенсорных эталонов (эталонов цвета) у детей младшего дошкольного возраста
Одна из задач дошкольного воспитания состоит в том, чтобы дать правильное направление умственному развитию ребенка. В основе развития познавательных процессов лежит сенсорное развитие. Этот вопр...
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОглавлениеВведение ……………………………………………………….……………………….31. Сущность и значение сенсорного воспитания для развития детей дошкольного возраста ………………………………………..………………………..62. Содержание и методика формирова...
презентация «Формирование представления о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возрастапосредством дидактических игр»
Презентация по сенсорике для детей младшего возраста....
«Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях реализации ФГОС ДО»
МАДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № «Радуга» «Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего дошкольного воз...
Картотека дидактических игр по формированию начальных представлений о ЗОЖ у детей раннего дошкольного возраста
Формировать у детей навыки здорового образа жизни...