Готовность к школе
статья
Готовность к школе
Готовность к школе – тема, которая волнует всех без исключения родителей. Разберем какие же есть критерии готовности к школе:
Социальные компетенции;
Личностная готовность;
Интеллектуальная готовность.
Рассмотрим каждый из критериев подробнее.
Социальные компетенции:
- готовность ребенка долгое время находиться самостоятельно в коллективе. Многие дети не посещают детский сад, основная задача которого – свободная игра детей, следовательно дети получают разный социальный опыт.
- как ребенок входит в новую обстановку – легко или это для него стресс
- может ли ребенок заводить друзей
- интересно ли ребенку сотрудничать
- как ребенок выходит из фрустрирующих и конфликтных ситуаций, можно ли с ним договориться или его любая конфликтная ситуация вводит в дезадаптацию, вызывает агрессию.
- умеет ли ребенок работать с некими правилами. Роль ученика — это некая роль, которую ребенок играет. Если у ребенка хорошо развита сюжетно-ролевая игра, то принимать роли ему будет легче.
- наличие внешней социальной мотивации - дети идут в школу, чтобы общаться и важно, чтобы они могли легко договориться со всеми участниками процесса, как это будет происходить. Дети должны понимать, что правила – это хорошо.
- понимание социального контекста – что уместно в одной ситуации и что не уместно, то есть понимает разницу между домом и школой, между домом мамы и бабушки, то есть может подстроиться под изменившиеся обстоятельства, т.е. быть адаптивным.
Психологическая гили личностная готовность:
- ребенок в школе учится давать и получать обратную связь относительно того, что он делает
- ребенок должен быть критичен – насколько он уместно или нет, то, что он делает
- уметь видеть себя со стороны, должны быть начальные навыки рефлексии – что как и почему происходит
- должно быть желание сотрудничать со взрослым. Ребенку интересно, какой он на фоне других, какую роль он занимает в этом коллективе. Формируется самооценка. Это важные показатели того, что ребенок готов.
- ребенку интересно осваивать новое, нет страха ошибки, нет страха новизны,
- ребенок готов работать самостоятельно, он может выполнить какие-то ответственные поручения – что-то купить, сделать что-то по дому, остаться один, обратиться за помощью или задать вопрос взрослому.
Если ребенок инфантилен – ему будет трудно в школе, и он будет не замотивирован работать.
Социальное и личностное развитие идут рука об руку и важно до школы дать ребенку яркий, богатый и адекватный опыт.
Интеллектуальная готовность или когнитивная зрелость:
- уровень развития высших психических функций – особенно произвольность процессов – то есть умение ребенка осознано управлять вниманием, поведением, телом, памятью, умение поскучать, подождать, концентрироваться на задании, доводить до конца начатое, умение ставить себе задачу, программу и выполнять ее.
- уровень развития речи – грамотная фраза, большой словарный запас, связная речь, умение пересказывать. Должны быть развиты функции слухоречевого анализа.
- моторная зрелость – способность управлять своим телом, координированно управлять движениями глаз, руки. Ребенок не должен истощаться от сидения. Письмо и чтение – сложные моторные акты и если ребенок моторно неловкий, писчий хват не сформирован, то в школе ему будет сложно. Все будет получаться не так быстро и не так ловко и отнимать много ресурса, и он будет демотивирован от учебной ситуации.
На что еще обратить внимание:
- важно, чтобы в детском саду до школы было много игры и социального взаимодействия. Если в саду весь день только занятия и детям некогда играть – это плохо;
- важна предметная и творческая деятельность в дошкольном детстве – прикрутить, отвинтить, отвертка, ножницы, пуговицы, шнурки. С раннего возраста ребенку надо давать много сенсорного, моторного и инструментального опыта;
- если ребенок тревожный, невротичный – лучше выбирать более спокойную среду. В топовой школе ребенок может не соответствовать ритму, особенно если наступает психоэмоциональное истощение. Если у ребенка высокая тревожность – он очень болезненно будет относиться к плохим оценкам, будет полная апатия и полная потеря сил и ресурса. Особенно в старших классах. То есть не надо навешивать на ребенка слишком много академической нагрузки, чтобы у него не осталось времени на осмысление себя в этом всем. А подростку важно самоопределиться и понять зачем все это. Иногда сильная школа не оставляет на это воздуха.
- школу надо выбирать как микросообщество людей и ребенку в нем должно быть хорошо и гармонично. Это приоритетно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_k_shkole.docx | 15.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Готовность к школе
Готовность к школе – тема, которая волнует всех без исключения родителей. Разберем какие же есть критерии готовности к школе:
Социальные компетенции;
Личностная готовность;
Интеллектуальная готовность.
Рассмотрим каждый из критериев подробнее.
Социальные компетенции:
- готовность ребенка долгое время находиться самостоятельно в коллективе. Многие дети не посещают детский сад, основная задача которого – свободная игра детей, следовательно дети получают разный социальный опыт.
- как ребенок входит в новую обстановку – легко или это для него стресс
- может ли ребенок заводить друзей
- интересно ли ребенку сотрудничать
- как ребенок выходит из фрустрирующих и конфликтных ситуаций, можно ли с ним договориться или его любая конфликтная ситуация вводит в дезадаптацию, вызывает агрессию.
- умеет ли ребенок работать с некими правилами. Роль ученика — это некая роль, которую ребенок играет. Если у ребенка хорошо развита сюжетно-ролевая игра, то принимать роли ему будет легче.
- наличие внешней социальной мотивации - дети идут в школу, чтобы общаться и важно, чтобы они могли легко договориться со всеми участниками процесса, как это будет происходить. Дети должны понимать, что правила – это хорошо.
- понимание социального контекста – что уместно в одной ситуации и что не уместно, то есть понимает разницу между домом и школой, между домом мамы и бабушки, то есть может подстроиться под изменившиеся обстоятельства, т.е. быть адаптивным.
Психологическая гили личностная готовность:
- ребенок в школе учится давать и получать обратную связь относительно того, что он делает
- ребенок должен быть критичен – насколько он уместно или нет, то, что он делает
- уметь видеть себя со стороны, должны быть начальные навыки рефлексии – что как и почему происходит
- должно быть желание сотрудничать со взрослым. Ребенку интересно, какой он на фоне других, какую роль он занимает в этом коллективе. Формируется самооценка. Это важные показатели того, что ребенок готов.
- ребенку интересно осваивать новое, нет страха ошибки, нет страха новизны,
- ребенок готов работать самостоятельно, он может выполнить какие-то ответственные поручения – что-то купить, сделать что-то по дому, остаться один, обратиться за помощью или задать вопрос взрослому.
Если ребенок инфантилен – ему будет трудно в школе, и он будет не замотивирован работать.
Социальное и личностное развитие идут рука об руку и важно до школы дать ребенку яркий, богатый и адекватный опыт.
Интеллектуальная готовность или когнитивная зрелость:
- уровень развития высших психических функций – особенно произвольность процессов – то есть умение ребенка осознано управлять вниманием, поведением, телом, памятью, умение поскучать, подождать, концентрироваться на задании, доводить до конца начатое, умение ставить себе задачу, программу и выполнять ее.
- уровень развития речи – грамотная фраза, большой словарный запас, связная речь, умение пересказывать. Должны быть развиты функции слухоречевого анализа.
- моторная зрелость – способность управлять своим телом, координированно управлять движениями глаз, руки. Ребенок не должен истощаться от сидения. Письмо и чтение – сложные моторные акты и если ребенок моторно неловкий, писчий хват не сформирован, то в школе ему будет сложно. Все будет получаться не так быстро и не так ловко и отнимать много ресурса, и он будет демотивирован от учебной ситуации.
На что еще обратить внимание:
- важно, чтобы в детском саду до школы было много игры и социального взаимодействия. Если в саду весь день только занятия и детям некогда играть – это плохо;
- важна предметная и творческая деятельность в дошкольном детстве – прикрутить, отвинтить, отвертка, ножницы, пуговицы, шнурки. С раннего возраста ребенку надо давать много сенсорного, моторного и инструментального опыта;
- если ребенок тревожный, невротичный – лучше выбирать более спокойную среду. В топовой школе ребенок может не соответствовать ритму, особенно если наступает психоэмоциональное истощение. Если у ребенка высокая тревожность – он очень болезненно будет относиться к плохим оценкам, будет полная апатия и полная потеря сил и ресурса. Особенно в старших классах. То есть не надо навешивать на ребенка слишком много академической нагрузки, чтобы у него не осталось времени на осмысление себя в этом всем. А подростку важно самоопределиться и понять зачем все это. Иногда сильная школа не оставляет на это воздуха.
- школу надо выбирать как микросообщество людей и ребенку в нем должно быть хорошо и гармонично. Это приоритетно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для родителей "Готовность к школе детей", "Готовность к школе родителей"
Готовность к школе детей и родителей....
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...
Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"
Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....
статья (подготовительная группа) на тему:"Готовность к школе детей", "Готовность к школе родителей"
Готовность к школе детей и родителей....
Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...
Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"
Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....
Готовность к школе детей, готовность к школе родителей
Готовность к школе детей, готовность к школе родителей...