Консультация "Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей"
консультация
Консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo_kak_sredstvo_vospitaniya_i_razvitiya_detey.docx | 18.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
объект 3
Консультация для родителей
«Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста»
Составила: воспитатель Тарасова Е.Н.
Егорьевск, 2023
Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка. В произведениях устного народного творчества таятся огромные возможности для развития и воспитания детей, они побуждают ребенка с самого раннего возраста к познавательной деятельности и речевой активности.
Проникая в сюжет, постигая образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности языка произведений устного народного творчества. Полноценное владение родным языком является главной задачей умственного, эстетического, нравственного воспитания и развития детей.
Произведения устного народного творчества это первое что слышит и воспроизводит ребенок в жизни. Это колыбельные, потешки, пестушки. В ходе приобщения к этому виду народного творчества решаются такие воспитательные задачи, как: ‒ развивать интерес ребенка к устному народному творчеству; ‒ развить выразительность в языке ребенка, интонацию, силу голоса, разговорную речь, а также посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений; ‒ открыть детям смысл пословиц и поговорок, заключающих в себе правила поведения и моральные нормы; ‒ при помощи русского фольклора, а также фольклора других народов обогащать знания детей об окружающем мире; ‒ приучить разыгрывать сказки по ролям; ‒ заинтересовать детей народными играми, приучать использовать фольклор для самостоятельной игровой и театрализованной деятельности. Сказки, поговорки, загадки способствуют развитию мышления, воображения, сообразительности, развитию эмоциональной сферы. Русские народные произведения сами по себе богаты по форме и содержанию и изначально содержат в себе нравственные ценности. Сказки — это один из компонентов используемый во взаимодействии с детьми, они играют особую роль в воспитании детей, а также они наиболее интересны для детей дошкольного возраста. Простота и непосредственность изложения данного жанра народного творчества больше всего привлекательно и понятно для восприятия и понимания ребенком. На примере персонажей сказок ребенок легко знакомится с такими понятиями как добро и зло, жадность и щедрость, смелость и трусость и т. п. Давая оценку, героям сказок, дети анализируют какие поступки, совершённые персонажами, положительные, а какие отрицательны. Переживают вместе с ними широкий спектр чувств, и став на ту или иную сторону, стараются вместе с героями произведения решать все поставленные перед ним задачи, что также способствует увеличению творческой активности ребенка и дает возможность сделать правильный вывод в данной ситуации. В дошкольном возрасте дети очень ранимы и именно сказки русского народного творчества являются тем уникальным средством, позволяющим легко рассказать детям об отрицательном в жизни, провести аналогию и сравнить это с реальным миром. Но нельзя забывать о том, что воспитателям и родителям необходимо тщательно и грамотно подходить к выбору произведений в соответствии с возрастными особенностями детей и теми целями, которые необходимо достичь. Они помогают показать детям: как добро помогает победить зло («Зимовье»); как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»); что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»). Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек — красная девица (умница, рукодельница), а для мальчиков — добрый юноша (смелый, сильный, честный, добрый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах
Для формирования моральных ценностей у малышей прекрасно подходят пословицы и поговорки, так как они эмоционально насыщенны порой несут в себе моральные постулаты. Эти короткие изречения легко запоминаются детям, их воздействие на ребенка сильнее, чем обычные уговоры и нравоучения. Скороговорки помогают ребенку научиться правильно и быстро говорить и одновременно остаются простой игрой для них. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи — в языке народа, его песнях, музыке, играх, во впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах обычаях людей, среди которых он живет. Народное творчество — это неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственные стороны личности.
В круг детского чтения входит русский фольклор, а также фольклор народов мира. Они несут в себе большой потенциал национальных, народных культур, делают ребенка обладателем общечеловеческих духовных ценностей. В своем литературном развитии ребенок должен идти от литературы своего народа к детской мировой литературе. В детском саду создается наиболее благоприятная почва для прослушивания, повторения и обыгрывания потешек, что способствует развитию речи и памяти ребенка. Для обогащения словарного запаса детей очень целесообразно использовать работу с потешками. Эти короткие стишки часто дополняются определенными действиями, которые способствуют воспитанию доброжелательности, сочувствию. Со временем дети переносят их в самостоятельные игры. Благодаря потешкам дети учатся воспринимать коротенький сюжет, выраженный в художественном слове. С раннего возраста дети с удовольствием могут рассматривать картинки, иллюстрации книжек или дидактических игр по мотивам фольклорных произведений и пересказывать их. Использование различных видов устного народного творчества совместно с другими воспитательными средствами помогут успешному обогащению словаря ребенка, развитию его речевой активности, помогут в формировании гармонически развитой личности. То, что впитает в себя ребенок в дошкольном возрасте в основном зависит от среды, в которой он воспитывается. Окружая детей своей заботой и лаской, а также включая устное народное творчество в свои занятия, родители и педагоги, воспитатели могут уже с ранних лет вложить в них основные нравственные качества, которые в дальнейшей его жизни будут только развиваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей «НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ»
в консультации представлен опыт работы по использованию народного творчества в приобщении детей к истокам кубанской казачьей культуры...
Устное народное творчество как средство воспитания, обеспечивающее развитие здоровой личности ребенка
Консультация для воспитателей....
Статья "Народное творчество как средство социально - личностного развития детей".
Социально - личностное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития ребенка и предполагает становление его отношения к родителям, окружающим людям, к коллективу, к Родине....
«Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю»
Познавая искусство своего народа (народные песни, игры, сказки и др.) ребёнок открывает в себе свою Родину. Учится понимать и уважать свой народ, чтить его традиции и обычаи, праздники. Всё это способ...
Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста
Устное народное творчество содержит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяющие уже с малых лет побуждать детей к речевой активности. Произведения фольклора своим содерж...
Консультация для родителей "Народное творчество как средство воспитания и условия осуществления национального воспитания"
То, что впитает в себя ребенок в дошкольном возрасте в основном зависит от среды, в которой он воспитывается. Окружая детей своей заботой и лаской, а также включая народное творчество в свои занятия, ...
Консультация для родителей "Народное творчество как средство воспитания и условия осуществления национального воспитания детей дошкольного возраста"
У детей в дошкольном возрасте происходит формирование духовно-нравственной основы, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе. Таким образом, начинается процесс осознания...