«Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Лантухова Елена Михайловна

Познавая искусство своего народа (народные песни, игры, сказки и др.) ребёнок открывает в себе свою Родину. Учится понимать и уважать свой народ, чтить его традиции и обычаи, праздники. Всё это способствует развитию его духовно -  нравственных качеств, чувства патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnoe_tvorchestvo_kak.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                    «Народное творчество как

                                 средство воспитания любви к

                                               родному краю».

      Русский фольклор. Кладезь народной мудрости: песни, пословицы, поговорки, загадки, декоративное искусство... Его притягательную, магическую силу чувствует каждый, кто соприкасается с народным творчеством.

     Детский фольклор может стать ценным средством воспитания ребенка. Это особенная область народного творчества.

    Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров.

    В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. С помощью детского фольклора взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие.

   Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Вопросы воспитания детей средствами народной педагогики относятся к числу таких, которые никогда не устаревают, имеют особый смысл и актуальность.

   Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре. Сила фольклора в его яркости, духовности, народности. И проявляется эта сила чаще всего во время праздников — календарных и христианских.

    Календарный праздник в детском саду — важное средство художественного и нравственного воспитания.

    Праздники и обычаи русского народа, отражаемые в праздниках, способствуют развитию у детей чувства прекрасного, воспитывают патриотические чувства.

    Календарный праздник в детском саду — это радость, веселье, творчество, которые разделяют взрослые и дети. Колядование, прилет жаворонков, медовый и яблочный Спасы, праздник первого снопа и др.... войдут в жизнь ребенка ярким событием и надолго останутся в памяти.

    Календарные праздники — это не только своеобразный итог проведений работы с детьми по усвоению фольклорного материала, но и мощный фактор положительного воздействия на эмоциональную сферу ребенка.

    Современная падагогика считает освоение ребенком фольклорного наследия одним из приоритетных направлений.

    Освоение народной культуры не сводится к сумме разученных произведений, а предполагает создание такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникать  и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание,  привычки человека и становится частью его жизни.

    Освоение фольклора — это  и изучение местных народных традиций. Региональный материал включается в различные виды деятельности.

   «Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей — это национальная трагедия и угроза самому существованию нации». Это слова великого русского композитора М.П.Мусоргского.

    В наши дни, когда большую часть жизни дети проводят вне дома, вне семьи, когда во многом ослаблены связи не только с родственниками, но и даже с родителями, когда наблюдается огромный дефицит общения ребенка со взрослым, и самое страшное, с родителями — наносится непоправимый урон физическому и духовному здоровью детей.  Семья теряет свою ведущую роль.

   Дети не получают элементарных представлений о народной экологии, о народной культуре, страдают нравственные устои!

    Традиционная культура каждого народа уникальна и необъятна. Тысячелетиями складываются мировоззрение, жизненный уклад, нормы поведения, искусства и ремесла народа. Историческое время и повседневная жизнь отсеивают всё, что противоречит экологическим, климатическим условиям, складу национального характера, здравому смыслу. В глубинах народного бытия рождались неписанные правила, формировались законы сохранения здоровья народа, продолжения рода, его обращенность в будущее. Интонационная, пластическая, музыкальная, танцевальная, педагогическая, трудовая культура каждого народа  - это не «музейное», а живое, творческое явление, которое должно развиваться поступательно, и включаться в современную жизнь подрастающих поколений. Народная культура донесла до наших дней древние  традиции, которые не должны быть утеряны и стерты урбанизированной массовой культурой. Велика ценность народных традиций, ибо они определяют самобытность, уникальность социально-исторического опыта народа и являются экологически оптимальными.

    Дети, их жизнь и творчество — это феномен в культуре каждого народа, требующий пристального внимания, комплексного изучения, научно-практических рекомендаций и их внедрения в реальную современную жизнь подрастающего поколения...

   …..Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Мудрость народной культуры помогает детям сохранить здоровье, укрепить его, подготовиться к будущей жизни, к роли рачительного хозяина (хозяйки), мужа (жены), отца (матери).... Детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста приобщать к народной культуре лучше всего через песенно-игровые традиции, календарно-обрядовые праздники.

    Встречи и проводы времен года — новогодние праздники с ёлкой, проводы русской зимы, праздник березки, чествование урожая — содержание праздников в детском саду  и школе. Многие обычаи сегодня переосмыслены, наполнены новым содержанием, но основа старинных народных праздников, их обрядовость сохранена. Целесообразно использовать опосредованную форму приобщения детей к народному творчеству. Игровая основа, нетрадиционное развитие действия праздника, развлечения, шутка, юмор, задорная пляска, широкая  амплитуда в настроении песен внесут радость, духовную красоту, эмоциональную комфортность в жизнь наших детей. Они являются ненавязчивой формой приобщения детей к народному творчеству. Любовь к народному искусству, почтение к народным традициям и обычаям, в целом знание народной культуры дети понесут в семью, духовное возрождение которой — залог возрождения Отечества.

    Нельзя прерывать связь времен и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в необозримой Вселенной душа русского народа, так же, как в старь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздников, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей «НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ»

в консультации представлен опыт работы по использованию народного творчества в приобщении детей к истокам кубанской казачьей культуры...

Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю.

РЕФЕРАТ: Народное творчество как средство  воспитания любви к родному краю в детском  саду....

Консультация для родителей «Народное творчество как средство воспитания - любви к родному краю»

Консультация для родителей «Народное творчество как средство воспитания - любви к родному краю»...

Мастер-класс "Хакасские народные игры как средство воспитания любви к "малой" Родине (с презентацией)

Особое значение в своей работе мы уделяем гражданско-патриотическому воспитанию детей. Его содержанием является знакомство детей с традициями и укладом жизни, как в русских, так и в хакасских семьях, ...

Консультация для родителей "Народное творчество как средство воспитания и условия осуществления национального воспитания"

То, что впитает в себя ребенок в дошкольном возрасте в основном зависит от среды, в которой он воспитывается. Окружая детей своей заботой и лаской, а также включая народное творчество в свои занятия, ...

Консультация для родителей "Народное творчество как средство воспитания и условия осуществления национального воспитания детей дошкольного возраста"

У детей в дошкольном возрасте происходит формирование духовно-нравственной основы, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе. Таким образом, начинается процесс осознания...


 

Комментарии

Лантухова Елена Михайловна

Уважаемая Елена Михайловна, вы опубликовали полезный и интересный методический продукт. Рекомендую его к использованию в работе воспитателям, родителям и музыкальным руководителям.