«Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Познавая искусство своего народа (народные песни, игры, сказки и др.) ребёнок открывает в себе свою Родину. Учится понимать и уважать свой народ, чтить его традиции и обычаи, праздники. Всё это способствует развитию его духовно - нравственных качеств, чувства патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnoe_tvorchestvo_kak.docx | 19.53 КБ |
Предварительный просмотр:
«Народное творчество как
средство воспитания любви к
родному краю».
Русский фольклор. Кладезь народной мудрости: песни, пословицы, поговорки, загадки, декоративное искусство... Его притягательную, магическую силу чувствует каждый, кто соприкасается с народным творчеством.
Детский фольклор может стать ценным средством воспитания ребенка. Это особенная область народного творчества.
Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров.
В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. С помощью детского фольклора взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие.
Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Вопросы воспитания детей средствами народной педагогики относятся к числу таких, которые никогда не устаревают, имеют особый смысл и актуальность.
Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре. Сила фольклора в его яркости, духовности, народности. И проявляется эта сила чаще всего во время праздников — календарных и христианских.
Календарный праздник в детском саду — важное средство художественного и нравственного воспитания.
Праздники и обычаи русского народа, отражаемые в праздниках, способствуют развитию у детей чувства прекрасного, воспитывают патриотические чувства.
Календарный праздник в детском саду — это радость, веселье, творчество, которые разделяют взрослые и дети. Колядование, прилет жаворонков, медовый и яблочный Спасы, праздник первого снопа и др.... войдут в жизнь ребенка ярким событием и надолго останутся в памяти.
Календарные праздники — это не только своеобразный итог проведений работы с детьми по усвоению фольклорного материала, но и мощный фактор положительного воздействия на эмоциональную сферу ребенка.
Современная падагогика считает освоение ребенком фольклорного наследия одним из приоритетных направлений.
Освоение народной культуры не сводится к сумме разученных произведений, а предполагает создание такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникать и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки человека и становится частью его жизни.
Освоение фольклора — это и изучение местных народных традиций. Региональный материал включается в различные виды деятельности.
«Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей — это национальная трагедия и угроза самому существованию нации». Это слова великого русского композитора М.П.Мусоргского.
В наши дни, когда большую часть жизни дети проводят вне дома, вне семьи, когда во многом ослаблены связи не только с родственниками, но и даже с родителями, когда наблюдается огромный дефицит общения ребенка со взрослым, и самое страшное, с родителями — наносится непоправимый урон физическому и духовному здоровью детей. Семья теряет свою ведущую роль.
Дети не получают элементарных представлений о народной экологии, о народной культуре, страдают нравственные устои!
Традиционная культура каждого народа уникальна и необъятна. Тысячелетиями складываются мировоззрение, жизненный уклад, нормы поведения, искусства и ремесла народа. Историческое время и повседневная жизнь отсеивают всё, что противоречит экологическим, климатическим условиям, складу национального характера, здравому смыслу. В глубинах народного бытия рождались неписанные правила, формировались законы сохранения здоровья народа, продолжения рода, его обращенность в будущее. Интонационная, пластическая, музыкальная, танцевальная, педагогическая, трудовая культура каждого народа - это не «музейное», а живое, творческое явление, которое должно развиваться поступательно, и включаться в современную жизнь подрастающих поколений. Народная культура донесла до наших дней древние традиции, которые не должны быть утеряны и стерты урбанизированной массовой культурой. Велика ценность народных традиций, ибо они определяют самобытность, уникальность социально-исторического опыта народа и являются экологически оптимальными.
Дети, их жизнь и творчество — это феномен в культуре каждого народа, требующий пристального внимания, комплексного изучения, научно-практических рекомендаций и их внедрения в реальную современную жизнь подрастающего поколения...
…..Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Мудрость народной культуры помогает детям сохранить здоровье, укрепить его, подготовиться к будущей жизни, к роли рачительного хозяина (хозяйки), мужа (жены), отца (матери).... Детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста приобщать к народной культуре лучше всего через песенно-игровые традиции, календарно-обрядовые праздники.
Встречи и проводы времен года — новогодние праздники с ёлкой, проводы русской зимы, праздник березки, чествование урожая — содержание праздников в детском саду и школе. Многие обычаи сегодня переосмыслены, наполнены новым содержанием, но основа старинных народных праздников, их обрядовость сохранена. Целесообразно использовать опосредованную форму приобщения детей к народному творчеству. Игровая основа, нетрадиционное развитие действия праздника, развлечения, шутка, юмор, задорная пляска, широкая амплитуда в настроении песен внесут радость, духовную красоту, эмоциональную комфортность в жизнь наших детей. Они являются ненавязчивой формой приобщения детей к народному творчеству. Любовь к народному искусству, почтение к народным традициям и обычаям, в целом знание народной культуры дети понесут в семью, духовное возрождение которой — залог возрождения Отечества.
Нельзя прерывать связь времен и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в необозримой Вселенной душа русского народа, так же, как в старь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздников, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей «НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ»
в консультации представлен опыт работы по использованию народного творчества в приобщении детей к истокам кубанской казачьей культуры...
Устное народное творчество как средство воспитания, обеспечивающее развитие здоровой личности ребенка
Консультация для воспитателей....
Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю.
РЕФЕРАТ: Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю в детском саду....
Консультация для родителей «Народное творчество как средство воспитания - любви к родному краю»
Консультация для родителей «Народное творчество как средство воспитания - любви к родному краю»...
Мастер-класс "Хакасские народные игры как средство воспитания любви к "малой" Родине (с презентацией)
Особое значение в своей работе мы уделяем гражданско-патриотическому воспитанию детей. Его содержанием является знакомство детей с традициями и укладом жизни, как в русских, так и в хакасских семьях, ...
Консультация для родителей "Народное творчество как средство воспитания и условия осуществления национального воспитания"
То, что впитает в себя ребенок в дошкольном возрасте в основном зависит от среды, в которой он воспитывается. Окружая детей своей заботой и лаской, а также включая народное творчество в свои занятия, ...
Консультация для родителей "Народное творчество как средство воспитания и условия осуществления национального воспитания детей дошкольного возраста"
У детей в дошкольном возрасте происходит формирование духовно-нравственной основы, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе. Таким образом, начинается процесс осознания...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Народное творчество
Уважаемая Елена Михайловна, вы опубликовали полезный и интересный методический продукт. Рекомендую его к использованию в работе воспитателям, родителям и музыкальным руководителям.