Сюжетно-ролевая игра детей младшего возраста (3-4 года)
методическая разработка (младшая группа)
Сюжетно-ролевая игра детей младшего возраста (3-4 года)
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности в дошкольном возрасте. Игра для ребенка- это неотъемлемая часть его жизни. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьезным нарушениям его личностного развития.
На четвертом году жизни у детей активно развивается сюжетно-ролевая игра. Игра тесно связана с воображением (принятие на себя роли того или иного персонажа, способность воплотиться в ней, побыть в воображаемой ситуации). Взрослый, когда ребенок еще не владеет ролевым поведением, помогает ему выбрать какую-либо роль, создает игровую ситуацию, воплощает ее в контексте сюжета. Родитель и педагог играют немаловажную роль на данном этапе постановки игры. В этом возрасте дети только учатся играть со сверстниками, а многие предпочитают играть самостоятельно, проигрывая сразу несколько ролей. К младшему возрасту ребенок чаще всего имеет представление о существовании определенных социальных ролей (продавец, парикмахер, мастер маникюра, строитель, курьер и т.д.). Взрослый может также познакомить ребенка с другими ролями, с которыми малыш еще не знаком. Но перегружать ребенка данным видом деятельности тоже не стоит, так как чаще всего он еще не способен удерживать внимание более 15 минут.
К трем годам ребенок, при условии успешного развития игровых умений может называть себя именем героя, хотя сама игра состоит из довольно простых действий, например, малыш катает машинку (он-водитель), строит стену из конструктора(он-строитель), причесывает куколку – парикмахер.В 3-4 года у ребенка проявляется больший интерес к сверстникам. Дети пытаются взаимодействовать друг с другом, но чаще играют «не вместе, а рядом», с удовольствием выполняют предложенную им роль, включаются в коллективные подвижные игры. В этом возрасте большее внимание ребенок уделяет игрушке, а не партнеру-взрослому или сверстнику, поэтому задача взрослого состоит в том, чтобы ребенок все чаще переключал внимание с игрушки на «партнера». Чтобы данная задача была выполнена, необходимо стать интересным, привлекательным для него. Не стесняться быть смешным, вспомнить себя в детском возрасте, отвечать на вопросы, слушать и прислушиваться к ребенку, задавать наводящие вопросы, направлять его на создание игровой ситуации. Задача взрослого состоит в том, чтобы на своем примере научить дошкольника вести диалог, формируя у него ролевую речь, обращенную к партнеру.
В сюжетно-ролевой игре для детей четвертого года жизни можно использовать следующие игры-ситуации:
-игры с куклами (в семью);
-игры с машинами и другими транспортными средствами (многим ребятам интересна игра в уборку мусора с помощью мусоровоза);
- игры в животных и с игрушечными животными (особенно эта игра интересна детям, у которых нет домашних животных, но они мечтают о питомце); - игры в магазин;
- игры в больницу;
- игры в салон красоты;
- игры в пожарных и полицейских и т.д.
Из сюжетов, используемых детьми в возрасте 3-4 лет в игре, наиболее востребованы игры с куклами, являющимися для малышей самыми близкими партнерами в игре, чаще всего как для девочек, так и для мальчиков. Взрослому необходимо ориентировать ребенка на взаимодополняемые роли (мама-дочка, покупатель-продавец), где в качестве партнера выступает не игрушка, а человек(взрослый). Вести с ребенком диалог, проигрывать различные бытовые ситуации, давая ребенку самому придумывать и развивать их, задавать вопросы, чтобы, опираясь именно на ваш пример, он мог в детском саду или на площадке проигрывать похожие ситуации со сверстниками. Ваша помощь ребенку просто необходима, так как в возрасте 3-4 лет опыт не позволяет ему самому вести разнообразную игру. Поощряйте его малейшие успехи. Это в дальнейшем поможет ребенку не бояться воображать, и он всегда с удовольствием будет проводить с вами время. Проводите с ребенком больше времени, предлагая ему различные виды деятельности, в то же время не забывайте, что ему нужно время для отдыха, даже во время игр.
- Во время игры ребенок стремится подражать взрослому, ведь именно взрослый является для него источником информации о мире людей. Расширяйте круг общения ребенка, используйте любую возможность сообщить ему не только что-то новое, но и новое об уже известном, освоенном. Так, ребенок знает, что в кастрюле варится компот, но он не знает из каких ингредиентов он готовится, не знает, что его нужно помешивать и следить, чтобы он не «убежал» и т.д. И он сможет эти знания использовать, играя в сюжетно-ролевые игры как с вами, так и со сверстниками.
- Интересуйтесь играми малыша. Если ваш малыш целый день просто катает одну и ту же машинку, беспорядочно укладывает кукол, не заботится о своих мягких игрушках, то это значит, что у него не сформированы игровые умения: он, простыми словами, не умеет играть. Помогите ему, предложите вместе сложить стену или башню из кубиков (конструктора), поставить машинки в гараж, а не просто убрать их на место, уложить кукол спать, закрыть магазин на ночь, разложив все товары по полкам, чтобы завтра вновь принимать посетителей. Таким образом вы предложите ребенку игровую ситуацию и через игру объясните, что все игрушки «любят» быть на своих местах.
- Демонстрируйте и объясняйте ребенку свои действия в повседневной жизни, например, собираясь на работу: выбираете одежду, собираете сумку (кладете туда телефон, ключи, носовой платок, расческу и т.д.). В дальнейшем ребенок может со сверстниками проигрывать в игре именно эту ситуацию или брать ее за основу.
- Во время игры спросите у ребенка, во что он играет, обратите внимание, какие роли ему особо интересны: военного, полицейского, мамы, папы, строителя и т.д. Помогите малышу советом, выслушайте его, поиграйте вместе с ним, так, чтобы игра развивалась и была ему интересна. На следующий день можете продолжить игру с того же места, на котором остановились сегодня. Например, сегодня уложили кукол спать, а завтра проснулись сделали зарядку, почистили зубы и начался новый день. Подскажите ребенку сюжеты, в которые можно играть, объясните, как это лучше сделать. Предложите ему выбрать роль, выберете роль себе. Наберитесь терпения, играя с ребенком, не ругайте его, если идет что-то не так как вы хотели, а мягко в игровой форме направьте его. И с каждым днем сюжет вашей игры будет становиться все сложнее и интереснее.
- Пригласите других членов семьи поиграть с вами, пусть ребенок предложит им роли. Шутите, смейтесь, не бойтесь выглядеть нелепо и смешно. Пусть не часто получается поиграть с детьми всей семьей , но именно такие моменты останутся в памяти вашего малыша надолго.
Проводите с ребенком как можно больше времени. По-возможности, на время игры, уберите телефон, выключите телевизор, чтобы вас ничего не отвлекало. Ведь время, проведенное вместе с ребенком бесценно!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 16.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Сюжетно-ролевая игра детей младшего возраста (3-4 года)
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности в дошкольном возрасте. Игра для ребенка- это неотъемлемая часть его жизни. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьезным нарушениям его личностного развития.
На четвертом году жизни у детей активно развивается сюжетно-ролевая игра. Игра тесно связана с воображением (принятие на себя роли того или иного персонажа, способность воплотиться в ней, побыть в воображаемой ситуации). Взрослый, когда ребенок еще не владеет ролевым поведением, помогает ему выбрать какую-либо роль, создает игровую ситуацию, воплощает ее в контексте сюжета. Родитель и педагог играют немаловажную роль на данном этапе постановки игры. В этом возрасте дети только учатся играть со сверстниками, а многие предпочитают играть самостоятельно, проигрывая сразу несколько ролей. К младшему возрасту ребенок чаще всего имеет представление о существовании определенных социальных ролей (продавец, парикмахер, мастер маникюра, строитель, курьер и т.д.). Взрослый может также познакомить ребенка с другими ролями, с которыми малыш еще не знаком. Но перегружать ребенка данным видом деятельности тоже не стоит, так как чаще всего он еще не способен удерживать внимание более 15 минут.
К трем годам ребенок, при условии успешного развития игровых умений может называть себя именем героя, хотя сама игра состоит из довольно простых действий, например, малыш катает машинку (он-водитель), строит стену из конструктора(он-строитель), причесывает куколку – парикмахер.В 3-4 года у ребенка проявляется больший интерес к сверстникам. Дети пытаются взаимодействовать друг с другом, но чаще играют «не вместе, а рядом», с удовольствием выполняют предложенную им роль, включаются в коллективные подвижные игры. В этом возрасте большее внимание ребенок уделяет игрушке, а не партнеру-взрослому или сверстнику, поэтому задача взрослого состоит в том, чтобы ребенок все чаще переключал внимание с игрушки на «партнера». Чтобы данная задача была выполнена, необходимо стать интересным, привлекательным для него. Не стесняться быть смешным, вспомнить себя в детском возрасте, отвечать на вопросы, слушать и прислушиваться к ребенку, задавать наводящие вопросы, направлять его на создание игровой ситуации. Задача взрослого состоит в том, чтобы на своем примере научить дошкольника вести диалог, формируя у него ролевую речь, обращенную к партнеру.
В сюжетно-ролевой игре для детей четвертого года жизни можно использовать следующие игры-ситуации:
-игры с куклами (в семью);
-игры с машинами и другими транспортными средствами (многим ребятам интересна игра в уборку мусора с помощью мусоровоза);
- игры в животных и с игрушечными животными (особенно эта игра интересна детям, у которых нет домашних животных, но они мечтают о питомце); - игры в магазин;
- игры в больницу;
- игры в салон красоты;
- игры в пожарных и полицейских и т.д.
Из сюжетов, используемых детьми в возрасте 3-4 лет в игре, наиболее востребованы игры с куклами, являющимися для малышей самыми близкими партнерами в игре, чаще всего как для девочек, так и для мальчиков. Взрослому необходимо ориентировать ребенка на взаимодополняемые роли (мама-дочка, покупатель-продавец), где в качестве партнера выступает не игрушка, а человек(взрослый). Вести с ребенком диалог, проигрывать различные бытовые ситуации, давая ребенку самому придумывать и развивать их, задавать вопросы, чтобы, опираясь именно на ваш пример, он мог в детском саду или на площадке проигрывать похожие ситуации со сверстниками. Ваша помощь ребенку просто необходима, так как в возрасте 3-4 лет опыт не позволяет ему самому вести разнообразную игру. Поощряйте его малейшие успехи. Это в дальнейшем поможет ребенку не бояться воображать, и он всегда с удовольствием будет проводить с вами время. Проводите с ребенком больше времени, предлагая ему различные виды деятельности, в то же время не забывайте, что ему нужно время для отдыха, даже во время игр.
Во время игры ребенок стремится подражать взрослому, ведь именно взрослый является для него источником информации о мире людей. Расширяйте круг общения ребенка, используйте любую возможность сообщить ему не только что-то новое, но и новое об уже известном, освоенном. Так, ребенок знает, что в кастрюле варится компот, но он не знает из каких ингредиентов он готовится, не знает, что его нужно помешивать и следить, чтобы он не «убежал» и т.д. И он сможет эти знания использовать, играя в сюжетно-ролевые игры как с вами, так и со сверстниками.
Интересуйтесь играми малыша. Если ваш малыш целый день просто катает одну и ту же машинку, беспорядочно укладывает кукол, не заботится о своих мягких игрушках, то это значит, что у него не сформированы игровые умения: он, простыми словами, не умеет играть. Помогите ему, предложите вместе сложить стену или башню из кубиков (конструктора), поставить машинки в гараж, а не просто убрать их на место, уложить кукол спать, закрыть магазин на ночь, разложив все товары по полкам, чтобы завтра вновь принимать посетителей. Таким образом вы предложите ребенку игровую ситуацию и через игру объясните, что все игрушки «любят» быть на своих местах.
Демонстрируйте и объясняйте ребенку свои действия в повседневной жизни, например, собираясь на работу: выбираете одежду, собираете сумку (кладете туда телефон, ключи, носовой платок, расческу и т.д.). В дальнейшем ребенок может со сверстниками проигрывать в игре именно эту ситуацию или брать ее за основу.
Во время игры спросите у ребенка, во что он играет, обратите внимание, какие роли ему особо интересны: военного, полицейского, мамы, папы, строителя и т.д. Помогите малышу советом, выслушайте его, поиграйте вместе с ним, так, чтобы игра развивалась и была ему интересна. На следующий день можете продолжить игру с того же места, на котором остановились сегодня. Например, сегодня уложили кукол спать, а завтра проснулись сделали зарядку, почистили зубы и начался новый день. Подскажите ребенку сюжеты, в которые можно играть, объясните, как это лучше сделать. Предложите ему выбрать роль, выберете роль себе. Наберитесь терпения, играя с ребенком, не ругайте его, если идет что-то не так как вы хотели, а мягко в игровой форме направьте его. И с каждым днем сюжет вашей игры будет становиться все сложнее и интереснее.
Пригласите других членов семьи поиграть с вами, пусть ребенок предложит им роли. Шутите, смейтесь, не бойтесь выглядеть нелепо и смешно. Пусть не часто получается поиграть с детьми всей семьей , но именно такие моменты останутся в памяти вашего малыша надолго.
Проводите с ребенком как можно больше времени. По-возможности, на время игры, уберите телефон, выключите телевизор, чтобы вас ничего не отвлекало. Ведь время, проведенное вместе с ребенком бесценно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика руководства сюжетно/ролевыми играми детей младшего возраста. Планирование игр. Включение инновационных технологий в организацию сюжетно/ролевых игр.
На примере сюжетно/ролевой игры «Знакомство с улицей» младшей группы, предложены игровые ситуации с их задачами. Указаны педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры. Информация о стр...
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшего возраста
Не знаете, чем занять малыша? Поиграйте вместе с детьми в игры. Сюжетно-ролевая игра - это модель взрослого общества, но связи между детьми в ней серьезные....
Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Горница" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Оганизация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.
Цель и задачи: Закрепление культурных навыков, сообщение детям некоторых знаний по домоводству....
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшего возраста.
Ведущим видом деятельности в детском саду является игра. Развитие игровой деятельности в детском саду тесно связано с освоением дошкольниками различных социальных ролей. Именно в игре ребенок получает...
Перспективное планирование сюжетно-ролевых игр для детей младшего возраста
Цель Методы управления игровой деятельностью СемьяФормировать умение принимать на себя игровую роль и обозначать ее для партнера. Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт с...
«Сюжетно-ролевая игра детей младшего возраста (3-4 года)»
Рекомендации родителям о значении сюжетно-ролевой игры на данном этапе развития...
Рекомендации для родителей: «Сюжетно-ролевая игра детей младшего возраста (3-4 года)»
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности в дошкольном возрасте. Игра для ребенка- это неотъемлемая часть его жизни. Отсутствие активн...