Песочная терапия
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»
К.Д. Ушинский
Песочная терапия – это игра с песком. Возиться в песочнице, строить из мокрого песка замки, рисовать пальцами на песке нравится и детям, и взрослым! Но оказывается, это не только интересная игра для развития и обучения, но еще и эффективный способ снятия внутреннего напряжения и волнения.
Цель песочной терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать ребенку возможность быть самим собой.
Малыши могут создавать простейшие рисунки, рисуя пальчиками по равномерно насыпанному слою. При том, чтобы изменить рисунок не нужно ни ластика, ни нового листа, достаточно просто провести пальчиком по песку.
Пересыпание песка из ладошки в ладошку, захват песка в кулачок, выравнивание песка на поверхности - все эти движения непроизвольно влияют на развитие ребенка. Детки развивают ловкость рук и пальчиков. А мелкая моторика напрямую связана с развитием речи.
В результате использования песочной терапии наблюдаются положительные изменения у детей:
- значительно повышается общий эмоциональный фон;
- снижается уровень тревожности;
- повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- усиливается самостоятельность ребенка;
- развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика;
- более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память и мышление, а также речь и моторика.
При игре у ребенка не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Какой может быть песок? Игра с песком может быть, как с сухим, так и с мокрым (кинетический песок). Он может быть разного цвета.
Чем полезны игры с песком? Они развивают у ребенка воображение, творческое мышление, речь, мелкую моторику. В процессе игры ребенок выбрасывает эмоции, которые его тревожат: злость, агрессию, гнев, страхи. В песке они «перерабатываются» - песок успокаивает. Дети в песке могут проигрывать какие-то беспокоящие ситуации и преобразовывать их.
С какого возраста ребенок может играть в такие игры? Как только ребенок начинает сидеть, примерно с 6 месяцев, можно уже начинать. В этом возрасте ребенку лучше предложить «заменители песка»: различные крупы (например, манку), кладут туда макароны разной формы, что так же замечательно развивает мелкую моторику. Конечно же, подойдет и обычный песок. Лучше всего его брать на берегу какого-нибудь водоема, просеять через сито и прокалить хорошенько в духовке.
В чём играть? Для хранения и игр можно использовать подносы, поддоны, большие тарелки и собственно песочницы. Песочницы бывают деревянные (но в основном их используют специалисты, поскольку это дороговато), резиновые надувные и пластиковые. Пластиковые контейнеры не дорогие и достаточно удобны, поскольку обычно продаются с крышками. Крышки предохраняют от высыхания и затвердевания кинетического песка, а так же от попадания пыли, грязи.
Какие игрушки использовать? Любые небольшие игрушки и предметы, которые у вас уже есть дома. Для мальчиков это машинки, солдатики, для девочек – куклы, особенно девочки любят феечек. Для всех детей: животные (наборы домашних, диких, морских животных), насекомые, монстры, драконы, динозавры, сказочные персонажи, герои мультфильмов и фильмов (например, Человек Паук, Тор, Веном и т.д.). Замечательно, если есть домики, деревья, цветы, камешки (натуральные и стеклянные), ракушки. Можно использовать игрушки из «Киндер-сюрприза». Некоторые родители стараются избегать покупать агрессивные фигурки, или связанные с войной, чтобы воспитать доброго ребенка. На самом деле это в корне неверно, поскольку ребенку надо учиться выражать свои эмоции адекватными способами. И через игру это делать лучше всего. Поэтому важно иметь дома монстров, драконов, хищных животных, любые «злые персонажи», чтобы ребенок кричал и бил не маму и сверстников, а устраивал «бои» игрушками.
Как играть? Конечно, по началу лучше учить ребенка играть. Так же необходимо проговорить правила безопасности. Играть вместе с ребенком, озвучивая персонажей, с выражением, с эмоциями, можно разными голосами (тоненьким, грубым, высоким, низким). "Красная маленькая машинка поехала: "Би-би", а навстречу ей большой тигр: "Ррррр! Я тебя съем!" Машинка: "Нет, би-би, не съешь! Я железная!" По ходу развития сюжета закрепляете размеры, цвета, материал предметов, названия животных, растений и т.д. В дальнейшем ребенок будет играть уже сам, удивляя вас своей фантазией.
Игра «Здравствуй, песок!»
Цель - снижение психофизического напряжения.
Ведущий от имени феи просит по-разному "поздороваться" с песочком, сделать, что ему нравится: погладить, пересыпать, порисовать на нем; почувствовать, какой он на ощупь: холодный или теплый, шершавый или гладкий, приятный-неприятный, мягкий и т.п.
После того как ребенок проведет самостоятельное исследование, покажите ему такие движения:
дотроньтесь до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
легко/с напряжением сожмите кулачки с песком, затем медленно высыпайте его в песочницу;
дотроньтесь до песка всей ладошкой - внутренней, затем тыльной стороной;
перетирайте песок между пальцами, ладонями;
Знакомство с мокрым песком проводится так же, как и с сухим. Обратите внимание крохи на то, что песок изменился, он не сыплется, похож на кашу, теперь из него можно лепить.
Ребенку предлагается свободная игра. Песок можно перемешивать руками, черпать совком или формочкой, делать горки, пещеры, дороги, прятать в него игрушки и т.п.
«Песочный дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Песочная фея. В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
Еще один вариант игры: Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальцами. Предложите ему "спрятаться от дождика", т.е. закрыть ладонь, как только в нее начнет сыпаться песок.
«Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
"Отпечатки наших рук".
На ровной поверхности чуть влажного песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив ее в песок, и прислушаться к своим ощущениям.
Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: "Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, по моим ладоням скользят маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?"
Теперь, когда ребенок получил образец устного описания своих ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ и тем чаще необходимо повторять эту игру. Не беда, если в начале игры ребенок в точности воспроизводит ваши слова, рассказывая о своих ощущениях. Постепенно, накапливая собственный чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что ваши ощущения будут различны, но постарайтесь не навязывать ребенку своего мнения.
Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх со словами: "Я перевернул руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?" Если у ребенка появились сходные ощущения, можно обсудить возможные дальнейшие действия, направленные на то, чтобы их изменить. Может, подвигать руками? Попробуйте: поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки и др.);
выполнить те же движения, поставив ладонь ребром;
"пройтись" ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и пр.);
"пройтись" по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после — двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом — средними, затем — безымянными, большими, и наконец — мизинчиками);
"поиграть" пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера;
сгруппировав пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке загадочные следы. (Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?)
Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук мы учим ребенка прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, ребёнок получает первый опыт самоанализа. Играя, он учится понимать себя и других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием песочной терапии "Путешествие в песочную страну" (Автоматизация и дифференциация звуков С и Ш)
В конспекте представлена структура занятия с использованием песочницы...
«Путешествию в «песочную» сказку. Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.
«Путешествию в «песочную» сказку.Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.Сказка на песке – это прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, справи...
Занятие по песочной терапии для детей раннего возраста на тему "Песочная поляна".
учить детей определять на ощупь свойства песка, активизировать в речи слова шершавый,твёрдый,мягкий....
Программа по песочной терапии "Песочная фантазия"
Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пл...
Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.
Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...
« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»
Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...
« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»
Взаимодействие с родителями - важное направление в деятельности дошкольного учреждения...