Конспект родительского собрания «Организация логопедической работы»
материал (старшая группа)

Халанова Нина Борисовна

 

Конспект родительского собрания

«Организация логопедической работы»

Участники: учитель-логопед, воспитатели, родители

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- рассмотреть причины нарушений речи дошкольного возраста

- рассмотреть виды нарушений речи детей дошкольного возраста

- познакомить с нетрадиционными методами и приемами работы с детьми

 - усилить роль семьи в воспитательном и коррекционном  процессе

 

Оборудование: ноутбук, экран, мультимедийный проектор, презентация, коктейльные трубочки, вата, карточки с артикуляционными упражнениями, памятки и рекомендации для родителей по речевому развитию детей.

 

Ход собрания

Учитель-логопед: Добрый вечер, дорогие родители! Я благодарю вас за то, что вы пришли на нашу встречу. И я что бы стать ближе друг к другу,  предлагаю нам всем поиграть в игру «Имена», ведь имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

Учитель-логопед: Сейчас мы пустим эту игрушку по кругу нашего знакомства. У кого она в руках тот, называет свое имя, отчество и фамилию, имя ребенка, передает следующему участнику игрушку.

Учитель-логопед: Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи -  фонетической, лексической, грамматической. В последнее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. Речевые расстройства могут спровоцировать разнообразные факторы. Они бывают внутренние или внешние.

Внутренние: перинатальный период (внутриутробное развитие плода), натальный период (период родов), постнатальный период (период развития после рождения).

Причины нарушений в перинатальном (дородовом) периоде: интоксикация организма матери, внутриутробная гипоксия плода, резус- конфликт матери и ребёнка, неблагоприятное течение беременности с угрозой выкидыша, ушибы и падения матери с дальнейшей травматизацией плода, заболевания матери во время беременности, курение и употребление алкоголя во время беременности.

В период натального периода (момент рождения) причиной речевых нарушений может стать: родовая травма новорожденных, затяжные или стремительные роды, рождение ребёнка с родовой опухолью-гематомой, повреждения нервов, асфиксия плода (кислородная недостаточность).

В постнатальном (послеродовом периоде) причины нарушений речи делятся на биологические: черепно-мозговая травма, различные инфекционно-вирусные заболевания, наследственные генетические заболевания, детские инфекции, вызывающих истощение центрально-нервной системы.

Социальные факторы: недостаточность речевых и интеллектуальных контактов, конфликтные отношения в семье, неправильные методы воспитания, психическая депривация  (неудовлетворение потребностей ребенка в материнской любви) среда, состоящая из лиц с речевой патологией, двуязычие в семье и др.

Учитель-логопед: В речевом развитии ребенка особое значение имеет возраст от 5 до 7 лет. Именно в этот период начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что ребенок вплотную подошел к возрасту, завершающему становление речи. Становление речи означает, что ребенок правильно произносит все звуки родного языка; владеет значительным словарным запасом; освоил основы грамматического строя речи; владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими ему свободно вступать в контакт с людьми. Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:

1. Дети должны уметь слушать и слышать других.

При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого педагогом устно.

2. Звуковая сторона речи - правильно произносить все звуки речи;

Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для освоения письма.

- четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);

- говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;

- изменять темп речи с учетом содержания высказывания.

Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).

Неусвоение данных навыков может привести к появлению интонационных ошибок при чтении.

3. Функции языкового анализа. Дети должны уметь:

- делить предложения на слова;

- делить слова на слоги;

- уметь выделять все звуки в словах;

- устанавливать последовательность звуков в слове.

Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:

- слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);

- пропуски, перестановки, добавления слогов (комната-«кота», печенье-«чепенье», паровоз-«павороз», бабушка – «бабабушка»);

- пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);

- перестановки букв (комната – «конмата»).

4. Лексическая сторона речи (словарный запас). Дети должны уметь:

- точно подбирать слова;

- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;

- дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);

- употреблять сложные слова (например: длинноногий);

- пользоваться эпитетами (например: чистое поле);

- подбирать метафоры (например: туча комаров);

- использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову);

- подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный).

Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения.

5. Грамматическая сторона речи. У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования:

а) Навыки словоизменения: Дети должны уметь:

- изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);

- употреблять различные предлоги;

- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (н-р: голубое полотенце);

- согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два, пять карандашей);

- правильно употреблять глаголы (нап: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.).

В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:

- ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);

- пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);

- ошибки согласования («пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).

б) Навыки словообразования: Дети должны уметь:

- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);

- образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);

- образовывать название детенышей животных;

- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).

Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при письме могут наблюдаться:

- замены суффиксов (козлята – «козленки»);

- замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).

Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении.

6. Связная речь.

Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли. Дети должны уметь:

- свободно общаться с взрослыми и сверстниками;

- поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;

- рассказывать о пережитых событиях;

- пересказывать содержание сказки, рассказа;

- описывать окружающие предметы;

- раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.

Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.

Речевые нарушения не исчезают самостоятельно, без специально организованной коррекционной работы. Продолжительность логопедических занятий для каждого ребенка зависит от степени тяжести и структуры речевого недоразвития.
Афония, дисфония — отсутствие или нарушение фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Характеризуется отсутствием фонации (афония) или частичной потерей высоты, силы и тембра голоса (дисфония).

Ринолалия — расстройство артикуляции и голосообразования, обусловленные дефектами строения и функционирования речевого аппарата (гнусавость).

Брадилалия — патологически замедленный темп речи. Присущая замедленная реализация артикуляторного — речевой программы в связи с патологическим усилением тормозных процессов, начинают доминировать над процессами возбуждения.

Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Речевая симптоматика

характеризуется ненормально быстрым темпом речи (20-30 звуков в секунду замес 10-12). Брадилалия и тахилалия объединяются общим названием — нарушение темпа речи, следствием которого является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонационной выразительности.

Заикание (логоневроз) является одним из самых сложных и длительных речевых нарушений, характеризующееся расстройством темпа, ритма и плавности экспрессивной речи с преимущественным поражением коммуникативной функции, обусловлено судорожными сокращениями в мышцах артикуляции, фонации и дыхания Заикание — это сложное психофизиологическое нарушения.

Дислалия — нарушение не только фонетического, но и произносимого аспектов речи, то есть это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата. Для дислалии характерно неправильное, искажённое произнесение отдельных фонем (звуков).

Дислалия может проявляться в разной форме.

Наиболее частыми являются нарушения произношения свистящих и шипящих звуков (сигматизмы) или их затрудненное произношение (парасигматизмы).

нарушения произношения сонорных звуков р, рь, л, ль, представлены двумя группами, имеющими самостоятельные терминологические оформления.

нарушения произношения сонорных звуков «Л»(ль), — ламбдаизм и параламбдацизм.

нарушения произношения сонорного звука «Р» (рь) — ротацизм и параротацизм. Просторечное «картавость» — нарушения произношения звука [r](например, французском, немецком) является нормой или вариантом нормы.

нарушения произношения заднеязычных звуков г, гь, к, кь, х, хь — имеют самостоятельное название соответственно гаммацизм, каппацизм, хитизм. нарушение звука «й» носит название йотацизм.

дефекты звонкости — расстройство звукопроизношения: замена звонких согласных глухими или их смешение.

дефекты мягкости — расстройство звукопроизношения: замена мягких согласных твёрдыми или их смешение.

Дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Алали́я — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Афазия – распад, утрата уже имевшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. В отличие от алалии, при которой речь не формируется изначально, при афазии возможность вербального общения утрачивается после того, как речевая функция уже была сформирована.

Фонетические нарушения речи (ФН) — нарушении произношения отдельных звуков, так и их групп без других сопутствующих проявлений.

Фонетико-фонематические нарушения (ФФНР). Для них характерно то, что

ребёнок не только неправильно произносит звуки речи, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звучаниями. Поэтому дети недостаточно чётко овладевают анализом звукового состава слова и делают специфические ошибки при чтении и письме в школьном возрасте.

Общее недоразвитие речи (ОНР). Оно выражается в том, что нарушение распространяется не только на звуковую сторону речи. Страдает умение различать звуки речи, правильность слогового оформления слов, словарь, грамматика языка, связная речь.

Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевых недостатков предполагает активное участие в нем родителей. Не следует считать, что роль родителей в процессе исправления речи оканчивается в момент обращения к специалисту. Каким бы хорошим специалистом не был логопед, он не сможет без содействия родителей эффективно помочь ребенку. Только совместные усилия приведут к хорошим результатам.
Для того чтобы исправить речевой дефект, необходима упорная каждодневная работа, которая должна вестись как на логопедических занятиях, так и в домашних условиях. На логопедических занятиях у ребенка формируется кратковременный навык правильной речи, который должен контролироваться со стороны окружающих ребенка взрослых и закрепляться в различных видах деятельности.

Учитель-логопед: Необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться со своим ребенком, поиграть с ним и чему - то научить.

Давайте мы с вами поиграем, вспомним артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Важность занятий артикуляционной гимнастикой для малышей трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют:

• Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;

• Улучшить подвижность артикуляционных органов;

• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

• Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;

• Увеличить амплитуду движений;

• Уменьшить напряженность артикуляционных органов;

• Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

• Развитию гибкости органов речевого аппарата;

Перед вами на столе зеркала, сейчас я вам раздам карточки с названиями артикуляционной гимнастики, нужно выполнить без подсказок каждому по одному упражнению.

Учитель-логопед: Наверно, вы уже знаете, что пальчиковая гимнастика помогает развивать речь. Сейчас, мы с вами выполним гимнастику «Моя семья». Возьмите колечки Су-Джок и надевайте его на пальцы начиная с большого, и повторяйте слова за мной,  все вместе:

Этот пальчик дедушка.

Этот пальчик бабушка.

Этот пальчик папочка.

Этот пальчик мамочка.

Этот пальчик я.

Вот и вся моя семья!

Учитель-логопед: Вам нужно вспомнить и написать самые прекрасные качества своего ребенка,  на листке бумаги на которых нарисована ладонь вашего ребенка (родители пишут на каждом пальчике качества своего ребенка и озвучивают их). После родительского собрания подарите своему малышу теплоту, ласку и внимание.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Новонукутский детский сад № 6

Конспект родительского собрания

«Организация логопедической работы»

 Учитель-логопед 1 кв.категории

                 Халанова Н.Б.

п. Новонукутский

2023 год

Участники: учитель-логопед, воспитатели, родители

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- рассмотреть причины нарушений речи дошкольного возраста

- рассмотреть виды нарушений речи детей дошкольного возраста

- познакомить с нетрадиционными методами и приемами работы с детьми

 - усилить роль семьи в воспитательном и коррекционном  процессе

Оборудование: ноутбук, экран, мультимедийный проектор, презентация, коктейльные трубочки, вата, карточки с артикуляционными упражнениями, памятки и рекомендации для родителей по речевому развитию детей.

Ход собрания

Учитель-логопед: Добрый вечер, дорогие родители! Я благодарю вас за то, что вы пришли на нашу встречу. И я что бы стать ближе друг к другу,  предлагаю нам всем поиграть в игру «Имена», ведь имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

Учитель-логопед: Сейчас мы пустим эту игрушку по кругу нашего знакомства. У кого она в руках тот, называет свое имя, отчество и фамилию, имя ребенка, передает следующему участнику игрушку.

Учитель-логопед: Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи -  фонетической, лексической, грамматической. В последнее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. Речевые расстройства могут спровоцировать разнообразные факторы. Они бывают внутренние или внешние.

Внутренние: перинатальный период (внутриутробное развитие плода), натальный период (период родов), постнатальный период (период развития после рождения).

Причины нарушений в перинатальном (дородовом) периоде: интоксикация организма матери, внутриутробная гипоксия плода, резус- конфликт матери и ребёнка, неблагоприятное течение беременности с угрозой выкидыша, ушибы и падения матери с дальнейшей травматизацией плода, заболевания матери во время беременности, курение и употребление алкоголя во время беременности.

В период натального периода (момент рождения) причиной речевых нарушений может стать: родовая травма новорожденных, затяжные или стремительные роды, рождение ребёнка с родовой опухолью-гематомой, повреждения нервов, асфиксия плода (кислородная недостаточность).

В постнатальном (послеродовом периоде) причины нарушений речи делятся на биологические: черепно-мозговая травма, различные инфекционно-вирусные заболевания, наследственные генетические заболевания, детские инфекции, вызывающих истощение центрально-нервной системы.

Социальные факторы: недостаточность речевых и интеллектуальных контактов, конфликтные отношения в семье, неправильные методы воспитания, психическая депривация  (неудовлетворение потребностей ребенка в материнской любви) среда, состоящая из лиц с речевой патологией, двуязычие в семье и др.

Учитель-логопед: В речевом развитии ребенка особое значение имеет возраст от 5 до 7 лет. Именно в этот период начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что ребенок вплотную подошел к возрасту, завершающему становление речи. Становление речи означает, что ребенок правильно произносит все звуки родного языка; владеет значительным словарным запасом; освоил основы грамматического строя речи; владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими ему свободно вступать в контакт с людьми. Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:

1. Дети должны уметь слушать и слышать других.

При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого педагогом  устно.

2. Звуковая сторона речи - правильно произносить все звуки речи;

Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для освоения письма.

- четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);

- говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;

- изменять темп речи с учетом содержания высказывания.

Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).

Неусвоение данных навыков может привести к появлению интонационных ошибок при чтении.

3. Функции языкового анализа. Дети должны уметь:

- делить предложения на слова;

- делить слова на слоги;

- уметь выделять все звуки в словах;

- устанавливать последовательность звуков в слове.

Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:

- слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);

- пропуски, перестановки, добавления слогов (комната-«кота», печенье-«чепенье», паровоз-«павороз», бабушка – «бабабушка»);

- пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);

- перестановки букв (комната – «конмата»).

4. Лексическая сторона речи (словарный запас). Дети должны уметь:

- точно подбирать слова;

- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;

- дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);

- употреблять сложные слова (например: длинноногий);

- пользоваться эпитетами (например: чистое поле);

- подбирать метафоры (например: туча комаров);

- использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову);

- подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный).

Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения.

5. Грамматическая сторона речи. У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования:

а) Навыки словоизменения: Дети должны уметь:

- изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);

- употреблять различные предлоги;

- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (н-р: голубое полотенце);

- согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два, пять карандашей);

- правильно употреблять глаголы (нап: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.).

В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:

- ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);

- пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);

- ошибки согласования («пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).

б) Навыки словообразования: Дети должны уметь:

- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);

- образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);

- образовывать название детенышей животных;

- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).

Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при письме могут наблюдаться:

- замены суффиксов (козлята – «козленки»);

- замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).

Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении.

6. Связная речь.

Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли. Дети должны уметь:

- свободно общаться с взрослыми и сверстниками;

- поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;

- рассказывать о пережитых событиях;

- пересказывать содержание сказки, рассказа;

- описывать окружающие предметы;

- раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.

Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.

Речевые нарушения не исчезают самостоятельно, без специально организованной коррекционной работы. Продолжительность логопедических занятий для каждого ребенка зависит от степени тяжести и структуры речевого недоразвития.
Афония, дисфония — отсутствие или нарушение фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Характеризуется отсутствием фонации 
(афония) или частичной потерей высоты, силы и тембра голоса (дисфония).

Ринолалия — расстройство артикуляции и голосообразования, обусловленные дефектами строения и функционирования речевого аппарата (гнусавость).

Брадилалия — патологически замедленный темп речи. Присущая замедленная реализация артикуляторного — речевой программы в связи с патологическим усилением тормозных процессов, начинают доминировать над процессами возбуждения.

Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Речевая симптоматика

характеризуется ненормально быстрым темпом речи (20-30 звуков в секунду замес 10-12). Брадилалия и тахилалия объединяются общим названием — нарушение темпа речи, следствием которого является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонационной выразительности.

Заикание (логоневроз) является одним из самых сложных и длительных речевых нарушений, характеризующееся расстройством темпа, ритма и плавности экспрессивной речи с преимущественным поражением коммуникативной функции, обусловлено судорожными сокращениями в мышцах артикуляции, фонации и дыхания Заикание — это сложное психофизиологическое нарушения.

Дислалия — нарушение не только фонетического, но и произносимого аспектов речи, то есть это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата. Для дислалии характерно неправильное, искажённое произнесение отдельных фонем (звуков).

Дислалия может проявляться в разной форме.

Наиболее частыми являются нарушения произношения свистящих и шипящих звуков (сигматизмы) или их затрудненное произношение (парасигматизмы).

нарушения произношения сонорных звуков р, рь, л, ль, представлены двумя группами, имеющими самостоятельные терминологические оформления.

нарушения произношения сонорных звуков «Л»(ль), — ламбдаизм и параламбдацизм.

нарушения произношения сонорного звука «Р» (рь) — ротацизм и параротацизм. Просторечное «картавость» — нарушения произношения звука [r](например, французском, немецком) является нормой или вариантом нормы.

нарушения произношения заднеязычных звуков г, гь, к, кь, х, хь — имеют самостоятельное название соответственно гаммацизм, каппацизм, хитизм. нарушение звука «й» носит название йотацизм.

дефекты звонкости — расстройство звукопроизношения: замена звонких согласных глухими или их смешение.

дефекты мягкости — расстройство звукопроизношения: замена мягких согласных твёрдыми или их смешение.

Дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Алали́я — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Афазия – распад, утрата уже имевшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. В отличие от алалии, при которой речь не формируется изначально, при афазии возможность вербального общения утрачивается после того, как речевая функция уже была сформирована.

Фонетические нарушения речи (ФН) — нарушении произношения отдельных звуков, так и их групп без других сопутствующих проявлений.

Фонетико-фонематические нарушения (ФФНР). Для них характерно то, что

ребёнок не только неправильно произносит звуки речи, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звучаниями. Поэтому дети недостаточно чётко овладевают анализом звукового состава слова и делают специфические ошибки при чтении и письме в школьном возрасте.

Общее недоразвитие речи (ОНР). Оно выражается в том, что нарушение распространяется не только на звуковую сторону речи. Страдает умение различать звуки речи, правильность слогового оформления слов, словарь, грамматика языка, связная речь.

Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевых недостатков предполагает активное участие в нем родителей. Не следует считать, что роль родителей в процессе исправления речи оканчивается в момент обращения к специалисту. Каким бы хорошим специалистом не был логопед, он не сможет без содействия родителей эффективно помочь ребенку. Только совместные усилия приведут к хорошим результатам.
Для того чтобы исправить речевой дефект, необходима упорная каждодневная работа, которая должна вестись как на логопедических занятиях, так и в домашних условиях. На логопедических занятиях у ребенка формируется кратковременный навык правильной речи, который должен контролироваться со стороны окружающих ребенка взрослых и закрепляться в различных видах деятельности.

Учитель-логопед: Необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться со своим ребенком, поиграть с ним и чему - то научить.

Давайте мы с вами поиграем, вспомним артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Важность занятий артикуляционной гимнастикой для малышей трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют:

• Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;

• Улучшить подвижность артикуляционных органов;

• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

• Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;

• Увеличить амплитуду движений;

• Уменьшить напряженность артикуляционных органов;

• Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

• Развитию гибкости органов речевого аппарата;

Перед вами на столе зеркала, сейчас я вам раздам карточки с названиями артикуляционной гимнастики, нужно выполнить без подсказок каждому по одному упражнению.

Учитель-логопед: Наверно, вы уже знаете, что пальчиковая гимнастика помогает развивать речь. Сейчас, мы с вами выполним гимнастику «Моя семья». Возьмите колечки Су-Джок и надевайте его на пальцы начиная с большого, и повторяйте слова за мной,  все вместе:

Этот пальчик дедушка.

Этот пальчик бабушка.

Этот пальчик папочка.

Этот пальчик мамочка.

Этот пальчик я.

Вот и вся моя семья!

Учитель-логопед: Вам нужно вспомнить и написать самые прекрасные качества своего ребенка,  на листке бумаги на которых нарисована ладонь вашего ребенка (родители пишут на каждом пальчике качества своего ребенка и озвучивают их). После родительского собрания подарите своему малышу теплоту, ласку и внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в логопедической группе по теме: "Развитие детей в театральной деятельности".

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Зернышко»Ст. Ольгинская, Приморско- Ахтарский район, Краснодарский край.Конспект родительского собрания в логопедической груп...

Родительское собрание "Организация логопедической работы в детском саду"

В презентации раскрыты методы  работы в группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР (фонетико-фонематическим недоразвитием речи)...

Конспект родительского собрания старший логопедической группе

Родительское собрание в логопедической группе коррекционного детского сада...

Конспект родительского собрания : " Организация работы с детьми с ТНР в ДОУ и семье"

Консультация для родителей об организации игр и упражнений для детей с нарушением речи в ДОУ и дома....

Конспект родительского собрания "Организация работы с детьми с ТНР в ДОУ и семье"

Консультация для родителей об организации игр и упражнений для детей с нарушением речи в ДОУ и дома...

Родительское собрание «Организация совместной работы СОШ и родителей будущих первоклассников по подготовке к школе"

Родительское собрание«Организация совместной работы СОШ и родителей будущих первоклассников по подготовке к школе"...