2016-2017 уч.г- Род.собрание «Организация логопедической работы на год. Роль семьи в преодолении дефектов речи». + Практикум: «Артикуляционная гимнастика»
презентация к уроку (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Логопедическая группа создается в дошкольном образовательном учреждении – детском саду компенсирующего или комбинированного вида при наличии условий для функционирования. Цель организации логопедической группы в дошкольном образовательном учреждении – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательной школе . Зачисление в логопедическую группу проводится на основе рекомендаций ПМПк ( психолого-медико-педагогическим консилиумом ДОУ) и обследования речи воспитанников ТПМПК (территориальной психолого-медико-педагогической комиссией), которое проводится с согласия родителей (законных представителей) на основании заявления.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем . Это диагноз, который ставится детям с нормальным слухом и интеллектом, не произносящими или произносящими неправильно целый ряд звуков . Э ти дети часто путают звуки, сходные по звучанию или артикуляции, (с-ш; з-ж; р – л ). Лексико-грамматический строй речи и слоговая структура как правило не нарушены. ОНР – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы: лексика, грамматика, слоговая структура слова, звукопроизношение, фонематическое восприятие. Этот диагноз ставится детям с нормальным слухом и интеллектом, у которых имеется целый ряд особенностей развития речи: Нарушение звукопроизношения Нарушение звуко -слоговой структуры (упрощение, перестановки, замены слогов в словах) Грамматические ошибки в речи С ловарный запас, не соответствующий возрасту. В связной речи отражаются, естественно, все перечисленные особенности..
Коррекционно-образовательный процесс Организация образовательного процесса в МДОУ регламентируется учебным планом и расписанием занятий, утверждаемым администрацией учреждения. Педагоги МДОУ проводят занятия строго по расписанию, утверждённому администрацией учреждения. Ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-педагогическую работу в группе, является учитель-логопед. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия. Групповые (фронтальные) логопедические занятия проводятся в соответствии с программой обучения детей с нарушениями речи в утренний отрезок времени . Продолжительность группового (фронтального) логопедического занятия: в старшей группе - 20-25 минут; в подготовительной к школе группе – 25-30 минут. Ежедневно, во второй половине дня, проводятся групповые занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда .
Р асписание логопедических занятий на 2016-2017 уч.г . Индивидуальная коррекционно-развивающая работа проводится с детьми ежедневно (по плану ) Фронтальную коррекционно-развивающую работу с детьми учитель-логопед проводит: В старшей группе 2 раза в неделю: Вторник – утро (9.00 – 9.25) 1.Лексико-грамматическое Четверг – утро (9.00 – 9.25) 2. Подготовка к обучению грамоте ) В подготовительной к школе группе 3 раза в неделю: Понедельник – утро Среда – утро Пятница – утро Индивидуальные занятия Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Бондарчук Юлия Шаманаева Арина Бондарчук Юлия Шаманаева Арина Заруцкий Семен Мокрецова Рада Изотова Екатерина Мокрецова Рада Изотова Екатерина Котов Глеб Голанов Глеб Заруцкий Семен Мазулев Лев Голанов Глеб Мазулев Лев Кулеев Владислав Котов Глеб Мезин Юрий Кулеев Владислав Трухин Артем Мезин Юрий Константинова Милена Трухин Артем Константинова Милена
График работы учителя-логопеда Кузнецовой А. Б. на 2016-2017 учебный год (старшая логопедическая группа №3 )
С пециализированная работа с детьми проводится по следующим направлениям : развитие артикуляционных движений , т.е . движений органов речи (губ, щек, языка ); совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции; формирование правильного звукопроизношения (по этапам) ; совершенствование грамматического строя речи ; обогащение , активизация словарного запаса речи; развитие мелкой моторики рук ; т.е. движений пальцев рук (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков рук ребенка взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга ); подготовка руки к письму; развитие связной речи , подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы; совершенствование просодической стороны речи , включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи. Организация логопедической работы в течение учебного года
Нарушения звукопроизношения : Нарушения свистящих звуков /С, СЬ, З, ЗЬ, Ц/ Нарушения шипящих звуков /Ш, Ж, Ч, Щ/ Нарушения сонорных звуков /Р, РЬ, Л, ЛЬ / В логопедическую группу набираются дети, у которых нарушено звукопроизношение более чем одной группы звуков . Сроки преодоления речевых недостатков зависят : - от степени сложности дефекта; - от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; - от регулярности посещения занятий; - от участия родителей в коррекционном процессе.
Основные этапы коррекционно-логопедической работы по преодолению недостатков звукопроизношения
Роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка : не ругать ребенка за неправильную речь ; ненавязчиво исправлять неправильное произношение; осуществлять позитивный настрой ребенка на занятие; контроль за выполнением заданий в домашних условиях; п ринуждать ребенка заниматься нельзя , занятия дадут лучший результат, если они проводятся форме игры и интересны для ребенка; родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению Проговаривать поставленный логопедом звук в слогах, словах, предложениях Ежедневно.
Практикум: «Артикуляционная гимнастика»
Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, растягивания подъязычной уздечки . Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики: Артикуляционную гимнастику нужно разучивать перед зеркалом . Ребенок должен копировать ваши движения. Артикуляционная гимнастика выполняется не для того, чтобы «накачать» речевые мышцы, а для того, чтобы развить их подвижность и гибкость, повысить точность движений. Поэтому при ее выполнении не нужно прилагать лишние мышечные усилия, утрировать позы. Просите ребёнка, чтобы все движения он совершал «мягким» языком и «нежными» губами. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут . Каждое упражнение артикуляционной гимнастики выполняется по 5-7 раз . В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнения движения.
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» 1. Рот открыть. Медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Повторить 5-7 раз. 2. Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 5 -7 раз
«ЧИСТИМ ЗУБКИ» Улыбнуться , приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается . («чистить зубы» можно и с внешней стороны зубов)
«КИСКА СЕРДИТСЯ » Губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, выгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы.
«КАЧЕЛИ» 1) Улыбнуться , открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна. 2) Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение выполняется под счет 6-7 раз
«ЧАСИКИ» Улыбнуться , открыть рот. Кончик языка переводить на счет «Тик-Так» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной .
«ЧАШЕЧКА» Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы .
«МАЛЯР» Улыбнуться , открыть рот. Широким кончиком языка погладить, «покрасить» нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
«ИНДЮК» Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед- назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения, постепенно убыстряясь, затем добавить голос, чтобы слышалось «БЛ-БЛ-БЛ». Следите, чтобы язык не сужался, он должен быть широким
«ПАРУС » Улыбнуться , широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении на счёт до 8 , потом до 10. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза . (Пароход )- с длительным произнесением звука Ы
«БЛИНЧИК»( Лопатка ) Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
«МЕСИМ ТЕСТО » Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами та-та-та…; пошлёпать язык губами пя-пя-пя …; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.
«ГРИБОК» Улыбнуться , открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка .
«ДЯТЕЛ » Рот широко открыт и слегка растянут в улыбке, язычок в форме «чашечки» поднят вверх: боковые края языка прижаты к верхним коренным зубкам, а передний край языка поднят за верхние передние зубы к альвеолам. Ребёнок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-Т-Т.
Рис. 1. Артикуляционное упражнение "Лопатка". Рис. 2. Артикуляционное упражнение "Чашечка"
Рис. 3. Артикуляционное упражнение «Иголочка» Рис. 4. Артикуляционное упражнение «Горка » или «Катушка»
Рис. 5. Артикуляционное упражнение «Трубочка » (для языка) Рис. 6. Артикуляционное упражнение «Часики»
Рис. 7. Артикуляционное упражнение «Лошадка », «Грибок». Рис. 8. Артикуляционное упражнение «Качели»
Рис. 9. Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье» Рис. 10. Артикуляционное упражнение «Змейка »
Не огорчайтесь , если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Попробуйте повторять их вместе с ребенком. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и у вас все получиться. Желаем вам успехов.
Презентацию составила: учитель-логопед Кузнецова А.Б. 2016 г. Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему:«Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе.Роль семьи в преодолении дефектов речи».
Рассматриваются вопросы о положительных сторонах обучения и воспитания детей в логопедических группах, о роли семьи в преодолении речевых нарушений....
Родительское собрание. Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».
1. Краткий отчет. Кто попадает в логопедическую группу?2. Особенности логопедической работы:- содержание логопедической работы;- формы логопедической работы.3. Речевое развитие в норме и что такое ОНР...
Родительское собрание в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».
Сценарий родительского собрания в старшей группе .Время проведения: I период обучения, сентябрь-октябрь.План проведения: 1. Что такое «логопедия»? Кто такой логопед? 2. Особенности логопедич...
Родительское собрание в старшей логопедической группе.Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».
Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи». Время проведения: I период обучения, октябрь.План проведения:1. Что такое «логопедия...
Родительское собрание в старшей логопедической группе «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».
Дорогие родители!Я поздравляю всех с началом учебного года, теперь мы старшая логопедическая группа. У нас изменился режим дня, время проведения и количество занятий в день. Чтобы образовательный проц...
Семинар-практикум «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».
Цель: рассказать о речевых нарушениях у детей, уточнить цели коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми, познакомить с содержанием коррекционной работы; знакомить с правильным выполнени...
Родительское собрание на тему: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи». Форма проведения: игра - путешествие «Острова развития речи»
Форма проведения: игра - путешествие «Острова развития речи»Цель: установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника.Задачи:1. Формировать у родителей мотивацию к решени...
- Мне нравится (2)