Родительский клуб "В детский сад с радостью"
проект (младшая группа)
Из года в год, сталкиваясь с одними и теми же трудностями адаптационного периода, практические психологи указывают, что есть острая необходимость в совместной предварительной работе с родителями и детьми задолго до поступления в детский сад.
В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Одной из таких форм сотрудничества в нашем детском саду является создание Родительского клуба успешной адаптации - «В детский сад с радостью».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родительский клуб "В детский сад с радостью" | 274.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Ранний возраст – время, когда закладываются основы физического, психического личностного развития человека. Роль взрослых в этот период очень важна и ответственна. Именно в условиях индивидуального общения ребёнка с близкими людьми возможно полное удовлетворение его основных потребностей: безопасности, благополучия, свободы и на этой основе сохранение физического и психического здоровья, становление полноценной личности.
Однако многие родители чувствуют себя беспомощными в общении с малышом. Более того, во многих семьях и не подозревают о необходимости уже в раннем возрасте заниматься его развитием и воспитанием, не уделяют этому должного внимания.
Поступление ребенка в детский сад очень важный и ответственный момент не только в жизни ребенка, но и взрослых, его окружающих. Многочисленные исследования ученых (Э.Торндайк, И.П.Павловой, В.Штерн и др.) убедительно доказали, что привыкание малыша к новым для него условиям в основном зависит от того, какая предварительная работа проводилась с ним и его родителями.
Зачастую получается так, что не готовыми к новому статусу – «родителей воспитанника детского сада» оказываются сами родители. Они либо переносят всю ответственность за воспитание и развитие ребенка на плечи педагога, как только он поступает в детский сад, либо ведут бесконечные споры, предъявляют необоснованные претензии, проявляют повышенный уровень опасений. Даже понимая необходимость устройства ребёнка в детский сад, выражают свою тревожность, страхи и, зачастую в его присутствии, запугивают детским садом («Вот пойдёшь в детский сад, там тебя научат!»), что формирует у малыша подсознательную негативную установку в отношении дошкольного образовательного учреждения.
Опыт показывает, что родители детей, поступающих в детский сад, имеют смутное представление об учреждении, об организации его работы, о своих детях, этапах их развития, особенностях формирования психических процессов. Психолого-педагогическая некомпетентность взрослых заключается не только в недостатке знаний и умений, связанных с организацией продуктивного, эмоционально благополучного взаимодействия с собственными детьми, но и нередко в отсутствии соответствующих желаний.
Актуальность программы
Первые трудности возникают уже в период, когда ребенок только переступает порог детского сада. Воспитатели отмечают, что растет число детей, не подготовленных к поступлению в ДОУ (по данным К.Л.Печоры, только 18,2% детей готовы к поступлению в дошкольные учреждения). У большого числа детей не сформированы элементарные культурно-гигиенические, коммуникативные, игровые навыки (не владеют предметной деятельностью), отсутствует положительная установка на детский сад, отмечается психологическая зависимость от матери и близких, имеются различные проблемы со здоровьем. Переход из домашних условий в дошкольное образовательное учреждение чаще всего способствует усугублению этих проблем, а порой и порождает новые.
Из года в год, сталкиваясь с одними и теми же трудностями адаптационного периода, практические психологи указывает что есть острая необходимость в совместной предварительной работе с родителями и детьми задолго до поступления в детский сад.
В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Одной из таких форм сотрудничества в нашем детском саду является создание Родительского клуба успешной адаптации - «В детский сад с радостью».
Цели программы:
- Оказание действенной помощи и поддержки родителям в период подготовки детей к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.
- Облегчение адаптационного периода у детей раннего возраста через создание эмоционально комфортных условий пребывания в детском саду и предотвращение причин психосоматических заболеваний.
Задачи программы:
- сформировать у родителей представление об особенностях и закономерностях развития детей раннего возраста;
- оказать помощь в поиске и выборе адекватных путей, средств, методов воспитания ребёнка в семье;
- снизить общую тревожность родителей в отношении поступления ребёнка в детский сад;
- наладить взаимодействие сотрудников детского сада и родителей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки, взаимодоверия, взаимопомощи;
- оказать помощь детям раннего возраста в преодолении стрессовых состояний в период адаптации к детскому саду;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения, чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Предполагаемый результат:
- Обеспечение легкой степени адаптации детей к условиям ДОУ.
- Уравновешенное, бодрое, веселое настроение воспитанников в течение дня.
- Позитивное развитие отношений в детском коллективе, умение общаться со сверстниками.
- Формирование психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей.
- Создание комфортных условий пребывания ребенка в группе.
- Укрепление связи детей, родителей и педагогов.
- Обеспечение преемственности в сотрудничестве с родителями.
Чем раньше состоится первая встреча специалистов дошкольного учреждения с родителями, тем лучше можно подготовить ребенка к детскому саду и облегчить период адаптации.
Цель предстоящего знакомства с родителями - заинтересовать родителей, имеющих детей раннего возраста в услугах ДОУ и в дальнейшем сотрудничестве.
Программа состоит из трёх блоков.
I блок. Организация и проведение встреч с родителями в Родительском клубе
«В детский сад с радостью»
Работу с семьей целесообразно начинать с мая, за несколько месяцев до поступления ребенка в ДОУ. Первое знакомство проводится в форме общего родительского собрания по приглашению педагога-психолога, на котором родители узнают о необходимости совместной предварительной работы задолго до поступления ребенка в детский сад, знакомятся с темами предстоящих встреч, и проводится анкетирование «Мы рады Вам!» (см. Приложение 1).
Родительский клуб «В детский сад с радостью»», функционирующий с сентября по май, представляет собой цикл из десяти встреч и проводится в соответствии с тематическим планом.
Встречи планируются 1 раз в месяц, заранее согласованные со всеми участниками Родительского Клуба, проводятся в группе или в музыкальном зале педагогом-психологом и воспитателями групп.
Продолжительность одной встречи – 1 час.
Структура встреч:
- Приветствие. Психолог здоровается, говорит о теме и об основных моментах встречи, стараясь заинтересовать родителей.
- Мини - лекция. Включает теоретическую базу по теме встречи, содержит основную часть материала, раскрываемую психологом в процессе работы клуба.
- Практические упражнения, приемы, тесты, методики. Включают индивидуальную и коллективную работу родителей, а также групповое обсуждение.
- Памятки (буклеты, тестовые задания). Раздаточный материал, который родители забирают с собой домой. Это помогает им запомнить содержание встречи, обсудить волнующие их моменты, поделиться своими впечатлениями и полученным опытом с членами семьи.
- Вопрос – ответ. Вопросы родителей по теме встречи, на которые психолог дает ответы.
- Обратная связь. Родители говорят о своих чувствах, переживаниях, о том опыте, который они получили. Делятся полученными впечатлениями.
Основные принципы сотрудничества:
Принцип активности и сознательности – участие коллектива ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей.
Принцип открытости и доверия– предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду.
Принцип сотрудничества– общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Принцип согласованного взаимодействия– возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания.
Принцип воздействия на семью через ребенка – если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями.
Важным способом реализации сотрудничества является организация совместной деятельности, в которой родители являются не пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса.
В работе необходимо использовать методы активизации родителей, направленные на пробуждение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания активно участвовать в обсуждении предлагаемого материала. Методы, имеющие активизирующий характер, это вопросы к родителям по рассматриваемой теме, постановка проблемных вопросов, обсуждение различных точек зрения.
Для повышения заинтересованности родителей, эффективности встреч может быть разработана система памяток для родителей, что способствует лучшему осмыслению и усвоению полученной информации.
Взаимодействуя с семьей в период подготовки к поступлению ребенка в дошкольное образовательное учреждение, можно решить ряд задач:
- сформировать у родителей представление:
- о дошкольном образовательном учреждении, об основных направлениях работы, педагогах и администрации ДОУ;
- о возрастных и индивидуальных особенностях детей раннего возраста;
- о возможностях семьи при подготовке ребенка к детскому саду, особенностях взаимодействия с ребенком в период адаптации;
- оказать адресную помощь отдельным семьям в воспитании дошкольников;
- сплотить родительский и педагогический коллективы, сформировать интерес к активному взаимодействию.
Тематическое планирование встреч с родителями в Родительском клубе «В детский сад с радостью»
№ п/п | Тема встречи | Время проведения | Форма проведения | Ответственные |
1. | Встреча 1. «Адаптируемся вместе». Анкета «Мы рады Вам!» (приложение 1) Оформление памятки-буклета: «Улыбнитесь! Вы пришли в детский сад!» | июнь-август | мини- лекция сообщение дискуссия | Директор ДОУ, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, воспитатель группы раннего возраста, медсестра |
2. | 1.Оформление информационного стенда для родителей: «Как помочь ребёнку освоиться в детском саду?» 2.Оформление памятки-буклета: «Адаптация ребёнка к условиям детского сада» | сентябрь | Буклеты, памятки | педагог-психолог, воспитатель группы раннего возраста |
3. | Встреча 2. «Ясли – это серьезно!» (- проблемы адаптационного периода в детском саду; - режим дня в жизни ребёнка; -подготовка детей к детскому саду; -уровни адаптации; - особенности организации питания в детском саду и семье). Анкета «Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребёнка в ДОУ» (приложение 3) | октябрь | Семинар-практикум | педагог-психолог, воспитатели групп раннего возраста |
4. | «Игры и игрушки. Как играть с ребёнком дома?» (формат офлайн) | ноябрь | консультация | педагог-психолог |
5. | Встреча 3. Тема: «Ум на кончиках пальцев» (развитие мелкой моторики руки). «Становление речи детей раннего возраста» | декабрь | Мастер-класс | учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели групп раннего возраста |
6. | Встреча 4. «Будь здоров, карапуз!» Как сохранить и укрепить психическое и физическое здоровье детей | февраль | Круглый стол | инструктор по физической культуре, педагог-психолог, воспитатели групп раннего возраста |
7. | «Как воспитать культурно-гигиенические навыки дошкольника?» | март | консультация | педагог-психолог, воспитатели групп раннего возраста |
8. | Встреча 5. Итоговая встреча « Готов ли ребёнок к детскому саду?» Анкета для родителей «Эффективность работы родительского клуба» | апрель | Дискуссия, обратная связь | учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель группы раннего возраста |
Тематическое планирование встреч с родителями
в клубе «В детский сад с радостью»
Краткое содержание встреч в клубе «В детский сад с радостью»
№ п/п | Тема встречи | Содержание | Форма проведения |
1. | «Адаптируемся вместе» | Приветствие «Клубок по кругу» «Мой ребенок в детском саду» Анкета «Мы рады Вам!» «Прогноз адаптации» «Что такое адаптация?» «Кто за что отвечает?» «Поделитесь впечатлениями…» | Коммуникативный тренинг, краткий рассказ о себе; Рисунок о представлениях ребенка в детском саду, о тревогах и ожиданиях; обсуждение рисунков; Анкета для родителей (первичное анкетирование); Мини-лекция; Упражнение «Воспитываем вместе», заполнение таблицы; Рефлексия участников. |
2. | «Ясли – это серьезно!» | 1.Приветствие 2.«Адаптация» (проблемы адаптационного периода в детском саду; подготовка детей к детскому саду; уровни адаптации) «В детский сад без слез» (игры по дороге в д/с); «Кто во сколько встает, кашу ест, гулять идет?»; особенности организации питания в детском саду и дома 3.«Поделитесь впечатлениями…» | Мини-лекция; Сообщение по теме, тренинговое упражнение «Мы идем в детский сад»; Игра с родителями; Сообщение по теме, игра «Вопрос-ответ», обмен рецептами здорового питания; Работа с памяткой; Рефлексия участников. |
3. | «Игры и игрушки. Как играть с ребёнком дома?» (формат офлайн) | Приветствие «Игрушки моего детства» «Какие игрушки мы покупаем детям?» «Требования к игрушкам» «Игры наших детей» «Творческая мастерская» «Поделитесь впечатлениями…» | Беседа-воспоминание; Открытый микрофон: беседа на тему; Сообщение по теме; Работа с памятками; Мастер-класс по изготовлению шкатулки; Рефлексия участников. |
4. | «Ум на кончиках пальцев». «Становление речи детей раннего возраста»
| Приветствие «Ум на кончиках пальцев» «Поиграем нашими пальчиками» «Развитие мелкой моторики детей» «Развитие речи детей второго года жизни» «Речевые игры» «Поделитесь впечатлениями…» | Мини-лекция Практические игры с использованием рассыпчатых материалов, перьев, киндер-сюрпризов совместно с малышами; Практические упражнения и советы логопеда; Работа с памятками; Рефлексия участников. |
5. | «Будь здоров, карапуз!» Как сохранить и укрепить Психическое и физическоездоровье детей | Приветствие «Что такое здоровье?» «Здоровый образ жизни и его составляющая» «Банк идей» «Как правильно сделать массаж малышу?» «Поделитесь впечатлениями…» | Проблемная дискуссия; Сообщение по теме; Игра в группах; Показ приемов массажа; Рефлексия участников. |
6. | Итоговая встреча. «Готов ли ребенок к поступлению в детский сад?»
| «Эффективность работы Родительского клуба?» (анкета для родителей» | Анкетирование родителей; Подведение итогов совместных встреч, чаепитие; Рефлексия участников. |
II блок . Адаптационные занятия с детьми.
Средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: песенки, потешки, стишки, игры-«ладушки», «догонялки». Они быстро вовлекают детей в ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.
Структура занятия:
- Разминка. Упражнения на развитие двигательной активности, крупной и мелкой моторики. Включает элементы массажа (5 мин).
- Основная часть. На каждое занятие в гости к малышам «приходит» какой-то персонаж (игрушечный зверек, кукла, матрешка и т.д.). «Герой» занятия «приносит» тему занятия, которая будет поддерживаться во всех упражнениях и играх. (5 - 7 мин.)
- Творческая часть (лепка, работа с красками, аппликации из бумаги и насыпные из круп, работа с пластилином и т.д.) (5 мин.).
- Заключительная игра по теме занятия (1 - 2 мин).
- Отдых, расслабляющий массаж на ковриках (1 - 2 мин).
- Свободная деятельность (5 мин).
- Ритуал завершения занятия. В конце занятия игрушечный гость прощается с малышами, помогая почувствовать и понять, что занятие закончилось,напоминая о правилах прощания.
Чему способствуют такие занятия?
Развитие двигательной активности.
Упражнения на развитие общей моторики, координации движений - это комплекс упражнений, направленных на развитие основных физических движений, проводимый в игровой форме (бег, разные виды ходьбы, прыжки, наклоны, лазанья, ползание, бросание). Например «Маленькие ножки бежали по дорожке...», «Пройди по мостику», игры с мячом, танцевальные игры и др.
Пальчиковые игры способствуют развитию мелкой моторики, активизируют речевое развитие, например «Мы построим дом», «Мальчик-с-пальчик, где ты был», «Идет Егорка по горке» и др.
Игры на руках и коленях, игровой массаж - основная задача: создание эмоционально-тактильного взаимодействия родителя и ребенка, что способствует укреплению эмоциональных отношений. Эти игры доставляют радость и малышам, и родителям. Например: «Обнимашки», «По кочкам», «Часики», «Выросли, спрятались» и др.
Сказки. Сказка появляется в жизни малыша практически с самого рождения. Дети любят сказки и слушают их с удовольствием. Просмотр сказки, длящейся не более 5-7 минут постепенно воспитывает в малышах такие качества, как внимательность, усидчивость, чуткость. Сказка подбирается с учетом возрастных особенностей и темы занятия для малышей. Например, «Маленький ежик», «Курочка Ряба» и др.
Совместные подвижные игры. Например, «Кошки - мышки», «Догоню, догоню» и др.
Развитие социальных и коммуникативных навыков.
На занятиях у малыша появляется возможность общаться и взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, что способствует снижению тревожности во взаимодействии с другими людьми, укрепляет инициативность общения, учит уважительному отношению к другим людям.
Развитие основных психических процессов.
Упражнения и игры на развитие восприятия (звукового, слухового, тактильного), мышления, памяти, внимания. Например: «Оркестр», «Тихо мы в ладошки ударим...», «Прятки», «Большой, маленький», «Строим башню», «Катя заболела» и др. Знакомство и игры на музыкальных инструментах, прослушивание песенок и разучивание танцевальных движений ( см. Приложение 3).
Познание окружающего мира.
Каждое занятие для малышей содержит сведения об окружающем мире.
Совместные занятия изобразительной деятельностью.
Занятия изобразительной деятельностью включают в себя: рисование восковыми мелками, рисование акварелью и гуашью, лепку из соленого теста, пластилина, аппликацию из цветной бумаги, работу с крупами и другими материалами.
Задача занятий изобразительной деятельностью - познакомить малышей со свойствами материалов, с их особенностями и возможностями взаимодействия.
Тематическое планирование практических занятий с детьми
№ п/п | Тема встречи | Содержание | Форма проведения | Время проведения | К-во занятий |
1. | «Давайте познакомимся» | 1.Приветствие 2.Театральный этюд «Кукла Марина встречает гостей» 3.Театральный этюд «Зайку бросила хозяйка» 4.Подвижная игра «Зайчик серенький сидит» 5. Подвижная игра «Перейди через ручей» 6. Подвижная игра «Лиса идёт» 7. Прощание | игры | 1-я неделя сентября | 2 |
2. | Мы умеем делать сами | 1.Приветствие 2.Пальчиковая игра «У меня пропали руки» 3.Дидактическая игра «Круглый или нет» 4.Кукольный театр «Колобок» 5. Подвижная игра «Встаньте, дети, встаньте в круг» 6. Лепка «Колобок» 7.Прощание | игры | 2-я неделя сентября | 2 |
3. | Я люблю свою лошадку | 1.Приветствие 2.Театрализация «Хрюша и Степашка» 3.Дидактическая игра «Внимательно послушай» 4. Загадки 5. Пальчиковая игра «Как играют музыканты» 6.Подвижная игра «Карусель» 7.Подвижная игра «Верёвочка» 8. Прощание | игры | 3-я неделя сентября | 2 |
4. | «Мой весёлый звонкий мяч» | 1.Приветствие 2.Отгадывание загадки 3.Подвижная игра «Маленькие мячики» 4.Подвижная игра «Друг весёлый» 5.Рисование «Раскрась мяч» 6.Прощание | игры | 4-я неделя сентября | 2 |
5. | «Посадил дед репку» | 1.Приветствие 2.Наглядно-дидактическая игра «Рассказы по картинкам («Репка») 3.Кукольный театр «Репка» 4.Подвижная игра «Встанем вместе в хоровод» 5.Выполнение аппликации «Репка». 6.Прощание | игры | 1-я неделя октября | 2 |
6. | «Воздушные шарики» | 1.Приветствие 2.«Ладошечка» 3.«Поймай воздушный шарик» 4.«Дорисуй шарикам ниточки» 5.«Подари мальчику шарики» 6.«Потанцуем с шариком» 7.Прощание | Вводная часть, создание игровой мотивации; Упражнение на снятие напряжения; Подвижная игра с использованием художественного слова; Рисование на заготовке; Аппликация на заготовке; Пляска. | 2-я неделя октября | 2 |
7. | «Разноцветные шарики и кубики» | 1.Приветствие 2.«Ладошечка» 3.«Положи в ведерко шарик нужного цвета» 4.«Попляшем с кубиками» 5.«Пройди с кубиком по массажной дорожке» 6.«Раскрасим кубики» 7.«Построим башню из кубиков» 8.Прощание | Вводная часть, создание игровой мотивации; Упражнение на снятие напряжения; Подвижная игра с использованием художественного слова; Пляска с кубиками; Подвижная игра; Рисование на заготовке; Конструирование по образцу. | 3-я неделя октября | 2 |
8. | «Мячики» | 1.Приветствие 2.«Ладошечка» 3.«Мячики» 4.«Положи мячик в ведерко такого же цвета» 5.«Покатаем мячик друг другу» 6.«Прятки» 7.Прощание | Вводная часть, создание игровой мотивации; Упражнение на снятие напряжения; Игра по показу взрослого с использованием художественного слова; Дидактическая игра; Подвижная игра; | 4-я неделя октября | 2 |
9. | «Петушок – золотой гребешок!» | 1.Приветствие 2.«Петя-петушок» 3.«Собери картинку» 4.«Зернышки для Петушка» 5.«Попляшем с Петушком» 6.Прощание | Вводная часть, создание игровой мотивации; Игра по показу взрослого с использованием художественного слова; Дидактическая игра; Рисование на заготовке; Пляска. | 1-я неделя ноября | 2 |
10. | «Мыльные пузыри» | 1.Приветствие 2.«Наши пальчики» 3.«Ладушки-ладошки» 4.«Поймай мыльные пузырьки» 5.«Веселые пузырьки» 6.Прощание | Вводная часть, создание игровой мотивации; Пальчиковая гимнастика; Игра-песенка с показом движений взрослого; Подвижная игра; Рисование пальчиковыми красками. | 2-я неделя ноября | 2 |
11. | «Божья коровка» | 1.Приветствие 2.«Наши пальчики» 3.«Божья коровка» 4.«Поймай божью коровку» 5.«Сдуем божью коровку с ладошки» 6.«Нарисуем божью коровку» 7.Прощание | Вводная часть, создание игровой мотивации; Пальчиковая гимнастика; Игра-потешка с показом движений; Подвижная игра; Дыхательная гимнастика; Рисование на заготовке; | 3-я неделя ноября | 2 |
12. | «Спрячем Зайку от Лисички» | 1.Приветствие 2.«Поищем Зайчика» 3.«Зайка серенький» 4.«Накормим Зайчика» 5.«Спрячемся от Лисички» 6.«Спрячем Зайку от Лисички» 7.Прощание | Вводная часть, создание игровой мотивации; Игра на внимание; Игра по показу взрослого с использованием потешки; Задание по поручению; Подвижная игра; Рисование на заготовке. | 4-я неделя ноября | 2 |
13. | «Игрушки» | 1.Приветствие 2.«Попляшем с погремушками» 3.«Собери картинку – игрушку» 4.«Найди игрушки» 5.«Собери игрушки в корзинку» 6.Прощание | Вводная часть, создание игровой мотивации; Пляска; Дидактическая игра; Игра на внимание; Подвижная игра | 1-я неделя декабря | 2 |
14. | «Колобок» | 1.Приветствие 2.«Сказка Колобок» 3.«Слепим Колобочка» 4.«В прятки с Колобком» 5.«Помоги Колобку докатиться по дорожке до дома» 6.Прощание | Вводная часть, создание игровой мотивации; Настольный театр с использованием движений по показу взрослого – имитация движений животных; Лепка из соленого теста; Подвижная игра; Рисование на заготовке. | 2-я неделя декабря | 2 |
15. | «Мы веселые ребята!» | 1.Приветствие 2.«Ребята – непослушные мышата» 3.«Догоняем друг друга» 4.«Сдуем бабочку с цветочка» 5.«Цветочки на полянке» 6.Прощание | Вводная часть, создание игровой мотивации; Игра по показу взрослого с использованием потешки; Подвижная игра; Дыхательная гимнастика; Аппликация. | 3-я неделя декабря | 2 |
30 занятий |
3 блок – работа с воспитателями и специалистами ДОУ
План мероприятий
№ | Форма проведения | Тема/ содержание работы | Время проведения |
1. | Семинар-практикум Тестирование педагогов (см. приложение 2)
| «Особенности адаптации детей к условиям ДОУ» Тест «Психологические особенности детей раннего возраста» | Сентябрь |
2. | Практическое занятие | «Организация игровой деятельности детей в процессе адаптации к ДОУ» | Октябрь |
3. | Групповая консультация | Результаты диагностики по адаптации детей раннего возраста | Октябрь |
4. | Индивидуальные консультации | Работа с воспитателями и специалистами ДОУ (по запросу) | В течение года |
Заключение
Работа, проведенная с родителями показала, что в результате организованного взаимодействия детского учреждения с родителями, посредством четко спланированной работы педагогов, позиция, как родителей, так и воспитателей становится более гибкой. Теперь родители – не просто зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Родители ощущают себя более компетентными в воспитании детей. После проведения мероприятий с родителями большинство из них с большим интересом принимают участие в жизни детского сада.
Использование нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует повышению эффективности взаимодействия с родителями, что в свою очередь помогает решать проблему адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, организация взаимодействия ДОУ и семей будущих воспитанников в форме «Родительского клуба» представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников, способствует успешной адаптации ребёнка к условиям детского сада.
Использованная литература:
- Елютина О. Веду ребёнка в садик (секреты адаптации для заботливых родителей), г.Ростов-на-Дону «Феникс», 2019г.
- Иванова Н.В., Кривовицына О.Б., Якупова Е.Ю. Социальная адаптация малышей в ДОУ- изд «Сфера», г. Москва 2011г.
- Касаткина Е.И. Дидактические игры для детей раннего возраста- Изд.дом «Цветной мир», г. Москва 2019г.
- Кривенко Е.Е. Адаптационные игры для детей раннего возраста- Изд.дом «Цветной мир», г. Москва 2018г.
- Лыкова И.А. , Файзуллаева И.А. Адаптация к детскому саду ребёнка раннего возраста - Изд.дом «Цветной мир», г. Москва 2018г.
- Овсепян К.Р. Я иду в детский сад (проблемы адаптации) – издательство ТЦ «Сфера», 2017г.
- Развивающие игры с малышами до 3-х лет (популярноепособие для родителей и педагогов), изд «Академия развития», г. Ярославль, 2001г.
- Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации у дошкольному учреждению – Москва, 2015г.
- Справочник педагога-психолога-2012г №9, 2013г №3,№7, 2014г №4.
- Семейный и Родительский клубы в детском саду (методическое пособие под ред. Микляевой Н.В.), изд. «Сфера», г.Москва 2012г.
- Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста- Детство –Пресс, г. Санкт-Петербург, 2014г.
Приложение 1
Анкета для родителей «Мы рады Вам!»
- Нас зовут (родители)___________________________________________________________________________________________________________________________
- Как тебя зовут, малыш?_____________________________________________
- Как зовёте ребёнка дома, как зовёте ласково?___________________________
- Что ребёнок любит кушать?_________________________________________
- Что ест без удовольствия?__________________________________________
- С какими игрушками любит играть?__________________________________
- В какие игры вы играете вместе с ребёнком?________________________________________________________
__________________________________________________________________
- Какие меры поощрения вы применяете, какая мера наиболее действенная?_______________________________________________________
- Как ребёнок относится к наказаниям взрослых, как самое «страшное» наказание для него?_____________________________________________________________
- Знает ли цвета?____________________________________________________
- Есть ли любимая книга, сказка?______________________________________
- Знает ли стихи? Как вы их учите?_____________________________________
- Есть ли дома животные, как относится к ним?___________________________
- Состав семьи, в которой проживает ребёнок____________________________
- Чем любит заниматься ваш ребёнок дома?_____________________________________________________________
__________________________________________________________________
- Выполняется ли дома режим?________________________________________
- К кому из членов семьи ребёнок больше «привязан»?____________________
- Что вас беспокоит в вашем ребёнке?__________________________________
__________________________________________________________________
- Часто ли болеет, какие тяжёлые заболевания, травмы перенёс?__________________________________________________________
- Особенности поведения (нужное отметить):
- почти всегда бывает послушным;
- чаще бывает непослушным;
- в равной мере бывает послушным и непослушным;
- агрессивен;
- часто обижает детей.
Приложение 2
Тест для педагогов
Уважаемые педагоги!
Предлагаю Вам ответить на приведённые ниже вопросы, выбрав один из вариантов ответа, с целью определения оценки успешности овладения конкретными знаниями психологического развития детей в период раннего возраста.
1. Ранний возраст – это период:
а) от рождения до 1 года
б) от 1 года до 3 лет
в) от 2 до 3 лет
г) от рождения до 2 лет
2. Кого из ученых считают основоположником науки о раннем возрасте?
а) Т.В. Лаврентьева
б) Д.Б. Эльконин
в) Н.В. Алешина
г) Н.М. Аксарина
3. Укажите, ведущий вид деятельности в раннем возрасте:
а) предметная
б) общение
в) игра
г) учение
4. Вид мышления, являющийся преобладающим в раннем возрасте:
а) вербальное
б) наглядно-образное
в) наглядно-действенное
г) словесно-логическое
5. Ведущая характеристика внимания и памяти ребенка раннего возраста:
а) опосредованность
б) осмысленность
в) произвольность
г) непроизвольность
6. При средней степени адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется:
а) в течение 30-35 дней
б) в течение месяца
в) за 10-15 дней
г) от 2 до 6 месяцев
7. Мотивы ребенка, связанные с интересом к миру взрослых, реализуются в деятельности:
а) учебной
б) игровой
в) трудовой
г) продуктивной
8. Укажите, на что необходимо обращать первостепенное внимание в семье и детском саду в период адаптации ребенка?
а) полноценный сон
б) здоровая гигиеническая среда
в) соблюдение режима дня
г) рациональное и калорийное питание
9. Укажите метод, который не используется для непосредственного изучения психики ребенка:
а) анкетирование
б) наблюдение
в) беседа
г) тестирование
10. В каком возрасте возникает личностное новообразование «Система Я»:
а) на 1-м году жизни
б) на 2-м году
в) на 3-м году
г) на 4-м году
Ответы к тесту:
- б (от1 года до 3 лет)
- г (Н.М. Аксарина)
- в (игра)
- в (наглядно-действенное)
- г (непроизвольность)
- б (в течение месяца)
- б (игровой)
- в (соблюдение режима дня)
- а (анкетирование)
- в (на 3-м году)
Приложение 3
Анкета для родителей
«Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребёнка в ДОУ»
Ф.И. ребенка ___________________________________________________________
Дата рождения__________________________________________________________
Есть ли старшие братья или сёстры, которые посещают наш детский сад?___________________________________________________________________
1. Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?
а) бодрое, уравновешенное ( 3б)
б) раздражительное, неустойчивое (2б)
в) подавленное (1б)
2. Как ребенок засыпает?
а) быстро, спокойно (до 10 мин.)- 3б
б) долго не засыпает – 2б
в) не спокойно – 1 б
3. Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребёнка (укачивание, колыбельные):
а) да -1б
б) нет -3б
4. Какова продолжительность дневного сна ребенка?
а) 2 часа -3б
б) 1час- 1б
5. Какой аппетит у Вашего ребенка?
а) хороший-4б
б) избирательный-3б
в) неустойчивый-2б
г) плохой-1б
6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
а) положительно-3б
б) отрицательно-1б
7. Просится ли Ваш ребёнок на горшок?
а) да-3б
б) нет, но бывает сухой – 2б
в) нет, и ходит мокрый – 1б
8.Есть ли у Вашего ребёнка отрицательные привычки (сосёт пустышку или палец, раскачивается, другое):
а) да – 1 б
б) нет – 3б
9. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
а) да- 3б
б) иногда-2б
в) нет -1б
10. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
а) да-3б
б) иногда- 2б
в) нет -1б
11. Как Ваш ребенок играет?
а) умеет играть самостоятельно-3б
б) не всегда-2б
в) не играет сам-1б
12. Какие взаимоотношения со взрослыми:
а) легко идет на контакт-3б
б) избирательно-2б
в) трудно-1б
13. Какие взаимоотношения с детьми:
а) легко идет на контакт-3б
б) избирательно-2б
в) трудно-1б
14. Как относится к занятиям - внимателен, усидчив, активен?
а) да-3б
б) не всегда-2б
в) нет-1б
15.Есть ли у ребёнка уверенность в себе?
а) есть- 3б
б) не всегда -2б
в) нет-1б
16. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?
а) перенёс разлуку легко – 3б
б) тяжело-1б
17. Есть ли аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?
а) есть -1б
б) нет -3б
Подсчитайте количество баллов____________
Результаты:
40-55 баллов – готов к поступлению в ДОУ
24-39 баллов – условно готов
16-23 баллов – не готов
Приложение 4
Анкета для родителей
«Эффективность работы родительского клуба»
Уважаемые родители! Мы подводим итог наших встреч в Родительском клубе
«В детский сад с радостью».
Просим Вас оценить пользу от проводимых заседаний в клубе.
1. Сколько раз вы присутствовали на заседании клуба?_____________________
2. Какая тема была для Вас наиболее интересной?__________________________
_____________________________________________________________________
- Каким образом Вы применяли знания, полученные на заседаниях?_______
________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие темы остались незатронутыми, но значимыми для Вас?_____________
__________________________________________________________________
- Какие достижения произошли у Вашего ребенка за последнее время?_______
__________________________________________________________________
6. Как Вы считаете, Ваш ребенок готов к поступлению в детский сад?_________
7. Ваши пожелания ____________________________________________________
____________________________________________________________________
Благодарим за сотрудничество!
Приложение 5
План работы с детьми в период адаптации
Дни недели | ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В ГРУППЕ | |||||
Игры с речевым сопровождением | Подвижные игры | Пальчиковые игры | Игры-драматизации | Упражнения на моторику | Игры на прогулке | |
1-я, 2-я неделя сентября «Мы знакомимся» | ||||||
П | «Давайте познакомимся» | «Карусели» | «Пальчики здороваются» | Настольный театр «Теремок» | «Солнечный зайчик» | |
В | Потешка «Водичка, водичка, умой моё личико» | «Пузырь» | «Сорока, сорока, кашку варила» | «Мы едем, друзья, в далёкие края» | «Лови-лови» | |
С | «Расскажи стихи руками» | «Солнышко и дождик» | «1,2,3,4,5! Вышли пальчики гулять» | «Лягушата» | «Игры с воздушными шарами» | |
Ч | Потешка «Кто из вас хороший?» | «Зайчики» | «Где же наши ручки?» | Настольный театр «Курочка Ряба» | «Мы топаем ногами» | |
П | «Найди игрушку» | «Соберём мячи в корзину» | «Этот пальчик дедушка» | Настольный театр «Колобок» | «Догонялки» | |
3-я,4-я неделя сентября «Мы привыкаем» | ||||||
П | «Привет» | «Проведи зайку через мостик» | «Пальчик-мальчик» | Настольный театр «Репка» | «Мыльные пузыри» | |
В | «Расскажи стихи руками» | «Догони мяч» | «Коза рогатая» | «Котята» | Игры с воздушными шарами | |
С | Музыкальная игра «Медвежонок» | «Где звонит?» | «Кошка» | «Кто как разговаривает?» | Догонялки | |
Ч | «Что в коробке?» | «Поезд» | «Моя семья» | Настольный театр «Колобок» | «Гуси» | |
П | «Расскажи стихи руками» | «Солнышко и дождик» | «Птенчики в гнезде» | Игра-инсценировка «Кисонька-Мурысонька» | «У медведя во бору» | |
1-я, 2-я неделя октября «Мы осваиваемся» | ||||||
П | «Найди игрушку» | «Зайчики» | «Где же наши ручки?» | «Лягушата» | «Мыльные пузыри» | |
В | Потешка «Кто из нас хороший?» | «Соберём мячи в корзину» | «Моя семья» | Настольный театр «Курочка Ряба» | «Солнечный зайчик» | |
С | «Привет» | «Пузырь» | «Пальчики здороваются» | «Кто как разговаривает?» | «Мы топаем ногами» | |
Ч | Музыкальная игра «Медвежонок» | «Догони мяч» | «Кошка» | Настольный театр «Теремок» | Игры в песочнице | |
П | «Найди игрушку» | «Карусели» | «Коза рогатая» | Настольный театр «Колобок» | «Лови-лови» | |
3-я, 4-я неделя октября «Детский сад – наш дом родной» | ||||||
П | «Привет» | «Зайчики» | «Кошка» | «Кто как разговаривает?» | Игры с воздушными шарами | |
В | «Что в коробке?» | «Мотыльки» | «Зайка и ушки» | Настольный театр «Репка» | «Совушка-Сова» | |
С | Потешка «Водичка, водичка, умой моё личико» | «Воробышки и кот» | «Шарик» | Игра-инсценировка «Кисонька-Мурысонька» | «Мыльные пузыри» | |
Ч | «Привет» | «Пузырь» | «Птенчики в гнезде» | «Мы едем, едем, друзья, в далёкие края» | Игры в песочнице | |
П | Потешка «Кто из нас хороший?» | «Мышки и кот» | «1,2,3,4,5! Вышли пальчики гулять» | Настольный театр «Курочка Ряба» | «У медведя во бору» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание во второй младшей группе.Тема: \'\'В детский сад с радостью\'\'
Конспект родительского собрания...
Конспект родительского собрания в группе младшего дошкольного возраста с 3 до 4 лет «В детский сад — с радостью. Адаптация ребенка к детскому саду»
Программное содержание:• познакомить родителей с понятиями "адаптация”, "адаптационный период”;• помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о п...
Презентация родительского собрания на тему "В детский сад - с радостью!"
Презентация родительского собрания на тему "В детский сад - с радостью!"...
Протокол№1 родительского собрания группы № 1. «В детский сад с радостью!» Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания.
Повестка родительского собрания: Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания.Пожарная безопасность детей.Профилактика детского дорожно-транспортного травматизм...
Детско-родительский проект «Гость на порог – радость в дом»
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с...
Методическая разработка родительского собрания во второй младшей группе детского сада «В детский сад с радостью». Адаптация ребенка к условиям детского сада.
Данный материал будет интересен и полезен родителям и педагогам в педагогической деятельности....
Родительское собрание "В детский сад - с радостью"
Цель: содействовать искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребенка к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержке детей в этот период....