Родительское собрание "В детский сад - с радостью"
материал (младшая группа)

Юргапова Екатерина Васильевна

   Цель: содействовать искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребенка к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержке детей в этот период.         Адаптация – это приспособление организма к новым для него условиям, создание новых привычек и стереотипов. Уже с первых дней жизни у ребенка в семье формируются привычки, привязанности, определенное поведение. К 2-3 годам стереотип становится устойчивым, а при поступлении в детский сад привычные условия меняются.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  МБДОУ «ЦРР – детский сад № 172»

Родительское собрание:

 «В ДЕТСКИЙ САД С РАДОСТЬЮ»

Подготовила: педагог-психолог Юргапова Е.В.

   Цель: содействовать искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребенка к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержке детей в этот период.

        Уважаемые папы и мамы, дедушки и  бабушки! В начале сентября мы с вами начали наше путешествие по волнам  океана Детства. Оно продолжится еще в течение нескольких лет. И,  пока наш корабль будет плыть,  мы будем переживать штормы и бури, огорчения и радости. Хочется, чтобы это путешествие было интересным, радостным и значительным в жизни каждого ребенка и каждой семьи.

         Дети  посещают детский сад уже около  месяца, кто больше кто- меньше. У каждого ребенка по-разному проходит период адаптации: одни радостно и охотно идут к детям и воспитателям, другие - плачут, прощаясь с родителями. В  период  адаптации вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется.  

             Первый год  особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья. Все дети по-разному проходят период  адаптации.   Насколько  быстро и безболезненно  ребенок преодолеет переходный период,   зависит  от  индивидуальных особенностей ребенка, от условий, который будут созданы  в детском саду и дома.  

Мини-лекция «Адаптация ребенка в детском саду»

         Рассказывая об адаптации, часто привожу один и  тот же пример: садовник,  собираясь пересадить дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей – но,  не смотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется. Так и дети, пока не привыкнут к детскому саду,  могут капризничать, болеть. В этот период они похожи  на хрупкие,  маленькие ростки.   При пересадке каждый росточек приспосабливается по-разному. Одни очень быстро, а другим необходимо время, тепло и забота.

         Адаптация – это приспособление организма к новым для него условиям, создание новых привычек и стереотипов. Уже с первых дней жизни у ребенка в семье формируются привычки, привязанности, определенное поведение. К 2-3 годам стереотип становится устойчивым, а при поступлении в детский сад привычные условия меняются.

Как же проходит адаптация к детскому саду?

Период адаптации делится  на три фазы:

            Острая  фаза или период дезадаптации – в это время у ребенка могут наблюдаться частые заболевания, нарушение сна, аппетита, нежелание ходить в детский сад. Изменяется поведение: могут появляться упрямство, грубость и даже регресс в речевом развитии. Этот период в среднем длится около месяца.

                Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь в отдельных случаях. В этот период ребенок постепенно привыкает к новым условиям, нормализуется его поведение. Фаза длится до 5 месяцев.

      Фаза компенсации – дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в детский садик.  

Вопросы родителям для обсуждения:

  1. Что меняется в жизни ребенка с приходом в детский сад? (Режим, питание, помещение, приемы воспитания, круг общения).
  2. Какие  ситуации требуют от ребенка перестройки поведения и приспособления к сменившимся обстоятельствам? (Поступление в ДОУ, переход из одной группы в другую, длительная болезнь, длительный отпуск, смена педагога, появление нового ребенка в группе сверстников)

 Основные изменения в жизни ребенка при поступлении в ДОУ:

  • чёткий режим дня,
  • отсутствие родных и близких,
  • постоянное присутствие сверстников,
  • необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым,
  • резко уменьшается количество персонального внимания.

     В период адаптации у ребенка  проявляются определенные  психофизические реакции, связанные со стрессом.

Психофизиологические реакции ребенка в период адаптации

  • Беспокойство
  • Стресс
  • Заторможенность или повышенная возбудимость
  • Капризность
  • Раздражительность
  • Упрямство

1.Эмоции ребенка в первые дни пребывания в садике?

                 В первые дни пребывания в саду практически у каждого ребёнка сильно выражены отрицательные эмоции:  от хныканья, "плача за компанию" до постоянного приступообразного плача. Ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если малыш и улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул (необычная игрушка, "одушевленная" взрослым, веселая игра). Наберитесь терпения! На смену отрицательным  обязательно придут положительные эмоции.

2. Контакты со сверстниками и воспитателем.

          В первые дни пребывания в детском саду у ребенка снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными. Нужно помнить, что малыши 2-3 лет играют не вместе, а рядом друг с другом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не взаимодействует с другими малышами.

3. Познавательная активность.

        Первое время познавательная активность бывает снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не интересуется даже игрушками. Не решается играть. Многим детям требуется посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке. В процессе успешной адаптации малыш постепенно начинает осваивать пространство группы, его "вылазки" к игрушкам станут более частыми и смелыми, ребенок станет задавать вопросы познавательного плана воспитателю.

4. Навыки.

             Под влиянием новых внешних воздействий в первые дни адаптации к детскому саду ребёнок может на короткое время "растерять" навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т.д.).

        Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только "вспоминает" забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он научился в саду.

5. Особенности речи.

       У некоторых детей словарный запас скудеет или появляются "облегченные" слова и предложения. Не волнуйтесь! Речь восстановится и обогатится, когда адаптация будет завершена.

6. Двигательная активность.

       Некоторые дети становятся "заторможенными", а некоторые — неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Изменяется также и домашняя активность.

7. Сон.

                Если вы оставляете ребенка в саду на дневной сон, то готовьтесь, что в первые дни он будет засыпать плохо. Иногда дети вскакивают, или, уснув, вскоре просыпаться с плачем.

8. Аппетит.

                 В первое время у ребенка бывает пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус), а также со стрессовыми реакциями — малышу просто не хочется есть.

9. Здоровье.

      Стресс приводит к тому, что ребёнок слабеет, снижается сопротивляемость организма инфекциям и,  он может заболеть в первый месяц (а то и раньше) посещения садика. Часто случается так, что причина постоянных  простудных заболеваний и хронических ОРЗ вовсе не медицинская, а психологическая.

            Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к детскому саду пугают родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребенок вообще адаптироваться, закончится ли когда-нибудь этот "ужас"? С уверенностью можно сказать:  особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей, находящихся в процессе адаптации к детскому саду.

Рекомендации родителям:

  • В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде.
  • В выходные дни не меняйте режим дня ребенка.     Не перегружайте малыша  в период  адаптации.
  • Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера.
  • Будьте терпимее к капризам.
  • Дайте в сад небольшую мягкую игрушку, предварительно согласовав с воспитателями.
  • Призовите на помощь сказку или игру.
  • Главное правило таково: спокойна мама — спокоен малыш.
  • И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно.
  • Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться.
  • Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда.
  • Придумайте свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать "пока"). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь.

Желаем вам терпения и удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект родительского собрания "Детские капризы и упрямства", презентация к собранию

Обучение родителей способом преодоления детских капризов и упрямства....

Презентация к родительскому собранию "Моя семья - моя радость"

Если родитель говорит одно, а в своих делах поступает по-другому, то ребенок будет противиться даже тому доброму, что ему предлагают взрослые....

родительское собрание "Моя семья - моя радость"

Семья - начало всех начал, исток всему, источник сил, радости, надежд, побед. Как важно для каждого, чтобы семья не стала источником бед, поражений, разочарований. Хорошая семья - это удивительный мир...

Выступление на родительском собрании " Детско-родительские отношения"

Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, основы нравственности человека....

Конспект родительского собрания "Моя семья- моя радость"

Конспект нетрадиционного родительского собрания "Моя семья- моя радость"...

Выступление на родительском собрании: В школу – с радостью!

Выступление на родительском собрании: В школу – с радостью!...

Родительское собрание в старшей группе «Радость» Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы».

Родительское собрание в старшей группе «Радость»Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы».Цель: ознакомление...