« Совместная работа логопеда и воспитателя по коррекции речи старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием»
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Зейналова Сара Нажмудиновна

« Совместная работа логопеда и воспитателя  по  коррекции речи старших дошкольников с  фонетико-фонематическим недоразвитием»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchno-issledovatelskaya_razrabotka.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты - Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное образование город Покачи

МАДОУ ДСКВ «Сказка»

Научно- исследовательская разработка

« Совместная работа логопеда и воспитателя  по  коррекции речи старших дошкольников с  фонетико-фонематическим недоразвитием»

Воспитатель:

Зейналова Сара Нажмудиновна

г. Покачи

Содержание

Введение. Актуальность проблемы формирования звуковой стороны речи у детей с ФФН……………………………………………………………………………………………....3

Глава I. Теоретические аспекты речевого развития старших дошкольников с ФФН в научно-педагогической  литературе…………………………………………………………....6

1.1.Содержание деятельности по оформлению звуковой стороны речи  у детей старшего дошкольного  с ФФН…………………………………………………………………………....6

1.2.Основные направления и задачи обучения старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи ……………………………………...……………...…..9

1.3. Особенности коррекционной работы логопеда и воспитателя по развитию фонематического слуха и восприятия……………………………………………..……….....10

1.4.Краткие выводы по главе I…………………………………………………………...….....13

Глава II. Реализация принципов и методов формирования звуковой стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием………………………………………………..…14

2.1. Краткая характеристика группы детей……………………………...……………………14

2.2. Итоги констатирующего этапа………………….…………………………………...……16

2.3.Реализация в практике работы ДОУ системы мероприятий по формированию звуковой стороны речи………………………………………………………………….…………….…..19

2.4. Итоги заключительного этапа исследования………………………………………….....25

Заключение…………………………………………………………………….………………..27

Методические рекомендации……………………………………………………………...…..28

Список использованной литературы………………………………………………………….29

Приложение

Введение. Актуальность проблемы формирования звуковой стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

«Детская речь на всех этапах развития

 питается неисчерпаемой жизненной силой

 народного-родного языка»

К. Чуковский

В настоящее время, как и ранее, проблемы, связанные с речевым развитием детей, не оставляют равнодушными многих ученых, психологов, педагогов. Определенный теоретический и практический вклад, в решение которых, внесли: Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, В.В. Коноваленко, В.И. Селеверстов, Г.В. Чиркина, Л.Р. Болотина, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова, С.А. Миронова, А.И. Максаков, В.М. Акименко, и многие другие.

Исследованиями сектора логопедии Института дефектологии АПН установлено, что среди неуспевающих учащихся немалую часть составляют дети, которые имеют отклонения в речи. В этой связи важную роль, на сегодняшний день, уделяется  дошкольной логопедии.

Одной из наиболее актуальных проблем дошкольной логопедии является, повышение эффективности коррекционно-развивающей работы в группах для дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием. Это обусловлено рядом факторов:
         1.Фонетико-фонематическое недоразвитие представляет наиболее распространенное речевое нарушение у дошкольников, зачисленных в логопедические группы

2. Одним из основных критериев готовности к обучению в школе является полноценное развитие речи, следовательно, своевременное выявление ФФН помогает корректировать речевую функцию и способствует подготовке детей к усвоению программы общеобразовательной школы.

3. Фонетико-фонематическое недоразвитие может провоцировать возникновение психологических особенностей (стеснительность, замкнутость, нерешительность), а также проявляться в чертах общего и речевого поведения (замедленная включаемость в ситуацию общения, нежелание поддерживать беседу, неумение вслушиваться в звучащую речь и т.д.).
         Совершенствование  работы в логопедической группе связано, прежде всего, с четкой   внутригрупповой дифференциацией дошкольников с ФФН, выявлением их индивидуально-типологических особенностей (для проведения эффективной коррекционной деятельности), сотрудничества всех специалистов (логопеда, воспитателя, психолога) и родителей.
        Таким образом, выявляется  необходимость в  повышении эффективности логопедической работы в группах для детей с ФФН  при создании условий коррекционно-развивающего процесса.
        На основании выше изложенного была сформулирована проблема: определить систему мероприятий, которая будет  способствовать повышению эффективности коррекционной работы в группах для детей с ФФН при взаимодействии логопеда, воспитателя, психолога и родителей.
 

Параметры исследования:

Объект: речевое развитие у детей подготовительной группы.

Предмет: изучение совместной организации работы воспитателя и логопеда по устранению речевых нарушений.

Цель: создание системы совместной деятельности логопеда и воспитателя, необходимой для эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми с ФФН.

Задачи:

  1. Дать теоретический анализ  в научно-педагогической литературе по проблеме совместной работы логопеда и воспитателя по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Наметить систему мероприятий для создания наиболее эффективных условий коррекционной работы.
  3. Разработать методические рекомендации для педагогов.

Гипотеза: предполагаю, что коррекционный процесс речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста будет протекать наиболее успешно при соблюдении следующих условий:

  1. Тесное взаимодействие логопеда, воспитателя и родителей.
  2. Использование  наиболее эффективных  форм, методов, приемов работы с детьми  с ФФН.
  3.  Учет индивидуальных особенностей детей.

План исследовательской работы:

  1. Констатирующий этап – диагностирование уровня особенностей речевого развития у детей, при помощи методики Т.Б. Филичевой,  наблюдений, анкетирования. Сроки - сентябрь 2007г.
  2. Формирующий этап – внедрение в практику работы ДОУ системы мероприятий, направленных на повышение уровня формирования звуковой культуры речи. Сроки – октябрь 2007г. – апрель 2008г.
  3. Заключительный этап – повторное  выявление  уровня формирования звуковой культуры при помощи тех же  методов, что и на констатирующем этапе. Сроки – май 2008г.

Новизна исследования: описана система совместной деятельности воспитателя и логопеда по коррекционно-развивающей работы с детьми с ФФН  в практике МДОУ.

Практическая значимость: данную систему  можно использовать в работе любого детского сада.

Глава I. Теоретические аспекты речевого развития старших дошкольников с ФФН в научно-педагогической литературе.

  1. Содержание деятельности по формированию звуковой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.

  Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования звукопроизношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия.    

      Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. Можно выделить два уровня:

  •  Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.
  •  Фонематическое восприятие нарушено вторично. Нарушения речевых кинестезий вследствие анатомических дефектов органов речи.

     В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний: трудности в анализе нарушенных в произношении звуков; невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове. Причиной искажённого произношения фонем обычно является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или её нарушения.

Содержание работы по формированию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста осуществляется по двум основным направлениям:

1.Развитие восприятие речи (слухового внимания и речевого слуха с его компонентами - фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятие темпа, силы голоса, тембра речи)

 2. Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношение звуков, четкой дикции).

  • Развитие восприятия речи.

Четкое и правильное произношение возможно благодаря нормальному функционированию физического и речевого слуха (включая его компоненты), полноценному строению, слаженной работы артикуляционного, голосового аппаратов и речевого дыхания. Восприятие речи, овладение ее звуковой стороной, полностью зависит от сформированности и развития слуха, который развивается раньше артикуляционного аппарата. С его помощью воспринимаются все тонкости звуковой речи, он регулирует и контролирует речь говорящего. Правильное воспроизведение речи обеспечивается, прежде всего, за счет развитие физического слуха и слухового внимания.

Физический слух – способность слышать окружающие звуки. При  снижении слуха (тугоухости) затрудняется восприятие речи, а при его отсутствии (глухоте) речь без специального обучения не развивается.

Хорошо развитый речевой слух – необходимое условие для нормального, своевременного усвоение звуков, правильного произношения слов, овладения речевой интонации.  Речевой слух включает компоненты: фонематический слух, звуковысотный слух, восприятие темпа речи и голоса, ритмический слух.

Задача воспитателя – воспитывать умения внимательно слушать, узнавать, различать звуки речи в словах, фразах, отличать одни звуки от других по акустическим и артикуляционным признакам, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности; сравнивать свою речь с речью окружающих и контролировать собственное речевое высказывание.

  • Развитие речедвигательного аппарата

Способность членораздельно произносить звуки и слова зависит от строения артикуляционного аппарата, от правильной артикуляции звуков. Под артикуляцией следует понимать деятельность органов речи – языка, губ, мягкого неба, маленького язычка, нижней челюсти. Отклонения в строении артикуляционного аппарата является причиной неправильного, нечеткого произношения звуков, слов, фраз.

Задача воспитателя – совершенствовать артикуляционный аппарат  с помощью речевой гимнастики, речевых игр, специальных упражнений, укреплять мышцы органов речи, учить при разговоре достаточно широко открывать рот, быстро переключать мышцы артикуляционного аппарата с одного движения на другое, развивать подвижность языка, губ,  придавать им нужное положение для правильного воспроизведения звуков.

  Высота голоса зависит от  частоты колебания голосовых связок и характеризуется повышением и понижением тона, от нижнего к высокому и наоборот (сила голоса, тембр голоса).

Речевое дыхание является основой звучащей речи, источником образования звуков, голоса, оно отличается от неречевого тем, что в процессе речи после вдоха, который осуществляется через рот и нос следует пауза, а затем плавный выдох.

Задача воспитателя – научить детей правильно пользоваться речевым дыханием. Для этого уже на ранних этапах речевого развития необходимо проводить подготовительную работу – научить детей произносить короткий вдох и  бесшумный выдох,  достаточной силы.

Хорошая дикция, четкое и ясное произношение слов и словосочетаний при правильном произношении каждого звука в отдельности, вырабатывается в процессе формирования и совершенствования артикуляционного аппарата.

Задачей воспитателя: развивать и укреплять артикуляционный аппарат, развивать речевой слух, вырабатывать умеренный темп речи. 

Интонационная выразительность речи – сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональные оттенки речи. Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты: темп, пауза, сила голоса, логическое ударение, фразовое ударение, ритм, тембр.

Задачи воспитателя: учить детей изменять голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания; пользоваться паузами, логическим ударением, менять темп и тембр речи; точно, осознано выражать как свои, так и авторские мысли, чувства и настроении

1.2 Основные направления и задачи обучения старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Вся  коррекционно-воспитательная  работа  в  дошкольном  учреждении  проводится  как  на  специальных  занятиях, так  и  в  повседневной  жизни.

Педагоги  группы – логопед, психолог, воспитатели  должны  работать  в  тесном  содружестве, стремится  к  созданию  единого  подхода  в  коррекционно-воспитательной  работе. Этому  способствует совместное  изучение  содержания  программы  обучения  и  воспитания  в  дошкольном  учреждении  и  составление  совместного  плана  работы. Воспитателю  необходимо  знать  содержание  не  только  тех  разделов  программы, по  которым  он  непосредственно  проводит  занятия, но  и  тех, которые  проводит  логопед,   Правильное  планирование  занятий  воспитателя  обеспечивает  необходимое  закрепление  материала  в  разных  видах  деятельности  детей; обсуждение  результатов  совместного  наблюдения  детей; совместная  подготовка  ко  всем  детским  праздникам (логопед  отбирает  речевой  материал, а  воспитатель  закрепляет  его); разработка  общих  рекомендаций  для  родителей.

     Знание форм нарушения звукопроизношения помогает определить методику работы с детьми. Большое внимание уделяется развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики. При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе, стоящие задачи перед воспитателем,  логопедической группы,   тесно связаны с задачами логопеда:

  • развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
  • совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики, освоение артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарата;
  • закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков;
  • закрепление, уточнение и активизация отработанного логопедом лексического материала на занятиях и в режимных моментах;
  • закрепление сформированных логопедом грамматических категорий;
  • закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза;
  • подготовка детей к письму, формирование графических навыков.

1.3. Особенности коррекционной работы логопеда и воспитателя по развитию фонематического слуха и восприятия.

Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это – принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.

Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и приёмов деятельности воспитателя к требованиям, предъявляемым задачами конкретного этапа логопедического воздействия.

В связи с коррекционными требованиями изменяются также методы и приёмы работы воспитателя. Так, на начальном этапе на первый план выступают наглядные и практические методы и приёмы, как наиболее доступные детям с нарушенной речью. Словесные методы (рассказ, беседа) вводятся позднее.

Принцип индивидуального подхода предполагает учёт индивидуально-речевых особенностей детей. Это объясняется наличием различных по структуре и тяжести речевых нарушений у детей и неодновременностью их преодоления на логопедических занятиях, что требует от воспитателя:

  • глубокой осведомлённости об изначальном состоянии речи каждого ребёнка и уровне его актуального речевого развития;
  • использование этих знаний в своей работе.

Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в логопедической группе является то, что, кроме обучающих, развивающих, воспитательных задач, перед ним стоят и коррекционные задачи.

Воспитатель обязательно присутствует на всех фронтальных занятиях логопеда, делает записи; отдельные элементы логопедического занятия он включает в свои занятия по развитию речи и в вечернюю работу.

Логопед учитывает особенности и способности детей. Если ребёнок хорошо успевает по отдельным видам занятий, то логопед может по согласованию с воспитателем взять его на индивидуальное логопедическое занятие.

Во второй половине дня воспитатель работает, согласуясь со своей сеткой занятий, по закреплению произносимых навыков и развитию речи.

Во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях воспитатель осуществляет также коррекционную работу, значимость которой в том, что она предоставляет возможность практики речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их жизнедеятельности.

Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:

  • организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий, побуждать внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний;

создавать ситуацию общения;

  • формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи;
  • организовывать игры на развитие звуковой культуры речи;
  • привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове;
  • проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти;      
  • привлекать внимание к интонационной стороне речи.

Работа воспитателя и  логопеда различна при исправлении и формировании звукопроизношения. Она требует различных форм, методов и приемов.  Основные отличия:

Этапы

Задача логопеда: логопед исправляет нарушения речи

Задача воспитателя: воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе

Этап – подготовительный

Логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали.

Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата.

Этап – появления  звука

Логопед ставит звуки, вырабатывая артикуляцию нужного звука, при этом используются специальные приёмы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата.

Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребёнка на его звучании и артикуляции, используя картинки – символы и звукоподражания.

Этап – усвоение звука (правильное произнесение звука в речи)

Логопед автоматизирует звук, последовательно вводя его в речь: слог, слово, предложение, потешки, рассказы.

Воспитатель по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, подбирая соответствующий программный материал.

Четкое разграничения  в работе логопеда и воспитателя дает возможность правильно систематизировать работу в течении учебного года.

1.4. Краткие выводы по главе I.

Таким образом одной из наиболее актуальных проблем дошкольной логопедии является, повышение эффективности коррекционно-развивающей работы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Совершенствование работы в логопедической группе связано, прежде всего, с четкой внутригрупповой дифференциацией детей с ФФН, выявлением их индивидуальных особенностей (для эффективной коррекционной деятельности), взаимодействие специалистов (логопеда, воспитателя, психолога) и активное включение в процесс родителей.

   Педагоги  группы – логопед, психолог, воспитатели  должны  работать  в  тесном  содружестве, стремится  к  созданию  единого  подхода  в  коррекционно-воспитательной  процессе.

Четкое разграничения  в работе логопеда и воспитателя дает возможность правильно систематизировать работу в течении учебного года.

Глава II Реализация принципов и методов формирования звуковой стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

2.1. Краткая характеристика группы детей.

Педагогическое исследование проводилось на базе МДОУ №10 «Золушка» г.Охи в логопедической группе старшего дошкольного возраста. В эксперименте принимали участие  17 детей, из них 16 ребят шести и  один - пяти лет. Социальная характеристика группы показала, что семь ребят из неполных семей, двое - из приемной.  Рассматривались медицинское и психофизиологическое  обследование специалистами по заключению которых,  выявлено, что пять ребят гиперактивны, а  по физическим показателям пять ребят с нарушенной координацией движений, искривлением позвоночника.  У шести отмечается заикание.  Для всей группы детей, кроме одного ребенка, следует отметить следующее:

- не развит артикуляционный аппарат; мышцы губ, языка, нижней челюсти малоподвижны, а у двоих - стиснуты. Дети затрудняются поднять язык за верхние зубы или отвести влево, вправо, челюсть открывается плохо, поэтому и речь у детей тихая, нечеткая, неразборчивая;

- не развито фонематическое восприятие. Дети затрудняются в произношении шипящих, свистящих, сонорных, проглатывают окончания слов, пропускают звуки в словах, заменяют одни звуки другими, не выделяют звук из ряда звуков, слогов, слов. У  детей отмечен бедный активный словарь, кроме одного ребенка, с чем связаны односложные ответы; рассказывают по наводящим вопросам, не согласовывая существительные с прилагательными и числительными.

На занятиях, в режимных моментах для детей характерны неустойчивость внимания, несобранность, неумение вовремя включиться в работу или переключиться с одного объекта на другой. Дети быстро утомляются, отвлекаются, при выполнении задания делают ошибки, не вслушиваются в речь взрослого. Указанные отклонения стихийно не преодолеваются. Требуется специально организованная работа по их коррекции в разных видах деятельности: игровой, трудовой, изобразительной, музыкальной.

Задача воспитателя помочь естественному процессу нормального развития детской речи правильными методами обучения.

Для выполнения этой задачи в логопедической группе создана соответствующая развивающая среда:

- уголок «веселого язычка»;

- комплект предметных картинок;

- пособия для развития дыхания: свистки, свистульки, дудочки, шарики, перышки, сухие листья, снежинки;

- картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, потешки,  чистоговорки, скороговорки, сюжетные картинки;

- алфавит, слоги, слова, словосочетания;

- серия игр по грамоте, математике, ознакомлению с окружающим;

- раздаточный материал по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза;

- зеркала;

- демонстрационные картины: круглый год, мир природы, животные, деревья, кусты, травы, грибы и ягоды;

- набор материала для инсценировок театральной деятельности.

2.2 Итоги констатирующего этапа исследования.

Цель эксперимента:

Выявить и применить в практике работы детского сада наиболее эффективные формы, методы, приемы при взаимодействия логопеда, воспитателя и родителей на формирования звуковой культуры речи  у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Задачи:

  1. Подбор диагностических методик, направленных на выявление нарушений звукопроизношения, фонематического восприятия у дошкольников.
  2. Проведение констатирующего этапа эксперимента:

 а) анкетирование,

б) обследование состояния звукопроизношения,

 в) выявление состояния фонематического восприятия.

3. Анализ, результаты диагностики.

При поступлении детей в речевую группу провели собрание для родителей с логопедом, специалистами, психологом. Чтобы лучше узнать детей, было предложено родителям заполнить  речевую анкету (см. приложение №1). Она помогла узнать самые первые сведения о речевом развитии каждого ребенка, учесть индивидуальные особенности и с их учетом планировать индивидуальную работу с детьми.  Для исследования  рассматривались вопросы: 4,5,6,7. Были получены следующие результаты:

Таблица №1

вопроса

Положительный

результат

Отрицательный результат

4

8%

92%

5

20%

80%

6

15%

85%

7

28%

72%

 Для выявления у детей состояния звукопроизношения совместно с  логопедом  проведена диагностика по методике Т.Б. Филичевой в начале учебного года.

Цель: выявить умение ребенка произносить тот или иной звук изолированно, в слогах, словах, во фразовой речи.

 Для этого использовался следующий прием: ребенку предъявляют картинки, где изображены предметы, в названии которых исследуемый звук стоит в разных позициях: в начале, конце, середине слова и в сочетании с согласными. Например, при проверки произношения звука с предложены следующие картинки: санки, автобус, усы, сковорода; (Ш: шишка, шапка, душ, чашка; Л: лыжи, стол, пол, клумба; Ж: жук, кожа, ножи; Ч: чайник, качели, печка, ночь; : Щ: щетка, щепка, плащ, клещи и др.)

Если заданный звук в слове не получался, ребенку предлагали произнести то же слово за воспитателем или слоги с этим же звуком - прямые и обратные. Для проверки произношения звуков во фразовой речи, детям предлагалось произнести подряд несколько фраз (использовались потешки, скороговорки, пословицы, чистоговорки) с исследуемым звуком.

После обработки данных диагностики были получены следующие результаты (см. приложение №.2,3).

Таблица№2

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

47%

53%

0%

Следующей задачей является обследование фонематического восприятия. Для этого  проведена диагностика по методике Т.Б.Филичевой.

Цель: выяснить уровень восприятия ребенком на слух звуков свистящих, шипящих, сонорных, звонких, глухих, твердых и мягких.

 С  этой целью предлагаю ребенку повторить оппозиционные слоги: са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа и др. Если ребенок неправильно произносит какой-то звук или звуки, предлагаю сложить этот слог, слоги из разрезной азбуки. Далее проверяем различает ли ребенок слова близкие по звучанию, но разные по смыслу, например: жук-сук, том-дом, дом-сом, мишка-миска и др. Предлагаю выбрать нужную картинку или рассказать о значении слов (мак-рак или лужа-лыжи) и т.д..  Использовали и такой прием, как повторение за воспитателем, логопедом сходных по звучанию слов. Например: Маша-Даша-каша, Паша-наша-ваша, тень-день, жук-лук-тук-сук и др.

После обработки данных диагностики были получены следующие результаты (см. приложение № 4,5).

Таблица№3

Низкий

уровень

Средний уровень

Высокий уровень

59%

41%

0%

Проанализировав итоги констатирующего этапа исследования, сделали вывод, что на начала года основные трудности у детей в произношении свистящих, шипящих, сонорных звуков, как изолированно, так и в слогах, словах. С произношением сонорных л-л’ справились только  17% детей и с произношением р-р’ 17%.

  Не справились с произношением гласных звуков 23%, у которых    относительно простая артикуляция.  Фонематическое восприятие у большинства детей не развито, на низкий уровень приходится 59%.

Исследование интеллектуального развития детей психологом выявило уровень  развития  познавательных процессов (см. приложение №26). Даны рекомендации воспитателям: использовать развивающие игры и упражнения на развитие памяти, внимания и мыслительных операций, уделять больше внимание индивидуальной работе с детьми, проводить просветительную  работу с родителями.

Данные результаты говорят о  необходимости:

  • в разработке системы мероприятий  для взаимодействия специалистов (логопеда, воспитателя, психолога) и  родителей, которая окажет эффективное воздействие на коррекцию речи детей;
  •  использования разнообразных форм, метод, приемов работы,  учитывая индивидуальные психологические особенностей детей.

  1. 2.3.Реализация в практике работы МДОУ системы мероприятий по формированию звуковой стороны речи.

Проведенное в сентябре обследование детей по звукопроизношению и фонематическому восприятию показало все недостатки в речи детей.

Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется продуманной системой, суть которой заключается в тесном взаимодействии логопеда, воспитателя, психолога, родителей (при разных функциональных, задач и методах коррекционной работы).

Логопедическая работа по формированию звукопроизношения и фонематического восприятия осуществляется поэтапно.  На каждом этапе решается определенная задача.

  • Первый этап – подготовительный.

Задача: подготовить речеслуховой и речедвигательный анализатор к правильному восприятию и воспроизведению звука.

По заданию логопеда в игровой форме закреплялись у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата («Сказки о веселом язычке»). Артикуляционная гимнастика проводилась с элементами дыхательной и голосовой в течении дня 3-5 раз; перед каждым занятием, во время занятий, в режимных моментах (см. приложение № 6,7,8).

На данном этапе проводились игры, которые предполагают подготовку органов речи и слуха к восприятию правильного звука и правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения (игры: «Где позвонили?», «Скажи, что ты слышишь?», «Тихо-громко», «Кто, что услышит?», «Где звенит?», «Где постучали?» и др.)  

Упражнения на развитие артикуляционной моторики: «Вкусное варенье», «Почистим зубы», «Лошадка», «Фокус»,   и т.д.

 Для развития речевого дыхания: «Узнай цветок», «Узнай ягоду», «Одуванчики», «Надуй игрушку», «Приятный запах» и др.

По мере овладения движением языка, губ, проводилась работа по выработке плавной, воздушной струи т.к. эта работа позволяет устранить такие несовершенства речевого дыхания, как очень слабый вдох и выдох, что ведет к едва слышной речи (см. приложение № 8, 9).

На данном этапе проводилась работа по развитию мелкой моторики-  пальчиковая гимнастика (см. приложение № 10), на всех занятиях, в режимных моментах, что  способствовало более быстрому и полноценному формированию у детей речи. Это отмечают специалисты, психологи.

  • Второй этап – появление звука.

Задача: добиваться правильного звучания изолированного звука, используя три способа: по подражанию, по необходимости принять правильный артикуляционный уклад, смешанный способ,  подбор игр и упражнений с содержанием рабочего звука (см. приложение № 11).

  • Третий этап – автоматизация звука.

Задача: постепенное, последовательное введение поставленного звука в слог, слова, предложения  и в самостоятельную речь.

Для автоматизации звука использовался прием отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, поиск слов на заданный звук и творческие упражнения, направленные на построение словосочетаний, высказываний. Автоматизация звука закреплялась в потешках, чистоговорках, стихотворениях (см. приложение №12). Некоторым  детям необходима автоматизация звуков в рассказах. Подбирались рассказы, насыщенные определенным звуком.  Постепенно у детей формируется умение самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, из личного опыта.

  • Четвертый этап – дифференциация.

Задача:  учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в речи.

В подготовительной группе сравниваются пары звуков, которые изучались в средней и старшей группе,  к ним добавляются пары глухих и звонких согласных (см. приложение №13). Звуки рассматривались сначала в изолированным виде, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, фразовой и самостоятельной речи.  Использовались речевые игры: «Свистит-шипит», «Мышеловка», «Пчелы и комары», «Коршун» и др.

Развитию фонематического восприятия способствует такой вид деятельности, как заучивание стихов. Они подбирались вместе с логопедом для составления учебного плана (см. приложение №14). При этом учитывалось наличие в них тех звуков над которыми предстоит работать  (см. приложение №13). Стихи подбирались с интересным содержанием. Анализ стихотворения побуждает детей размышлять, сопоставлять, сравнивать, воображать, представлять.  При заучивании стихов особое внимание уделялась выразительности, нужной дикции, соответствующей интонации, определенной громкости голоса. Описанный вид деятельности развивает внимание, память, мышление.

Планируя занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи, художественной литературе кроме образовательных и воспитательных задач планировались и коррекционные задачи. Основной особенностью на этих занятиях является организация целенаправленных наблюдений за явлениями природы, трудом людей;  знакомство с общественными праздниками, традициями, памятными датами страны. Программа занятий включает различные темы. Например, одна из них «Космос» (см. приложение №15).  Использовались разнообразные формы, методы, средства (экскурсии, беседы, чтение, рассматривание и анализ картин, открыток, иллюстраций). Планируя каждое занятия, определялась речевая задача: обращать и уделять внимание речевому поведению детей, это способствовало обогащению и активизации словаря, совершенствованию монологической речи, формированию грамматического строя. Особое значение приобретает обучение детей рассказыванию по восприятию предметов, картин, наблюдаемых явлений.

 На занятиях по грамоте ребята учатся произносить правильно  звуки, называть слоги, слова с определенным звуком, определять позицию звука в слове, проводить звуковой анализ (качественно характеризовать каждый звук).  Работали над грамматическим строем речи; составляли предложения с заданным словом, определяли порядок слов, характер предложения, знак в конце предложения.  Дети учились правильно, внятно произносить каждое слово с соблюдением норм литературного языка; говорить не торопясь, умеренно громко, отчетливо, с правильным использованием интонационных средств. Каждое занятие проводилось в форме игры (игры: «Чудесный мешочек», «Назови необычное слово», «Живые слова», «Цепочка слов» и др.). Это помогало ребятам быстрее справиться с непроизносимым звуком, повышать интерес к занятиям.

Вместе с логопедом проинформировали родителей о недостатках в звукопроизношении каждого ребенка и с ориентировали на целенаправленную систематическую  работу, убеждая, что успех  во многом зависит  от совместной работы. Позже была проведена беседа по вопросам воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями. Стараясь убедить родителей понять общую задачу, что только согласованная работа с логопедом, с воспитателями поможет своевременно устранить недостатки речи ребенка и предупредить возникновения вторичных дефектов. Взаимодействие можно представить в виде модели (см рисунок №1)

Модель взаимодействия и содержательных контактов

Ребенок с нарушением речи

                                                                     

Родители

Логопед

 

Педагоги МДОУ

                                                             

                                                                       

                                        Рисунок №1

С ребятами, которые вначале показали низкий уровень звукопроизношения, проводилась индивидуальная работа по грамоте совместно с родителями, с целью – познакомиться с программным материалом и освоить его для оказания своевременной помощи. С мамой ребенок чувствует себя более спокойно и уверенно. Этот прием оказался эффективным. К концу года ситуация в звукопроизношении этих ребят резко изменилась (см. приложение №2,3). Родителям предложена тематическая выставка по теме «Играя,  обучаем грамоте» (см. приложение №16). Родители - активные участники учебно-воспитательного процесса.

И это удалось! Основная часть родителей стали активными участниками учебно-воспитательного процесса и общественных мероприятий, проводимых в  детском саду. Родители познакомились с планом работы на  I квартал. Была предложена консультация на тему «Учимся говорить правильно, понятно, красиво» (см. приложение №17). Вместе с логопедом провели практикум для родителей.  Цель: показать и научить взрослых выполнять несложные артикуляционные и пальчиковые упражнения для проведения их с ребенком дома. Артикуляционная гимнастика выставляется в системе в зависимости от изучаемого звука.    Получив задание логопеда,  контролировалась  правильность его понимания и выполнения, а вечером пояснялось задание родителям индивидуально.   Проведен семинар-практикум для родителей по теме: «Звук, слог, слово, предложение». Цель: познакомить взрослых с единицами речи, научить проводить звуко-слоговой анализ слов (см. приложение №18). Родители с первого месяца совместной работы стали интересоваться успехами своих детей, обращаться за помощью, советом, больше рассказывать о своих детях, что в свою очередь помогало лучше узнать каждого ребенка и планировать индивидуальную работу. К сожалению  не все родители пошли на тесное сотрудничество с нами, и это в свою очередь не могло не сказаться на результатах поставленной цели.

Детство – пора увлекательных игр. Игра занимает большое место в жизни  дошкольника, является источником радости.  Игра для детей -  учеба, труд, форма воспитания. Для коррекционной работы используются  игры, рекомендуемые детям с фонетико-фонематическим недоразвитием кандидатом педагогических наук В.И. Селеверстовым. Автор делит игры на четыре группы:

1.Подготовительные игры, упражнения предполагают подготовку органов речи, слуха ребенка к правильному восприятию  звука,  правильному артикуляционному укладу.  При этом необходимо соблюдать правило речевого дыхания. В помощь родителям предложена консультация на тему «Развитие речевого дыхания» (см. приложение №19).

2.Игры для формирования правильного звукопроизношения на различные звуки и группы звуков ш, ж, ч, щ – шипящие, с, с’, з, з’, ц - свистящие. Примеры игр: «Лес шумит», «Поезд», «Жуки», «Пчелы и медвежата», «Воробушки» и др.

3. Потешки, чистоговорки, считалки. Для занятия подбирается материал соответственно изучаемому звуку.

По дифференциации глухих и звонких, твердых и мягких согласных, автоматизации свистящих, шипящих, сонорных групп звуков родителям предложена папка-передвижка (см. приложение №20,21,22,23,24,25).

4.Загадки – служат тем же целям что и потешки, чистоговорки, считалки – введению в речь ребенка новых звуков.

Одной из коррекционных задач воспитателя логопедической группы является закрепление навыков письма у дошкольников.

Направление работы:

  • Развитие пространственных ориентировок на листе тетради.
  • Воспитание произвольного внимания.
  • Научить детей правильно сидеть, держать тетрадь, карандаш.
  • Координировать движение руки.
  • Развивать зрительное восприятие.

Работа по формированию навыков письма начинается в старшей группе. Дети работают с прямыми линиями: вертикальными и горизонтальными, штрихуют, обводят клеточки. В подготовительной группе занятия усложняются. Дети работают в тетрадях в косую линейку, рисуют линии наклонные, короткие и длинные с закруглениями вверху и внизу, палочки с петлей, овалы, круги. В начале работы  у ребят возникали  большие трудности, т.к. мелкая моторика у наших детей очень слабая. И чтобы выполнить задание, нужно быть очень внимательным.

Проводя занятия на протяжении нескольких лет, хотелось бы заметить, что, несмотря на трудности, дети выполняют задания с большим желанием, охотой, стремлением научиться, всегда ждут новых встреч.  Это очень радует!

Сотрудники лаборатории нервной высшей деятельности ребенка, Института физиологии детей и подростков АПН, в ходе специальных исследований установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому  занятия по формированию навыков письма у дошкольников необходимо рассматривать, как одно из очень важных средств, способствующих развитию и формированию речи детей.

Предполагаю, что, пройдя такое обучение в детском саду, детям будет легче адаптироваться в школе.

2.4. Итоги заключительного этапа исследования.

После проведенной запланированной системы мероприятий  проведено повторное обследование при помощи тех же методик, что и на констатирующем этапе.

Сначала были предложены анкеты с теми же вопросами родителям. Исходя из результатов анкетирования, мы увидели, насколько возрос интерес родителей к учебно-воспитательному процессу по звуковой культуре речи.  Повысился уровень педагогических знаний по этому вопросу.

Таблица№1

вопроса

Положительный

результат

Отрицательный

результат

4

83%

17%

5

90%

10%

6

86%

14%

7

91%

9%

Для получения наиболее достоверного результата, проведена повторная диагностика  по выявлению состояния звукопроизношения. После обработки данных получены следующие результаты  (см. приложение 2,3):

Таблица№2

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

0%

30%

70%

Так же была проведена диагностика обследования фонематического восприятия. После обработки получены следующие результаты (см. приложение 4,5):

Таблица№3

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

0%

12%

88%

Из таблиц видно, что к концу года у детей резко изменилось положение как в звукопроизношении, так в развитии фонематических процессов. Дети свободно выделяют звуки из звуковой цепочки, слогов, слов, грамотно проводят звуковой анализ слов, качественно характеризуют каждый звук. Называют слова с заданным звуком, выбирают картинку с нужным звуком. Определяют позицию звука в слове по заданию, дифференцируют звуки согласные (твердые - мягкие, глухие - звонкие). С заданным словом  ребята научились составлять предложения, определять его характер и знак в конце. А так же сформировался  навык  самостоятельного  составления  предложений.

Проведенная работа оказала благоприятное влияние и на развитие психических процессов: речи, мышления, памяти, внимания и т.д.. Об этом свидетельствуют данные диагностики    полученные  психологом в конце учебного года (см. приложение №26).

Заключение

Наиболее актуальной проблемой дошкольной логопедии является, повышение эффективности коррекционно-развивающей работы в группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

   Педагоги  группы – логопед, психолог, воспитатели  должны  работать  в  тесном  содружестве, стремиться  к  созданию  единого  подхода  в  коррекционно-воспитательном  процессе.  Четкое разграничение  в работе логопеда и воспитателя дает возможность правильно систематизировать работу в течении учебного года.

Результаты опыта исследовательской работы показали, что система мероприятий, которая использовалась в учебно-воспитательном процессе, в логопедической  группе оказала эффективное воздействие  на коррекционную работу. Это способствовало формированию звуковой стороны речи дошкольников в решении главной задачи: помочь стремлению ребенка преодолеть возрастные недостатки речи.

Учитывая индивидуальные психологические особенности детей, использование наиболее эффективных форм, методов, приемов в работе, понимание и заинтересованность родителей в сотрудничестве способствовали успешному решению стоящих перед нами задач.

Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась полностью.  Ребята успешно  закончили учебный  год и с хорошим, отличным звукопроизношением пошли в школу. Это позволит выпускникам более продуктивно усваивать программу общеобразовательной школы.

 

Методические рекомендации для педагогов

1. Использовать игру, как основной вид деятельности дошкольника, обеспечивающий успех в коррекционном процессе.

2. Учитывать  уровень формирования психических процессов у детей старшего дошкольного возраста.  

3. Обеспечить благоприятную среду общения  ребенка со взрослым.

4. Совместная деятельность педагогов (воспитатель, логопед, психолог) и родителей.

5.  В учебно-воспитательном процессе  чаще применять индивидуальные формы  работы.

6. Работать  по развитию речи в системе с раннего детства.

Список использованной литературы

  1. Акименко, В.М. Исправление звукопроизношения у детей.- Ростов на Дону: Феникс, 2008.- 109 с.
  2. Болотина, А.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей ДОУ.-М.: Айрис Пресс, 2006.- 127 с.
  3. Бондаренко, А.К. Словесные игры в детском саду.- М.: Просвещение, 1991.- 93 с.
  4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей.- М.: Просвещение, 1981.- 255 с.
  5. Варенцова, Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников.- М.: Акалис, 1996.-37 с.
  6. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников.- М.: Просвещение, 1981.-112 с.
  7. Коноваленко, В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной группе.- М.: Тандем, 1998.- 127 с.
  8. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. -М.,: Мозаика-Синтез, 2007-63 с.
  9. Максаков, А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье.- М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 107 с.
  10. Максаков, А.И., Тумакова  Г.А. Учите играя.- М.: Просвещение, 1983.- 144 с.
  11. Максаков, А.И. Правильно ли говорит  ваш ребенок.- М.: Мозаика-Синтез, 2005.-157 с.
  12. Миронова, С.А. Развитие речи  дошкольников на логопедических занятиях.- М.: Просвещение, 1988.-204 с.
  13. Селеверстов, В.И. Игры в логопедической работе с детьми. – М.: Просвещение, 1981.- 192 с.
  14. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста – М., Просвещение, 1979.- 220 с.
  15. Тумакова, Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. -М.: Просвещение, 1991.- 127с.
  16.  Филичева, Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучения детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.-М.: Просвещение, 2002.- 61с.
  17. Филичева, Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г В. Основы логопедии-М.: Просвещение, 1989.-218 с.
  18. Филичева, Т.Б., Каше  Г.А., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.- М.: Просвещение, 1993.- 61 с.
  19. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. -М.: Просвещение, 1981.-239 с.
  20. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.- М.: Просвещение, 1988.- 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система логопедической работы по профилактике дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлена система логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР. Основное внимание в ней уделяется формированию, развитию и совершенствованию фонемат...

Перспективный план (образовательной области "Познание") по экологическому воспитанию в старшей группе. Из опыта работы «Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспи...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ. Из опыта работы « Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности ».

Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и сред...

Перспективный план совместной работы логопеда и воспитателя в старшей группе по развитию мелкой моторики у детей с ОНР с использованием нетрадиционных форм работы

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Проблема изучения мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования учёных доказали исключит...

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...

ПРАКТИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Ребенок с ОНР испытывает большие трудности при употреблении предлогов в устной речи: пропуски, искажения, замена на совершенно непонятное слово, не подходящие по смыслу предлоги. Таким образом, необхо...