Консультация для родителей "Речевое развитие ребенка 4-5 лет"
консультация (средняя группа)
Речевое развитие ребенка 4 – 5 лет.
Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем на его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности. Психологические исследования показывают, что дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к 5-ти годам:
- приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное выражение своих мыслей);
-и расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова, которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь (ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл);
- речь постепенно становится грамматически оформленной;
- возрастает устойчивость внимания к речи окружающих (чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание). Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребенка обязательно приведет к положительным результатам. Ведь речевой уровень культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи.
Несколько практических советов.
- Артикуляционная гимнастика. Для тренировки мышц, отвечающих за правильную артикуляцию звуков, можно делать специальную гимнастику: поиграть с язычком в прятки, сделать его узким и широким, постучать по зубкам кончиком языка. Детям, умеющим говорить чѐтко, но ленящимся это делать, стоит каждый раз напоминать о том, что нужно сказать слова чѐтко, и даже сделать вид, что их высказывания непонятны окружающим.
2. Развитие мелкой моторики. У детей 4 – 5 лет остаются актуальными пальчиковые игры (движения пальцев рук со словами, стихотворениями). Но более интересно для них становятся разнообразные упражнения, которые развивают мелкую моторику. Например: • рисование пластилином; • конструирование из бумаги в технике оригами; • аппликация; • рисование по трафаретам; • работа с ножницами; • штриховка и дорисовка; • игры и действия с мелкими предметами (пуговицы, мозаика, мелкий конструктор); • узнавать предметы на ощупь («Волшебный мешочек»); • работа с крупой, фасолью, горохом; • нанизывание бус, пуговиц на проволоку, шнурки; • выкладывание фигур из геометрических фигур, палочек, семян.
3. Развитие фонематического слуха. Предлагаем ребенку упражнения на поиск заданного звука в словах, определение его местоположения в слове (в начале или конце), придумывание своего слова с заданным звуком. Для выработки более точного звукопроизношения нужно обращать внимание детей на неправильно произнесѐнные им звуки, учить прислушиваться к речи окружающих.
4. Расширение пассивного и активного словаря. Основная задача взрослых – расширять и активизировать словарь, развивать качественный рост (признаки и свойства). Осуществляем подбор действий к предмету: бабочка летает, змея ползет и т.д. Учим подбирать признаки: Какой? Какая? Какое? «Что это?» - «Шапка», «Шапка какая?» - «Красная, теплая, вязаная, меховая, детская, красивая и т.п.». Добиваемся и поощряем, если ребенок подбирает несколько прилагательных к одному слову. В этом возрасте особое внимание уделяем словам-антонимам (просим ребенка придумать противоположное слово): чистый – грязный, сухой – мокрый, толстый – тонкий и т.п. Также используйте больше синонимов в речи. Например, выйдя на улицу можно сказать «Хорошая погода», а можно «Погода восхитительная, просто замечательная. Я бы даже сказала великолепная». Изучаем слова-обобщения по темам: «Одежда», «Обувь», «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Животные». Закрепляем и углубляем знания о детенышах животных: лиса с лисятами, свинья с поросятами, собака со щенками и т.д. Большое значение уделяем знакомству с профессиями. Работа начинается со знакомства с семьей: «Твоя мама (папа) работает? Кем? Внимание детей привлекают многозначные слова: ручка – рука ребенка, у двери, у 4 предметов; и т.п.
5. Формирование грамматического строя речи. Упражняем детей в употреблении имен существительных во множественном числе («Я тебе говорю про один предмет, а ты скажи про много предметов: ведро – ведра)». Эти упражнения вызывают затруднения у детей, т.к. изменяются не только окончания (карандаш – карандаши), но и само слово (ухо – уши). Упражняем в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе (небо синее, платье; лента синяя; карандаш синий; цветы синие). Согласование числительных с существительными. «Сосчитай, сколько предметов (одно полотенце, четыре полотенца)». Обучаем спряжению глагола (я хочу посмотреть книгу. Дети хотят посмотреть книгу). Учим пользоваться глаголами в повелительном наклонении (принеси, пожалуйста куклу). Момент воспитания при использовании глаголов в повелительном наклонении – не забываем волшебные слова (пожалуйста, спасибо). Упражняем в употреблении притяжательного местоимения (мой). Предложить детям придумать предметы, про которые можно сказать: мой, моя, моѐ, мои: мой стул, моя книга, моѐ окно, мои игрушки. Учим правильно употреблять предлоги (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед). Упражняем в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных и других суффиксов (брат – братик, сестра – сестренка). Учим образовывать глаголы с помощью приставок, показывая картинки, где выполняются действия. (Лисичка прибежала, убежала, перебежала, выбежала) Упражняем в образовании прилагательных от существительных. (Сумка из кожи – кожаная; варенье из клубники – клубничное). Учим составлять из слов словосочетания и предложения. (Показ картинок: «Что делает мама?» Предлагаем составить предложения со словом «моет». Мама моет посуду)
6. Связная речь. Старайтесь как можно чаще вовлекать ребенка в диалог. В качестве предмета для обсуждения может быть абсолютно любая тема: пейзаж на улице, погода, время года, праздники, мультфильм. Внимательно слушайте ребенка, поддерживайте зрительный контакт, задавайте наводящие вопросы, спрашивайте мнение. Живой интерес к ребенку – самый лучший мотиватор для активного расширения словарного запаса и развития связной речи!
7. Большое значение для речевого развития имеет детская литература. Регулярное чтение детских книг, безусловно, один из самых эффективных методов развития речи. Читайте перед сном или по желанию ребенка. В качестве литературы можно использовать детские сказки, стихи, прибаутки. Стоит отметить, что скорость чтения должна быть оптимальной для ребенка (не слишком быстрой). После прочтения книги обсудите, что понравилось в произведении, запомнилось, как бы ребенок поступил на месте героя.
8. Большую пользу принесут разнообразные речевые и словесные игры. Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Домашним нужно следить за своей речью: говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная. Внимательные родители серьѐзно относятся к развитию речи своего ребѐнка, участвуют в еѐ формировании и не отмахиваются от бесконечных вопросов «обо всѐм на свете», в семье не проходит ни дня без чтения интересной книжки. И тогда речь такого малыша будет правильной и эмоциональной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_rebenka_4.docx | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое развитие ребенка 4 – 5 лет.
Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем на его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности. Психологические исследования показывают, что дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к 5-ти годам:
- приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное выражение своих мыслей);
-и расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова, которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь (ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл);
- речь постепенно становится грамматически оформленной;
- возрастает устойчивость внимания к речи окружающих (чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание). Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребенка обязательно приведет к положительным результатам. Ведь речевой уровень культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи.
Несколько практических советов.
- Артикуляционная гимнастика. Для тренировки мышц, отвечающих за правильную артикуляцию звуков, можно делать специальную гимнастику: поиграть с язычком в прятки, сделать его узким и широким, постучать по зубкам кончиком языка. Детям, умеющим говорить чѐтко, но ленящимся это делать, стоит каждый раз напоминать о том, что нужно сказать слова чѐтко, и даже сделать вид, что их высказывания непонятны окружающим.
2. Развитие мелкой моторики. У детей 4 – 5 лет остаются актуальными пальчиковые игры (движения пальцев рук со словами, стихотворениями). Но более интересно для них становятся разнообразные упражнения, которые развивают мелкую моторику. Например: • рисование пластилином; • конструирование из бумаги в технике оригами; • аппликация; • рисование по трафаретам; • работа с ножницами; • штриховка и дорисовка; • игры и действия с мелкими предметами (пуговицы, мозаика, мелкий конструктор); • узнавать предметы на ощупь («Волшебный мешочек»); • работа с крупой, фасолью, горохом; • нанизывание бус, пуговиц на проволоку, шнурки; • выкладывание фигур из геометрических фигур, палочек, семян.
3. Развитие фонематического слуха. Предлагаем ребенку упражнения на поиск заданного звука в словах, определение его местоположения в слове (в начале или конце), придумывание своего слова с заданным звуком. Для выработки более точного звукопроизношения нужно обращать внимание детей на неправильно произнесѐнные им звуки, учить прислушиваться к речи окружающих.
4. Расширение пассивного и активного словаря. Основная задача взрослых – расширять и активизировать словарь, развивать качественный рост (признаки и свойства). Осуществляем подбор действий к предмету: бабочка летает, змея ползет и т.д. Учим подбирать признаки: Какой? Какая? Какое? «Что это?» - «Шапка», «Шапка какая?» - «Красная, теплая, вязаная, меховая, детская, красивая и т.п.». Добиваемся и поощряем, если ребенок подбирает несколько прилагательных к одному слову. В этом возрасте особое внимание уделяем словам-антонимам (просим ребенка придумать противоположное слово): чистый – грязный, сухой – мокрый, толстый – тонкий и т.п. Также используйте больше синонимов в речи. Например, выйдя на улицу можно сказать «Хорошая погода», а можно «Погода восхитительная, просто замечательная. Я бы даже сказала великолепная». Изучаем слова-обобщения по темам: «Одежда», «Обувь», «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Животные». Закрепляем и углубляем знания о детенышах животных: лиса с лисятами, свинья с поросятами, собака со щенками и т.д. Большое значение уделяем знакомству с профессиями. Работа начинается со знакомства с семьей: «Твоя мама (папа) работает? Кем? Внимание детей привлекают многозначные слова: ручка – рука ребенка, у двери, у 4 предметов; и т.п.
5. Формирование грамматического строя речи. Упражняем детей в употреблении имен существительных во множественном числе («Я тебе говорю про один предмет, а ты скажи про много предметов: ведро – ведра)». Эти упражнения вызывают затруднения у детей, т.к. изменяются не только окончания (карандаш – карандаши), но и само слово (ухо – уши). Упражняем в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе (небо синее, платье; лента синяя; карандаш синий; цветы синие). Согласование числительных с существительными. «Сосчитай, сколько предметов (одно полотенце, четыре полотенца)». Обучаем спряжению глагола (я хочу посмотреть книгу. Дети хотят посмотреть книгу). Учим пользоваться глаголами в повелительном наклонении (принеси, пожалуйста куклу). Момент воспитания при использовании глаголов в повелительном наклонении – не забываем волшебные слова (пожалуйста, спасибо). Упражняем в употреблении притяжательного местоимения (мой). Предложить детям придумать предметы, про которые можно сказать: мой, моя, моѐ, мои: мой стул, моя книга, моѐ окно, мои игрушки. Учим правильно употреблять предлоги (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед). Упражняем в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных и других суффиксов (брат – братик, сестра – сестренка). Учим образовывать глаголы с помощью приставок, показывая картинки, где выполняются действия. (Лисичка прибежала, убежала, перебежала, выбежала) Упражняем в образовании прилагательных от существительных. (Сумка из кожи – кожаная; варенье из клубники – клубничное). Учим составлять из слов словосочетания и предложения. (Показ картинок: «Что делает мама?» Предлагаем составить предложения со словом «моет». Мама моет посуду)
6. Связная речь. Старайтесь как можно чаще вовлекать ребенка в диалог. В качестве предмета для обсуждения может быть абсолютно любая тема: пейзаж на улице, погода, время года, праздники, мультфильм. Внимательно слушайте ребенка, поддерживайте зрительный контакт, задавайте наводящие вопросы, спрашивайте мнение. Живой интерес к ребенку – самый лучший мотиватор для активного расширения словарного запаса и развития связной речи!
7. Большое значение для речевого развития имеет детская литература. Регулярное чтение детских книг, безусловно, один из самых эффективных методов развития речи. Читайте перед сном или по желанию ребенка. В качестве литературы можно использовать детские сказки, стихи, прибаутки. Стоит отметить, что скорость чтения должна быть оптимальной для ребенка (не слишком быстрой). После прочтения книги обсудите, что понравилось в произведении, запомнилось, как бы ребенок поступил на месте героя.
8. Большую пользу принесут разнообразные речевые и словесные игры. Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Домашним нужно следить за своей речью: говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная. Внимательные родители серьѐзно относятся к развитию речи своего ребѐнка, участвуют в еѐ формировании и не отмахиваются от бесконечных вопросов «обо всѐм на свете», в семье не проходит ни дня без чтения интересной книжки. И тогда речь такого малыша будет правильной и эмоциональной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие ребенка посредством ИКТ"
Тема : «Развитие ребенка посредством ИКТ»...
Консультация для педагогов «Развитие ребенка в конструктивной деятельности. Развитие творческих способностей в конструировании»
Развитие ребенка в конструктивной деятельности. Развитие творческихспособностей в конструировании....
Консультация для родителей: «Развитие ребенка от пяти до шести лет»
"Развитие ребенка от пяти до шести лет"...
Конспект консультации "Особенности интеллектуального развития ребенка 6-7 лет"
В материале описаны возрастные интеллектуальные особенности, показатели и нормы развития. Даны рекомендации для успешного развития ребенка этого возраста....
Консультация для родителей "Развитие ребенка 3х лет"
раскрыть родителям особенности физического и психического развития детей младшего возраста...
09.08.21.Консультация для родителей Ваш ребенок 4-5лет.
Консультация для родителей Ваш ребенок 4-5 лет....