Приемы мнемотехники в работе с детьми, испытыващими трудности в обучении
консультация (подготовительная группа)

Абдулова Елена  Кисматуллаевна
МНЕМОТЕХНИКА – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающий объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. - Опора на картинку или пиктограмму способствует активизации у ребёнка зрительного и слухового внимания, способствует лучшему осмыслению текста, помогает точнее воспроизводить последовательность событий, делает высказывания ребенка более выразительными, эмоциональными, информативными и даже формирует навык контроля и самоконтроля за построением высказываний. Содержание мнемоизображений – это изображение главных персонажей произведений, явлений природы, некоторых действий и другое , путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное, нужно передать условно – наглядную схему, подобрать иллюстрации или изобразить рисунок так, чтобы это было понятно детям. Мнемотехники используют для: -обогащения словарного запаса; -при заучивании стихотворений; -при рассказах художественной литературы; -при отгадываниии и загадывании загадок На доп занятиях мы используем мнемотехнические приемы для заучивания и пересказа произведений. Начнем с этапов работы по заучиванию стихотворения: Взрослый выразительно читает стихотворение; сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть, затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемоиллюстрации; задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль; выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме; читает отдельно каждую строчку стихотворения, а ребенок повторяет ее с опорой на иллюстрацию; ребенок рассказывает стихотворение с опорой на иллюстрацию(мнемотаблицу). В презентации можно увидеть примерно как это работает. Занимает подбор иллюстраций минимальное время, часто чтобы вызвать эмоциональный отклик отбираются смешные картинки, дети их конечно быстрее запоминают. Еще один из методов это Пересказ при помощи картинно – графического плана (разработал профессор, детский психолог Л. А. Венгер) Особенности данного метода картинно-графический план должен последовательно отражать содержание произведения; · графические изображения должны быть легкоузнаваемыми; · пиктограмма должна усиливать характерные черты изображаемого предмета; · общее количество картинок к одному произведению не должно превышать 12 для детей школьного возраста с ОВЗ . не нужно стремиться к идеальному рисунку. Можно изображать схематично, с помощью геометрических фигур. Но ребенок должен запоминать, что зайчик – это, например, треугольник. Хорошо, если ребенок сам предложит, как изобразить что-то. Как нужно работать с текстом 1. Сначала читаете произведение. 2. Потом, основываясь на предложениях ребенка, рисуете картинно-графический план текста. 3. Читаете текст еще раз, указывая по ходу произведения на определенные картинки картинно-графического плана. 4. Предлагаете ребенку попробовать пересказать текст по картинно-графическому плану. 5. Если у ребенка не выходит пересказ с первого раза, пересказываете его сами по картинкам, указывая на них. А после просите ребенка повторить попытку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Использование приемов мнемотехники в работе логопеда по развитию связной речи"

Одной из основных целей логопедической работы с детьми является формирование полноценной речевой деятельности. Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать сре...

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

В статье рассказывается о основных мнемотехнических приемах, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста. А также ассоциативный тренинг, он является важной частью подготовки к ус...

Специфика работы с детьми, испытывающими трудности в обучении.

Подробно рассказано о том как работать с детьми, которые сипытывают трудности в обучении. Какие методы и приемы для этого надо использовать....

Индивидуальная работа с детьми, испытывающими трудности в освоении ООПДО группы старшего дошкольного возраста

В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности.А те...

Система работы Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации.Цель:  использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для...