Семинар-практикум для воспитателей
методическая разработка

Бунева Юлия Николаевна

Семинар-практикум для воспитателей

«Развитие мелкой моторики рук»

Цель семинара: повышение уровня компетентности педагогов в вопросах развития речи детей через развитие мелкой моторики рук; знакомство с разнообразными фабричными пособиями и играми, развивающими мелкую моторику; изготовление совместно с педагогами пособий для детей из бросового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей

«Развитие мелкой моторики рук»

Цель семинара: повышение уровня компетентности педагогов в вопросах развития речи детей через развитие мелкой моторики рук; знакомство с разнообразными фабричными пособиями и играми, развивающими мелкую моторику; изготовление совместно с педагогами пособий для детей из бросового материала.

Задачи:

• подготовить бросовый материал;

• показать различные виды упражнений для развития мелкой моторики;

• изготовить совместно с педагогами пособия из бросового материала для детей.

Оборудование:

- материал травка,

- широкая резинка,

- нитки,

- иглы,

- дырокол,

- воздушные шары,

- нитки мулине,

- цветные маркеры,

- мука,

- горох,

- гречка,

- крышечки из-под киндера сюрпризов,

- шило,

- пустые бутылки из-под моющихся средств,

- канцелярские ножи,

- шнуровка разных цветов.

Теоретическая часть

Цель. Дать представление педагогам о том, как развитие мелкой моторики рук влияет на речь детей. Познакомить с методической литературой по вопросу развития мелкой моторики рук дошкольников.

План

1. Значение мелкой моторики рук в коррекции и развитии речи детей дошкольного возраста.

2. Знакомство с методической литературой по вопросу развития мелкой моторики рук дошкольников

Ход семинара

1. Значение мелкой моторики рук в коррекции и развитии речи детей дошкольного возраста

Ведущий: - Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном развитии речи, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

- На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие детей находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то речевое развитие ребенка задерживается.

- Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.

- Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного - оказывает благотворное влияние на состояние желудка; среднего – на кишечник; безымянного – на печень и почки; мизинца – на сердце. Так что пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребёнка.

- Для каждого возраста характерна своя степень сложности выполнения упражнений. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:

- внимание;

- мышление;

- координация;

- воображение;

- наблюдательность;

- зрительная и двигательная память;

- речь.

- Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1) Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2) Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3) Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

4) Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5) Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

6) У малыша развивается воображение и фантазия.

7) В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

- Недаром педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.

- Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.

- Слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги. Развитие мелкой моторики рук детей важно и для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как:

- «Идет коза рогатая»,

- «Пальчик-мальчик, где ты был?»,

- «Сорока-сорока»,

- «Ладушки-ладушки»,

- «Этот пальчик дедушка» и другие.

- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

- Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой. Развивается координация слова с движением.

- «Пальчиковые игры», игры «Расскажи стихи руками» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Эти упражнения направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка. Так же эти игры позволяют детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствуют налаживанию доверительных отношений со взрослыми.

Ведущий: - Какова же методика проведения этих игр?

- Сначала взрослый читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом взрослый еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами.

Например, стихотворение «Зайка серенький».

Зайка серенький сидит (дети садятся на корточки)

И ушами шевелит (руками имитируют движения ушей)

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, (потирают плечи ладошками, скрестив руки)

Нужно лапочки погреть. (поочерёдно прячут кулачок то в правую, то в левую руку)

Вот так, вот так

Нужно лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, (перепрыгивание с ноги на ногу)

Нужно быстро поскакать. (прыжки на 2-х ногах на месте)

Вот так, вот так

Нужно быстро поскакать.

- Когда дети поймут принцип игры, они сами начнут выдумывать движения — это необходимо поощрять. Следующие стихотворения, прочитав один раз, можно предложить изобразить самим детям, что обычно вызывает бурю восторга и море фантазии.

- Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно работать с мелким конструктором и другими мелкими предметами.

- В этом случае очень хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, игры с настольными пособиями для развития мелкой моторики рук:

- нанизывание бусин на нитку;

- застегивание и расстегивание пуговиц;

- всевозможные шнуровки;

- сортировка круп, зёрен (гречка - горох, фасоль бобы) и т. п.

- Хорошими помощниками для развития мелкой моторики у детей являются развивающие игрушки:

- игрушки-шнуровки - дают возможность придумать множество игр;

- деревянная пирамидка - помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, размеров, цвета; изготовленная из дерева несет в себе положительную энергию, приятно держать в руках, всегда теплая на ощупь;

- кубики - развитие не только мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики;

- конструкторы - развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности;

- рамки и вкладыши - способствуют развитию мелкой моторки рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления;

- фигурки на магнитах - развивают мелкую моторику, координацию движений, пространственного мышления;

- пазлы - развитие внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук;

- мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.

- Немаловажное значение в развитии мелкой моторики рук имеет и продуктивная творческая деятельность (рисование, аппликация, лепка, ручной труд). Манипулирование изобразительными материалами способствует развитию точности движений рук.

2. Знакомство с разновидностями пальчиковых игр

1. Игры со счётными палочками.

2. Выполнение фигурок из пальцев.

3. Игры с пальчиками, сопровождаемые чтением стихотворений.

4. Игры с мячами.

5. Кинезеологические упражнения.

6. Массаж (самомасссаж).

Совместно с педагогами проиграли все разновидности пальчиковых игр.

3. Практическая часть

1. Педагогам было предложено изготовить пособия для развития мелкой моторики своими руками из бросового материала.

Такие пособия как:

- «Массажные щётки»,

- «Разноцветные бусы»,

- «Мякиши»,

- «Рыбка».

Для этого педагоги ознакомились с алгоритмами выполнения данных пособий.

Пособие «Массажные щётки»

Ведущий: - Необходимо взять квадрат материала типа травка размером десять на десять сантиметров. С помощью ножниц вырезать овальную форму размером с детскую ладонь. С помощью дырокола сделать по два отверстия с каждой стороны травки. Затем взять большую иглу с ниткой и с изнаночной стороны травки пришить резинку, так чтобы она крепко держалась на ладони.

Пособие «Мякиш»

Ведущий: - Служит для массажа (самомассажа) ладони ребёнка. Для изготовления данного пособия понадобится: мука, воздушные шары, разноцветные нитки мулине, простой карандаш, ножницы небольших размеров воронка. Берём воздушный шарик, помещаем в него воронку и насыпаем чайной ложкой муку (наполнитель может быть разный, например, круглый горох, греча). Для того чтобы мука более плотно находилась в воздушном шарике, необходимо утрамбовать её с помощью простого карандаша. Когда в воздушном шарике будет достаточно муки, завязываем его нитками мулине. Рисуем с помощью цветных маркеров глазки, носик, ротик. И у нас получается «Мякиш» с разноцветными волосами и весёлым личиком.

Пособие «Разноцветные бусы»

Ведущий: - Для изготовления этого пособия нам понадобится: шнурок, разноцветные крышечки из-под киндера сюрпризов, шило. Разноцветные крышечки из-под киндера сюрпризов необходимо поделить на две части. В центре каждой крышечки проделываем отверстия. И получившиеся бусины нанизываем на шнурок.

Пособие «Рыбка»

Ведущий: - Для изготовления «Рыбки» понадобится пустая бутылка из-под шампуня. Нужно отрезать верхнюю часть и донышко бутылки. Оставшуюся часть бутылки разрезать на две части из одной части бутылки вырезаем форму рыбки (формы могут быть различными, например, машины, животные, одежда, обувь). С помощью шила проделываем отверстия в получившейся рыбке. Оформляем рыбку разноцветным шнурком и пластмассовым глазиком.

Итогом семинара было творческое задание педагогам - придумать и презентовать всеобщему вниманию как можно больше игр и упражнений для детей с каким-либо пособием, способствующим развитию мелкой моторики рук, координации движений, усидчивости, интереса ребёнка и творческого начала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ

Методы,  приемы и формы   работы педагогов детского сада с родителями воспитанников....

Семинар практикум для начинающих воспитателей

Семинар - практикум для начинающих воспитателей  является  формой методической работы приеменяемой в Школе молодого воспитателя. Содержание семинара - практикума направлено на обучение педаг...

Приложение к семинару - практикуму с начинающими воспитателями

Приложение к семинару - практикуму с начинающими воспитателями. Проект "Кто полетит в космос" с детьми средней группы...

Годовой семинар практикум для старших воспитателей и воспитателей "Реализация ИКТ - технологий в прцессе формирования социокультурных норм"

Семинар. Использование информационно-коммуникативных технологий в реализации образовательной области "социально-коммуникативное развитие" (Октябрь 2018)Обзорная экскурсия "Создание усло...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

«Профессиональный стандарт педагога, как инструмент реализации ФГОС ДО» семинар-практикум для старших воспитателей и воспитателей Уссурийского городского округа

Профессиональный стандарт педагога – в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Немудрено: наступило время, когда профессиональные стандарты из рекомендаций стали обяз...