Блиц-игры в системе педагогического просвещения родителей.
консультация
Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей важны и для улучшения отношения между родителями и детьми. Родители учатся любить ребенка таким, какой он есть, безоговорочно. Они могут увидеть ребенка в обстановке, отличной от семейной, наблюдать за его общением со сверстниками, педагогами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1blitsigry_v_sisteme_pedagogicheskogo_prosveshcheniya_roditeley.docx | 31.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Блиц-игры в системе педагогического просвещения родителей.
Подготовила воспитатель
МБДОУ «Стригуновский детский сад
Общеразвивающего вида»
Новикова В. Ю.
Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.
Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей важны и для улучшения отношения между родителями и детьми. Родители учатся любить ребенка таким, какой он есть, безоговорочно. Они могут увидеть ребенка в обстановке, отличной от семейной, наблюдать за его общением со сверстниками, педагогами.
Бли-цигра выступает как средство моделирования педагогической деятельности. Блиц-игры относятся к деятельностной технологии обучения, когда педагоги обучаются в ходе самостоятельной трансформации имеющихся знаний.
Материал может быть использован в работе с родителями т. к. технология блиц-игры разработана достаточно подробно, а схемы, представленные в приложении, позволяют увидеть многоплановость ее применения. Его преимущество в следующем:
- Создает условия для активизации мышления
- Повышает степень мотивации, эмоциональности и творчества
- Способствует установлению сотрудничества
- Содействует приобретению опыта самоуправления учебной деятельностью.
Отличительные признаки блиц-игры:
- Быстрота проведения и получения результатов, неожиданность и неординарность содержания, минимальный комплект ролей;
- Создание психологической установки, настроя на содержание учебного материала;
- Развитие внимания и активности;
- Выявление позиции взрослого;
- Проверка знаний и умений;
- Решение проблемных ситуаций.
Чтобы разработать игру, необходимо четко представить цель, обозначить какие стороны деятельности взрослого будут моделироваться, определить содержание игры и методику ее проведения.
В структуру игры входят: блок-схема, сюжет, наличие ролей и правила игры, инструкция экспертам.
План проведения блиц-игры:
- Введение в игру (3-5 мин);
- Индивидуальное решение проблемы на основе анализа полученной информации (10 мин);
- Формирование игровых групп (3 мин);
- Распределение ролей (выбор лидеров и экспертов) (3 мин);
- Коллективное решение проблемы (10 мин);
- Сообщение правильного решения (3 мин);
- Подсчет индивидуальных и коллективных штрафных очков (5 мин);
- Выступление лидеров групп с обоснованием принятых решений (до 3мин);
- Выступление экспертов (до 3мин);
- Разбор игры, подведение итогов (5 мин);
Правила для участников игры:
- Соблюдать регламент (Регламент игры является примерным и зависит от ее содержания)
- Работать согласованно
- Проявлять активность
- Выступать аргументировано
- Уметь слушать и слышать других
- Корректно отстаивать свою точку зрения
Инструкция экспертам:
- Не вмешиваться в естественный ход событий.
- Наблюдать за работой групп (насколько члены команды самостоятельны в работе, каково их эмоциональное состояние, кто первый выполнил задание, чье мнение было наиболее авторитетным в решении проблемы, кто из участников нарушал правила игры).
Блиц-игры направлены на решение разных задач:
- На определение возраста ребенка по заданным параметрам образовательных задач;
- На разрешение педагогической ситуации;
- На анализ собственных педагогических решений по воспитанию ребенка;
- На разработку алгоритма действий, повышающих эффективность организации педагогического процесса;
- На группировку элементов по заданным параметрам.
Схема блиц-игры и процедура ее проведения.
1-й этап. Педагог предлагает всем участникам разделиться на 3 – 4 группы в зависимости от общего количества участвующих, выбрать лидера и эксперта. Каждая подгруппа получает описание конкретной ситуации и задание – придумать варианты воздействия на ребенка со стороны взрослого.
2-й этап. Лидер в каждой подгруппе зачитывает заданную ситуацию. Каждый участник игры прорабатывает ее и ищет пути решения. Работа проходит индивидуально. Участникам раздаются таблицы, в которых каждый должен заполнить графу «Ситуация», варианты поведения взрослого подчеркнуть в графе «Индивидуальная оценка поведения взрослого в данной ситуации».
Фрагмент таблицы участника блиц-игры:
Ситуация | Индивидуальная оценка поведения взрослого в данной ситуации |
Ребенок капризничает по малейшему поводу. Как успокоить ребенка, если он расстроен. В магазине ребенок требует что-то купить. Как часто ребенок капризничает по этому поводу? Как вы реагируете на поток слез и криков. Ребенок не желает есть. Что вы предпримете? |
|
3-й этап. Проводится коллективная проработка заданной ситуации. Это дает возможность участнику представить позитивные и негативные стороны каждого решения, заслушать все аргументы и сформировать наиболее рациональное решение. Сформулированное подгруппой решение записывается в графу «Коллективная оценка». Механизм подсчета ошибок прост. Количество решений, не принятых конкретным участником игры, - показатель его индивидуальных ошибок.
4-й этап. Лидеры каждой подгруппы знакомят всех участников с заданной ситуацией (она для каждой группы своя) и вариантами решений. Задача участников блиц-игры - выбрать лучшею команду, которая нашла большее количество правильных решений.
Предполагаемый результат:
Повышение познавательной активности родителей.
Блиц-игра «Что я знаю об игре ребенка»
Цель. Определить, какие из заданных характеристик соответствуют возрасту ребенка.
Инструкция: цифрой «1» отметить младший возраст, цифрой «2» - старший
Характеристика игры | Индивидуальная оценка | Коллективная оценка | Правильный ответ | Индивидуальная ошибка | Коллективная ошибка |
Действия с предметами | 1 | ||||
отражение отношений и взаимоотношений взрослых. | 2 | ||||
Сюжеты бытовые. | 1 | ||||
Тематика игр разнообразная, определяется опосредованным опытом детей. | 2 | ||||
Действия однообразные, часто повторяются. Роли не обозначены. | 1 | ||||
Игрушки и предметы подбираются в соответствии с ролью. | 2 | ||||
Игры одного содержания повторяются, обогащаются, существуют продолжительное время. | 2 | ||||
Логика, направленность игры определяется ролью. | 2 | ||||
Продолжительность игр увеличивается. | 2 | ||||
Дети в игре отражают быт, труд взрослых, а также яркие события общественной жизни. | 2 | ||||
В игре четко выделяется подготовительный этап распределения ролей, подбор игрового материала, его изготовление. | 2 | ||||
Самостоятельная игра кратковременна. Дети охотно играют со взрослыми. | 1 | ||||
Игры носят совместный характер, объединения устойчивы. | 2 | ||||
В игре дети объединяются по 2-3 человека. | 1 | ||||
Количество детей вовлеченных в игру 5-6 человек. | 2 | ||||
Стимул возникновения игры – игрушка или предмет-заместитель | 1 |
Блиц-игра «Я воспитываю у дошкольников культурно-гигиенические навыки»
Цель: определить в каком возрасте, какие следует решать задачи.
Инструкция: младшая группа обозначается цифрой 1, средняя-2, старшая-3.
Задачи воспитателя | Индивидуальная оценка | Коллективная оценка | Правильный ответ | Индивидуальная ошибка | Коллективная ошибка |
Учить мыть руки и лицо | |||||
Учить самостоятельно мыть руки и лицо | |||||
Учить детей самостоятельно умываться. Мыть руки и лицо по мере необходимости. | |||||
Развивать самоконтроль при выполнении правил и навыков личной гигиены. | |||||
Учить своевременно пользоваться носовым платком, туалетом; соблюдать опрятность, устранять самим или с помощью взрослых непорядок. | |||||
Совершенствовать навыки аккуратной еды. | |||||
Приучать детей есть самостоятельно и аккуратно, тщательно пережевывать пищу. | |||||
Формировать навыки аккуратной еды у детей: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой. | |||||
Приучать детей садиться за стол в опрятном виде. | |||||
Научит детей одеваться и раздеваться. | |||||
Побуждать замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде. | |||||
Учить принимать правильное положение за столом и сохранять его. | |||||
Приучать правильно пользоваться столовыми приборами; пищу брать понемногу, есть бесшумно. |
Блиц – игра «Изучаю особенности внимания ребенка»
Инструкция: соотнесите свойства внимания к характеристикам, представленным в таблице Избирательность – 1; Объем - 2; Распределение - 3; Концентрация - 4; Устойчивость - 5; Переключаемость – 6.
Характеристика свойств внимания | Индивидуальная оценка | Коллективная оценка | Правильный ответ | Индивидуальная ошибка | Коллективная ошибка |
Способность быстро переходить от одного объекта к другому | 6 | ||||
Настройка на восприятие информации, относящейся к сознательной цели | 1 | ||||
Возможность одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности | 3 | ||||
Число одновременно воспринимаемых объектов | 2 | ||||
Степень сосредоточенности на объекте | 4 | ||||
Длительность концентрации внимания на объекте | 5 |
Методическая справка: внимание – это психический процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте при одновременном отключении от других.
Первые признаки внимания у ребенка проявляются уже на второй-третьей неделе жизни в виде слухового и зрительного сосредоточения, однако еще долгое время этот процесс не приобретает самостоятельности.
В начале дошкольного возраста внимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять им, сознательно направляя на определенные предметы. Причем само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания. Последнее формируется благодаря целенаправленному руководству взрослых. Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять своим вниманием.
В 4-6 лет ребенок под руководством взрослого овладевает произвольным вниманием. Поддерживать внимание на достаточно высоком уровне позволяет использование элементов игры, частая смена форм деятельности, занятия продуктивными видами деятельности.
Взрослые, выстраивая отношения с детьми, руководствуется тремя аксиомами этики: относиться к детям с уважением; любить детей; ребенок имеет право на незнание.
+❤ В Мои закладки
Литература:
1.Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л. Оценка профессиональной деятельности педагога детского сада. Методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014г.
2.Зайцева О., Багадаева О., Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО//Дошкольное воспитание, №11, 2016.
3. журнал «Методист» № 13 от 2014 года
4. Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac153.htm
5. Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/12/11/blits-igra-pedagogicheskaya-kompetentnost-kak-uslovie-effektivnosti
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ. ГАЗЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Работа с родителями ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.ГАЗЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ С.К.Шевченко воспитатель ГППМДОУ ДС ОВ № 38 «Колобок»г.Туапсе МО Туапсинский район...
План работы с родителями старшей группы на 2014-2015 учебный год.(воспитатель Куша) 1 – блок: Педагогическое просвещение родителей.
План работы с родителями старшей группы на 2014-2015 учебный год.(воспитатель Куша)1 – блок: Педагогическое просвещение родителей....
Интеллектуальный клуб для родителей на тему: «Инновационные формы работы с родителями по педагогическому просвещению родителей в вопросах развития математических представлений дошкольников»
игровые задания для родителей по ФЭМП...
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ. ГАЗЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
В нашем детском саду одной из форм пропаганды психолого-педагогических знаний стало создание информационного издания для родителей ДОУ в виде газеты. В ней мы не навязываем своё мнение. Специал...
Программа педагогического просвещения родителей «Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка дошкольника».
laquo;Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка дошкольника»....
Программа педагогического просвещения родителей «Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка-дошкольника»
Вашему вниманию предлагается Программа педагогического просвещения родителей «Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка-дошкольника» ...
Цикл занятий психолого-педагогической деятельности по развитию педагогического просвещения родителей первоклассников
1.Роль семьи в воспитании ребенка2.Психологическая готовность ребенка к школе3.Выстраиваем комфортные взаимоотношения с ребенком4.Решаем проблему школьной дезадаптации.5.Положительные и отрицательные ...