Цикл занятий психолого-педагогической деятельности по развитию педагогического просвещения родителей первоклассников
консультация по психологии
1.Роль семьи в воспитании ребенка
2.Психологическая готовность ребенка к школе
3.Выстраиваем комфортные взаимоотношения с ребенком
4.Решаем проблему школьной дезадаптации.
5.Положительные и отрицательные эмоции.
6.«Перелистывая страницы...»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsikl_zanyatiy_psihologo.docx | 22.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Цикл занятий психолого-педагогической деятельности по развитию педагогического просвещения родителей первоклассников
Занятие № 1. Роль семьи в воспитании ребенка
Задачи:
- установить взаимопонимание с родителями;
-повысить педагогическую компетентность родителей.
Ход занятия:
Занятие наше начиналось с приветствия и знакомства с родителями. После знакомства была проведена вводная лекция, на тему – «Семья, как малая социальная группа». В ходе диспута поднимались следующие вопросы:
- основное назначение семьи;
- задачи и функции семьи;
- основа семейного воспитания;
- ошибки семейного воспитания, их причины и пути устранения;
- взаимодействие семьи со школой.
После лекции был организован диспут, в котором участвовали все родители, диспут был составлен, как логическое продолжение прочитанной лекции, мы его назвали «Хорошая семья, какая это семья?»
Содержание диспута:
- какую роль и место занимает ребенок в семье;
- нравственный облик родителей;
- участие родителей, бабушек, дедушек в воспитании;
- участие детей в жизни семьи.
По результатам диспута возникла потребность проведения мини-лекции на тему - «Нормы семейного воспитания». В ходе лекции родители были ознакомлены:
- какое влияние оказывает семья на ребенка;
- с типами семейного воспитания.
По окончании лекции нами был подведен итог занятия.
Занятие №2. Психологическая готовность ребенка к школе
Задачи:
- познакомить родителей, что включает в себя психологическая готовность детей к школе;
- ознакомить с проявлениями, по которым можно судить о том, что ребенок нуждаются в родительской помощи при подготовке в школу.
Ход занятия:
Занятие наше начиналось с приветствия, все родители еще раз представились. После приветствия была проведена беседа, на выявления у родителей знаний о критериях готовности ребенка к обучению в школе. По результатам беседы, ведущий зачитал лекцию на тему «Психологическая подготовка детей к школе». Для закрепления материала нами была организована деловая игра.
- Деловая игра
Ход игры: родители делятся на четыре одинаковые команды. При помощи жребия, каждая команда выбирает ситуацию, которая отражает один компонент школьной готовности, предлагаются варианты действий по мере его развития. На подготовку задания дается 8 - 10 минут, после чего по очереди выступает каждая команда. Родители должны изобразить 4 ситуации:
- ситуация 1. Мама рассказывает о своем сыне: «Потапушка у нас тихий мальчик, сидит себе с игрушками, что-то нашептывает. Прямо «золото», а не ребенок, не под стать некоторым».
- ситуация 2. Мама Евы уверена, что девочка имеет достаточно объемный запас знаний, навыков и умений, необходимых для успешного школьного обучения. Но беседуя с дочкой, она поняла, что она у дочки совершенно отсутствует желание идти в школу.
- ситуация 3. Дедушка отзывается о Лаврентии, как о развитом мальчике. При поступлении в первый класс он знал наизусть много стихотворений, мог читать и считать. В школу Лаврентий пошел с большой радостью, но с самых первых дней учебы, учитель начал жаловаться на то, что Лаврентий регулярно нарушает школьную дисциплину: вертится на уроках, отказывается слушать объяснения педагога.
- ситуация 4. Олина мама рассказывает: “С двухлетнего возраста Оля росла среди детей, но, не смотря на это, осталась очень робкой и трусливой девочкой. На занятиях в детском саду никогда не отвечала, если воспитатель сам не спрашивал. От детей своей группы старалась держаться подальше, не играла ни с кем. Думаю, что в классе ей будет очень трудно. Жалко девочку!”.
По окончании деловой игры, мы подвели итог упражнения. Выяснили, какие трудности возникали у родителей в процессе занятия и чем эти трудности были связаны, по мнению родителей. После чего, родители обменялись мнениями по вопросам готовности ребенка к школьному обучению.
По окончанию занятия родителям были розданы памятки, «Что должен уметь первоклассник».
Занятие №3. Выстраиваем комфортные взаимоотношения с ребенком.
Задачи:
- составить рекомендации по формированию системы оптимально-комфортных взаимоотношений с ребенком.
Ход занятия:
Занятие наше начиналось с приветствия. Далее была организована беседа на тему «Первый раз, в первый класс!». В беседе принимали активное участие все родители, делились друг с другом впечатлениями, связанные с первым днем знаний у детей, обсуждали, какое у ребенка было настроение на 1 сентября, как его поздравляли друзья семьи и родные, какие подарки подарили и т.д.
После оживленной, активной беседы, была организована и проведена игра с родителями «Корзина чувств».
Ход игры: Ведущий держит корзину, на дне этой корзины находится целый набор разнообразных чувств, позитивных и негативных, которые мы все с вами испытываем. После того, как ваш ребенок пошел в первый класс, какие эмоции и чувства вы испытали? Опустите в корзину руку и выберите «чувство», которое вас переполняет больше всего и назовите его.
После проведения игры, мы организовали обсуждение занятия, в ходе которого обсудили проблемы и трудности, которые возникли в семьях с наступлением учебного года. Выяснили, как родители с ними справляются.
По окончанию занятия мы подвели итог нашей встречи, выяснили, какие проблемы больше всего волнуют родителей, попрощались.
Занятие № 4. Решаем проблему школьной дезадаптации.
Задачи:
- разобраться с понятием дезадаптация;
- определить возможные причины появления школьной дезадаптации у детей.
Ход занятия:
Занятие наше начиналось с приветствия. При составлении и занятие нами были учтены проблемы, которые были озвучены родителями на прошлой встрече. Была проведена лекция на тему «Факторы дезадаптации». Лекция содержала следующие вопросы:
- физиологические и психологические трудности, с которыми сталкивается ребенок при поступлении в первый класс;
- развитие взаимоотношений в классном коллективе.
- характерные «школьные» проблемы со здоровьем у детей;
- психологические проблемы школьной адаптации первоклассника.
Далее последовало обсуждение особенностей школьной адаптации, из чего она складывается и т.д. Нами была выявлена позиция родителей в отношении влияния взаимоотношений на формирование адаптации ребенка к школе. Так как один из главных составляющих успешной адаптации ребенка, это взаимоотношения с классным коллективом, мы посчитали нужным заострить внимание родителей на этой проблеме. В ходе беседы родители были ознакомлены с трудами ученого Симона Соловейчика, который составил правила, направленные на помощь ребенку в взаимодействии с одноклассниками. Мы предложили родителям обсудить с ребенком эти правила:
- Не отнимай чужое, но и не отдавай свое.
- Тебя попросили, значит дай, если пытаются отнять силой, значит защищайся.
- Без веской причины не дерись.
- Если тебя зовут играть, значит иди, если не зовут - спроси разрешение поиграть вместе.
- Играй всегда честно, своих товарищей не подводи.
- Никого не дразни, не канючь, ничего не выпрашивай. Два раза ничего ни у кого не проси.
- Не из-за отметок, будь гордым. Не спорь с учителями из-за отметок, не обижайся и не злись на учителей за отметки. Все задания старайся делать вовремя, думай о положительных результатах и они обязательно будут у тебя.
- Никогда не наговаривай и не ябедничай ни на кого.
- Всегда старайся быть аккуратным и прилежным.
- Чаще предлагай: давай поиграем, давайте дружить, давай вместе погуляем, пойдем домой.
И самое главное помни, что ты не лучше и не хуже чем все, но при этом ты - самый неповторимый для родителей, для самого себя, учителей и друзей!
По окончании беседы нами был подведен итог занятия, в процессе которого группа пришла к выводу, что будет замечательно, если свод этих правил, повесить в комнате или на рабочем столе ребенка, на самом видном месте. В дополнение к этому, педагог-психолог составил рекомендации для родителей - желательно, чтобы вы в конце недели обсудили с ребенком, какие правила у него получилось выполнить, а какие не получилось и что этому помешало. Можно попробовать дополнить список совместно с ребенком своими правилами. Прощание.
Занятие №5. Положительные и отрицательные эмоции.
Задачи:
- определить причины, вызывающие негативные или позитивные эмоций у ваших детей.
Ход занятия Уважаемые родители, сегодня мы с Вами будем обсуждать с тему человеческих эмоций. Мне хочется особенно выделить те эмоции, которые оказывают негативное воздействие на развитие неврозов и действуют разрушающе на детское здоровье. Эмоции разрушения, к ним мы отнесем: злость, гнев, агрессию. Эмоции страдания, к ним относятся: страх, обида, боль. Родителями была проведена беседа, в ходе беседы поднимались следующие вопросы:
-из своей жизни приведите пример ситуаций, которые вызывали у вас яркие отрицательные и положительные эмоции;
-как формировать у детей положительные эмоции? С чего стоит начинать?
Родителям выдается лист бумаги. Ведущий: Уважаемые родители, разделите лист на два столбика, запишите в первый столбик выражения, которые никогда не допускаются в вашей семье при общении с ребенком. В другом столбике перечислите выражения, которые Вы могли бы рекомендовать использовать другим родителям и себе.
Когда все родители закончат заполнять столбики, подводится итог занятия. Делаем вывод, что при общении с детьми нельзя употреблять такие выражения как:
- я уже сто раз тебе говорил (а), а ты снова...;
- сколько раз тебе это нужно повторять, что бы ты...;
- неужели тебе трудно это запомнить, что ли...;
- ты становишься невыносимым...;
- ты такая (ой) же, как и все...;
- отстань ты от меня, мне некогда...;
- вот почему Вася (Таня, Ваня и т. д.) такой (ая) хороший, а вот ты - нет...;
В семье, при общении с детьми, следует чаще употреблять выражения, такие как:
- ты самый замечательный у меня (красивый, умный и т. д.);
- как хорошо, что ты есть у меня;
- какая ты умница у меня;
- я тебя люблю!;
- ты это сделал так хорошо, научи, как это у тебя получилось;
- спасибо тебе большое, я очень тебе признательна;
- благодаря твоей помощи, я со всем справилась и т.д.
Прощание.
Занятие №6. «Перелистывая страницы...»
Задачи:
- закрепить положительные эмоции от проделанной работы.
Ход занятия: уважаемые родители и дети, здравствуйте. Я очень рада, что мы сегодня собрались все вместе. Сегодня у нас вами заключительное занятие. Хочу выразить благодарность всем родителям, которые принимали активное участие. Сегодня мы с Вами составим устный журнал, для этого необходимо картон сложить в виде книги, перевить лентой. Каждый лист отражает месяц жизни класса за время проведения цикла занятий. Обзор страниц в устном журнале:
- «Наши уроки» (фрагменты);
- «Наши переменки» (игры, физкульт паузы и т. д.);
- «Наши мероприятия» (самые запоминающиеся мероприятия, проведенные в классе с начала учебного года);
- «Папы и мамы, снова в школе» (церемония награждения родителей за активное участие в жизни класса);
- вручение медали - детская ладошка, которую разрисовали и расписали для родителей дети.
После составления журнала подводятся итоги работы родителей, за время проведения цикла занятий. Прощание.
Проведенный анализ результатов дал возможность обобщить рекомендации для участников занятий.
Рекомендации родителям:
- Всегда безусловно принимайте своего ребенка.
- Внимательно и активно слушайте его мнения и переживания.
- Общайтесь с ребенком как можно чаще, вместе читайте, играйте, пишите записки и письма друг другу и т. д.
- Не навязывайте свое участие, не вмешивайтесь в те занятия, которые он может выполнить самостоятельно.
- Помогайте только тогда, когда ребенок это сам попросит.
- Поддерживайте в начинаниях, отмечайте успехи и достижения.
- Делитесь с ним своими проблемами, своими чувствами, переживаниями.
- Учитесь мирно разрешать конфликты.
- Употребляйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.
- Целуйте и обнимайте друг друга минимум четыре раза в день.
- Попробуйте написать своему ребенку письмо, которое он вскроет после вручения школьного диплома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого - педагогическое просвещение родителей дошкольников
Рассматриваются формы психолого - педагогического просвещения родителей дошкольников....
Презентация «Психолого-педагогическое просвещение родителей, активных участников учебного процесса»
«Психолого-педагогическое просвещение родителей, активных участников учебного процесса»...
Программа психолого-педагогического просвещения родителей «Счастливый малыш»
Привыкнуть к детскому саду не так-то просто. Никто не может предсказать, какие последствия вызовет резкое превращение малыша из «домашнего» в «ясельного». Страдают и дети, и родители. Поступление в де...
Программа психолого-педагогического просвещения родителей детей раннего возраста «Счастливый малыш»
Современный родители должны владеть знаниями об особенностях раннего возраста, его проблемах и открытиях. Но даже, при самых образованных родителях, ребенок растет в изол...
«Wab –портфолио педагога, как инструмент психолого-педагогического просвещения родителей и обеспечение открытости образовательного процесса»
«Wab –портфолио педагога, как инструмент психолого-педагогического просвещения родителей и обеспечение открытости образовательного процесса»...
Организация психолого-педагогического просвещения родителей дошкольников
Изменения, происходящие в социально-экономической жизни России, оказывают существенное влияние на дальнейшее развитие системы образования. Они коснулись и дошкольного учреждения. Закон «Об образовании...