Цикл занятий психолого-педагогической деятельности по развитию педагогического просвещения родителей первоклассников
консультация по психологии

Галина Николаевна Кузьмина

1.Роль семьи в воспитании ребенка

2.Психологическая готовность ребенка к школе

3.Выстраиваем комфортные взаимоотношения с ребенком

4.Решаем проблему школьной дезадаптации.

5.Положительные и отрицательные эмоции.

6.«Перелистывая страницы...»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_zanyatiy_psihologo.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл занятий психолого-педагогической деятельности по развитию педагогического просвещения родителей первоклассников

Занятие № 1. Роль семьи в воспитании ребенка

Задачи:

- установить взаимопонимание с родителями;

-повысить педагогическую компетентность родителей.

Ход занятия:

Занятие наше начиналось с приветствия и знакомства с родителями. После знакомства была проведена вводная лекция, на тему – «Семья, как малая социальная группа». В ходе диспута поднимались следующие вопросы:

- основное назначение семьи;

- задачи и функции семьи;

- основа семейного воспитания;

- ошибки семейного воспитания, их причины и пути устранения;

- взаимодействие семьи со школой.

После лекции был организован диспут, в котором участвовали все родители, диспут был составлен, как логическое продолжение прочитанной лекции, мы его назвали «Хорошая семья, какая это семья?»

Содержание диспута:

- какую роль и место занимает ребенок в семье;

- нравственный облик родителей;

- участие родителей, бабушек, дедушек в воспитании;

- участие детей в жизни семьи.

По результатам диспута возникла потребность проведения мини-лекции на тему - «Нормы семейного воспитания». В ходе лекции родители были ознакомлены:

- какое влияние оказывает семья на ребенка;

- с типами семейного воспитания.

По окончании лекции нами был подведен итог занятия.

Занятие №2. Психологическая готовность ребенка к школе

Задачи:

- познакомить родителей, что включает в себя психологическая готовность детей к школе;

- ознакомить с проявлениями, по которым можно судить о том, что ребенок нуждаются в родительской помощи при подготовке в школу.

Ход занятия:

Занятие наше начиналось с приветствия, все родители еще раз представились. После приветствия была проведена беседа, на выявления у родителей знаний о критериях готовности ребенка к обучению в школе. По результатам беседы, ведущий зачитал лекцию на тему «Психологическая подготовка детей к школе». Для закрепления материала нами была организована деловая игра.

- Деловая игра

Ход игры: родители делятся на четыре одинаковые команды. При помощи жребия, каждая команда выбирает ситуацию, которая отражает один компонент школьной готовности, предлагаются варианты действий по мере его развития. На подготовку задания дается 8 - 10 минут, после чего по очереди выступает каждая команда. Родители должны изобразить 4 ситуации:

- ситуация 1. Мама рассказывает о своем сыне: «Потапушка у нас тихий мальчик, сидит себе с игрушками, что-то нашептывает. Прямо «золото», а не ребенок, не под стать некоторым».

- ситуация 2. Мама Евы уверена, что девочка имеет достаточно объемный запас знаний, навыков и умений, необходимых для успешного школьного обучения. Но беседуя с дочкой, она поняла, что она у дочки совершенно отсутствует желание идти в школу.

- ситуация 3. Дедушка отзывается о Лаврентии, как о развитом мальчике. При поступлении в первый класс он знал наизусть много стихотворений, мог читать и считать. В школу Лаврентий пошел с большой радостью, но с самых первых дней учебы, учитель начал жаловаться на то, что Лаврентий регулярно нарушает школьную дисциплину: вертится на уроках, отказывается слушать объяснения педагога.

- ситуация 4. Олина мама рассказывает: “С двухлетнего возраста Оля росла среди детей, но, не смотря на это, осталась очень робкой и трусливой девочкой. На занятиях в детском саду никогда не отвечала, если воспитатель сам не спрашивал. От детей своей группы старалась держаться подальше, не играла ни с кем. Думаю, что в классе ей будет очень трудно. Жалко девочку!”.

По окончании деловой игры, мы подвели итог упражнения. Выяснили, какие трудности возникали у родителей в процессе занятия и чем эти трудности были связаны, по мнению родителей. После чего, родители обменялись мнениями по вопросам готовности ребенка к школьному обучению.

По окончанию занятия родителям были розданы памятки, «Что должен уметь первоклассник».

Занятие №3. Выстраиваем комфортные взаимоотношения с ребенком.

Задачи:

- составить рекомендации по формированию системы оптимально-комфортных взаимоотношений с ребенком.

Ход занятия:

Занятие наше начиналось с приветствия. Далее была организована беседа на тему «Первый раз, в первый класс!». В беседе принимали активное участие все родители, делились друг с другом впечатлениями, связанные с первым днем знаний у детей, обсуждали, какое у ребенка было настроение на 1 сентября, как его поздравляли друзья семьи и родные, какие подарки подарили и т.д.

После оживленной, активной беседы, была организована и проведена игра с родителями «Корзина чувств».

Ход игры: Ведущий держит корзину, на дне этой корзины находится целый набор разнообразных чувств, позитивных и негативных, которые мы все с вами испытываем. После того, как ваш ребенок пошел в первый класс, какие эмоции и чувства вы испытали? Опустите в корзину руку и выберите «чувство», которое вас переполняет больше всего и назовите его.

После проведения игры, мы организовали обсуждение занятия, в ходе которого обсудили проблемы и трудности, которые возникли в семьях с наступлением учебного года. Выяснили, как родители с ними справляются.

По окончанию занятия мы подвели итог нашей встречи, выяснили, какие проблемы больше всего волнуют родителей, попрощались.

Занятие № 4. Решаем проблему школьной дезадаптации.

Задачи:

- разобраться с понятием дезадаптация;

- определить возможные причины появления школьной дезадаптации у детей.

Ход занятия:

Занятие наше начиналось с приветствия. При составлении и занятие нами были учтены проблемы, которые были озвучены родителями на прошлой встрече. Была проведена лекция на тему «Факторы дезадаптации». Лекция содержала следующие вопросы:

- физиологические и психологические трудности, с которыми сталкивается ребенок при поступлении в первый класс;

- развитие взаимоотношений в классном коллективе.

- характерные «школьные» проблемы со здоровьем у детей;

- психологические проблемы школьной адаптации первоклассника.

Далее последовало обсуждение особенностей школьной адаптации, из чего она складывается и т.д. Нами была выявлена позиция родителей в отношении влияния взаимоотношений на формирование адаптации ребенка к школе. Так как один из главных составляющих успешной адаптации ребенка, это взаимоотношения с классным коллективом, мы посчитали нужным заострить внимание родителей на этой проблеме. В ходе беседы родители были ознакомлены с трудами ученого Симона Соловейчика, который составил правила, направленные на помощь ребенку в взаимодействии с одноклассниками. Мы предложили родителям обсудить с ребенком эти правила:

  1. Не отнимай чужое, но и не отдавай свое.
  2. Тебя попросили, значит дай, если пытаются отнять силой, значит защищайся.
  3. Без веской причины не дерись.
  4. Если тебя зовут играть, значит иди, если не зовут - спроси разрешение поиграть вместе.
  5. Играй всегда честно, своих товарищей не подводи.
  6. Никого не дразни, не канючь, ничего не выпрашивай. Два раза ничего ни у кого не проси.
  7. Не из-за отметок, будь гордым. Не спорь с учителями из-за отметок, не обижайся и не злись на учителей за отметки. Все задания старайся делать вовремя, думай о положительных результатах и они обязательно будут у тебя.
  8. Никогда не наговаривай и не ябедничай ни на кого.
  9. Всегда старайся быть аккуратным и прилежным.
  10. Чаще предлагай: давай поиграем, давайте дружить, давай вместе погуляем, пойдем домой.

И самое главное помни, что ты не лучше и не хуже чем все, но при этом ты - самый неповторимый для родителей, для самого себя, учителей и друзей!

По окончании беседы нами был подведен итог занятия, в процессе которого группа пришла к выводу, что будет замечательно, если свод этих правил, повесить в комнате или на рабочем столе ребенка, на самом видном месте. В дополнение к этому, педагог-психолог составил рекомендации для родителей - желательно, чтобы вы в конце недели обсудили с ребенком, какие правила у него получилось выполнить, а какие не получилось и что этому помешало. Можно попробовать дополнить список совместно с ребенком своими правилами. Прощание.

Занятие №5. Положительные и отрицательные эмоции.

Задачи:

- определить причины, вызывающие негативные или позитивные эмоций у ваших детей.

Ход занятия Уважаемые родители, сегодня мы с Вами будем обсуждать с тему человеческих эмоций. Мне хочется особенно выделить те эмоции, которые оказывают негативное воздействие на развитие неврозов и действуют разрушающе на детское здоровье. Эмоции разрушения, к ним мы отнесем: злость, гнев, агрессию. Эмоции страдания, к ним относятся: страх, обида, боль. Родителями была проведена беседа, в ходе беседы поднимались следующие вопросы:

-из своей жизни приведите пример ситуаций, которые вызывали у вас яркие отрицательные и положительные эмоции;

-как формировать у детей положительные эмоции? С чего стоит начинать?

Родителям выдается лист бумаги. Ведущий: Уважаемые родители, разделите лист на два столбика, запишите в первый столбик выражения, которые никогда не допускаются в вашей семье при общении с ребенком. В другом столбике перечислите выражения, которые Вы могли бы рекомендовать использовать другим родителям и себе.

Когда все родители закончат заполнять столбики, подводится итог занятия. Делаем вывод, что при общении с детьми нельзя употреблять такие выражения как:

- я уже сто раз тебе говорил (а), а ты снова...;

- сколько раз тебе это нужно повторять, что бы ты...;

- неужели тебе трудно это запомнить, что ли...;

- ты становишься невыносимым...;

- ты такая (ой) же, как и все...;

- отстань ты от меня, мне некогда...;

- вот почему Вася (Таня, Ваня и т. д.) такой (ая) хороший, а вот ты - нет...;

В семье, при общении с детьми, следует чаще употреблять выражения, такие как:

- ты самый замечательный у меня (красивый, умный и т. д.);

- как хорошо, что ты есть у меня;

- какая ты умница у меня;

- я тебя люблю!;

- ты это сделал так хорошо, научи, как это у тебя получилось;

- спасибо тебе большое, я очень тебе признательна;

- благодаря твоей помощи, я со всем справилась и т.д.

Прощание.

Занятие №6. «Перелистывая страницы...»

Задачи:

- закрепить положительные эмоции от проделанной работы.

Ход занятия: уважаемые родители и дети, здравствуйте. Я очень рада, что мы сегодня собрались все вместе. Сегодня у нас вами заключительное занятие. Хочу выразить благодарность всем родителям, которые принимали активное участие. Сегодня мы с Вами составим устный журнал, для этого необходимо картон сложить в виде книги, перевить лентой. Каждый лист отражает месяц жизни класса за время проведения цикла занятий. Обзор страниц в устном журнале:

- «Наши уроки» (фрагменты);

- «Наши переменки» (игры, физкульт паузы и т. д.);

- «Наши мероприятия» (самые запоминающиеся мероприятия, проведенные в классе с начала учебного года);

- «Папы и мамы, снова в школе» (церемония награждения родителей за активное участие в жизни класса);

- вручение медали - детская ладошка, которую разрисовали и расписали для родителей дети.

После составления журнала подводятся итоги работы родителей, за время проведения цикла занятий. Прощание.

Проведенный анализ результатов дал возможность обобщить рекомендации для участников занятий.

Рекомендации родителям:

  1. Всегда безусловно принимайте своего ребенка.
  2. Внимательно и активно слушайте его мнения и переживания.
  3. Общайтесь с ребенком как можно чаще, вместе читайте, играйте, пишите записки и письма друг другу и т. д.
  4. Не навязывайте свое участие, не вмешивайтесь в те занятия, которые он может выполнить самостоятельно.
  5. Помогайте только тогда, когда ребенок это сам попросит.
  6. Поддерживайте в начинаниях, отмечайте успехи и достижения.
  7. Делитесь с ним своими проблемами, своими чувствами, переживаниями.
  8. Учитесь мирно разрешать конфликты.
  9. Употребляйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.
  10. Целуйте и обнимайте друг друга минимум четыре раза в день.
  11. Попробуйте написать своему ребенку письмо, которое он вскроет после вручения школьного диплома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого - педагогическое просвещение родителей дошкольников

Рассматриваются формы психолого - педагогического просвещения родителей дошкольников....

Презентация «Психолого-педагогическое просвещение родителей, активных участников учебного процесса»

«Психолого-педагогическое просвещение родителей, активных участников учебного процесса»...

Программа психолого-педагогического просвещения родителей «Счастливый малыш»

Привыкнуть к детскому саду не так-то просто. Никто не может предсказать, какие последствия вызовет резкое превращение малыша из «домашнего» в «ясельного». Страдают и дети, и родители. Поступление в де...

Программа психолого-педагогического просвещения родителей детей раннего возраста «Счастливый малыш»

Современный родители должны владеть знаниями об особенностях раннего возраста, его проблемах и открытиях. Но даже, при самых образованных родителях, ребенок растет в изол...

«Wab –портфолио педагога, как инструмент психолого-педагогического просвещения родителей и обеспечение открытости образовательного процесса»

«Wab –портфолио педагога, как  инструмент психолого-педагогического просвещения родителей и обеспечение открытости образовательного процесса»...

Организация психолого-педагогического просвещения родителей дошкольников

Изменения, происходящие в социально-экономической жизни России, оказывают существенное влияние на дальнейшее развитие системы образования. Они коснулись и дошкольного учреждения. Закон «Об образовании...