"Развитие самостоятельности у детей раннего возраста"
консультация (младшая группа)
Консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_na_temu_razvitie_samostoyatelnosti_u_detey_rannego_vozrasta.docx | 447.48 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие самостоятельности у детей раннего возраста»
Развитие самостоятельности – одна из основных задач родителей. Задача это довольно глобальная, поскольку развитие самостоятельности ребенка происходит постепенно от рождения до взрослости. Правда, не каждого взрослого можно назвать в полной мере самостоятельным, поскольку в это понятие вкладывают и умение о себе позаботиться, и ответственность за последствия своих решений и поступков. Во взрослую жизнь мы сейчас забегать не будем, но поговорим о том, что могут сделать родители еще в раннем возрасте, чтобы заложить основы самостоятельности.
В раннем возрасте (1-3 года) навыки самостоятельности подразумевают умение себя занять на некоторое время, навыки самообслуживания (кушать ложкой, ходить на горшок, убирать за собой и т.п.), наличие собственной инициативы. Соответственно, и развитие самостоятельности в этом возрасте подразумевает именно воздействие на эти сферы.
Если говорить об инициативе, то нужно учитывать, что дети инициативны по природе. У них всегда есть свои “задумки”, предпочтения, выбор; они всегда тянутся к новому, хотят учиться и пробовать. В этом плане основная задача родителей – не погасить эту инициативу, учиться ей следовать (когда возможно), поддерживать идеи ребенка. Погасить инициативу может как грубость (насмешки, пренебрежение к детским идеям, предложениям, попыткам), так и гиперопека (например, когда родитель привыкает круглосуточно развлекать и занимать ребенка, не оставляя ему простора для собственных действий или размышлений; еще один пример гиперопеки – стремление родителя сделать всё вместо ребенка, считая, что он еще мал, неловок, что ему тяжело, что “я справлюсь быстрее и лучше”). Поэтому самый важный принцип развития самостоятельности в раннем возрасте – не делать за ребенка то, что он может сделать сам (даже если вы делаете это быстрее и лучше). Помогать ребенку стоит только в том случае, если он просит вас о помощи или если его попытки сделать что-то самостоятельно могут оказаться опасными. Разлитый по полу борщ или лужа в туалете опасностью не считаются.
Кстати, другой крайностью по сравнению с гиперопекой является желание родителей как можно быстрее “развить и повзрослить” своего ребенка. Для этого родители побуждают ребенка делать что-то самостоятельно, даже если он не испытывает к этому желания, интереса, не обладает достаточными навыками. Самостоятельность как бы развивается из- под палки. Но нужно учитывать, что в таком случае те действия, к которым мы приучаем (самостоятельно одеваться, кушать ложкой, выливать за собой горшок и т.п.), в сознании ребенка соединяются с эмоционально- негативными переживаниями. То есть ребенок может научиться делать то, чему вы его обучаете, но вряд ли будет это любить.
Оптимальный вариант – следовать за инициативой ребенка. Навыки самостоятельности лучше всего развиваются, когда у ребенка есть реальная мотивация – научиться, попробовать, справиться. Эту инициативу (взять ложку, развязать шнурки и т.п.) следует подмечать – и вовремя давать необходимую информацию (например, показать, за какую веревочку потянуть, чтобы шнурок развязался) и давать возможность пробовать. Наверняка вы замечали, что многие навыки, над которыми вы бились долгие месяцы, ребенок может ухватить буквально за один день, если вы поддержали его инициативу в этом. В раннем возрасте именно эти простые приемы способствуют развитию самостоятельности. Впрочем, простыми они являются далеко не для каждого, поскольку требуют осознанности, доверия к ребенку, ведь родителям проще всё сделать самим. Педагоги рассматривают ранний возраст как начальное звено в единой системе непрерывного образования.
Благодаря ранней социализации, то есть благодаря взаимодействию с социальным окружением, ребёнок интенсивно овладевает самостоятельностью, при этом рациональная педагогика играет важную роль в обеспечении фундамента общего развития.
Что дети к концу младшего дошкольного возраста должны научиться делать самостоятельно:
- мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом;
- не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место;
- одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду снимать, надевать, складывать, вешать,
- вывертывать на лицевую сторону, пуговицы застегивать, расстегивать, завязывать шнурки ботинок;
- замечать непорядок, в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью ко взрослому;
- своевременно пользоваться носовым платком, туалетом
- пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом;
- правильно пользоваться ложкой, вилкой (к концу четвертого года жизни, салфеткой;
- убирать игрушки, книжки, строительный материал на определенное место.
В дошкольном возрасте детский сад, безусловно, внесет свой вклад в развитие самостоятельности. Но до этого этапа основная задача лежит на родительских плечах. Как фундамент, родители закладывают навыки будущей зрелости. И будет ли этот фундамент прочным, зависит именно от вас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие самостоятельности у детей раннего возраста"
Многие родители недоумевают, как развивать самостоятельность у ребёнка третьего года жизни и с чем она связана. В этой статье вы познакомитесь с рекомендациями по развитию самостоятельности у детей ра...
Консультация для родителей на тему: «Развитие самостоятельности у детей раннего возраста»
Cамый важный принцип развития самостоятельности в раннем возрасте – не делать за ребенка то, что он может сделать сам (даже если вы делаете это быстрее и лучше). Помогать ребенку стоит только в ...
Консультация для родителей. Развитие самостоятельности у детей раннего возраста.
В материале представлен обобщенный материал по развитию самостоятельности у детей раннего возраста....
Развитие самостоятельности у детей раннего возраста
Развитие самостоятельности у детей раннего возраста. Достижения в психическом и моторном развитии детей первых 2 лет жизни вызывают у них потребность в самостоятельных действиях; при эт...
презентация для родителей «Кризис 3-х лет и развитие самостоятельности у детей раннего возраста»
Презентация к родительское собранию, где указаны проявления у детей кризиса 3-х лет....
«Развитие самостоятельности у детей раннего возраста» консультация для родителей
Развитие самостоятельности – одна из основных задач родителей. Задача это довольно глобальная, поскольку развитие самостоятельности ребенка происходит постепенно от рождения до взрослости....
Развитие самостоятельности у детей раннего возраста
Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства.Воспитывая ребёнка, заботливые родители стараются давать ему самое лучшее, обе...