Детско-взрослый образовательный проект по познавательному направлению воспитания «История новогодней игрушки
проект (старшая группа)

Ольга Алексеевна Масленникова

Проект «История новогодней игрушки» по расширению представлений детей старшей группы об истории  возникновения и видоизменения новогодних игрушек направлен на создание системы работы с детьми и родителями и обогащение развивающей предметно – пространственной среды, способствующей познавательному и  художественно–эстетическому воспитанию детей, их духовному и интеллектуальному росту, развитию творческих способностей, расширению кругозора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_istoriya_novogodney_igrushki.docx121.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15

Детско-взрослый образовательный проект по познавательному направлению воспитания

«История новогодней игрушки»

Вид проекта: Творческо - исследовательский, групповой,

Участники проекта: среди детей старшей группы, родители воспитанников

Продолжительность проекта: средне - срочный (1-3 неделя декабря)

Выполнил: воспитатель

Масленникова Ольга Алексеевна

Нижегородская обл., г.о.г. Выкса

        

2023 год

Пояснительная записка: 

Новый год – самый любимый, чудесный, семейный  праздник всех детей.  Праздник с волшебными превращениями и подарками Деда Мороза. Время новогодних праздников – это время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом в конце каждого года с наступлением зимних холодов.  «Что такое новый год?», «Для чего нужны новогодние игрушки?», «Какие бывают елочные игрушки?», «Как украшали елку в старину наши предки?» Разобраться в этом поможет работа, осуществляемая в ходе реализации проекта.

Проект «История новогодней игрушки» по расширению представлений детей старшей группы об истории  возникновения и видоизменения новогодних игрушек направлен на создание системы работы с детьми и родителями и обогащение развивающей предметно – пространственной среды, способствующей познавательному и  художественно–эстетическому воспитанию детей, их духовному и интеллектуальному росту, развитию творческих способностей, расширению кругозора.

   Мероприятия, предусмотренные проектом, распределены в определенной последовательности, в основе которой заложен календарно – тематический план ДОО. 

Проблема:

На сегодняшний день представления большинства детей старшей группы детского сада о русской традиции украшения новогодней елки игрушками отрывочны и поверхностны.  Дошкольники мало знакомы с историей возникновения елочной игрушки, большинство родителей не спешат сделать новогодние игрушки своими руками и никогда не делали, а предпочитают приобрести их в магазине.

Каковы истоки этой проблемы?

В настоящее время очень много информации по изготовлению новогодних елочных украшений своими руками имеется в интернет ресурсах.   Но   понимание и осознание того огромного положительного влияния, которое оказывает совместная работа родителей и детей  по изготовлению новогодних елочных игрушек на формирование личности ребенка не осознано.  Ответы на вопросы об истории елочной игрушки на Руси помогут понять значимость этой традиции.

Программное содержание:

-  развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях  

- развивать способы взаимодействия с членами семьи и людьми ближайшего окружения в познавательной деятельности, расширять самостоятельные действия различной направленности, закреплять позитивный опыт в самостоятельной и совместной со взрослыми и сверстниками деятельности.

- продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе, и деятельностью человека в разные сезоны, воспитывать положительное отношение ко всем живым существам, желание их беречь и заботиться

Актуальность проекта:

 Новый год один из интересных, сказочных  и волшебных праздников. Реализация проекта поможет  познакомить  дошкольников с возникновением, историей появления первой ёлочной игрушки. «Откуда берется новогодняя игрушка? Почему люди во все времена любили делать игрушки своими руками? Из чего можно сделать елочную игрушку своими руками? Что будет особенного в ней? ».  Очень важно возобновлять и  поддерживать семейные традиции,  активизировать творческую работу родителей с детьми, и конечно же,  научить задуманные идеи отражать в практической деятельности, и воспитывать у детей желание изготавливать игрушки своими руками и дарить их членам своей семьи, тем более, что в магазинах, на новогодних ярмарках продается огромное количество новогодних игрушек, выполненных из самого современного материала, но они не всегда нравятся детям и взрослым, часто изготовлены из опасного материала, вредного для здоровья, а игрушка, сделанная руками ребенка, имеет частичку прекрасной детской души.

Объект проекта: Новогодняя елочная игрушка .

Предмет проекта: История возникновения и видоизменения новогодней игрушки.

Цель проекта: познакомить с историей возникновения и видоизменения новогодних игрушек. Расширять кругозор детей; развивать творческие способности. Привлечение родителей к совместной деятельности, посредством изготовления новогодних украшений.

Задачи проекта: Актуализировать знания детей о новогодней игрушке.

Научить детей  изготавливать новогоднюю игрушку разными способами из различного материала.

Познакомить с историей возникновения новогодней игрушки, в т.ч. с историей украшения ёлки на Руси.

Создать условия для получения детьми знаний об истории возникновения новогодней игрушки через организацию проектной деятельности.

Оказывать детям помощь в выявлении проблемы, в поиске её решения, в реализации идей, в оформлении работ, в организации выставки.

Привлекать родителей к участию в проекте,  налаживать конструктивное взаимодействие с семьями воспитанников.

Привлечь родителей  к поиску вместе с детьми познавательного материала, в организации выставки новогодних игрушек.

Формировать положительный опыт общения и совместной деятельности детей и родителей.

Время выполнения: среднесрочный:  с 4 декабря 2023 по 22 декабря 2023

Участники проекта: воспитатели,  родители и дети старшей группы

Развивающая предметно-пространственная среда проекта

Предполагаемый продукт проекта: выставка творческих работ детей, презентация по проекту, разработанные рекомендации по теме.

Список литературы:

  1. 1.Благинина Е. А. « О елке, о сером волке ,о стрекозе и о бедной козе».
  2. Интернет ресурсы.
  3. Комарова Т. Детское художественное творчество, М, 2005.
  4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации.
  5. Шорыгина Т.А Беседы о подарках и открытках 2003.

      6.Шорыгина Т.А. Красивые сказки : эстетика для малышей - Книголюб 2003

Содержание проекта

I этап. Подготовительно-информационный:

1. Подбор познавательного и иллюстрационного материала об истории новогодней игрушки.

2. Подготовить слайд-презентацию об истории новогодних игрушек.

3. Подготовить фильм «Производство ёлочных игрушек в России» для просмотра детьми.

4. Чтение стихов, загадок о новогодних украшениях  (Приложение 1)

5. Консультация для родителей «История новогодней игрушки». Повысить информационный  уровень, осведомленность родителей в данном вопросе. (Приложение 2)

   6. Предложить родителям принять участие в проекте «История новогодней игрушки» (помощь в  организации выставки «Елочная игрушка своими руками»)

Проект осуществлялся  через образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

II этап. Исследовательски-творческий:

1.Совместно познавательная деятельность «Знакомство с елочной игрушкой». Знакомить детей с историей возникновения елочной игрушки, материалами из которых ее изготавливают.  (Приложение 3)

2. Показ слайд - презентации об истории новогодних игрушек. (Приложение 4)

3. Показ фильма «Производство ёлочных игрушек в России» детям.

4.Самостоятельная деятельность детей «Подарки для елочки» (раскрашивание ёлочных игрушек, символ года Свинья)

5. Чтение стихов о новогодних игрушках. (Приложение 5)

6.Совместная деятельность с детьми по рисованию «Наша елочка – краса». ( Приложение 6)

7.Совместно познавательная деятельность «Осторожно, елка! ». Знакомить детей с правилами  пожарной безопасности и поведения на новогодних праздниках. (Приложение 7)

  8.Совместная деятельность с детьми по аппликации и ручному труду «Дед Мороз на елку». Развивать моторные функции детей в процессе научно-исследовательской  деятельности. Развивать чувство формы, цвета и композиции. Развивать творческое воображение,   художественный вкус, творческую инициативу. Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность. (Приложение 8)

   9.Составление описательного рассказа о своей любимой елочной игрушке.

  10.Оформление группы к празднику.

III этап. Заключительный.

1.Выставка детских работ.

 2.Выставка «Ёлочная игрушка своими руками» (дети-родители) Повышать творческую активность        родителей, вовлекать их в работу ДОУ.

 3.Просмотр советских мультфильмов для детей. Сборник про новый год.

 4.Награждение медалями активных родителей за участие в организации и реализации проекта.

Приложение 1

Загадки:
Она украсит каждый дом,
Нарядная красавица,
С ней веселее Новый год,
Она детишкам нравится. 
(елка)
Новый год уже в разгаре,
Все танцуют, все в ударе.
И взлетает с треском вверх
Разноцветный...
(фейерверк)
Нашу елочку украсят
Новогодние шары,
Бусы, яркие гирлянды,
Не хватает...
(мишуры)
Сверкают они весело
Светящимися брызгами,
Красивыми, чудесными
И праздничными искрами.
(бенгальские огни)
То снежинками сверкают,
А то шаром ярко-синим,
Ими ёлку наряжают,
Чтоб была ещё красивей. 
(елочные игрушки)
Так блестит она и манит,
Словно сотни бриллиантов,
А висит она на елке,
Наша яркая... 
(гирлянда)
Маленькие мошки
Падают в ладошки,
Белые, пушистые,
На солнце серебристые.
(снежинки)
Из снежков меня слепили
И морковкою снабдили
Во дворе стоять привык
В снег и в холод… 
(снеговик)
Этот яркий день зимы
Очень сильно любим мы,
Ждут салют и хоровод
Нас в веселый...
(новый год)
Эта пара всем известна,
Приезжает к нам из леса,
Всем подарки раздаёт,
Новый год без них не тот. 
(Дед Мороз и Снегурочка)

Приложение 2

 Консультация для родителей «Новогодние игрушки своими руками»

Бусы на елочку

 Самые простые елочные бусы можно сделать из обычной пищевой фольги. Для этого нарежьте фольгу квадратами 20x20 см, а затем пусть малыш скатает из каждого квадрата шарик. Не беда, если сначала шарики будут получаться не идеально круглыми. Немного тренировки – и выйдет гораздо лучше. Теперь шарики нужно нанизать на прочную нитку, и серебряные бусы готовы. Перед нанизыванием можно бусы раскрасить. Для этого нужно капнуть немного краски на ладони и покатать между ними наши бусины. Предоставьте это удовольствие малышу. Затем даем им просохнуть (раскладываем на газету и оставляем на некоторое время в покое), а уж потом нанизываем. Получатся эффектные цветные бусы, на которых через краску просвечивается серебро.  А вот еще один способ смастерить бусы. На этот раз из бумаги. Вам понадобится цветная оберточная бумага или яркие страницы прочитанных глянцевых журналов. Ваша задача порезать бумагу таким образом, чтобы получились полоски, широкие у основания и узкие на конце. Если свернуть такую полоску в «рулетик», начиная с широкого края, и закрепить конец капелькой клея, у нас получится замечательная яркая бусина. Наматывать бумагу можно вокруг соломинки для коктейлей (лишние концы обрезать). Тогда бусины будет легко нанизывать на нитку. Попробуйте сделать такие бусы из разных сортов бумаги

 И, конечно, не забывайте о таком замечательном материале для бус, как макаронные изделия. Если покрасить коротенькие толстенькие макаронины в яркие цвета, обсыпать их блестками, покрыть лаком – получатся неповторимые бусы. А если взять макароны двух видов, их можно чередовать. Вот сколько одновременной пользы от такого незамысловатого занятия: развиваем творчество и фантазию, тренируем мелкую моторику, учимся мыслить.

Быстрые игрушки

  Оригинальные елочные украшения можно делать из чего угодно, даже из тех материалов, которые обычно считаются мусором. Попробуем?

Вместе с малышом можно смастерить оригинальные елочные шары из обыкновенных стеклянных лампочек любых форм и размеров. Нужно лишь расписать их акриловыми красками и прикрепить к цоколю ленточку. Сам цоколь закрываем «юбочкой» из ткани, цветной бумагой или широкой лентой. Один из вариантов росписи: сначала затонировать все стекло одним цветом, просушить, а потом выводить сверху узоры. Вместо акриловых красок можно воспользоваться обыкновенной гуашью, смешанной с клеем ПВА. Если наши лампочки раскрасить соответствующим образом, они превратятся не только в шарики и сосульки, но и в снеговика или симпатичных зверушек. Самым юным художникам хрупкое стекло лучше в руки не давать. Держите лампочку в руках, а малыш пусть ляпает по ней кисточкой в свое удовольствие. Получится веселенькая абракадабра.

Симпатичные елочные украшения, которые могут смастерить даже малыши, получаются из обыкновенных макарон. Вырежьте из цветного картона кружочки, склейте их попарно (чтобы цветными получились обе стороны). Теперь подбираем макаронные изделия симпатичных форм (звездочки, буковки, зверушки, ракушки), смазываем их клеем и располагаем хаотично на поверхности наших картонных заготовок. Затем раскрашиваем макаронины кисточкой или сбрызгиваем краской из спрея. То же самое проделываем с другой стороной. Вдеваем ниточку – и игрушка готова. Точно так же можно сделать, например, зеленую картонную елочку и украсить ее игрушками-макаронинами.

На что похожа яичная скорлупа?

 Задайте этот вопрос малышу за завтраком. Пофантазируйте вместе, какие фигурки можно было бы смастерить из скорлупы куриного яйца. А потом предложите малышу открыть настоящую мастерскую по производству хрупких елочных украшений.

 Сначала подготовим скорлупу к работе. Для этого толстой иглой сделайте в сыром курином яйце два отверстия (одно напротив другого), сквозь дырочки выдуйте содержимое, затем хорошо промойте и высушите скорлупу. Во что теперь превратится скорлупа, зависит только от детской фантазии.

 Во-первых, это может быть любая смешная рожица или мордочка. Нужно лишь нарисовать лицо и приклеить дополнительные аксессуары: волосы или гриву из шерстяных ниток, усы и бороду из ваты, шапочки и клоунские колпаки из цветной бумаги, бантики и галстуки из ленточек.

 Во-вторых, из скорлупы можно сделать симпатичного цыпленка (покройте скорлупу желтой краской, добавьте перышки), пингвинчика (используйте черную и белую краску, приклейте черные крылышки и красные лапки из цветной бумаги) и множество других пернатых и мохнатых представителей фауны: зайку, сову, мышонка, котенка.

 Такая работа прекрасно развивает не только творческие способности малыша, но и будит фантазию. Разве не чудо, когда из абсолютно одинаковых белых скорлупок получаются совершенно разные персонажи, со своими собственными характерами?

 Готовую игрушку можно покрыть бесцветным лаком. Это придаст ей не только блеск, но и прочность. Для того чтобы наших яичных друзей было удобно вешать на елку, проделайте следующее. Отломите кусочек спички, привяжите к его середине прочную нитку, просуньте спичку в дырочку на «голове» игрушки (через нее мы выдували белок и желток) и опустите ее на нитке внутрь.

Наш помощник – соленое тесто

 Если вы с малышом никогда не пробовали лепить из соленого теста, самое время попробовать заняться этим в один (а если понравится, то и не в один) из декабрьских вечеров. Именно из такого простого и доступного материала получаются замечательные елочные игрушки.

Рецепт теста прост. Смешайте в миске стакан муки, стакан крупной соли, столовую ложку подсолнечного масла и полстакана воды. Хорошенько вымешайте тесто, чтобы оно получилось мягким и эластичным. Теперь можно открывать фабрику по производству эксклюзивных елочных игрушек. И непременно придумайте для своей игрушечной фабрики какое-нибудь веселое название. Так ведь интереснее, правда?

 Из соленого теста, как и из пластилина, можно слепить абсолютно все. Но, в отличие от пластилина, фигурки из теста можно высушить, раскрасить, покрыть лаком и хранить очень долго. Только непременно в сухом месте. От влаги поделки из соленого теста быстро портятся.

 Итак, что же мы будем лепить? Самые маленькие мастера могут накатать шарики, вылепить колобка, снеговичка. Ребятишки постарше с вашей помощью налепят всевозможных зверушек, елочки, домики. Не забудьте и о символе наступающего года.

 Можно раскатать тесто толщиною около 1 см и вырезать из него силуэты формочками для печенья. Получившиеся фигурки сушим в духовке на самом маленьком огне в течение 30-60 минут (это зависит от толщины игрушки). Затем расписываем их красками на свой вкус и покрываем сверху лаком.

Съедобные украшения

 В старину было принято украшать елки всякими вкусностями: конфетами, орехами, пряниками. А почему бы нам не возродить эту замечательную традицию? Особенно, если кроха уже дорос до возраста сладкоежек, и у него нет аллергии на шоколад.

 Купите с малышом по чуть-чуть разных конфет, привяжите к ним красивые ленточки, украсьте бантиками – вот вам и елочные игрушки. Конфеты очень симпатично смотрятся на елке. А какое это несказанное удовольствие – подобраться к зеленой красавице и тайком стащить с нее конфетку-другую. А как здорово подвести к елке своих друзей-приятелей и угостить конфеткой прямо с душистой еловой ветки.

 Если вы собираетесь затеять дома детский праздник или к вам придут гости с малышами, сделайте таких сладких игрушек-угощений побольше. Для этого случая можно даже повесить на елку маленькие упаковки с печеньем, бисквитами, кексами. Пригодятся и всевозможные шоколадные зайчики и деды морозы.

 А если вы все-таки против сладостей, замените их яблоками и мандаринами: вкусно, полезно, красиво и ароматно. Очень симпатично смотрятся на елке грецкие орехи, завернутые в фольгу или покрашенные серебряной и золотой красками. Вешать орехи на елку очень просто. Достаточно лишь вбить в скорлупу маленький гвоздик и прикрепить к нему нитку. В качестве дополнения – крошечный бантик. Орехи тоже потом со спокойной совестью можно съесть.

Покрашенные краской шишки – замечательные поделки. Правда, съесть их нельзя. Зато они хорошо дополнят вашу съедобную композицию.

 Думаю, совет сохранить детские поделки не будет излишним. Пройдут годы, многое забудется... Но незадолго до очередного праздника вы принесете в дом душистую елку, вытащите коробку с елочными украшениями и среди стеклянных расписных шаров вдруг обнаружите игрушки, сделанные вместе с малышом год (а может, десять лет) назад. И воспоминания нахлынут с такой силой, как будто все было только вчера. И вы всей семьей будете вновь и вновь рассматривать эти бесценные семейные реликвии, вспоминать события прошлых лет и смеяться над забавными новогодними придумками. И конечно, предвкушать новые праздники и ждать Новый год, который непременно принесет новое благополучие, новую удачу, новое, еще большее счастье...

Приложение  3

Развлечение  «История новогодней игрушки»

 Цель: Познакомить детей с историей появления елочной игрушки.

 Задачи:

  • дать знания детям о том, чем украшали елку до появления игрушек, кто изготавливает стеклянные игрушки.
  • развивать диалогическую речь, учить отвечать на вопросы разносторонними предложениями. Активизировать словарь (стеклодув, стеклянные, хрупкие, гирлянда, мишура, бусы).
  • воспитывать любознательность, интерес к игрушкам разных времен.
  • формировать понятие о том, что игрушки бьются, необходимо аккуратно с ними обращаться.

 Материалы: елочные игрушки, костюм снеговика, презентация «История новогодней игрушки», музыкальный диск с новогодними мелодиями.

 Предварительная работа:

1.Чтение стихотворений о новогодней елке и игрушках.

2.Беседа о новом годе, елке и елочной игрушке.

3.Рисование игрушек, раскрашивание.

Ход:

 Дети заходят в группу под новогоднюю мелодию. Воспитатель обращает внимание на то, что в группе что-то изменилось. В группе стоит не наряженная елка.

Воспитатель: ребята, скоро ведь будет веселый праздник, как он называется?

 Дети: «Новый год!»

 Воспитатель: правильно, вот и елка появилась здесь не случайно, но мне кажется, что ей чего-то не хватает.

 Дети: игрушек, украшений.

 Воспитатель: конечно, нам нужно украсить елку к празднику.

 В группу вбегает снеговик (ребенок).

 Снеговик: здравствуйте ребята и взрослые.

Воспитатель: здравствуй снеговик, что-то случилось? Ты так неожиданно появился.

 Снеговик: я пришел к вам за помощью. Меня слепили ребята из соседнего двора, поиграли со мной немного и побежали домой наряжать елки к празднику. У нас во дворе тоже растет елочка, но я не знаю, как ее украшать, а мне так хочется на праздник красивую елочку.

 Воспитатель: не расстраивайся снеговик, мы с ребятами поможем тебе, ведь они уже большие и знают, как наряжать елку. Послушай их стихотворение.

 Дети читают стихотворение Елены Благининой «О ёлке, о сером волке, о стрекозе и о бедной козе».

 Люблю я у ёлки одна посидеть.
Люблю я как следует всё разглядеть:
Какие игрушки, не скучно ли им,
Иль кто недоволен соседством своим.
Вот рядом с Морозом висит стрекоза.
А с волком зубастым, смотрите – коза.
Я думаю, холодно тут стрекозе
И очень уж страшно бедняге козе.
Я рядом с Морозом повешу звезду,
А козочку эту сюда отведу.
Тут, кстати, цветочек расцвёл золотой
И солнышко светит... – Ну, козочка, стой!
А вот колокольчик. Фарфоровый он.
К нему прикоснёшься – послышится звон.
А вот балерина, а вот петушок.
С ним рядом – цыплёнок, как жёлтый пушок.
А это – хлопушка, а это – флажок,
А это – пастух, он играет в рожок.
Постойте, козу я повешу сюда. 
Коза и пастух – замечательно, да?
Вот шар полосатенький, это медведь.
Вот птичка – она собирается петь.
А это – грибочек, а это луна,
А это – душистого сена копна.
Постойте, козу я повешу сюда.
Коза у копны – замечательно, да?
Но жалобно вдруг закричала коза.
Гляжу – из-за сена сверкают глаза.
Смеюсь до упаду: вот это дела!
Козу-то я к волку опять привела!
Я, стало быть, ёлку кругом обошла.

 Воспитатель: ну снеговик теперь ты понял, для того, чтобы украсить елку, нужны игрушки.

 Снеговик: а как выглядят эти игрушки?

 Воспитатель: А давай вместе с ребятами подойдем к игрушкам, и ты все сам увидишь.

 Рассматривают игрушки, дети узнают свои и рассказывают о них.

 Воспитатель: а, знаете ли вы как появились елочные игрушки? Давайте мы с вами посмотрим об этом наш фильм.

 Дети рассаживаются на стульчики. Показ слайдов об истории елочной игрушки. (Приложение 4)

 Вот такая история у елочной игрушки.

 А теперь давайте разомнемся.

(Физкультминутка).

 «Елочка» 
Ждут красавицу колючую – рисуют руками елочку 
В каждом доме в декабре – делают ладошками дом 
На ветвях зажгут фонарики – показывают фонарики 
Искры брызнут в серебре – руки над головой 
Сразу станет в доме празднично – пальцы оттопырены 
Закружится хоровод – берутся за руки в хоровод 
Дед мороз спешит с подарками – идут по кругу с воображением мешком за плечом
Наступает Новый год! – машут руками вверху.

 Снеговик: Ой, как у вас тут интересно, я так много узнал об игрушках, что еще больше захотел украсить нашу елочку во дворе.

 Воспитатель: Ребята, а давайте поможем снеговику, и сделаем сами для него игрушки.

 Дети подходят к столам. Раскрашивают в раскрасках игрушки и вырезают фигурки.

 Затем делают небольшое отверстие и протягивают тесемочку, так чтобы можно было повесить игрушки на елку. Дарят свои работы снеговику.

 Снеговик: большое вам спасибо, ребята. Теперь моя елка тоже будет нарядной. Ну, мне пора в свой двор, готовиться к празднику.

 Воспитатель: приходи к нам в следующем году, мы с ребятами научим тебя делать и другие украшения на елочку. Прощаются со снеговиком.

 Воспитатель: ну а мы с вами после сна тоже нарядим нашу елку, а сейчас пойдем гулять, и слепим себе снеговика.

Приложение 4.

 Показ слайд - презентации об истории новогодних игрушек.  (Представлена отдельным файлом.)

Приложение 5

Стихи о новогодних игрушках

Шар
(Галина Дядина)

Шар дразнился с верхней ветки,
В конфетти и блестках весь:
«Эй, малюсенькие детки!
Не достать меня вам здесь!
Не сумеете, козявки,
Дотянуться до меня!
Видно, кашу без добавки
Ест такая мелкотня!
Вам, букашкам-коротышкам,
До меня – как до звезды!
Я для вас красивый слишком –
Весь в дождинках из слюды!
Хоть на десять табуреток
Заберитесь, хоть на сто,
Все равно до верхних веток
Не дотянется никто!»
Но, услышав хвастунишку,
Рассердился Дед Мороз,
Превратил зазнайку в шишку
Да и белочкам отнес!

Новогодние шары
(Ольга Богданович)

Наряжали ёлку с сыном.
Поэтапно из коробки,
Убирая паутину,
Доставали свечи, скобки.

«Вот смотри, на шаре заяц.
И конфета из пластмассы.
Вот с усами мексиканец.
И ещё гирлянд запасы!»

Завершив ночной порою,
Сын с волненьем восклицает:
«Мама! В шаре мы с тобою!
Огонёк внутри мерцает!»

… В детстве слушая пластинки,
Мы впервые убедились,
Что в шарах живут смешинки,
Что в снежинки превратились.

Марш ёлочных игрушек
авт. Владимир Львовский
Ать-два, ать-два…
Направо, ать-два.

1
Мы елочные игрушки,
Зайцы, белки, лягушки.
Ежики, черепашки -
Такие очаровашки!
Нам не страшны иголки,
Мы – украшенье елки.
В волшебном ярком свете
Мы нравимся всем детям.

Припев:
Мы все разнообразные,
Есть желтые, есть красные,
Зеленые и синие,
Стеклянные, красивые.
Мы выглядим блестяще,
Как в сказке настоящей,
Как в сказке настоящей.

2
Зажгут огни гирлянды,
И что-то вдруг случится.
Ребенком станет взрослый,
Он в детство возвратится.
От всей души мы рады
Признаться без опаски,
Что взрослым тоже надо
Немножко верить в сказки.

Припев.

3
Живем мы в детском мире,
Потом в любой квартире.
В Анапе, в Оренбурге,
В Москве и Петербурге.
На праздник новогодний
Спешили мы сегодня,
И дедушку Мороза
Мы встретим без вопросов.

Припев.

Новогоднее происшествие
(Валентин Берестов)

Простые игрушки сквозь щелку
Однажды увидели елку:
“Давайте-ка елку нарядим!
Залезем на ветки и сядем!”
Полезли на елку игрушки.
Мартышка уже на верхушке.
Под Мишкою ветка прогнулась,
Под Зайчиком чуть покачнулась.
Цыплята висят, как фонарики,
Матрешки — как пестрые шарики…
“Эй, елочные игрушки,
Снегурочки, звезды, хлопушки,
Стекляшки витые, литые,
Серебряные, золотоые!
Пока вы пылились на полке,
Мы все очутились на елке!
Сейчас ребетишек обрадуем!
Ой, батюшки! Падаем! Падаем!”

Листик
(Галина Дядина)

Облетели листья с клена,
Голышом остался клен,
Сквозь его худую крону
Даже видно небосклон.

А на елке — лист кленовый,
Весь зелененький листок,
Свежий, чистенький, как новый –
Даже клеится чуток!

Не беда, что он бумажный
И течет гуашь с листа.
Елке это ведь не важно –
Ей главнее красота!

Дождик
(Галина Дядина)

Белый снег блестит на клене,
На рябине и сосне,
На качелях и балконе,
На крыльце и на окне.

Всюду выпал снег сегодня
И сверкает белизной,
Лишь на елке новогодней
Дождь струится проливной!

Он течет весь день с макушки
Всех немыслимых цветов,
И попрятались игрушки,
Ведь они же без зонтов!

Сосулька
(Галина Дядина)

Целый день висит сосулька
И не тает от тепла,
Ей бы лужицу набулькать,
Но она ведь из стекла!

Не умеет, как сестренки
Ледяные за окном,
Голоском хрустально звонким
Петь капели теплым днем.

Не была ни разу в жизни
Длинным носом снежных баб,
Не висела на карнизе,
Исполняя ноту «кап».

Но подобно хрупким льдинкам,
Если вниз сорвется вдруг –
Топнет об пол с громким «дзыньком»,
Словно Золушкин каблук.

Зайчик
(Галина Дядина)

Он такой, как все зайчатки –
Мягкий, теплый, шерстяной.
Только сделан из перчатки
Очень старенькой одной.

То, что пальчиками было
Стало ушками теперь.
Держит их торчком так мило
Симпатичный этот зверь.

Глазки – пуговки, и носик.
Ротик – розовая нить.
Хоть перчаток ель не носит –
Эту рада поносить!

Корзинка с цветами
(Галина Дядина)

Как здорово встретить корзинку с цветами
Среди новогодних блестящих шаров!
В ней солнышком пахнет, цветными мечтами
И свежестью легких весенних ветров!

Но там не пионы, но там не тюльпаны,
Не маки и даже не россыпи роз,
А ворох подснежников с теплой поляны
Из леса, где вьюга и лютый мороз.

Приложение 6

 Занятие  рисованию «Наша ёлочка - краса»

Цель: Учить детей создавать образ нарядной елки.

Задачи: Учить детей передавать в рисунке впечатления от новогоднего праздника, создавать образ нарядной елки. Учить смешивать краски на палитре для получения разных оттенков цветов.

Развивающие: Развивать образное восприятие, эстетические чувства (ритма, цвета), образные представления.

Воспитательные:  Воспитывать аккуратность в работе, любознательность, интерес к творчеству.

Предварительная работа: Беседа о лесе и хвойных деревьях. Знакомство со строением и особенностями внешнего вида елки (ствол, ветки, вечнозеленые иголки). Вспомнить новогоднюю елку, поговорить о том, как она бывает украшена. Подчеркнуть разнообразие елочных украшений.

Оборудование: альбомный  лист, акварельные краски, кисти, банка с водой, салфетка на каждого ребенка.
Ход развлечения:

1.Организационный момент.

Воспитатель:

 Утром встали малыши,

Снова в садик свой пришли,
Крепко за руки возьмемся, 
И друг другу улыбнемся».

Воспитатель: Ребята, вчера в детский сад позвонила маленькая девочка. Она была так взволнована, что не смогла объяснить мне, что случилось. Я попросила ее прийти, сейчас мы узнаем, что у этой девочки стряслось, и какая ей нужна помощь. (Воспитатель показывает игрушку Машу из мультфильма «Маша и Медведь»).

Маша: Здравствуйте, дорогие ребята! Вы узнали меня? (Ответы детей). Да. Это я, Маша.

-Вчера в лесу мы с Мишкой встретили Деда Мороза и так обрадовались. Думали, он нам подарки подарит. Ведь скоро праздник. Как он называется, вы помните? (Ответы детей).

-Так нет! Не дал нам Дед Мороз подарков. Сказал, вот нарисуйте мне самый главный предмет этого праздника, потом и о подарках поговорим. Загадку какую-то загадал. Слушайте:

Она на ёжика похожа,
Как ёж, она в иголках тоже,
На ней плоды бывают — шишки.
Девчонки ждут её, мальчишки,
Когда она под Новый год
На праздник к ним стоять придёт.

Что это? (Ответы детей). 

2.Основная часть.

Воспитатель: Так значит, Дед Мороз велел нам елку нарисовать? Вы нам поможете? Только тогда он пообещал нам подарки подарить и устроить маленький фейерверк.

Физкультминутка. 
Наша елка велика(Круговое движение руками) 
Наша елка высока (Встать на носочки) 
Выше мамы, выше папы(Присесть и встать на носочки) 
Достает до потолка (Потянуться) 
Будем весело плясать. Эх,Эх,Эх! 
Будем песни распевать. Ля,Ля,Ля! 
Чтобы елка захотела в гости 
К нам прийти опять! 

Воспитатель:  Посмотрите и скажите, где у елочки ствол? Ветки? Иголки? Куда направлены ветки? Почему елочку называют вечнозеленой? (Ответы детей)

- Вы знаете, что к Новому году принято наряжать елочку различными игрушками, гирляндами и фонариками. Наша елочка тоже будет нарядной.

Пальчиковая гимнастика.

«Вот помощники мои,

Их, как хочешь поверни,

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним крепко

И вытягивать начну.

Затем руки я помою,

Пальчик к пальчику прижму,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

Воспитатель:  Правильно располагаем лист на столе перед собой. Рисуем елочку по порядку: сначала ствол коричневого цвета, а потом по бокам ствола зеленые ветки – начинаем рисовать ветки сверху вниз, ветка справа – ветка слева, ветка справа – сетка слева. Иголки наносятся кончиком кисточки короткими штрихами.

Практическая часть.

 Воспитатель: Ну, все, ребята! Пора за работу! Будьте усердными и аккуратными! Удачи в работе! 

Дети выполняют работу с помощью воспитателя. У кого возникают трудности с рисованием – воспитатель помогает методом «рука в руке».

  Далее воспитатель предлагает украсить елочку к Новому году различными шариками.

По окончании работы воспитатель читает стихотворение В. Шипуновой «Елочка»:

Елочка пушистая

Елочка зеленая,

Светится, искрится,

Будто заколдованная.

Огоньки сверкают, 
Шарики звенят. 
Будто приглашают

В хоровод ребят.

 3.Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, напомните мне, пожалуйста, что вы сегодня рисовали? Как вы выполняли свои работы? Вам понравилось? (Ответы детей).

Маша: Спасибо вам, ребята! Теперь у нас с Мишкой будет много подарков и настоящий салют! С наступающим Новым Годом вас! До новых встреч, друзья!

Приложение 7

Конспект развлечения по ОБЖ «Осторожно, ёлка!»

Программное содержание:

• Формировать у детей навыки пожаробезопасного поведения в период новогодних праздников;

• Закрепить знания детей о пожароопасных предметах, которыми нельзя пользоваться, украшая новогоднюю ёлку (вата, бумага, свечки, хлопушки) ;

• Побуждать детей к активному участию в беседе;

• Воспитывать отзывчивость, желание помогать сказочным героям;

Интеграция образовательных областей:  безопасность, познание, коммуникация, социализация, здоровье, художественное творчество.

Оборудование: неукрашенная искусственная елка;  елочные игрушки «правильные» и «неправильные» (игрушки из бумаги, ваты, других легко воспламеняющихся материалов); 3-4  красиво украшенных коробок для  игрушек; кукла Бибабо Снеговик.

Ход:

Дети  под  музыку входят в празднично украшенную  группу, где в центре находится неукрашенная новогодняя елка. Воспитатель предлагает детям расположиться вокруг нее.

Воспитатель:  Ребята, все ли из вас знают какой  праздник скоро  к нам придет?

Воспитатель: Правильно, ребята, Новый год!  Поэтому у нас в группе стоит елочка. Посмотрите, какая она красивая, стройная, пушистая. Но чего – то не хватает…

Ребята, как вы думаете, чего  не хватает?

Воспитатель: Верно, ребята, не хватает елочных игрушек. Елочку надо красиво украсить, тогда она будет нарядная и веселая.

Воспитатель демонстрирует красиво украшенные коробки с новогодними игрушками.

Воспитатель: Посмотрите,  как много разных елочных  украшений  лежит в этих коробках! Все они разные. Здесь и бумажные снежинки, и  «снежки» из ваты, и стеклянные шарики, и сосульки,  и свечки!  Нам без помощи  не справиться. Кто бы  помог украсить нашу елочку?

Голос из – за  ширмы: Я, я вам помогу!

Воспитатель: Ребята, кто бы это мог быть? Кто нам хочет помочь? Да это  же Снеговик!

Появляется Снеговик, игрушка театра (его роль исполняет ребенок подготовительной  группы).  Воспитатель, Снеговик  и ребята начинают украшать елку. Снеговик берет из коробки стеклянный шарик  и   вешает  его на елку.

Воспитатель: Незнайка, вешай шарики  аккуратней, пожалуйста!

Снеговик: Это еще почему?

Воспитатель:  Дети,  а вы знаете, почему надо аккуратно вешать на елку стеклянные шарики?

Воспитатель: Правильно, стеклянные шарики могут  упасть и разбиться, а осколки стекла могут поранить руки!

Снеговик: Шарики я уже повесил. Теперь буду украшать елочку  бумажными снежинками  и «снежками»   из ваты, а рядом с ними прикреплять свечки. Возьму спички и зажгу свечи на елке.  Здорово я придумал, ребята?

Воспитатель:  Незнайка, подожди! Ты,  что – то делаешь не правильно.

Ребята, что Снеговик делает неправильно? Можно самим, без разрешения взрослых брать спички? Что произойдет, если зажечь свечи на елке  рядом с бумажными  снежинками  или ватой?

Воспитатель: Снеговик, теперь ты  понял, почему нельзя зажигать на елке свечи,  украшать новогоднюю  елочку   поделками  из ваты  и бумаги?  Искорка от одной маленькой свечки может принести большую беду! В елке  очень много смолы, и поэтому  она легко загорается.

Воспитатель: - В новогоднюю ночь взрослые, часто зажигают фейерверки,  бенгальские огни.

 Снеговик:

- Ребята, а где  надо зажигать  фейерверки: дома или на улице?

- Почему нельзя зажигать рядом с елкой?  Что может случиться?

 Воспитатель: Правильно. Фейерверки и  бенгальские огни нужно зажигать подальше от елки, на улице. Запомни:            

Украшать свечами елки Строго запрещается, Потому что от свечей Елка загорается! Загореться может вата, Снять игрушки эти надо:  Материал огнеопасный, А ваш труд совсем напрасный!  Огнестрельные хлопушки  И бенгальские огни В зале, в комнате, подъезде Зажигать не будем мы!

Воспитатель: Снеговик, ты все понял?

Снеговик:   Да. Я запомнил, что спички  самому брать  нельзя. Нельзя украшать елочку поделками из ваты и бумаги. Ими  лучше украсить комнату, а елку лучше нарядить игрушками, купленными в магазине. Они сделаны из специального пожаробезопасного  материала. Нельзя  зажигать на елочке свечи.  Хлопушки  и бенгальские огни  зажигать  только взрослым,  подальше от елки, на улице.

Воспитатель: Молодец Снеговик!  А сейчас я предлагаю поиграть.

Игра «Четвертый лишний»

Плакат с изображением предметов: стеклянный шарик, бусы, флажки, свеча, бумажная снежинка.

Детям предлагается назвать предметы, которыми  нельзя украшать елку.

Воспитатель: - Молодцы. Все справились с заданием.

Снеговик: - Спасибо. Теперь я знаю:

Во избежание всяких бед

Огню на елку хода нет!

-  Ну, мне пора, пойду лесным друзьям все расскажу. До свидания, ребята! (Снеговик уходит за ширму)

Воспитатель:  До свидания, Снеговик!  Приходи к нам в гости еще!

Рефлексия.

Повторение и закрепление и информации полученной на занятии.

Приложение 8

 Мастер-класс новогодней игрушки «Дед Мороз на елку»

До Нового года осталось совсем немножко. Сегодня мы в нашем детском саду будем устанавливать елку. И мы с ребятами решили сделать своими руками украшения на елку - Дедов морозов.

Для поделки нам понадобится следующие детали:

круг из белого картона, полукруг из красной бумаги, ватные диски, ленточка, клейстер.

Вырезаем круг из белого картона и полукруг из красной цветной бумаги. Берем ленточку, любого цвета, складываем ее пополам и полукругом красным, приклеиваем на белый круг сверху.

Вот такая заготовка у нас получилась.

Вырезаем маленький красный кружочек - это будет нос, и наклеиваем его посередине.

По бокам приклеиваем два маленьких черных кружочка - это глаза.

Затем берем ватные диски, разрезаем их пополам и каждую половинку надрезаем до середины. Каждую половинку приклеиваем вниз по кругу - это будет борода.

Дед Мороз почти готов. Отделим шапочку от лица голубой полоской, и вверху приклеим маленький белый кружочек - бубончик. Вот и готов наш дед Мороз. Новогоднее украшение на елку готово.

hello_html_53be42d1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - творческий проект " История новогодней игрушки"

Новый год – самый любимый, чудесный семейный праздник. Праздник с волшебными превращениями и подарками Деда Мороза. Что такое «Новый год? Кто его придумал? Для чего нужны новогодние игрушки? Какие они...

Познавательный журнал для детей "История новогодней игрушки"

Познавательный журнал для детей "История новогодней игрушки"...

Конспект НОД в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5лет «История новогодней игрушки» образовательная область «Познавательное развитие»

Конспект занятия для дошкольников средней группы, который продолжает знакомить детей с традициями празднования нового года в РоссииМатериал адресован воспитателям средней группы....

Конспект занятия по познавательному развитию "История новогодней игрушки"

Цель: приобщение к культуре новогоднего праздника, его традициям; расширение, обогащение знаний детей об истории новогодней игрушки....

Проект развивающей предметно-пространственной среды "История новогодней игрушки" (подготовительная группа)

Проект развивающей предметно-пространственной  среды по теме:«История новогодней игрушки»( ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)...

Детско – взрослый образовательный проект по духовно – нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Коллективный   практико – ориентированный проект «Развитие нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через литературу и искусство, практичес...