Нетрадиционные родительские собрания «Духовно - нравственное воспитание ребёнка в семье»
статья по теме

Киселёва Диана Александровна

В данной статье мы делимся информацией о работе с родители в духовно - нравственном воспитании ребёнка. Родители являются самыми значимыми людьми в первые годы жизни ребенка, и именно они закладывают фундаментальные представления о поведении в обществе, первоначальные взгляды на жизнь, на отношение к себе, и всему окружающему ребёнка. Наша звдача ,в ходе родительских собраний, проконсультировать по вопрсам дуово-нравственного воспитания детей, способствовать гармонизации детско - родительских отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                      Власова Диана Александровна

                                                                     Соколова Люция Владимировна

                                                                     Хазова Наталья Дмитриевна

                                                                     БДОУ г. Омска «Детский сад

                                                                     компенсирующего вида № 400»

Нетрадиционные родительские собрания «Духовно - нравственное воспитание ребёнка в семье»

Духовно - нравственное воспитание играет важную роль в формировании личности, оно вырабатывает у детей такие качества, как честность и правдивость, чуткость и отзывчивость, дисциплинированность и ответственность, и многие другие положительные качества человека. В детских садах воспитатели используют различные способы воспитания нравственности у детей. Например, воспитатели знакомят детей с жизнью замечательных людей прошлого и настоящего, с героями литературных произведений. Очень эффективны упражнения в духовно - нравственных поступках. Надо ставить ребёнка с самого малого возраста в такие условия, где бы он мог их совершить. Так, например, если малыш упал, надо попросить одногруппников помочь ему встать, или если ребёнок потерял свою игрушку, попросить помочь одногруппников найти её, а затем похвалить ребят за помощь [1; 2]. Но самый действенный способ нравственного воспитания, это положительный пример со стороны взрослых, и главная роль здесь отводится семье, родителям. Насколько бы воспитатель своими поступками не побуждал детей к нравственному поведению в различных ситуациях, для ребёнка всегда будет важнее позиция родителей.

Семья – это главный социальный институт общества, так как именно в семье изначально формируется личность человека. Родители являются самыми значимыми людьми в первые годы жизни ребенка, и именно они закладывают фундаментальные представления о поведении в обществе, первоначальные взгляды на жизнь, на отношение к себе, и всему окружающему ребёнка.

Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду [3]. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской федерации» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального  развития личности ребёнка [4, ст. 44].  В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей.

Поэтому, нравственное воспитание в детском саду не возможно без взаимодействия воспитателей с родителями. И главная задача нас, как педагогов, стать партнёрами родителей по воспитанию детей. Ещё Н.К. Крупская в своих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада».

В своей работе, для помощи родителям в духовно – нравственном воспитании детей, мы прибегли к методу проведения нетрадиционных родительских собраний, на которых объясняем важность духовно - нравственного воспитания ребёнка и способы влияния родителей на это процесс. Собрания проводятся в формах конференций, семейных гостиных, «круглых столов», семейных клубов, школ для родителей, дискуссий, в ходе которых мы обсуждаем, выясняем, что именно в поведении детей мешает воспитанию нравственности. Например, между маленькими иногда происходят ссоры из-за игрушек. Чаще всего это случается по вине родителей, запрещающих ребёнку давать свои игрушки другим детям. Ребёнок должен знать, что делиться игрушками хорошо, что даже интересно отдать на время свои игрушки другим детям, а взамен получить их игрушки. Надо поощрять ребёнка при проявлении с его стороны внимания к товарищу. Следует приучить ребёнка делиться лакомствами, которыми его угостили, с другими детьми и взрослыми, чтобы предотвратить развитие у ребёнка жадности и скупости. Ребёнка нетрудно приучить говорить правду, как бы она ни была для него неприятна. Ребёнок будет признаваться в своей вине, если убедится, что за правдивое и мужественное признание родители его одобрят, хотя за проступок накажут. Так же, можно найти множество дел, облегчающих жизнь близких людей и в рамках семьи и за её пределами: помочь родителям в домашних делах, посидеть с младшими братьями и сёстрами, покормить домашних животных. Подобные упражнения в нравственных поступках способствуют превращению таких действий в привычки.

Но самое главное, как было указано выше, это метод личного положительного примера, поэтому мы обращаем внимание родителей на их поступки, на их способы общения в семье и с окружающими, и в первую очередь призываем их следить за собой. Для этого мы используем педагогические игры, упражнения, в ходе которых предлагаем родителям примеры жизненных ситуаций и просим их вспомнить, как они ведут себя в них, нравственно ли это с их стороны, и что нужно сделать, что бы стать нравственным самому.

 Иногда родители обвиняют сад в том, что дети стали агрессивнее из-за детского коллектива, но сами, не замечая того, в приёмной, одевая ребёнка, позволяют себя грубость по отношению к нему, к другим родителям или своему супругу - супруге. Поэтому, главная задача педагогов в такой ситуации, не закрыть глаза на поведение со стороны родителей, а обратить их внимание на свои проступки, и напомнить, что именно они сейчас являются ребёнку лучшим пример поведения в обществе и именно эту манеру поведение дети возьмут в свою жизнь.  В итоге хочется вспомнить слова одной английской пословицы «Не воспитывай детей, всё равно они будут похожи на тебя. Воспитывай себя!»

Список литературы:

  1. Воспитание детей в семье. Нравственное воспитание [Электронный ресурс]: http://baby.liferus.ru/vospitan_6.aspx
  2. Педагогика/ Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина  - «Просвещение», Москва, 1978 г.
  3. Нравственное воспитание дошкольников в семье и детском саду                [Электронный ресурс]: http://nsportal.ru
  4. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»

     № - 273 ФЗ/ ст.44


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на родительское собрание "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"

данный материал поможет родителям сфрмировать внутренний мир ребёнка....

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ "Духовно - нравственное воспитание дошкольников в условиях ФГОС"

Цель духовно-нравственного воспитания - это формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры русского народа....

Конспект родительского собрания "Духовно- нравственное воспитание"

Задачи: обсудить с родителями роль семьи в духовно–нравственном воспитании детей; способствовать формированию у родителей желания работать над приобретением внутренней системы ценностей в соотве...

Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание ребёнка в семье»

Действительное стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной»...

Родительское собрание "Духовно - нравственное воспитание в детском саду"

Родительское собрание "Духовно - нравственное воспитание в детском саду"...

Родительское собрание "Духовно-нравственное воспитание"

Задачи: обсудить с родителями роль семьи в духовно–нравственном воспитании детей; способствовать формированию у родителей желания работать над приобретением внутренней системы ценностей в соотве...