Консультация для родителей "О развитии Внимания старшего дошкольника"
консультация (старшая группа)
Уровень сформированности внимания считается одним из основных показателей готовности ребёнка к школе.
Игра является основной формой работы с детьми любого возраста. О видах внимания, о способах развития можно узнать из моей консультации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 220.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание понятия и виды внимания
Уровень сформированности внимания считается одним из основных показателей готовности ребёнка к школе. Получается, что занятиям на развитие внимания отводится особое место в образовательном процессе детского сада. Однако их подготовка и проведение требует от педагога знания психолого-педагогических тонкостей развития у детей умения концентрироваться на той или иной активности в разном возрасте.
Внимание — это форма организации познания у человека, имеющая избирательную направленность. Существует три вида внимания по уровню волевой регуляции:
- непроизвольное, возникающее без усилий со стороны ребёнка, например, ответная реакция на огонёк от спички в темноте;
- произвольное, то есть осознанное сосредоточение на каком-либо предмете или явлении;
- послепроизвольное — интерес, увлечённость, появляющиеся в процессе какой-либо активности.
У малышей освоение произвольного внимания определяется достижением 4–5—летнего возраста, то есть со второй младшей/средней группы. Формированию произвольного вида внимания, а именно оно имеется в виду, когда идёт речь о развитии этого качества личности у дошкольника, – предшествует развитие ряда психологических качеств личности, в частности, осознанное восприятие, то есть осмысление ситуации на основе прошлого опыта, и активное владение речью. Таким образом, чем лучше малыш владеет речью, чем выше у него уровень развития перцепции, тем быстрее будет формироваться произвольная разновидность внимания.
Однако непроизвольный вид внимания всё равно остаётся ведущим до момента начала обучения ребёнка в школе.
Внимание может классифицироваться на основании связи с сенсорными, умственными процессами или практическими действиями по таким видам, как:
- сенсорное (зрительное, слуховое, обонятельное и пр.), то есть воздействующее на органы чувств и оставляющее чёткие образы благодаря опыту взаимодействия с ними;
- моторное, ограничивающее спектр выполнения разнообразных движений и действий;
- интеллектуальное, нацеленное на более качественное течение умственных процессов (памяти, воображения, мышления).
Это интересно! Из всех видов внимания, воздействующих на органы чувств, наиболее полноценно исследовано зрительное внимание, так как его можно обнаружить и фиксировать (например, проверить зрение у окулиста). А интеллектуальное внимание, наоборот, из-за внутреннего характера течения изучено недостаточно.
Свойства внимания
Когда говорят о развитии внимания, то подразумевают формирование таких его показателей, как:
- концентрация, то есть способность сосредоточиться на определённом объекте или явлении;
- интенсивность, определяемая интересом к тому или иному виду деятельности;
- переключаемость, то есть способность переносить внимание с одной деятельности на другую;
- устойчивость или способность заниматься изучением какой-либо проблемы долгое время.
Чем старше дети, тем выше у них должен быть уровень устойчивости внимания
Методы и приёмы развития внимания
Приём | Суть | Пример упражнения (возрастная группа), оборудование |
Объяснение | Педагог разъясняет задание, стараясь делать это лаконично, чётко. Если дети уже знакомы с сутью упражнения (например, прохождение лабиринта или поиск отличий на двух картинках), объяснение следует сократить до определения количества искомых элементов (поиска самого быстрого пути из одного объекта в другой, количества отличий). | «Найди и обведи» (старшая, подготовительная). |
Беседа | Диалогическая форма взаимодействия с детьми для работы над развитием внимания обычно используется в двух форматах: вопросы, связанные с сутью задания, от детей, то есть ситуативная беседа, и вопросы педагога по содержанию того или иного задания (например, по содержанию сказки), то есть разговор познавательного характера. | «Мир вокруг» (средняя, старшая, подготовительная)
|
Рассказ | Обычно этот приём используется в качестве основы для заданий, реализующих практические или игровые методы работы, в частности, приём психогимнастики — общение детей без использования слов с опорой на язык тела. | «Рисунок по рассказу» |
Рифмовки | Это приём в контексте упражнений на внимательность носит не только мотивационный характер, но и собственно обучающий. Например, загадки, разгадки которых скрываются уже в самом тексте загадки, или короткие стихотворения с элементарными математическими задачами. | Загадки:
Стихотворения:
|
Для поиска отличий следует подбирать крупные изображения
Для детей младшей группы должно быть не более трёх отличий
Для малышей первые лабиринты должны быть с переходами под прямым углом
Практический метод
Этот метод объединяет приёмы, направленные на практическое освоение тематики заданий на внимательность. Причём задания могут быть как вариант выполнения упражнения (например, в старшей группе нарисовать сюжет истории по ходу рассказа), а могут быть формой рефлексии по поводу уже выполненной развивающей задачи. Примером последнего может быть задание для второй младшей группы нарисовать котёнка, которому на занятии дети помогли пройти лабиринт.
К практическим приёмам, кроме рисунков, относятся:
- аппликации, например, сделать из цветной бумаги аппликацию-задание «Овощи» для определения соответствия или несоответствия действительности (красные дыни, зелёная морковка, синие огурцы и пр.);
- поделки (дети младшей или средней группы вместе с родителями делают из полимерной глины геометрические фигуры, которые затем используются в упражнении на поиск соответствия поделки контурам фигуры на листе бумаги).
Практические приёмы могут использоваться в качестве рефлексии на занятии по развитию внимания
Игровой метод
Этот метод ценен не только содержанием, но и форматом организации заданий в рамках других методов, позволяющим активизировать внимание ребят. При этом педагог использует все виды игр, которые практикуются в работе с дошколятами:
- дидактические, цель которых презентовать, отработать или закрепить тот или иной материал через тренировку произвольного внимания;
- подвижные, направленные на удовлетворение потребности в двигательной активности;
- театрализованные, призванные раскрыть творческий потенциал малышей.
Виды игр на внимание
Вид игр | Пример | ||
Название игры (группа) | Цели | Суть | |
Дидактические | «Кто быстрее соберёт» | Работать над тренировкой мелкой моторики и произвольного внимания. | Малышам по очереди завязываются глаза и предлагается выбрать в указанном порядке геометрические фигурки из дерева, лежащие на столе. Начинать лучше с 3 фигур (круг, квадрат, треугольник), постепенно увеличивая их количество до 5 (овал, ромб). |
Подвижные | «Самый внимательный» (средняя) | Учиться координировать движения с инструкцией. | Педагог называет слова, а дети выполняют соответствующие движения:
Тот, кто ошибся, выбывает. |
Театрализованные | «Найди фото» (старшая группа) |
| Педагог рассказывает историю о том, как клоуны цирка сфотографировались, но когда пришли за фотографиями, выяснилось, что карточки перепутались. Малыши смотрят на карточки с разными выражениями лиц клоунов, расположенных на фланелеграфе, и по очереди подбирают подходящий силуэт к картинке, которую держат в руках. Педагог просит описать настроение на картинке, предлагает придумать клоуну подходящее прозвище (Ворчун, Плакса и т. п.), а также придумать, куда смотрит персонаж и что он видит. |
Психогимнастика
Одной из разновидностей игр театрализованного характера, активно используемых для развития внимания у дошкольников, начиная со средней группы, является упомянутая выше психогимнастика.
Это интересно. В некоторых методических источниках психогимнастика называется этюдами.
Со своими воспитанниками в старшей группе я практикую психогимнастику «В магазине зеркал». «Как-то в магазин, где продают зеркала, пришёл старый пират с обезьянкой на плече. Малышка увидела своё отражение в зеркале и стала кривляться, думая, что это другие обезьянки, строящие ей рожицы. Однако кривляки повторяли за ней. Я буду исполнять роль той самой обезьяны, а вы представите себя зеркалами, отражающими мои движения. То «зеркало», которое допускает ошибку, выбывает.
С ребятами младшей группы мы практикуем задание «Командир для рук», в котором малыши повторяют манипуляции руками, выполняемые водящим. Сначала роль водящего выполняет педагог, а затем — дети по очереди.
Игра является основной формой работы
с малышами любого возраста!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/14/picture-199672-1360844760.jpg)
Игровая деятельность в развитии внимания старших дошкольников.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у старших дошкольников продолжают активно развиваться произвольное внимание и произвольная память. В услов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/28/picture-451538-1517160496.jpg)
Развитие внимания. Старшие дошкольники.
В последнее время родители часто сталкиваются с дефицитом внимания у детей. Многие родители отмечают, что детям трудно концентрировать внимание, сложно сосредоточиться и удержать внимание до конца зан...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/17/picture-782957-1460923759.jpg)
Мульттерапия как метод развития внимания старших дошкольников.
Актуальность темы заключается в том, что многие трудности подготовки старших дошкольников к школе связанны с низким уровнем развития внимания. Педагоги и родители часто жалуются на отсутствие усидчиво...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/06/picture-67220-1491479755.jpg)
Комплекс дидактических игр по развитию внимания старших дошкольников.
С помощью этого комплекса можно сократить часть времени для приготовления к занятиям. Материал подобран для детей старшего дошщкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/02/picture-590041-1425283712.jpg)
Мульттерапия как метод развития внимания старших дошкольников
Опыт работы с детьми дошкольного возраста по использованию метода мульттерапии в развитии познавательного интереса...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/30/picture-1355137-1635620955.jpg)
Консультация для родителей "Рекомендации по развитию внимания старших дошкольников"
Консультаци для родителей детей старшего дошкольного возраста с рекомендациями по развитию внимания детей и специально подобранными играми и упражнениями...
Консультация для родителей «Развития внимания старших дошкольников»
Один из важнейших ключей к успеху в школе - это развитие внимания. Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности....