Консультация для родителей "Рекомендации по развитию внимания старших дошкольников"
консультация (старшая, подготовительная группа)

Плехова Елена Ивановна

Консультаци для родителей детей старшего дошкольного возраста с рекомендациями по развитию внимания детей и специально подобранными играми и упражнениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_vnimaniya.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста.

        Внимание – один из самых важных психических процессов.  Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности ребёнка. Для того чтобы ребёнок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание.

1. В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребёнку, тем больше шансов развить произвольное внимание детей.

2. Развивая внимание своего ребёнка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечением.

3. Постоянно тренируйте внимание своего ребёнка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, поездки, походы, любую возможность.

4. Развивая внимание ребёнка, не давите и не фиксируйте его неудачи. Большое внимание обращайте на достигнутые им успехи.

5. Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей.

6. В семейном кругу демонстрируйте достижения ребёнка по развитию собственного внимания.

7. Наберитесь терпения, и не  ждите немедленных, успешных результатов.  

"Не отвлекайся, а то кашу мимо рта пронесешь!" - шутит бабушка, наблюдая, как ложка в руке внука, уставившегося в экран телевизора, замерла на полпути от конечной цели.

"Давай пока уберем игрушку в сумку, а то она тебя очень отвлекает, и ты совсем не смотришь на дорогу", - предлагает мама сыну при переходе улицы.

"Будь внимательнее!" - эта фраза все чаще сопровождает ребенка и дома, и в детском саду, и во время прогулок на улице. То есть всегда и везде.

На первый взгляд это поучения-нравоучения, ведь взрослый считает ребенка рассеянным и стремится активизировать его внимание. Но если призадуматься, то можно обнаружить в этих же самых высказываниях указание на то, что ребенок очень даже сосредоточен. Просто его внимание направлено не на то, что важно с точки зрения взрослого, а на то, что значимо для него самого. То есть, ребенок заинтересован не ложкой с кашей, а тем, что происходит на экране телевизора. Любимая игрушка в руках ребенка намного для него привлекательней, чем ситуация на дороге, тем более что рядом мама, которая этой ситуацией может управлять.

Взрослый может объяснить, что такое внимательность и внимание в целом. Но не ребенок.

Под руководством родителей ребёнок учится сосредотачиваться на занятии, даже когда ему неинтересно. Давая указания своему ребенку, следите, чтобы они были логичными и понятными ребёнку. Постарайтесь вовлечь его, освещая привлекательные стороны объекта.

Учите детей с детства подмечать необычные особенности предметов и явлений. Возрастающая любознательность и совершенствование мыслительных процессов позволяют дошколёнку лучше концентрироваться на заинтересовавшем предмете.

        Вниманием детей 5-6 лет управляет взрослый при помощи речи или жестов («Будь внимательнее!», «Посмотри, какая птичка!»). В старшем дошкольном возрасте, дети управляют своим вниманием при помощи своей речи. Таким образом они планируют свою деятельность, задают ей конечную цель. Это даёт толчок к развитию произвольного внимания. Чтобы развитие произвольного внимания у детей стало успешным, родителям нужно учитывать некоторые его особенности.

  • Задания необходимо планомерно усложнять, они должны немного превосходить знания и умения дошкольника. Если ребенку сложно сразу его выполнить, составьте подробную пошаговую инструкцию. Обдумывая указание, он будет проговаривать вслух план выполняемых действий.
  • По мере необходимости повторяйте инструкции несколько раз. Только тогда ребенок сохранит в голове алгоритм действий и будет следить за их выполнением.
  • В силу своих возрастных особенностей ребёнок не в состоянии управлять вниманием и нередко попадает под влияние разного рода раздражителей. Формируйте у него умение сопротивляться отвлекающим факторам.
  • Подталкивайте на завершение действия похвалой, одобрением, восхищением будущим результатом.
  • Учите детей контролировать себя. Дошколята любят сравнивать свою работу с работами других ребят. Можно предложить проверить вас в выполнении задания. Ещё одним стимулом может стать одна из особенностей детской психологии – стремление к соревнованию.
  • Не тормозите детей постоянными замечаниями. Слова типа «Не отвлекайся!», «Не трогай!», «Не смотри!» не настроят на рабочий лад.

Трудно переоценить роль игры в развитии детей. Являясь основным видом деятельности детей дошкольного возраста, она учит, формирует полезные навыки, знакомит с новыми действиями. Доказано, что продолжительность игры у шестилетки доходит до часа и более, трёхлеток же занять удастся не более чем на 20-25 минут. Следует учесть эти особенности в организации занятий выборе упражнений.

Существует большое количество интересных игр, развивающих детских книг и тетрадей, статей в журналах и социальных сетях, где можно подобрать материал, способствующий развитию внимания. Для этого достаточно лишь написать в поисковике: «Игры для развития внимания детей 3-7 лет».

Вот некоторые из них:

1.Игра на развитие наблюдательности.

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку и найти на ней, например, все цветочки. А чтобы удобнее было искать, сердцевинки можно раскрасить.

Тут же можно посчитать бабочек, которые спрятались между цветами и так и просятся быть раскрашенными. А на соседней картинке можно поискать домашних животных, которые прячутся друг за друга.

А еще обратить внимание на то, что там есть и птицы.

Подобные картинки можно сделать самостоятельно, а еще лучше – вместе с ребенком, чтобы он не просто пытался по отдельным элементам определить, кто есть на картинке, но и сам четко представлял, как получается такая путаница.

2.Игра на развитие устойчивости внимания и наблюдательности.

Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть пару похожих картинок и найти на них отличия. А чтобы отличия не повторились, их можно раскрасить.

Количество отличий, предлагаемых на данных картинках  зависит в первую очередь от возраста ребенка.

3.Игра на развитие объема внимания.

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку в течение одной минуты, а затем убирает ее. После этого он задает ребенку вопросы по сюжету картинки:

1.Расскажи, что нарисовано на картинке?

2.Кто спит в кроватке?

3.Что находится под кроваткой?

4.Какое одеяло у мышонка?

5.Что видно за окошком?

6.Какое время су ток нарисовано на картинке? Как ты догадался?

        Конечно, задаваемые вопросы так же зависят в первую очередь от возраста ребенка, его общей осведомленности и предлагаемой ребенку картинки.

4.Игра на развитие концентрации внимания.

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку в течение одной минуты, а затем предлагает поискать:

- все предметы, которые имеют круглую форму;

- все предметы, которые имеют квадратную форму;

- все предметы, которые имеют треугольную форму;

- все предметы, которые имеют прямоугольную форму.

Для удобства нахождения предметов заданной формы, их так же можно раскрашивать в процессе выполнения задания.

5.Игра на развитие слухового внимания.

Взрослый подбирает несколько игрушек, которые могут издавать звуки: звон, шум, мелодию, шорох и т.п. Спрятав игрушки за ширму или за спину, предлагает ребенку послушать как «звучит» игрушка. После этого задает вопросы:

1.На что похож звук?

2.С чем его можно сравнить?

3. Какая именно игрушка так «звучит»?

4.Что еще в нашей жизни может так «звучать»?

В качестве «звучащего» предмета не обязательно брать игрушки, можно использовать все, что только позволит фантазия взрослого, начиная от полиэтиленовых пакетов и заканчивая крупой, насыпанной в банку.

6.Игра на развитие внимательности и наблюдательности.

Взрослый во время любого действия: во время игры, во время прогулки, во время посещения магазина и т.п. предлагает ребенку остановить свои действия и, закрыв глаза:

- описать все то, что находится за спиной ребенка в этот момент;

- вспомнить, во что он одет и какого цвета его одежда;

- описать тот предмет, который только что «прозвучал»;

- описать, во что был одет воспитатель в группе, на прогулке и т.п.

Конечно, данные игры не будут для взрослого единственно верным способом решения проблемы по развитию внимания ребенка. Не следует забывать о том, что все, что окружает ребенка может и должно способствовать развитию его внимания. Залог этого развития – желание и фантазия взрослых, окружающих ребенка. Здорово, если ребенок с помощью взрослого поймет это уже в детстве.  

        Также отличным упражнением для формирования произвольного внимания станут лабиринты, которые необходимо пройти глазками, и картинки «Найди отличия». Важно, чтобы занятия были не от случая к случаю, а систематическими.

        Старайтесь не упрекать своего ребенка за невнимательность, ни при каких обстоятельствах не сравнивайте его с другими детками, просто любите и работайте над его развитием. И тогда результаты не заставят себя долго ждать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность в развитии внимания старших дошкольников.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у старших дошкольников продолжают активно развиваться произвольное внимание и произвольная память. В услов...

Развитие внимания. Старшие дошкольники.

В последнее время родители часто сталкиваются с дефицитом внимания у детей. Многие родители отмечают, что детям трудно концентрировать внимание, сложно сосредоточиться и удержать внимание до конца зан...

Мульттерапия как метод развития внимания старших дошкольников.

Актуальность темы заключается в том, что многие трудности подготовки старших дошкольников к школе связанны с низким уровнем развития внимания. Педагоги и родители часто жалуются на отсутствие усидчиво...

Комплекс дидактических игр по развитию внимания старших дошкольников.

С помощью этого комплекса можно сократить часть времени для приготовления к занятиям. Материал подобран для детей старшего дошщкольного возраста....

Мульттерапия как метод развития внимания старших дошкольников

Опыт работы  с детьми дошкольного возраста по использованию метода мульттерапии в развитии познавательного интереса...

Консультация для родителей "О развитии Внимания старшего дошкольника"

Уровень сформированности внимания считается одним из основных показателей готовности ребёнка к школе.Игра является основной формой работы с детьми любого возраста. О видах внимания, о способах ра...

Консультация для родителей «Развития внимания старших дошкольников»

Один из важнейших ключей к успеху в школе - это развитие внимания. Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности....