Развитие внимания. Старшие дошкольники.
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему
В последнее время родители часто сталкиваются с дефицитом внимания у детей. Многие родители отмечают, что детям трудно концентрировать внимание, сложно сосредоточиться и удержать внимание до конца занятия или какого-то важного мероприятия. Можно ли научить ребенка усидчивости, научить доводить начатое до конца, сосредотачивать внимание и переключать его, когда необходимо?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_vnimaniya._starshie_doshkolniki.docx | 21.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие внимания у детей
В последнее время родители часто сталкиваются с дефицитом внимания у детей. Многие родители отмечают, что детям трудно концентрировать внимание, сложно сосредоточиться и удержать внимание до конца занятия или какого-то важного мероприятия. Можно ли научить ребенка усидчивости, научить доводить начатое до конца, сосредотачивать внимание и переключать его, когда необходимо?
Можно. Важно, чтобы занятия по развитию внимания носили систематический характер, были интересными для ребенка и дарили ему радость.
Прежде всего, разберемся, что такое внимание и какие его свойства необходимо развивать у дошкольников.
Внимание – познавательный психический процесс, заключающийся в сосредоточении человека на объекте, который важен для него в данный момент.
Основные виды внимания – непроизвольное и произвольное.
Непроизвольное – не требует участия силы воли для того, что бы направить внимание на тот или иной объект.
Произвольное же внимание - это целенаправленное сосредоточение сознания, поддержание которого связано с наличием волевых усилий.
Именно произвольное внимание необходимо развивать у дошкольников и младших школьников.
Важнейшие свойства внимания, которые необходимы для успешного обучения в школе – устойчивость, переключаемость и объем внимания.
Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.
Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому.
Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание человек в короткий отрезок времени.
Как развивать произвольное внимание
- Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребенка за его соблюдение.
- Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля.
- Не перегружайте ребенка посещением секций и кружков. Помните, что чрезмерные нагрузки ведут к стойкой утомляемости ребенка и появлению отвращения к учебе.
- Непременно хвалите ребенка в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. Научите его правильно распределять силы, выполняя те или иные задания. Установите простое правило – сначала нужно сделать самое сложное, а потом то, что проще.
- Больше читайте вместе, рисуйте, лепите. Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним ("тебе интересно это, давай посмотрим…"), НО после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца.
- Во время выполнения заданий или чтения следите за изменениями в поведении ребенка - если вопросов становится слишком много и не по теме, ребенок ушел в другой угол комнаты, значит, он уже устал. Необходимо сделать перерыв или сменить вид деятельность.
Простые игры на развитие устойчивости внимания:
«Угадай, чего не стало?» - перед ребенком в ряд выстраивают 5-7 небольших игрушек (карточки с изображением предмета), рассматривают их и предлагают ребенку запомнить. Потом ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает какую-то игрушку (карточку). Открыв глаза, ребенок говорит, что пропало.
«Наводим порядок» - на столе перед ребенком раскладывают в случайном порядке карточки с изображением предметов, которые можно объединить в группы (овощи, фрукты, транспорт и т.д.) 8-10 штук. Ребенка просят сначала выбрать только….(нужно задать какой-то признак, например, только овощи, или те картинки, где есть красный цвет, или только предметы круглой формы и т.п.).
«Путаница» - взрослый говорит: «Я буду показывать тебе разные движения, а голосом буду тебя путать. А ты будь внимателен и выполняй только то, что я прошу голосом». Например: «Руки вверх!», - а самому развести в стороны и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая деятельность в развитии внимания старших дошкольников.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у старших дошкольников продолжают активно развиваться произвольное внимание и произвольная память. В услов...
Мульттерапия как метод развития внимания старших дошкольников.
Актуальность темы заключается в том, что многие трудности подготовки старших дошкольников к школе связанны с низким уровнем развития внимания. Педагоги и родители часто жалуются на отсутствие усидчиво...
Комплекс дидактических игр по развитию внимания старших дошкольников.
С помощью этого комплекса можно сократить часть времени для приготовления к занятиям. Материал подобран для детей старшего дошщкольного возраста....
Мульттерапия как метод развития внимания старших дошкольников
Опыт работы с детьми дошкольного возраста по использованию метода мульттерапии в развитии познавательного интереса...
Роль игровой деятельности в развитии внимания старших дошкольнико
Роль игровой деятельности...
Консультация для родителей "Рекомендации по развитию внимания старших дошкольников"
Консультаци для родителей детей старшего дошкольного возраста с рекомендациями по развитию внимания детей и специально подобранными играми и упражнениями...
Использование дидактических игр «Найди отличия» на развитие внимания старших дошкольников
В статье рассказывается об использовании дидактических игр "Найди отличия" в работе педагога-психолога на развивающих занятиях со старшими дошкольниками с ЗПР и ТНР....