Развитие внимания. Старшие дошкольники.
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Пронюшкина Наталья Николаевна

В последнее время родители часто сталкиваются с дефицитом внимания у детей. Многие родители отмечают, что детям трудно концентрировать внимание, сложно сосредоточиться и удержать внимание до конца занятия или какого-то важного мероприятия. Можно ли научить ребенка усидчивости, научить доводить начатое до конца, сосредотачивать внимание и переключать его, когда необходимо?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_vnimaniya._starshie_doshkolniki.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие внимания у детей

В последнее время родители часто сталкиваются с дефицитом внимания у детей. Многие родители отмечают, что детям трудно концентрировать внимание, сложно сосредоточиться и удержать внимание до конца занятия или какого-то важного мероприятия. Можно ли научить ребенка усидчивости, научить доводить начатое до конца, сосредотачивать внимание и переключать его, когда необходимо?

Можно. Важно, чтобы занятия по развитию внимания носили систематический характер, были интересными для ребенка и дарили ему радость.

Прежде всего, разберемся, что такое внимание и какие его  свойства необходимо развивать у дошкольников.

Внимание – познавательный психический процесс, заключающийся в сосредоточении человека на объекте, который важен для него в данный момент.

Основные виды внимания – непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное – не требует участия силы воли для того, что бы направить внимание на тот или иной объект.

Произвольное же внимание - это целенаправленное сосредоточение сознания, поддержание которого связано с наличием волевых усилий.

Именно произвольное внимание необходимо развивать у дошкольников и младших школьников.

Важнейшие свойства внимания, которые необходимы  для успешного обучения в школе – устойчивость, переключаемость и объем внимания.

Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.

Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание человек в короткий отрезок времени.


Как развивать произвольное внимание

  • Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Прием пищи, игры,  прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребенка за его соблюдение.

  • Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля.

  • Не перегружайте ребенка посещением секций и кружков. Помните, что чрезмерные нагрузки ведут к стойкой утомляемости ребенка и появлению отвращения к учебе.

  • Непременно хвалите ребенка в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. Научите его правильно распределять силы, выполняя те или иные задания. Установите простое правило – сначала нужно сделать самое сложное, а потом то, что проще.

  • Больше читайте вместе, рисуйте, лепите. Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним ("тебе интересно это, давай посмотрим…"), НО после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца.

  • Во время выполнения заданий или чтения следите за изменениями в поведении ребенка - если вопросов становится слишком много и не по теме, ребенок ушел в другой угол комнаты, значит, он уже устал. Необходимо сделать перерыв или сменить вид деятельность.

Простые игры на развитие устойчивости внимания:

«Угадай, чего не стало?» - перед ребенком в ряд выстраивают 5-7 небольших игрушек (карточки с изображением  предмета), рассматривают их и предлагают ребенку запомнить. Потом ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает какую-то игрушку (карточку). Открыв глаза, ребенок говорит, что пропало.

«Наводим порядок» - на столе перед ребенком раскладывают в случайном порядке карточки с изображением предметов, которые можно объединить в группы (овощи, фрукты, транспорт и т.д.) 8-10 штук. Ребенка просят сначала выбрать только….(нужно задать какой-то признак, например, только овощи, или те картинки, где есть красный цвет, или только предметы круглой формы и т.п.).

«Путаница» - взрослый говорит: «Я буду показывать тебе разные движения, а голосом буду тебя путать. А ты будь внимателен и выполняй только то, что я прошу голосом». Например: «Руки вверх!», - а самому развести в стороны и т.д.                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность в развитии внимания старших дошкольников.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у старших дошкольников продолжают активно развиваться произвольное внимание и произвольная память. В услов...

Мульттерапия как метод развития внимания старших дошкольников.

Актуальность темы заключается в том, что многие трудности подготовки старших дошкольников к школе связанны с низким уровнем развития внимания. Педагоги и родители часто жалуются на отсутствие усидчиво...

Комплекс дидактических игр по развитию внимания старших дошкольников.

С помощью этого комплекса можно сократить часть времени для приготовления к занятиям. Материал подобран для детей старшего дошщкольного возраста....

Мульттерапия как метод развития внимания старших дошкольников

Опыт работы  с детьми дошкольного возраста по использованию метода мульттерапии в развитии познавательного интереса...

Консультация для родителей "Рекомендации по развитию внимания старших дошкольников"

Консультаци для родителей детей старшего дошкольного возраста с рекомендациями по развитию внимания детей и специально подобранными играми и упражнениями...

Использование дидактических игр «Найди отличия» на развитие внимания старших дошкольников

В статье рассказывается об использовании  дидактических игр "Найди отличия" в работе педагога-психолога на развивающих занятиях со старшими дошкольниками с ЗПР и ТНР....