Развитие творческой личности
консультация (средняя группа)
Как авторская программа "Цветные ладошки" И.А. Лыковой помогает развить у ребенка творческий интерес к художественно-эстетической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_tvorcheskoy_lichnosti.docx | 16.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческой личности.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радость, огорчение, стремление преодолеть трудности, либо испугаться их. Ребенок приобретает знания о предметах, явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются знания детей об окружающим мире, они осмысливают качество предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать. Еще Аристотель подчеркивал, что занятия рисованием способствует развитию всесторонне развитой личности. Психологи и психологи подчеркивают, что творчество в любой области человеческой деятельности – это создание объективно нового, раннее не создаваемого произведения. Ребенок не может создать нового, по ряду причин (мало знаний, жизненного опыта, навыков и умений), так как взрослый. Тем не менее, детское художественное творчество имеет объективное и субъективное значение. Объективное – ребенок в процессе этой деятельности получает разностороннее развитие для его жизнедеятельности, в котором заинтересована не только семья, но и общество. А субъективное – ребенок создает, что то для себя и как средство творческого роста значима для него самого.
В творческой деятельности взрослого принимает участие ум, чувства. Эти же стороны личности мы развиваем и у ребенка.
Так как сегодня вопрос о детском художественном творчестве с точки зрения необычайной педагогической ценности, разработано много программ и методик.
Авторская программа «Цветные ладошки» Лыковой Ирины Александровны представляет новый подход к художественно-творческому развитию детей, в которой гармонично сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное.
Основной целью программы является формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Программа решает задачи развития эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира, как эстетических объектов; создания условий для свободного эсперементирования с художественными материалами и инструментами; ознакомления с универсальным «языком» искусства – средствами художественно – образной выразительности; обогащения индивидуального художественно-эстетического опыта: развития воображения и эмпатии, развития художественно-творческих способностей в продуктивной детской деятельности: воспитания художественного вкуса и чувства гармонии; создания условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно – эстетическом освоении мира; формирования эстетической картины мира.
Эта программа разработана с учетом требований базисной программы воспитания и обучения детей в детском саду. Она обеспечена современными наглядно – методическими и практическими пособиями. Сюда входит: пособия по изобразительной деятельности по всем возрастным группам (конспект занятий с планированием на весь учебныйгод); тематические плакаты, технологические карты по лепке и аппликации, незавершенные композиции для коллективных форм занятий, альбомы и рабочие тетради для детского художественного творчества.
Методическая литература удобна для использования в работе. Каждый конспект размещен на отдельном развороте и содержит иллюстрации: конкретные варианты образов и композиций, а так же основные способы и приемы создания выразительного образа. Конспекты занятий по изобразительной деятельности для раннего, младшего и среднего возраста включают близкую и любимую детьми тематику. Для обогащения зрительных впечатлений дети рассматривают реальные предметы, обобщают понятия в беседах по тематическим плакатам (кстати: плакаты многофункциональны – их можно использовать по всем разделам программы) и воплощают представления в творческих работах, многие их которых создаются на основе незавершенных композиций.
Конспекты занятий в старшей и подготовительной к школе группах включают более широкую тематику (профессии и взаимоотношения людей, праздники, экосистемы – лес, горы, море, близкие и далекие миры). Каждая тема раскрывается более глубоко и разносторонне (например: тема моря дается не вообще, а конкретизировано – море Черное, Красное, Белое). Вся серия учебно-методических пособий построена на следующих дидактических принципах:
- взаимосвязь познавательной и эстетической деятельности детей;
- ведущая роль творческой деятельности;
- преемственность между содержанием занятий разных возрастных групп;
- учет ведущих линий эстетического развития;
- опора на интересы и активность;
- учет индивидуальных и возрастных особенностей эстетического развития; сохранение права каждого ребенка на свое эстетическое видение, индивидуальный «почерк».
Большую помощь оказывают наглядно-методические пособия, которые можно самим изготовить по рисункам, представленным в методической литературе. Интерес представляют мобили. Это универсальные конструкции, которые помогут оформить любое помещение, можно на нем поупражняться в счете и ориентировке в пространстве, либо порисовать: обвести, раскрасить или сделать аппликацию.
Основной побудитель эстетической активности стремление ребенка к деятельному познанию окружающего и его активному творческому отображению. Поэтому основу эстетического отношения дошкольника составляют «три кита» - эмоциональность, интерес, активность.
Как справедливо заметил выдающийся ученый- педагог Л.С.Выготский: «Детское творчество поучает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению», - следовательно, оказывает самое непосредственное влияние на эстетическое влияние.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческой личности - цель современного образования
Раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, с использованием только гу...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ
Цель моей работы заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие творческой и разносторонней личности дошкольника через музыкальные иг...
Выступление на августовском секционном заседании воспитателей и музыкальных руководителей на тему: " Развитие творческой личности ребенка средствами музыкально- театральной деятельности с использованием национально-регионального компонента"
Выступление на секционном заседании...
Обобщение опыта работы на тему: «Развитие творческой личности на музыкальных занятиях в детском саду»
Мы живем в стремительно меняющемся мире. Человеку приходится справляться с массой творческих задач. Исследовательский опыт показал, что ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию ...
Ознакомление дошкольников с искусством как средство развития творческой личности.
Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так как именно т...
развитие творческой личности старшего дошкольника в процессе музыкально драматической деятельности
понятия творческих личностных способностей...
«Развитие творческой личности дошкольника (старший дошкольный возраст) в процессе освоения содержания образовательных областей (познавательное и художественно-эстетическое развитие)»
Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности. Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте.Одно...
- Мне нравится (1)