Консультация для воспитателей «Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания»
консультация
Дети любят играть. Они с удовольствием по много раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут учиться. Одновременно осуществляется процесс обучения.
Повышению интереса к дидактической игре и природным объектам которые обыгрываются, способствует также введение элемента соревнования, как индивидуального, так и командного, а также проблемных ситуаций.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания»
Составила: Шумилова Людмила Григорьевна
Воспитатель: 1 категория
Дети любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут учиться. Одновременно осуществляется процесс обучения.
Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности.
Игра содержит в себе дидактическую задачу, тесно связанную с игровыми заданиями и игровыми действиями, интерес к которым и предопределяет успешность ее решения.
При выборе учебной задачи следует исходить из требований программы, а также учитывать уровень подготовленности детей. Например, если малыши способны только называть некоторых животных, узнавать их по внешнему виду и издаваемым звукам, то дети средней группы уже могут сравнивать объекты природы, классифицировать их по отдельным признакам: цвету, форме, величине и т. д. Старшим дошкольникам вполне доступны обобщение, анализ, воссоздание образа по части, оценка состояния растений, животных, деятельности человека в природе. Помимо углубления знаний дидактическая задача должна предусматривать развитие умений, умственных способностей, формирование личностных качеств ребенка.
Непременным условием реализации задачи выступают игровые правила, которые направляют игру в нужное русло, устанавливают последовательность действий, делают игру занимательной, позволяют воздействовать на детей, формируют межличностные отношения, развивают нравственно-волевую сферу ребенка.
Обучающая игра немыслима без игровых действий, повышающих активность детей и тем самым обеспечивающих успешность достижения необходимого результата. Вариативность игровых действий позволяет полнее раскрыть замысел игры, заинтересовать детей, сконцентрировать их внимание на освоении знаний, умений и навыков. Для детей начиная с 4-5 лет в дидактическую игру можно включить элементы состязания; при этом старшие дошкольники могут соревноваться как индивидуально, так и коллективно.
Игра становится дидактической, если в ней имеются учебная задача, игровые правила и игровые действия.
В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
Дидактические игры целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей, использовать их вариативно в зависимости от уровня сформированности экологических представлений детей.
Дидактические игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.
При проведении игр необходимо придерживаться следующих положений:
- старшие дошкольники ощущают повышенную потребность в игровой деятельности (особенно в начале обучения), которая удовлетворяет их интерес и активность в освоении окружающего мира;
- дидактическая игра возбуждает у детей приятные чувства и эмоции, которые снижают напряженность в учебном процессе. В результате усилия воспитанников направляются на познавательную деятельность;
- в дидактической игре дошкольники проявляют творческую деятельность, к которой притягиваются самые разные компоненты психики: ощущение, восприятие, память и т.д., а это значит, что происходит активизация всех познавательных процессов.
Использовать дидактические игры для расширения и углубления экологических представлений следует с учетом тех представлений, которые могут быть сформированы у детей старшего дошкольного возраста:
- о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах;
- о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы);
- о человеке как части природы;
- о культуре поведения в природе.
Пониманию детьми содержащихся в дидактической игре задач, созданию особого эмоционального игрового настроения содействует включение в ее ход куклы, сказочного персонажа (Старичка – Лесовичка), который объясняет правила игры, следит за их соблюдением, поощряет ребят.
Повышению интереса к дидактической игре и природным объектам которые обыгрываются, способствует также введение элемента соревнования, как индивидуального, так и командного, а также проблемных ситуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Экологическая сказка в экологическом образовании ребенка»
Экологическое образование в широком смысле процесс (или результат) освоения определенного обществом уровня экологической культуры и связанный с ней уровень индивидуального развития (экологическая...
Консультация для воспитателей "Экологическая тропа как средство экологического воспитания дошкольников"
В консультации представлена методика оформления экологической тропы в ДОУ...
Консультация для воспитателей "Экологические проекты - универсальная форма экологического воспитания"
Экологические проекты - одна из наиболее перспективных и актуальных форм работы современного педагога с детьми!Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированн...
Консультация для воспитателей «Экологическое образование в детском саду»
Становление первоначальных основ экологической культуры....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Экологическое воспитание как направление дошкольного образования в условиях ФГОС »
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:«Экологическое воспитание как направление дошкольного образования в условиях ФГОС »...
Консультация для воспитателей «Экологические проекты — универсальная форма экологического воспитания дошкольников»
Консультация...
Консультация для воспитателей «Экологическая сказка в экологическом образовании ребенка»
Консультация для воспитателей«Экологическая сказка в экологическом образовании ребенка»Экологическая сказка в экологическом образовании ребенкаЭкологическое образование в широком смыс...