Адаптация ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ.
статья

Смолякова Оксана Алексеевна

Рекомендации для родителей  по адаптации ребёнка к условиям ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_rebyonka_rannego_vozrasta_k_usloviyam_dou.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация ребёнка раннего возраста  к условиям ДОУ.

Советы воспитателям и родителям по адаптации ребенка к условиям детского сада.

В современной семье, где родился маленький человечек, рано или поздно возникает вопрос о поступлении малыша в детский сад. У большинства родителей возникает вопрос: как помочь малышу адаптироваться в детском саду среди новых лиц, как помочь настроиться на общение не в домашней обстановке?  Педагоги дошкольного образовательного учреждения размышляют о том, как помочь ребенку адаптироваться в новых для него жизненных условиях? Как помочь родителям справиться с волнениями и страхами, которые возникают в связи с поступлением их крохи в детский сад? Ведь от спокойствия и положительного настроя родителей во много зависит и успешность адаптации малыша. Период привыкания детей к ДОУ – неизменно сложная проблема. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.

Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке В своих исследованиях Н.В. Кирюхина рассматривала адаптацию в трех аспектах и выделяла следующие виды адаптации: - биологическая адаптация – процесс активного взаимодействия организма со средой; - социальная адаптация – способность приспосабливаться к социальным условиям; - физиологическая адаптация – реакция, наиболее полно отвечающая потребностям данной ситуации.  По своим результатам социально-психологическая адаптация бывает разной: позитивной, негативной, по механизму осуществления добровольной и принудительной. Процесс социально-психологической адаптации состоит из несколько стадий: а) ознакомление; б) ролевая ориентация; в) самоутверждение. Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность); внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).  Детские врачи и психологи также различают три степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую. Рассмотрим более подробно каждую из них.

1. Легкая адаптация. Поведение ребенка нормализуется в течение двух недель. Аппетит восстанавливается к концу первой недели, через 1–2 недели налаживается сон. Ребенок контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами. Снижение защитных сил организма выражено незначительно, и к концу 2–3 недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает.

2. Средняя адаптация. Сон и аппетит восстанавливаются через 20–40 дней. На протяжении месяца эмоциональное состояние ребенка может быть неустойчивым. В течение дня для малыша характерна плаксивость: плач, крик при расставании и встрече с родителями и близкими людьми. Отношение к сверстникам, как правило, безразличное. Болеет ребенок не более двух раз, заболевание длится не больше десяти дней и протекает без осложнений. 3. Тяжелая адаптация. У ребенка наблюдается короткий, беспокойный сон: он может вскрикивать, плакать во сне. Снижается аппетит, возможен стойкий отказ от еды. Также возможны такие невротические реакции, как рвота, энурез, заикание, страхи, неуправляемость в поведении, истерики. Тяжелая степень адаптации приводит к длительным заболеваниям, осложнениям, в том числе к потере в весе. Болеет ребенок часто, болезнь длится свыше десяти дней.

Установлен ряд факторов, определяющих, насколько успешно малыш справится с предстоящими ему изменениями в привычном образе жизни. Эти факторы связаны и с физическим, и с психологическим состоянием ребенка, они тесно переплетены и взаимно обусловлены. Во-первых, это состояние здоровья и уровень развития ребенка. Здоровый, развитый по возрасту малыш обладает большими возможностями к адаптации, он лучше справляется с трудностями. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводит к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние и, как следствие, — заболевание. Вторым фактором является возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение с ровесниками. Поскольку и в этой сфере малыши ведут себя по-разному. Одни сторонятся сверстников, плачут при их приближении, другие с удовольствием играют рядом, делятся игрушками, стремятся к контактам. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов с взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода. Говоря об адаптации ребенка к детскому саду, нельзя забывать, что без совместной работы родителей и воспитателей здесь также не обойтись.

Подготовка детей к поступлению в ДОУ.

Как подготовить ребенка к посещению детского сада? Что необходимо делать, чтобы адаптация ребенка прошла быстро и безболезненно? Этим вопросом задается каждый родитель, планирующий отдать своего малыша в детский сад. Легче и быстрее адаптируются к детскому саду те дети, родители которых начинают готовить ребенка к посещению дошкольного учреждения заранее. Как правило, в полтора, а чаще в два года дети начинают обретать некоторую независимость от мамы. Начать следует с последовательного, спокойного приучения малыша к посторонним взрослым и детям. Например, сходить с ребенком в гости, где общение ребенка с другими взрослыми и детьми будет происходить под родительским присмотром. Рядом с мамой кроха  будет чувствовать себя увереннее. Постепенно ребенок будет узнавать, что на свете есть и другие хорошие взрослые люди, кроме мамы с папой и бабушки с дедушкой. Ещё один способ познакомить малыша с другими взрослыми, если есть такая возможность, – это совместное посещение родителей с малышом игровых центров, группу раннего развития и т. Основной целью таких посещений должно быть не интеллектуальное развитие крохи, а именно постепенная адаптация к социуму. Понемногу малыш знакомится с педагогом,  привыкает к тому, что в определенных условиях "главным" взрослым может быть не мама, а кто-то другой, - и при этом совсем не испытывает тревоги, поскольку мама все-таки остается рядом. Родители обязательно должны учить ребенка общаться с другими детьми. Почаще гулять с малышом на детских площадках, ходить в гости самим и приглашать к себе домой других детей. Учить ребенка принятым нормам общения: как познакомиться, начать игру или присоединиться к уже играющим детям, учить обмениваться игрушками, соблюдать очередность в играх, решать конфликты и т.п. Приучать ребенка к совместной деятельности, к коллективу следует буквально с того времени, как он начал ходить и говорить, Постепенно необходимо приучать малыша к тому, что отдельные его действия могут кому-то, в том числе маме - не нравиться, что иногда люди бывают недовольны друг другом, причем не только мама и папа могут быть им недовольны, но и он в некоторых случаях может открыто выразить свое недовольство ими, - т.е. учите ребенка конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях. Больше всего ребенок учится решению конфликтов у членов своей семьи.  Следующий этап подготовки - это необходимость привести в соответствие домашний распорядок дня ребенка с режимом ДОУ. В процессе подготовительного этапа нужно будет уделить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т. д. В детском саду он не будет отказываться от знакомой пищи, не останется голодным. Для хорошего самочувствия малыша значимы и такие моменты, как завтрак, обед, ужин, а также сон. В детском саду дети едят сами, сидя за столами. Откуда же узнать родителям будущих воспитанников ДОУ все эти важные моменты в жизни их малышей? На первом родительском собрании родителей знакомят с психофизиологическими особенностями детей, со спецификой взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, предлагают их вниманию режим в группе. По предварительно составленным спискам, в удобное для родителей время, детей (не более трех человек в один день) следует приглашать в групповую комнату. В течение двух часов им нужно дать возможность осмотреться, поиграть, пообщаться со сверстниками, воспитателями. Пока дети играют, родители могут заполнить анкеты, индивидуальные рекомендации относительно подготовки ребенка к поступлению в детский сад. Работники дошкольного учреждения на этих собраниях должны рассказать об особенностях привыкания детей того или иного возраста, обсудить с родителями вопросы подготовки ребенка в семье. Необходимо проводить дни открытых дверей для родителей. Данный вид работы формирует у родителей доверие к общественной системе воспитания, сознание необходимости социализации ребенка.  

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности определяют необходимость тесного взаимодействия родителей и сотрудников ДОУ, способствующего адаптации ребенка к условиям детского сада. И чтобы ребенок вступил в новую жизнь радостным, предлагаем следующие рекомендации: - создайте в семье спокойную дружескую атмосферу;

- установите четкие, единые требования к ребенку со стороны взрослых, будьте последовательны в их предъявлении;

- будьте терпеливыми, т. к. дети в этот период наиболее впечатлительны, и им свойственно заражаться, как позитивными, так и негативными эмоциями окружающих;

- формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены;

 - поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми;

 - когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно;

- говорите с малышом короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые, короткие пояснения;

- спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?»;

- заботьтесь о том, чтобы у малыша были новые впечатления, но не перегружайте его психику. Достаточно одного яркого события за выходные. Более частые яркие события могут привести к перевозбуждению ребенка;

- вместе с малышом занимайтесь творческой деятельностью: рисуйте, лепите, играйте и т. д.

- поощряйте любопытство;

- будьте щедрым на похвалу;

- каждый день оставляйте время на беседы с ребенком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети играют и гуляют, маме надо заняться делами семьи);

- с гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и ходит в детский сад;

- напоминайте ребенку, как обращаться к воспитателю, другим детям, как правильно заявлять о своих потребностях;

- напоминайте малышу, что в детском саду деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению. Но всегда заверяйте, что мама или папа обязательно придут за ним!

Уделяйте больше внимания ребенку дома;

- важно дома придерживаться режима дня ДОУ;  

РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЮ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА:

- Когда мама придет в группу, выйдете ей навстречу, познакомьтесь с ней.

- Пригласите маму осмотреть группу, покажите шкафчики, куда дети вешают свою одежду. Пусть мама почувствует, что в группе порядок, что педагоги следят за вещами детей. Затем пригласите её в группу, обратите внимание на игрушки, пособия, книги. Расскажите, что вы будете с детьми играть, рисовать, петь и танцевать, читать и рассказывать им сказки. Покажите маме спальню. Если у мамы будут пожелания, куда лучше положить ее малыша, по возможности выполните ее просьбу. Покажите туалетную комнату, обратите внимание, что у каждого ребенка есть свое полотенце, индивидуальная расческа.

- Познакомьте маму с режимом дня в ДОУ, выясните, насколько режим дня дома отличается от режима дня в детском саду. Рекомендуйте маме ориентироваться на режим детского сада.

- Узнайте у мамы о её переживаниях в связи с тем, что ребенок пойдет в детский сад. Вместе с ней обсудите, как облегчить ему период адаптации к новой обстановке. Важно, чтобы мама почувствовала, что вы будете подходить к ребенку индивидуально и готовы принимать во внимание особенности его характера. Выясните как можно больше об особенностях и привычках ребенка: как называют ребенка дома; чем ребенок любит больше всего заниматься; особенности поведения, которые радуют и настораживают родителей; какие привычки сложились во время еды, засыпания, пользования туалетом и т.д.; состояние здоровья; социальный портрет семьи.

РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЮ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ДЕТЬМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ:

- Используйте элементы телесной терапии (обнимайте, поглаживайте детей, берите на руки).

- Необходимо учитывать все индивидуальные особенности ребенка, в том числе и вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его.

- Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.

- Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой.

- Рассказывайте сказки, пойте колыбельные, включайте спокойную, расслабляющую музыку в часы утреннего приема, перед сном.

- Используйте игровые методы взаимодействия с детьми.

- Создавайте у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы, используя потешки, прибаутки, стихи, подвижные игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ

В данной статье рассмотрены проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ средствами театрализованной игры. Проанализированы особенности адаптационного периода детей раннего возраста. Описа...

Статья:Адаптация ребёнка, раннего возраста, к условиям многообразия современного мира.

Статья посвящена проблемам адаптации.Способом решения адапционных проблем....

Игровые технологии в период адаптации ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ

Подготовленная, чётко спланированная воспитателем и грамотно реализованная игровая технология даст положительные результаты в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Использование игро...

Адаптация ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ

Поступая детский сад . ребёнок переживает стресс. Любой стресс , особенно длительный , приводит к снижению иммуных резервов организма . повышается восприимчивость к различным заболеваниям. Несовподани...

Статья "Условия успешной адаптации ребёнка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению"

Условия успешной адаптации ребёнка  к дошкольному образовательному учреждению...

Адаптация ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ

С момента поступления ребёнка в детский сад у него начинает процесс адаптации к новым условиям. Что такое адаптация?...

Консультация «Роль педагога в безболезненной адаптации ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ»

Консультация «Роль педагога в безболезненной адаптации ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ»Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и при...