АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ
статья (младшая группа) на тему
В данной статье рассмотрены проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ средствами театрализованной игры. Проанализированы особенности адаптационного периода детей раннего возраста. Описан опыт применения театрализованные игры в период адаптации детей к условиям ДОУ, представлен перспективный план театрализованной деятельности с детьми раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.doc | 207.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кислова Татьяна Валентиновна,
воспитатель МАДОУ №87,
г. Златоуста
АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ
Выбор темы обусловлена тем, что в последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в дошкольное учреждение в раннем возрасте.
Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент выхода ребёнка в детский сад, насколько серьёзные, хотя и не сразу бросающиеся в глаза последствия он может иметь. Чтобы привыкание к детскому саду было максимально безболезненным, нужно, прежде всего, обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие ребёнка. Я считаю, что театрализованные игры, представления, игровые ситуации, действия которые обыгрываются с помощью игрушек, является универсальным средством гармоничного развития дошкольника и эмоционального взаимодействия ребёнка и взрослого в адаптационный период. Все это определяет актуальность данной темы.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются 2 основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды) [5].
Различают 3 степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
- легкая адаптация - сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;
- адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
- тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
Необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками [6].
Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, внушаемостью. Сосредоточение короткое, внимание малого объёма и непроизвольно, и распределить его в силу возрастных особенностей они не могут. Поэтому организация внимания полностью зависит от внешних факторов, прежде всего от интереса ребёнка к объекту. От умения педагога создать условия для положительного эмоционального состояния детей зависит устойчивость внимания на занятиях. Для этого в своей работе мы используем театрализованную деятельность.
В театрализованных играх дети получают яркие художественные впечатления, учатся внимательно следить за развёртывающимся сюжетом. У малышей появляется желание принять активное участие в действии. Дети имеют возможность потанцевать, помузицировать на шумовых музыкальных инструментах, попеть, поиграть в подвижные и пальчиковые игры. Театрализованные игры способствуют развитию познавательной сферы детей раннего возраста: закрепляют знания о сезонных изменениях в природе, знакомят с повадками домашних и диких животных, учат бережно относится к игрушкам и т.д. Также в ходе театрализованной игры уделяется внимание физическому развитию детей: включению в них двигательных и общеразвивающих упражнений, привитию навыков правильной ходьбы и бега, умению пользоваться пространством всего зала, группы, развитию общей и мелкой моторики.
Игра – наиболее доступный ребёнку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроения. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи) [1].
Большую роль в театрализованных играх играет музыка. Великий русский ученый В.М.Бехтерев в своих трудах по психологии детей раннего возраста отмечал, что с помощью музыки «можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормошить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения» [3].
Музыкальный материал, который я включаю в театрализованные игры, досуги, помогает подбирать нам музыкальный руководитель. Это произведения Е. Тиличеевой, М.Красева, Т.Попатенко, Е.Макшанцевой, Т.Бабаджан и др, народный музыкальный фольклор.
Включаю небольшие стихотворения замечательных поэтов В.Степанова, М.Дружининой, А.Барто, З.Александровой, М.Яснова и многих других, детские потешки и песенки народов мира. Такое внимание к художественному слову неслучайно, так как дети раннего возраста очень любят слушать стихи, их буквально завораживает поэтический ритм. Они с удовольствием повторяют небольшие забавные стихотворения, сопровождая свою речь простейшими движениями.
В двухлетнем возрасте малыши очень любят повторения, поэтому речевой, двигательный и музыкальный материал используется многократно. Это даёт возможность ребятам хорошо усвоить песни, стихи, танцевальные и игровые движения.
Театрализованные игры использую в течение дня во всех режимных моментах. Они позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованные развлечения для малышей провожу два раза в неделю во второй половине дня.
В театрализованных играх важен принцип психологической комфортности – это, прежде всего, создание условий, в которых дети чувствуют себя как «дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех и главное, ощущение радости, получение удовольствий от самой деятельности, что особенно важно в адаптационный период.
Предлагаю перспективный план театрализованных игр, который успешно применяю в течение года.
Таблица 1
Перспективный план театрализованной деятельности с детьми раннего возраста
Виды деятельности | Задачи воспитания | Средства воплощения | Предлагаемый репертуар | |
1 квартал | сентябрь - ноябрь | |||
Игры с музыкальным и стихотворным сопровожд-ем | Побуждать детей участвовать в играх, используя пальчиковые игрушки | Пальчиковые игры и игрушки | «Идёт коза рогатая..», Ладушки», «Водичка, водичка..», «Муха строит новый дом» и др. | |
Пение, подпевание | Предлагать петь детям самостоятельно на отдельные слоги «баю – баю», «мяу- мяу» с собственной интонацией | Вокальная музыка в исполнении педагога, мягкие игрушки | «Кошка» (муз. А. Александрова, сл. Н. Френкель), «Петушок» (рус. нар. попевка), «Колыбельная» (муз. М. Красёва, сл. М. Чарной) | |
Танцевальные движения | Показ и совместное действие воспитателя и детей | Желательно под инструментальное и вокальное сопровожд. Ленты, платочки, воздушные шары | «Да, да, да» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского), «Вот так» (белор. нар. мелодия, сл. М. Александровой). | |
Игры с музыкальными и шумовыми игрушками | Поощрять стремление к игре с шумовыми музыкальными игрушками в соответствии с предлагаемым образом | Погремушки, деревянные палочки, свистульки | «Как у наших у ворот», «Постучали палочками» (р.н. мелодия) «Лошадка» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель) | |
Театрализованные игры | Знакомить детей с приёмами кукловождения пальчикового театра | Игрушки пальчикового театра | «Коза – хлопота», «Баю-баюшки –баю», «Пальчик – мальчик» - рус. нар. потешки | |
Мини-игры спектакли | Заинтересовать в просмотре показа взрослыми небольших сценок, сказок | Пальчиковый театр, куклы атрибуты | «Волк и семеро козлят», «Поспешили, насмешили», «Кот, петух и лиса» - р.н. сказки, «Игрушки» (А. Барто) «Цыплёнок и утёнок» (В.Сутеев), «В гости к кукле Кате» (по замыслу педагога) | |
Самостоятельная театрально-игровая деятельность | Создавать условия для самостоятельной театрально-игровой деятельности: внесение в группу атрибутов пальчикового театра, вовлечение детей в игру, закрепление полученных знаний | Игрушки пальчикового театра Мягкие игрушки | Репертуар по выбору воспитателя | |
2 квартал | декабрь - февраль | |||
Игры с музыкальным и стихотворным сопровождением | Приобщать детей к сюжетным играм, учить изображать различных животных, птиц используя шапочки - маски | Шапочки-маски | «Зайка и мишка» (муз. Е.Тиличеевой), «Ты мороз, мороз», «Сорока» (р.н. потешки) «Ноги и ножки» (муз. Агафонникова, сл. народные) | |
Пение, подпевание | Помогать детям понять содержание песен, используя перчаточных кукол | Вокальная музыка в исполнении» педагога | «Наша ёлочка» (муз. М Красёва, сл. М. Клоковой), «Чижик», «Лиса» (р.н. попевка).«Баю-Бай», «Едет паровоз» (муз. С. Железнова), «Машенька, Маша» (сл. Невельштейн, муз. народная) | |
Танцевальные движения | Вызвать желание передавать движение различные образы используя шапочки -маски | Вок-ая и инструм-ая музыка, шапочки-маски, погремушки, ленточки | «Мишка» (муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Шибицкой), «Зайка» (сл. Т. Бабаджан, муз. народная). «Вот так хорошо» (муз. Т. Попатенко, сл. О. Высотской), «Петрушка» (муз. Р. Рустамова, сл. Ю. Островского) | |
Игры с музыкальными и шумовыми игрушками | Продолжать приобщать к игре с шумовыми музыкальными игрушками | Бубны, трещотки, молоточки | «Полянка», «Бубен» (р.н. мелодии) «Зайка» (муз. Е. Тиличеевой) | |
Театрализованные игры | Знакомить с приёмами управления перчаточными куклами | Игрушки перчаточного театра | «Курочка и цыплята» (муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Шибицкой). «Мышка, мышка, что не спишь?», «Бабушка Ульяна» (р.н. потешки) | |
Мини-игры спектакли | Заинтересовать в просмотре показа взрослыми небольших сценок, сказок. Вовлекать детей в новогодний праздник | Комплекты к сказкам перчаточного театра, атрибуты, декорации | «Курочка Ряба», «Рукавичка» (укр.нар. сказка), «Три медведя» (Л. Толстой), «У Снегурочки» (Л. Михайлова, Н. Метлов) «Добрая девочка» (С.Сулина» «Машенька и рукавички» (М. Михайлова) | |
Самостоятельная театрально-игровая деятельность | Побуждать детей играть с куклами перчаточного театра | Игрушки перчаточного театра | Репертуар по выбору воспитателя | |
3 квартал | март-май | |||
Игры с музыкальным и стихотворным сопровождением | Вызывать радостное чувство от участия в игре | Инсценировка песенок, стихотворных текстов с использованием игрушек | «Расти, коса, до пояса..», «Не вари кашу круту» ( р.н. потешки) «Птичка летает», «Птичка клюёт» ( муз. Г. Фрида), «Лягушки» (сл. и муз. М. Картушиной) | |
Пение, подпевание | Заинтересовать в прослушивании пения взрослых | Вокальная музыка, игрушки | «Сорока», «Лягушка», «Воробей» (р.н. попевка) «Гули», «Петушок» (муз. С. Железнова), «Водичка» ( муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Щибицкой) | |
Танцевальные движения | Показ и совместное действие педагога и детей | Инструментальная музыка, ленточки, шары, платочки, флажки | «Танец с лентами» (муз. В. Витлина), «Танец с флажками» (муз. М. Картушиной), «Солнышко сияет»( муз. М. Чарной, сл. М. Гарной), «Шарик мой голубой» (муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Шибицкой) | |
Игры с музыкальными и шумовыми игрушками | Предлагать детям выбрать музыкальную игрушку | Колокольчики, барабаны, погремушки | «Барабан» (муз. Г. Фрида) «Догонялки» (муз. А. Александрова, сл. Т. Бабаджан) | |
Театрализованные игры | Познакомить с приёмами управления вязаными куклами и резиновыми игрушками | Набор вязаных игрушек, резиновые игрушки | «Мишка с куклой пляшут полечку» (муз. и сл. М.Качурбиной). «Прокати лошадка нас» (М. Ф Агафоникова, сл. И. Михайдовой), «Кто бежит в лесу густом» (Е. Александрова) Я-серый волк» (Г. Науменко) | |
Мини-игры спектакли | Заинтересовать в просмотре показа взрослыми кукольных спектаклей. Вовлекать детей в театральные действия. | Театр вязаной и резиновой игрушки | «Колобок», «Репка», «Теремок» (р.н. сказки), «Под грибком» (В. Сутеев), «Петрушкины друзья» (Т. Караманенко), «Кто в домике живёт?» - по замыслу педагога | |
Куклы вязаной игрушки, резиновой игрушки | Репертуар по выбору воспитателя |
Применяя театрализованные игры в работе с детьми раннего возраста, особенно в период адаптации, я получила следующие результаты: увеличилось количество детей с лёгкой адаптацией, снизилось количество детей с тяжёлой адаптацией.
Таблица 2
Динамика адаптации детей раннего возраста
Адаптация | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 | 2013-2014 |
лёгкая | 2(11)% | 6 (33%) | 8 (44%) | 11(61%) | 10(56%) |
средней тяжести | 12 (66)% | 10 (56%) | 9 (50%) | 7 (39%) | 8 (44%) |
тяжёлая | 4 (15)% | 2 (11%) | 1 (6%) | 0% | 0% |
Рисунок 1. Динамика адаптации детей раннего возраста
Таким образом, прослеживается положительная динамика по адаптации детей раннего возраста. Значительно снизить напряженность острого периода адаптации позволило активное применение театрализованной игры в работе с детьми раннего возраста.
Список литературы:
- Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст]: Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л. В. – Воронеж “Учитель”, 2006. – 236 с.
- Афонькина, Ю.А. Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развитие ребенка раннего возраста [Текст]: Методическое пособие/Ю.А. Афонькина -М.:АРКТИ, 2010.-80 с.(Растем умными)
- Ерошко, Э.М. Развитие речи детей [Электронный ресурс]: методическая разработка/Э.М. Ерошко. – Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: http://nsportal.ru/
- Из детства – в отрочество [Текст]: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / Т.Н.Доронова, Л.Н.Галигузова, Л.Г.Голубева и др.– М.: Просвещение, 2007. – 303с
- Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи[Текст]: пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. — М.: Просвещение, 2007. — 79 с.
- Кузнецова, Н.В. Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребёнка третьего года жизни в условиях ДОУ [Электронный ресурс]: методическая разработка/Н.В. Кузнецова. Социальная сеть работников образования – Режим доступа: http://nsportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация ребёнка раннего возраста в условиях ДОУ средствами театрализованной игры
В презентации представлен опыт работы по адаптации детей раннего возраста средствами театрализованной игры....
Статья:Адаптация ребёнка, раннего возраста, к условиям многообразия современного мира.
Статья посвящена проблемам адаптации.Способом решения адапционных проблем....
Игровые технологии в период адаптации ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ
Подготовленная, чётко спланированная воспитателем и грамотно реализованная игровая технология даст положительные результаты в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Использование игро...
Адаптация ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ
Поступая детский сад . ребёнок переживает стресс. Любой стресс , особенно длительный , приводит к снижению иммуных резервов организма . повышается восприимчивость к различным заболеваниям. Несовподани...
Статья "Условия успешной адаптации ребёнка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению"
Условия успешной адаптации ребёнка к дошкольному образовательному учреждению...
СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЁНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных....
СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЁНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных....