АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ
статья (младшая группа) на тему

Кислова Татьяна Валентиновна

В данной статье рассмотрены проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ средствами театрализованной игры. Проанализированы особенности адаптационного периода детей раннего возраста. Описан опыт применения   театрализованные игры в период адаптации детей к условиям ДОУ, представлен перспективный план театрализованной деятельности с детьми раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2.doc207.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кислова Татьяна Валентиновна,

воспитатель МАДОУ №87,

 г. Златоуста

АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА  В УСЛОВИЯХ ДОУ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ

Выбор темы обусловлена тем, что в последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в дошкольное учреждение в раннем возрасте.

Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент выхода ребёнка в детский сад, насколько серьёзные, хотя и не сразу бросающиеся в глаза последствия он может иметь. Чтобы привыкание  к детскому саду было максимально безболезненным, нужно, прежде всего, обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие ребёнка.  Я считаю, что театрализованные игры, представления, игровые ситуации, действия которые обыгрываются с помощью игрушек, является универсальным средством гармоничного развития  дошкольника и эмоционального взаимодействия ребёнка и взрослого в адаптационный период. Все это определяет актуальность  данной темы.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются 2 основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды) [5].

Различают 3 степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

- легкая адаптация - сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;

- адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;

- тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками [6].

Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, внушаемостью.  Сосредоточение короткое, внимание малого объёма и непроизвольно, и распределить его в силу возрастных особенностей они не могут. Поэтому организация внимания полностью зависит от внешних факторов, прежде всего от интереса ребёнка к объекту. От умения педагога создать условия для положительного эмоционального состояния детей зависит устойчивость внимания на занятиях. Для этого в своей работе мы используем театрализованную деятельность.

В театрализованных играх дети получают яркие художественные впечатления, учатся внимательно следить за развёртывающимся сюжетом. У малышей появляется желание принять активное участие в действии.  Дети имеют возможность потанцевать, помузицировать на шумовых музыкальных инструментах, попеть, поиграть в подвижные и пальчиковые игры. Театрализованные игры способствуют развитию познавательной сферы детей раннего возраста: закрепляют знания о сезонных изменениях в природе, знакомят с повадками домашних и диких животных, учат бережно относится к игрушкам и т.д.   Также в ходе театрализованной игры уделяется внимание физическому развитию детей: включению в них двигательных и общеразвивающих упражнений, привитию навыков правильной ходьбы и бега, умению пользоваться пространством всего зала, группы, развитию общей и мелкой моторики. 

Игра – наиболее доступный ребёнку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроения. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи) [1].

Большую роль в  театрализованных играх играет музыка. Великий русский ученый В.М.Бехтерев в своих трудах по психологии детей раннего возраста отмечал, что с помощью музыки «можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормошить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения» [3].

Музыкальный материал, который я включаю в театрализованные игры, досуги, помогает подбирать нам музыкальный руководитель. Это произведения Е. Тиличеевой, М.Красева, Т.Попатенко, Е.Макшанцевой, Т.Бабаджан и др, народный музыкальный фольклор.  

Включаю небольшие стихотворения замечательных поэтов В.Степанова, М.Дружининой,  А.Барто, З.Александровой, М.Яснова и многих других, детские потешки и песенки народов мира. Такое внимание к художественному слову неслучайно, так как дети раннего возраста очень любят слушать стихи, их буквально завораживает поэтический ритм. Они с удовольствием повторяют небольшие забавные стихотворения, сопровождая свою речь простейшими движениями.

В двухлетнем возрасте малыши очень любят повторения, поэтому речевой, двигательный и музыкальный материал используется многократно. Это даёт возможность ребятам хорошо усвоить песни, стихи, танцевальные и игровые движения.

Театрализованные игры использую в течение дня во всех режимных моментах. Они позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.  Театрализованные развлечения для малышей провожу два раза в неделю во второй половине дня. 

В театрализованных играх  важен принцип психологической комфортности – это, прежде всего, создание условий, в которых дети чувствуют себя как «дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех и главное, ощущение радости, получение удовольствий от самой деятельности, что особенно важно в адаптационный период.

Предлагаю перспективный план театрализованных игр, который успешно применяю в течение года.

Таблица 1

Перспективный план театрализованной деятельности с детьми раннего возраста

Виды деятельности

Задачи воспитания

Средства воплощения

Предлагаемый репертуар

1 квартал

сентябрь - ноябрь

Игры с музыкальным и стихотворным сопровожд-ем

Побуждать детей участвовать в играх, используя пальчиковые игрушки

Пальчиковые игры и игрушки

«Идёт коза рогатая..», Ладушки», «Водичка, водичка..», «Муха строит новый дом» и др.

Пение, подпевание

Предлагать петь детям самостоятельно на отдельные слоги «баю – баю», «мяу- мяу» с собственной интонацией

Вокальная музыка в исполнении педагога, мягкие игрушки

«Кошка» (муз. А. Александрова, сл. Н. Френкель), «Петушок» (рус. нар. попевка), «Колыбельная» (муз. М. Красёва, сл. М. Чарной)

Танцевальные движения

Показ и совместное действие воспитателя и детей

Желательно под инструментальное и вокальное сопровожд.

Ленты, платочки, воздушные шары

«Да, да, да» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского), «Вот так» (белор. нар. мелодия, сл. М. Александровой).

Игры с музыкальными и шумовыми игрушками

Поощрять стремление к игре с шумовыми музыкальными игрушками в соответствии с предлагаемым образом

Погремушки, деревянные палочки, свистульки

«Как у наших у ворот», «Постучали палочками» (р.н. мелодия)

«Лошадка» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель)

Театрализованные игры

Знакомить детей с приёмами кукловождения пальчикового театра

Игрушки пальчикового театра

«Коза – хлопота», «Баю-баюшки –баю», «Пальчик – мальчик» - рус. нар. потешки

Мини-игры спектакли

Заинтересовать в просмотре показа взрослыми небольших сценок, сказок

Пальчиковый театр, куклы атрибуты

«Волк и семеро козлят», «Поспешили, насмешили», «Кот, петух и лиса» - р.н. сказки, «Игрушки» (А. Барто)

«Цыплёнок и утёнок» (В.Сутеев), «В гости к кукле Кате» (по замыслу педагога)

Самостоятельная театрально-игровая деятельность

Создавать условия для самостоятельной театрально-игровой деятельности: внесение в группу атрибутов пальчикового театра, вовлечение детей в игру, закрепление полученных знаний

Игрушки пальчикового театра

Мягкие игрушки

Репертуар по выбору воспитателя

2 квартал

декабрь - февраль

Игры с музыкальным и стихотворным сопровождением

Приобщать детей к сюжетным играм, учить изображать различных животных, птиц используя шапочки - маски

Шапочки-маски

«Зайка и мишка» (муз. Е.Тиличеевой), «Ты мороз, мороз», «Сорока» (р.н. потешки)

«Ноги и ножки» (муз. Агафонникова, сл. народные)

Пение, подпевание

Помогать детям понять содержание песен, используя перчаточных кукол

Вокальная музыка в исполнении» педагога

«Наша ёлочка» (муз. М Красёва, сл. М. Клоковой), «Чижик», «Лиса» (р.н. попевка).«Баю-Бай», «Едет паровоз» (муз. С. Железнова), «Машенька, Маша» (сл. Невельштейн, муз. народная)

Танцевальные движения

Вызвать желание передавать движение различные образы используя шапочки -маски

Вок-ая и инструм-ая музыка, шапочки-маски, погремушки, ленточки

«Мишка» (муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Шибицкой), «Зайка» (сл. Т. Бабаджан, муз. народная). «Вот так хорошо» (муз. Т. Попатенко, сл. О. Высотской), «Петрушка» (муз. Р. Рустамова, сл. Ю. Островского)

Игры с музыкальными и шумовыми игрушками

Продолжать приобщать к игре с шумовыми музыкальными игрушками

Бубны, трещотки, молоточки

«Полянка», «Бубен» (р.н. мелодии)

«Зайка» (муз. Е. Тиличеевой)

Театрализованные игры

Знакомить с приёмами  управления перчаточными куклами

Игрушки перчаточного театра

«Курочка и цыплята» (муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Шибицкой). «Мышка, мышка, что не спишь?», «Бабушка Ульяна» (р.н. потешки)

Мини-игры спектакли

Заинтересовать в просмотре показа взрослыми небольших сценок, сказок. Вовлекать детей в новогодний праздник

Комплекты  к сказкам перчаточного театра, атрибуты, декорации

«Курочка Ряба», «Рукавичка» (укр.нар. сказка), «Три медведя» (Л. Толстой), «У Снегурочки» (Л. Михайлова, Н. Метлов)

«Добрая девочка» (С.Сулина»

«Машенька и рукавички» (М. Михайлова)

Самостоятельная театрально-игровая деятельность

Побуждать детей играть с куклами перчаточного театра

Игрушки перчаточного театра

Репертуар по выбору воспитателя

3 квартал

март-май

Игры с музыкальным и стихотворным сопровождением

Вызывать радостное чувство от участия в игре

Инсценировка песенок, стихотворных текстов с использованием игрушек

«Расти, коса, до пояса..», «Не вари кашу круту» ( р.н. потешки)

«Птичка летает», «Птичка клюёт» ( муз. Г. Фрида), «Лягушки» (сл. и муз. М. Картушиной)

Пение, подпевание

Заинтересовать в прослушивании пения взрослых

Вокальная музыка, игрушки

«Сорока», «Лягушка», «Воробей» (р.н. попевка)

«Гули», «Петушок» (муз. С. Железнова), «Водичка» ( муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Щибицкой)

Танцевальные движения

Показ и совместное действие педагога и детей

Инструментальная музыка, ленточки, шары, платочки, флажки

«Танец с лентами» (муз. В. Витлина), «Танец с флажками» (муз. М. Картушиной), «Солнышко сияет»( муз. М. Чарной, сл. М. Гарной), «Шарик мой голубой» (муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Шибицкой)

Игры с музыкальными и шумовыми игрушками

Предлагать детям выбрать музыкальную игрушку

Колокольчики, барабаны, погремушки

«Барабан» (муз. Г. Фрида)

«Догонялки» (муз. А. Александрова, сл. Т. Бабаджан)

Театрализованные игры

Познакомить с приёмами управления вязаными куклами и резиновыми игрушками

Набор вязаных игрушек, резиновые игрушки

«Мишка с куклой пляшут полечку» (муз. и сл. М.Качурбиной). «Прокати лошадка нас» (М. Ф Агафоникова, сл. И. Михайдовой), «Кто бежит в лесу густом» (Е. Александрова)

Я-серый волк» (Г. Науменко)

Мини-игры спектакли

Заинтересовать в просмотре показа взрослыми кукольных спектаклей. Вовлекать детей в театральные действия.

Театр вязаной и резиновой игрушки

«Колобок», «Репка», «Теремок» (р.н. сказки), «Под грибком» (В. Сутеев), «Петрушкины друзья» (Т. Караманенко), «Кто в домике живёт?» - по замыслу педагога

Куклы вязаной игрушки, резиновой игрушки

Репертуар по выбору воспитателя

Применяя театрализованные игры в работе с детьми раннего возраста, особенно в период адаптации, я получила следующие результаты: увеличилось количество детей с лёгкой адаптацией, снизилось количество детей с тяжёлой адаптацией.

Таблица 2

Динамика адаптации детей раннего возраста

Адаптация

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

лёгкая

2(11)%

6 (33%)

8 (44%)

11(61%)

10(56%)

средней тяжести

12 (66)%

10 (56%)

9 (50%)

7 (39%)

8 (44%)

тяжёлая

4 (15)%

2 (11%)

1 (6%)

0%

0%

Рисунок 1. Динамика адаптации детей раннего возраста

Таким образом, прослеживается положительная динамика  по адаптации детей раннего возраста. Значительно снизить напряженность острого периода адаптации позволило активное  применение театрализованной игры в работе с детьми раннего возраста.

        Список литературы:

  1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст]: Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л. В. – Воронеж “Учитель”, 2006. – 236 с.
  2. Афонькина, Ю.А. Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развитие ребенка раннего возраста [Текст]: Методическое пособие/Ю.А. Афонькина -М.:АРКТИ, 2010.-80 с.(Растем умными)
  3. Ерошко, Э.М. Развитие речи детей [Электронный ресурс]: методическая разработка/Э.М. Ерошко. – Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: http://nsportal.ru/
  4. Из детства – в отрочество [Текст]: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / Т.Н.Доронова, Л.Н.Галигузова, Л.Г.Голубева и др.– М.: Просвещение, 2007. – 303с
  5. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи[Текст]: пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. — М.: Просвещение, 2007. — 79 с.
  6. Кузнецова, Н.В. Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребёнка третьего года жизни в условиях ДОУ [Электронный ресурс]: методическая разработка/Н.В. Кузнецова. Социальная сеть работников образования – Режим доступа: http://nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация ребёнка раннего возраста в условиях ДОУ средствами театрализованной игры

В презентации представлен опыт работы по адаптации детей раннего возраста средствами театрализованной игры....

Статья:Адаптация ребёнка, раннего возраста, к условиям многообразия современного мира.

Статья посвящена проблемам адаптации.Способом решения адапционных проблем....

Игровые технологии в период адаптации ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ

Подготовленная, чётко спланированная воспитателем и грамотно реализованная игровая технология даст положительные результаты в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Использование игро...

Адаптация ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ

Поступая детский сад . ребёнок переживает стресс. Любой стресс , особенно длительный , приводит к снижению иммуных резервов организма . повышается восприимчивость к различным заболеваниям. Несовподани...

Статья "Условия успешной адаптации ребёнка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению"

Условия успешной адаптации ребёнка  к дошкольному образовательному учреждению...

СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЁНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных....

СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЁНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных....