Современные проблемы и инновационные подходы подготовки детей к школе
статья (старшая, подготовительная группа)

Мамышева Альбина Федоровна

Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами. Рассмотрены современные проблемы и проанализированы инновационные подходы подготовки детей к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mamysheva_albina_fedorovna.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

                 

Мамышева Альбина Федоровна

МБДОУ д/с «Солнышко»

28 апр. 2022 г.

Современные проблемы и инновационные подходы подготовки детей к школе

Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.

Образование в нашей стране начинается в сети дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), самой главной задачей которых является подготовка детей к школе. Как известно, проблема формирования необходимых компетенций у будущих школьников не нова и, по сути, решена как педагогами, так и психологами — вопросы готовности к обучению в школе в течении многих лет изучались такими отечественными и зарубежными исследователями, как О.Мусурмонова, Ф.Вахобова, Р. Суннатова, Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. С. Мухина, Е. О. Смирнова и многими другими. Проведенными ими исследования позволили также четко выделить следующие компоненты готовности к школе: физическая, умственная, мотивационная, эмоционально-волевая, готовность к общению (классификация Гуткиной Н. И.).

В исследованиях Кулагиной И. Ю. выделяются два аспекта психолого-педагогической готовности: личностная (мотивационная) и интеллектуальная готовность.

Как показывает практика, формирование и объективная оценка требуемого уровня школьной готовности, мотивационная и интеллектуальная подготовка невозможны без активного участия воспитателей и родителей, а для этого им необходимы определенные знания об особенностях детей старшего дошкольного возраста, способах формирования школьной готовности и возможных трудностях в начале школьного обучения. Дошкольное образование воспитывает ребенка и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Во всех случаях дошкольному образовательному учреждению необходимо определить условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества детского сада и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий. Необходимо признать, что на сегодняшний день в ДОУ идет усиленная подготовка по интеллектуальному развитию, т. е. ребенка учат писать, считать, а также иметь знания в рамках указанных в Государственных требованиях к развитию детей дошкольного возраста. Более того, разработанная в республике методика диагностики готовности ребенка к школе также ориентирована в первую очередь на обследование когнитивной сферы. Поэтому, проблема взаимодействия детского сада и семьи как важного фактора эмоционально-волевой подготовки детей к обучению в школе остается на сегодняшний день актуальной.

Подготовка детей к обучению в школе начинается задолго до поступления в школу и осуществляется на занятиях в ДОУ на основе привычных для ребенка видов деятельности: игры, рисования, конструирования и др. Какой бы деятельностью ребенок ни занимался, в ней всегда присутствует когнитивный элемент, он старается узнать новое, старается самостоятельно что-то построить, слепить. Но не это главное в формировании готовности к учебной деятельности. Следует обратить внимание, что содержание обучения в первом классе и в подготовительной и старшей группах детского сада во многом совпадает. В то же время наблюдения за адаптацией выпускников ДОУ к условиям школы показывают, что первое полугодие в школе самое трудное. Все дело в том, что в основе усвоения знаний в условиях массовой школы лежат другие механизмы. Высокий уровень познавательной активности еще не гарантирует достаточную мотивацию учения, необходимо, чтобы познавательные интересы ребенка были связаны с содержанием и условиями школьного обучения, т. е. ребенок должен подготовиться и с психологической точки зрения, эмоционально-волевая сфера ребенка должна адаптироваться в новой среде (социальная адаптация), надо признать, что межличностные отношения с первых дней могут отрицательно повлиять на познавательную деятельность ребенка, если он не был к ним готов. К проблемам социальной адаптации детей ученые И. В. Дубровина, Н. В. Белякова относят следующие: для школьников 6–7 лет- угроза для интеллектуального развития: стресс, эмоциональная незрелость; для школьников 11–12 лет — выраженность эмоционально-волевых и поведенческих нарушений, для школьников 15–16 лет — тревожность в межличностных отношениях. Впечатления «первого звонка» очень быстро проходят, когда ребенок начинает понимать, что не каждый день в школе –праздник, что надо сидеть по 45 минут на уроках, заниматься, готовиться. При чем все взрослые твердят ему что он уже вырос и пошел в школу, а в школе ребенок осознает, что он самое первое звено в цепи, что над ним очень много классов- именно отсюда начинаются стрессы и капризы.

Поэтому, обеспечить всестороннее развитие ребёнка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия учителей и родителей. Семья первая и наиболее важная среда развития ребёнка.

Инновационными и эффективными формами сотрудничества с родителями являются групповые семинары, круглый стол, диспуты, практикумы, тренинги для родителей, ролевые игры.

Инновационные формы предполагают активную позицию родителей, партнерство с педагогами, инициативность в процессе сотрудничества и побуждения к действиям и применение в семейной среде, т. е. то, что приобретали, надо интерпретировать сообразно своих индивидуальностей (родителя). Инновационные формы предполагают как теоретическое ознакомление с проблемой, так и практические выводы из конкретных ситуаций (например, проигрывание ситуаций самими родителями). При этом надо учитывать, что не все родители имеют педагогические и психологические навыки по работе с детьми. Метод проигрывания ситуаций поможет родителям реально посмотреть на себя со стороны, оценить адекватно и объективно оценить все трудности при поступлении в школьное обучение.

Эффективной является параллельная работа с детьми по этой же проблеме. Такой подход может быть легко организован в детском саду, в котором с детьми ведутся занятия по подготовке к школе, а родители имеют возможность наблюдать степень знаний и умений своих детей. Потом они обсуждают волнующие их проблемы на специально организованным мероприятиям (формам) — групповые семинары, круглый стол, диспуты по формированию готовности родителей к поступлению ребенка в школу. На этой основе можно наглядно рассмотреть двойственность ситуации, выявить позицию ребёнка и взрослого и суметь правильно ориентироваться на потребности и формирование необходимых компетентностей родителей.

Следует подчеркнуть, что эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребенка не происходят сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагогического воздействия. Давно замечено, что так называемые «неорганизованные» дети, если в семье не созданы необходимые условия, отстают в своем развитии от сверстников, посещающих детский сад.

Таким образом, формирование мотивов учения и положительного отношения к школе — одна из важнейших задач педагогического коллектива ДОУ и семьи в подготовке детей к школе.

При подготовке детей к школе необходимо учитывать и мотивацию дошкольника. Работа воспитателя дошкольного учреждения по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач:

1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении;

2. формирование положительного эмоционального отношения к школе;

3. формирование опыта учебной деятельности.

Для решения этих задач использую различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы и игра в школу.

Рассказы и стихи о школе подбираются так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроке и в школе. При — этом важно показать детям образ «хорошего ученика " и «плохого ученика», строить беседу с детьми на сравнении образцов правильного и неправильного (с точки зрения организации школьного обучения) поведения. Дети старшего дошкольного возраста с интересом воспринимают и лучше запоминают тексты с юмористическим содержанием.

В формировании у дошкольника мотивов учения и собственно учебных мотивов решающую роль играет семья. Интерес к новым знаниям, элементарные навыки поиска интересующей информации (в книгах, журналах, справочниках), осознание общественной значимости школьного учения, умение подчинять свое «хочу» слову «надо», желание трудиться и доводить начатое дело до конца, умение сравнивать результаты своей работы с образцом и видеть свои ошибки, стремление к успеху и адекватная самооценка — все это является мотивационной основой школьного учения и формируется главным образом в условиях семейного воспитания. Если семейное воспитание построено неправильно (либо отсутствует вовсе), положительных результатов силами одного лишь дошкольного учреждения достигнуть не удастся.

Умение слушать и выполнять задания педагога одно из обязательных условий успешного обучения по любой программе начальной школы. Определить, насколько сформировано это умение, можно, наблюдая за ребенком во время занятий в детском саду. При этом обращаем внимание на такие особенности поведения дошкольника:

- внимательно ли он слушает взрослого;

- выслушивает ли задание до конца, не перебивает и не начинает выполнять задание, не дослушав его;

- старается ли как можно точнее выполнить инструкции взрослого;

- задает ли вопросы, если не понял или что-то забыл в процессе выполнения;

- признает ли авторитет взрослого и положительно настроен на взаимодействие с ним.

Таким образом, задача современных родителей обеспечить полноценное всестороннее развитие ребенка, что требует системного подхода. Одно из оптимальных решений — дошкольные учреждения, современные детские центры образования и развития, направленные на то, чтобы облегчить и ускорить процессы образования и воспитания, сделать их более разнообразными, увлекательными и эффективными.

Литература:

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания.—Л.: ЛГУ, 1968. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания.—Л.: ЛГУ, 1968.

2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе.- 4-е издание, перераб.25 стр.

3. Кулагина И. Ю. Возрастная психология.-Москва 1991.

4. Куликова Т. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учеб пособие. — М.: Академия, 1999.

5.. Кузьмина Н. В. Методы системного педагогического исследования. — Л.: ЛГУ, 1980.

6. Петрусинский В. В. Игры для интенсивного обучения. — М.: Прометей, 1991.

7. Дубровина И.В. Особенности психического развития детей // Возрастные особенности психического развития детей. -М – 1992г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные и инновационные формы и методы работы на за-нятиях ИЗО как условие подготовки детей к школе в свете задач модернизации образования»

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношении: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индив...

Презентация на тему "Теоретические проблемы подготовки детей к школе"

Для родителей и воспитателей ДОУ по подготовке детей 6-7 лет к школе...

Консультация для родителей на тему: Теоретические проблемы подготовки детей к школе

Главное, что могут и должны родители – это верить в своего ребёнка, хвалить в случае даже маленьких успехов и поддерживать и помогать в случае неудач (но не делать его работу за него) ....

НОД по подготовке детей к школе: Образовательная область: "Речевое развитие" (современные подходы составления рассказов по картине)

Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способно...

Рекомендации для родителей по подготовке детей к школьному обучению (теоретические проблемы подготовки детей к школе) .

Обращаясь к проблеме преемственности различных этапов образования, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из пре...