НОД по подготовке детей к школе: Образовательная область: "Речевое развитие" (современные подходы составления рассказов по картине)
презентация по развитию речи
Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_1.pptx | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету” К. Д. Ушинский
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Факторы, облегчающие процесс становления связной речи: Один из таких факторов является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора выделяют создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский . Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.
Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина , Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.). Картины, рисунки, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям применяют в образовательном процессе как средство умственного (ознакомление с окружающей средой, развитие воображения, восприятия, внимания, мышления, речи, формирование интеллектуальных способностей, сенсорное развитие), эстетического (развитие художественно- эстетического восприятия, формирование эмоциональной чувствительности, обогащение эмоционально-чувственной сферы) и речевого воспитания (развитие художественно-коммуникативных способностей, стимулирования инициативы выражения, овладения различных типов связной речи).
Значение картины как дидактического средства образования дошкольников
Картины для работы с детьми различают по следующим критериям :
ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КАРТИН: Содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему; картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного.
Общие требования к организации работы с картиной: 1.Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада. 2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине. 3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей. 4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной. 5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема. 6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.
Вопрос является главным методическим приемом в обучении детей рассмотрения картины. шаблонные вопросы «Что вы видите на картине?» Или «Что изображено на картине?» Требуют от ребенка короткого однословного ответа или перечисления отдельных элементов. Разум ребенка в процессе такого ответа «спит». Следовательно, нет смысла ждать от него и активных речевых действий Проиллюстрирую сказанное описанием типовой ситуации. Педагог демонстрирует детям картину «Зимние развлечения», спрашивает: «Какое время года изображено на картине?». Такой же шаблонный ответ: «Зима», или искусственное, тоже шаблонное: «На картине изображено время года зима» (так научили отвечать расширенно воспитатели). Никакой интеллектуальной и речевой активности, ведь очевидные хорошо известные признаки зимы (снег, санки, лыжи, катки). Ребенок просто это констатирует. А если заменить вопрос, переформулировать его, мы заставим его вглядеться в картину, находя на ней не шаблонную, всем заранее известную, а собственный ответ, выявить наблюдательность, внимательность, умение мыслить. Причем это не обязательно может быть вопрос, например: «Как художник на картине показывает, что день не очень холодный, приятный?», А утверждение-провокация: «Я считаю, что накануне была сильная метель. Вы поняли, как я об этом догадалась? ». Для ответа на этот вопрос, мало сказать о снеге, надо еще и найти следы прошлой непогоды.
Методика обучения детей составления рассказа по картинке: В старшей и подготовительной группе возможно использование не только сюжетных картин, но и серии сюжетных картин для составления рассказа с завязкой, кульминацией, развязкой. Учим детей видеть не только то, что изображено на переднем плане, но и задний план картины в деталях в настоящий момент, но и то, что предшествовало, и последующие события. Структура занятия: 1. Подготовка к эмоциональному восприятию картины 2. Лексико – грамматические упражнения по теме занятия 3. Рассматривание картины в целом 4. Вопросы воспитателя по содержанию картины 5. Составление плана рассказа педагогом вместе с детьми 6. Рассказ по картине сильного ребенка, как образец 7. Рассказы 4-5 детей 8. Оценка каждого рассказа детьми с комментариями воспитателя
По мере развития любознательности , познавательных интересов , мышления детей, освоения ими окружающего мира мы всё чаше прибегаем к использованию в своей работе моделей, схем , мнемотаблиц и т . д.
Конспект НОД по развитию речи с элементами обучения грамоте. Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней.
Цель: познакомить детей с новым способом составления описательного рассказа по опорным картинкам Задачи: Образовательные: - Формировать умение связно, последовательно описывать изображение на картине - Расширять знания детей о внешнем виде, жизни ежа в лесу, чем питается, каков его образ жизни; Развивающие: - Развивать умение произносить чистоговорки с различной громкостью: громко, тихо, шепотом Воспитательные: - Воспитывать интерес к жизни диких животных, желание им помогать..
Предварительная работа: Беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные», чтение стихотворения « Ежинка » В. Осеевой Оборудование: Картина «Ежи»,опорные картинки по картине, деревья
Ход НОД: Орг. момент Вы ребята проходите, Друг на друга поглядите, Поздоровайтесь ладошками, Улыбнитесь все немножко. Сегодня у нас занятие по развитию речи. На занятии мы с вами будем составлять рассказы по картине. Вы любите гулять? Я вас приглашаю отправиться на прогулку в лес.
Основная часть Обращаю внимание детей на картину. Предлагаю детям присесть и рассмотреть картину.
Основная часть В тёплый летний денёк, ежиха вывела ежат на лесную полянку.
Что растёт на полянке или какие растения растут на полянке? Как вы думаете, а ежи большие или маленькие? «Как вы думаете, а ежи большие или маленькие?» Что случилось на этой полянке?
Основная часть Физкультминутка. Еж спешил к себе домой (Шагать на месте). Нес запасы он с собой Через кочки он скакал (Прыжки на месте). Быстро по лесу бежал (Бег на месте). Вдруг он сел и изменился, Присесть, (обнять колени), В шарик круглый превратился (прижать голову к коленям). А потом опять вскочил (Выпрямиться и шагать) И к детишкам поспешил. (на месте)
Основная часть Ребята, давайте представим, что произошло дальше с нашими героями?
Мнемосхемы рассказа по картине «Ежи»
Заключение (рефлексия) Скажите, пожалуйста, где мы с вами побывали? (в весеннем лесу) Что нового вы узнали на занятии? Вам было интересно? Что вам больше всего понравилось? - Покажите, какое у вас настроение, если хорошее – хлопните в ладоши, если плохое – топните.
Таким образом,с помощью опорных картинок нам удалось достичь следующих результатов : у детей увеличился круг знаний об окружающем мире; появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; словарный запас вышел на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники , тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе. Составление коллективного рассказа по серии сюжетных картин на тему «Некрасивый поступок»
Этическая беседа является формой ознакомления детей с моральными нормами. Этическое развитие дошкольника связано с развитием его морального сознания. Этической беседа называется потому, ч...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе. Составление коллективного рассказа по серии сюжетных картин на тему «Собака и вороны»
Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности, в том числе и чере...
Конспект образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте Образовательная область «Речевое развитие» Тема: «Беседа о зиме. Звуковой анализ слова». Составление предложений из 2, 3, 4 слов»
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте с использованием презентации и интерактивной доски....
Образовательная область «Речевое развитие» Организованная-образовательная деятельность Раздел «Развитие речи» Тема: «Составление рассказа по картине «Северные олени»
Цель: формировать представление о северных оленях, продолжать формировать у детей умение составлять сюжетный рассказ по картине.Задачи:1. Образовательные:·...
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по формированию речевого (фонематического) восприятия звуков и подготовке к обучению грамоте. Образовательная область «Речевое развитие». Тема: «Путешествие с Колобком» в группе № 6 дл
Формировать умения детей различать по акустико - артикуляционным признакам звуки: «К» - «Кь», четко произносить звуки в слогах, словах, предложениях и п...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи Тема «Составление рассказа по картине «Зимние развлечения» с использованием технологий здоровьесберегающая, игровая, ИКТ в компенсирующей группе детей 6-7 лет
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речиТема «Составление рассказа по картине «Зимние развлечения»с использованием технологий здоровьесберегающая, игров...
Методическая разработка по реализации образовательной области речевое развитие в подготовительной группе "Составление описательного рассказа по теме "Грибы,ягоды"
Методическая разработка предназначена для детей подготовительного дошкольного возраста (6-7 лет) общеразвивающей направленности.Активизируем и обогащаем словарь детей по лексической теме "Грибы, ...