Консультация "Формирование внутренней картины здоровья детей 4-5 лет".
консультация (средняя, старшая группа)
Консультация для родителей в которой вы подробно узнаете о теоретических подходах учёных к определению понятия ВКЗ – внутренней картины здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons_dlya_rod_pro_zozh.docx | 362.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Формирование внутренней картины здоровья детей 4-6 лет»
Здоровье является важнейшим компонентом, одной из главных ценностей человека. Понимание внутренних резервов, духовного и физического состояний, умение регулировать их способствуют реализации человека, его хорошему самочувствию. В современности наблюдается тенденция снижения уровня здоровья, и нужно уже в детстве формировать внутреннюю картину здоровья ребёнка, его отношение к здоровью как к ценности, важно, чтобы у него сложилось понимание, что такое здоровье и как его поддерживать.
Для начала рассмотрим теоретические подходы учёных к определению понятия ВКЗ – внутренней картины здоровья. Появлению этого термина предшествовало возникновение противоположного понятия – ВКБ – внутренняя картина болезни, которое ввел А.Р. Лурия в 1935 году. Он определял внутреннюю картину болезни, как совокупность ощущений и переживаний больного, связанных не только с физической болью, но и с пониманием общего самочувствия, представлением о своей болезни, её причинах и последствиях.
В 1983 году В. М. Смирнов и Т. В. Резникова аналогично понятию «внутренняя картина болезни» ввели понятие «внутренняя картина здоровья» — некий эталон здорового человека. Эту идею развивал в своих работах В.Е. Каган.
Он считал, что ВКБ является частным случаем ВКЗ, поскольку второе понятие определяет переживание человеком своего состояние как здоровья, так и болезни. Отечественный психолог, Б. Г. Ананьев, представлял ВКЗ как определённое отношение человека к своему здоровью, выраженное в осмыслении его как ценности и стремлении к его совершенствованию. По его мнению, внутренняя картина здоровья включает совокупность биологических, психических и духовных возможностей, не только знания о них, но еще и реализацию этих внутренних запасов. ВКЗ не является врожденной составляющей, а формируется как личностное образование.
В статье современных психологов, А. В. Ярмак и О. Г. Япаровой, описаны уровни, составляющие внутреннюю картину здоровья:
Когнитивный уровень – теоретическая составляющая ВКЗ, включающая представления, суждения, мнения о причинах, сущности, последствиях, методах сохранения и укрепления здоровья.
Эмоциональный уровень – чувственная составляющая ВКЗ, охватывающая переживание здорового самочувствия на основе ощущений, которые формируют эмоциональное состояние; виды эмоциональных реакций на проявления здоровья.
Поведенческий уровень – действенная составляющая ВКЗ, представляющая собой поступки и действия здорового человека, которые ориентированы на сохранение и поддержание здоровья.
Все эти уровни взаимосвязаны, и нарушение даже 1 уровня приводит к отклонению ВКЗ и может привести к заболеванию. Люди, имеющие более структурированную и хорошо организованную внутреннюю картину здоровья, меньше болеют или быстрее выздоравливают. По мнению этих психологов, ВКЗ зависит от действительного физического состояния человека, общества и людей, которые его окружают, а также от личностных особенностей индивида.
И.В. Цветкова, размышляя о формировании ВКЗ, говорит о важности социума, где задаются идеалы и эталоны, а также о значимости для ребёнка взаимодействия с близкими взрослыми, путем которого интериоризируются социально приемлемые способы контроля и регуляции здоровья.
И.М. Шишкова определяет начало формирования ВКЗ ребёнка в 4-5лет и от того, насколько хорошо организован и соблюдён режим дня, какое внимание взрослые уделяют здоровью ребёнка, как они вместе ведут здоровый образ жизни, зависит психологический и физический комфорт ребёнка, его расположение духа и состояние здоровья. Важную роль при этом играют как родители, так и воспитатели дошкольного образовательного учреждения.
И. И. Мамайчук также отмечает, что важное место в изучении ВКЗ ребенка имеет исследование личности и социальной ситуации развития, которая оказывает непосредственное влияние на формирование жизненных ориентиров и ценностей, в том числе и здоровья, как главной ценности. Таким образом, сделав обзор литературы и рассмотрев мнения разных авторов относительно понятия «внутренняя картина здоровья», мы можем выявить следующие общие положения: ВКЗ – многокомпонентное, сложное образование, которое формируется, как под влиянием внешних факторов (общества, суждений значимых людей, социального опыта), так и внутренних (личностно-психологические особенности). Все вышерассмотренные позиции психологов сходятся в том, что ВКЗ – это не только понимание человеком своего телесного состояния, но и осознание, реализация внутренних резервов духовных и физических возможностей. Это отношение человека к своему здоровью и совершение действий, направленных на его укрепление и поддержание. Понимание здоровья как ценности и формирование ВКЗ у ребёнка осуществляется благодаря социальной ситуации развития и имеет своеобразие в определённый возрастной период.
Очень часто родители хотят, чтобы ребенок посещал большое количество занятий, направленных на физическое развитие, но, в то же время, сами не уделяют внимание укреплению своего здоровья, и ребенок видит их свободное времяпровождение на диване перед телевизором или за компьютером. Личный пример взрослых, а особенно родителей, которые являются эталоном и образцом для подражания, является основой формирования ВКЗ у детей. По возможности, следуют включиться в процесс вместе с ребенком, и тогда он будет с большим желанием делать то, что его порой не заставить.
Это может быть: небольшая утренняя гимнастика, желательно, под музыку (5-7 минут); дыхательная гимнастика (2-4 мин.); гимнастика для глаз (1-3 мин.); массаж ушных раковин (1-3 мин.); тропа здоровья – ходьба по массажным дорожкам (2-4 мин.); вечерняя пробежка в зеленой зоне (10-20 мин.); совместное посещение занятий (бассейн, танцы, спорт), например, дети и родители могут заниматься в одной секции, но в разное время; чтение учебно-методических детских книг, связанных с заботой о своем здоровье, например, С. Козлова «Я и мое тело» (серия из 3х книг, которые расширят представления детей о том, что такое человеческий организм, помогут узнать себя и осознанно относиться к своему здоровью); чтение художественных детских книг, в которых герои укрепляют свое здоровье или наоборот, например, Р. Кудашова «Петушок», С. Кардашова «Наш доктор», беседа о прочитанном; разыгрывание с игрушками ситуаций, связанных с ЗОЖ или к чему может привести неправильное поведение героев, например, кукла Маша ест много конфет и…, побуждение ребенка к активному включению в эту деятельность; создание положительного эмоционального фона во время посещения детских театров, цирков, праздничных мероприятий; обязательное посещение музея гигиены (6-8 лет), желательно с экскурсией для детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира детей ст. гр. Тема: «Родное село»
Продолжать знакомить детей с родным селом. Познакомить с историей главной достопримечательности нашего села – сопкой Спасательной. Учить детей называть район, село, узнавать герб села Вл.- Алекс...
Конспект НОД по формированию целостной картины мира детей в подготовительной группе на тему: Зима, зимние забавы.
Данный конспект по формированию целостной картины мира содержит в себе игровые задания для детей по закреплению знаний о признаках зимы. А так же конспект может быть использован как форма взаимодейств...
Методическая разработка по формированию целостной картины мира детей младшего дошкольного возраста на тему «Домашние животные».
Цель: Развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представлений о домашних животных....
Тематическое планирование по познавательному развитию формирование целостной картины мира детей младшего и среднего возраста
Материал можно использовать во время проведения прогулок...
Консультация. «Формирование целостной картины мира у дошкольников через творческую и познавательную деятельность»
Консультация...
Конспект непрерывной образовательной деятельности Тема: « Экскурсия в музей часов» (формирование целостности картины) для детей подготовительной группы.
Цель: продолжать знакомить с историей часов.Задачи: закреплять знания о строении часов: стрелки(часовая, минутная),...
Роль семьи в формировании внутренней картины здоровья ребёнка
Чтобы ребёно вырос здоровым, сначала необходимо сформировать осознанное отношение к своему здоровью у родителей. Не менее важным в формировании здоровья ребёнка является отношения родителей к активнос...