"Тематическая гостиная для родителей "Формирование звуковой культуры речи детей"
учебно-методический материал (младшая группа)

Кривасова Надежда Николаевна

Обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – это одна из главных задач, т. к. знания и представления детей о речи помогают в дальнейшем дошкольникам усвоить курс родного языка в школе, способствует успешному обучения. В системе речевой работы в д/саду большое место занимает воспитание звуковой культуры речи.

Составные компоненты звуковой культуры - речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи. Звуковая сторона языка усваивается ребёнком постепенно. Правильное произношение всех звуков родного языка должно быть полностью сформировано в детском саду, т. к. именно дошкольный возраст является для этого наиболее благоприятным.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражается на личности ребёнка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность. Особенно важно чистое произношение, т.к. правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи. Звуковая культура - это одна из задач развития речи, которая полностью должна быть решена в детском саду, в то время как другие задачи будут решаться и в школе. Задачи по воспитание звуковой культуры речи выдвигаются в соответствии с основными составными частями понятия «звуковая культура».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_zvukovoy_kultury_rechi.docx18.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическая гостиная для родителей

«Формирование звуковой культуры речи детей»

Обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – это одна из главных задач, т. к. знания и представления детей о речи помогают в дальнейшем дошкольникам усвоить курс родного языка в школе, способствует успешному обучения. В системе речевой работы в д/саду большое место занимает воспитание звуковой культуры речи.

Составные компоненты звуковой культуры - речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи. Звуковая сторона языка усваивается ребёнком постепенно. Правильное произношение всех звуков родного языка должно быть полностью сформировано в детском саду, т. к. именно дошкольный возраст является для этого наиболее благоприятным.

У детей дошкольного возраста существует неправильное произношение отдельных звуков, особенно шипящих, сонорных, перестановка или опускание звуков и слогов в слове. Наблюдается речь быстрая, нечёткая, при которой дети недостаточно открывают рот, слабо артикулируют губы. Особенности речи не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики речедвигательного аппарата ребёнка.

При движениях речедвигательного аппарата особенно важна тонкая координация мелких мышц, точность и быстрота этих движений, а такие качества речи формируются постепенно. Есть свои особенности у речевого дыхания детей: оно поверхностное, с шумными частыми вдохами, без пауз. Эти особенности присущи в основном младшим дошкольникам, в старшем же дошкольном возраста они встречается значительно реже.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражается на личности ребёнка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность. Особенно важно чистое произношение, т.к. правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи. Звуковая культура - это одна из задач развития речи, которая полностью должна быть решена в детском саду, в то время как другие задачи будут решаться и в школе. Задачи по воспитание звуковой культуры речи выдвигаются в соответствии с основными составными частями понятия «звуковая культура».

 1. Воспитание речевого слуха.

Звук - это минимальная, нечленимая единица. У ребёнка сначала формируется слух, т.е. различение звуков речи, а их произношением он овладевает позднее.

 2. Формирование правильного произношения звуков.

Для совершенствования движений артикуляционного аппарата необходима артикуляционная гимнастика. Для развития артикуляционного аппарата имеет большое значение движение мелких мышц рук. Роль пальцев была известна очень давно. Физиологи специальными экспериментами подтвердили роль пальцев ребёнка, как речедвигательного органа и объяснили причину этого явления.

Следовательно, детей надо учить правильным речедвижениям, а стимулировать речевые движения помогает тренировка тонких движений пальцев рук.

3. Речевое дыхание – это умение производить короткий вдох и продолжительный выдох.  

  Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создав те условия для поддержания соответствующее громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи иннтонационной выразительности. Дети дошкольного возраста, имеющие ослабленные вдох и выдох, как правило, имеют тихую речь, затрудняются в произнесении длинных фраз. При нера­циональном расходовании воздуха при выдохе нарушается плавность речи, т. К. детина середине фазы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают олова и нередко в конце фразы произносят их на шепоте. Иногда, чтобы закончить длинную Фразу, они вынуждены говорить на вдохе, от чего речь становится нечёткой. Используя специальные игровые упражнения вырабатывать свободный, плавный удлинённый выдох (сдувалочки, поддувалочки, дутье в трубочку, пускание мыльных пузырей). Путём подражания речи педагога воспитывать умение рационально использовать его, произносить небольшие фразы   на одном выдохе, исполнять длинные песенки, отрабатывая произношение гласных звуков (а~а-а,у-у-у) и некоторых свистящих (с,з). Можно предложить детям "вытягивать ниточки» (ребенок произносит гласный звук и одновременно разводит руки в стороны).

 4. Развитие голосового аппарата.

Голос возникает в результате колебания голосовых связок. Его качество зависит от совместном работы дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов. Нередко у детей дошкольного возраста нарушения голоса возникает в связи с неправильным его использованием: пере напряжением голосовых связок, не правильным использованием тона голоса, не соответствующим диапазону голоса ребёнка.

 Задачами воспитателя являются:

 а) развивать в играх, игровых упражнениях основные качества голоса -силу и высоту;

 б) приучать детей говорить без напряжения, вырабатывать у них умение пользоваться голосом в соответствии с различными ситуациями (тихо, гром ко) исполнение песенок с различной силой голова и тональностью песенку паровоза следует исполнять басовито, а песенку игрушечного паровозика -тоненько ).

 5. Выработка дикции - это внятное , четкое произношение слов и их сочетаний. Задача воспитателя в том, чтобы давать образец речи с хорошей дикцией.

 6. Формирование темпа речи – это скорость протекания речи, т.е. количество слогов, произносимых в определенную единицу времени. Дети дошкольного возраста чаще говорят в ускоренном темпе, чем в замедленном. Это отрицательно отражается на внятности, чёткости речи, артикуляция звуков ухудшается, иногда отдельные звуки, слоги и даже слова выпадают. Особенно часто эти отклонения имеют место при произнесении длинных слов и фраз. Работа воспитателя должна быть направлена на то, чтобы выработать у детей умеренный темп речи, при котором слова звучат особенно отчетливо.

 7. Работа по совершенствованию произношения

Каждый воспитатель должен следить за правильным ударением, не употреблять местный говор, просто наречия, не допускать буквенное произношение слов. Воспитатель должен осуществлять постоянный контроль за соблюдением детьми норм литературного произношения слов, своевременно поправлять их ошибки, давая образец правильного произношения. Задачей воспитателей является повышение произносительной культуры своей речи, систематическое го использования различных пособий, словарей при подготовке к занятиям.

Воспитатель при заучивании стихотворений, при пересказах сам должен использовать эмоциональные средства выразительности. Эта задача сложная, но важная, она важна для театрализованных игр.

 Этапы построения занятий по ЗКР.

 1 этап-уточнение артикуляционного аппарата. Воспитатель проводит различные игровые упражнения, для того, чтобы показать положение губ, языка

 2 этап – уточнение произношения изолированного звука.

В игровых упражнениях идет развитие речевого слуха, речевого дыхания, голоса. Сначала воспитатель сам показывает, за­тем дети произносят хором, а потом индивидуально. Необходимо спросить как можно больше тех детей, которые данный звук произносят плохо.

 3 этап – правильное произношение в слогах и словах

Воспитатель использует различный игровой материал, способствующий чёткому и правильному употреблении звуков в словах. Сначала даются те слова, в которых отрабатываемый звук стоит в ударном слоге. Дети учатся произносить его более чётко, длительно, т.е. вырабатывается умение выделять звук голосом, а в дальнейшем не только выделять, но и выделять его место в слове.

 4 этап – воспитание правильного произношения во фразе.

Педагог использует словесные игры, чистоговорки, загадки, потешки.

Все эти этапы нужно использовать в индивидуальной работе с детьми, на прогулке, в утренние или вечерние часы. Для развития и совершенствования артикуляционного аппарата, голоса и речевого дыхания желательно включать в режим дня речевую зарядку .Она должна проводиться со всеми детьми, причём её можно сочетать с утренней гимнастикой или проводить отдельно перед завтраком.

С детьми, которые не усвоили программный материал по звуковой   культуре речи или плохо его усваивают на занятиях необходимо проводить дополнительную работу. Работа вне занятий предупреждает и устраняет несовершенства речи у отдельных детей, выравнивает группу и даёт возможность успешно проводить последующие Фронтальные занятия по звуковой культуре речи.

Кроме занятия, посвященного целиком звуковой культуре речи, такая работа проводится, как часть других занятий по развитию речи, включая туда остальные задачи по звуковой культуре речи.

 Речевое развитие ребёнка.

Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития. Самым первым проявлением речи ребенка является крик.

 2-3 мес. На смену крику приходит гуление. Гуление — произнесение гласных звуков, близких к а, ы, у, возможно в сочетании с согласным г. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией.

 7-9 мес. Ребенок произносит серии одинаковых слогов: «дя-дя-дя», «ба-ба-ба», «ма-ма-ма». Это проявление речи называется лепетом.

9-11 мес.   Малыш подражает звукам речи взрослых.

11-13 мес. Появляется несколько осознанно употребляемых ребенком слов. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «дядя» и т. д. Количество слов к двум годам значительно увеличивается (около 300 слов различных частей речи).

2-3 года. В 2 года начинается овладение фразовой речью, появляются первые предложения. Длина предложений и грамотность их построения увеличиваются очень быстро. Внутренний мир ребенка расширяется за пределы данного места и времени, бурно развивается воображение. К 3,5 годам словарь ребенка насчитывает больше 1000 слов.

Это этапы речевого развития ребенка в норме. Любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации специалиста.

Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить. Тревогу у родителей должны вызывать задержки речи не только тогда, когда у ребенка нет речи в два года, а уже и в тех случаях, когда запаздывает развитие гуления и лепета.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль "Работа по звуковой культуре речи дошкольников"

В материале представлены карты обследования детей по звуковой культуре речи...

Тематический педсовет в форме круглого стола «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ».

В конспект педсовета включены теоретическое обоснование основных направлений работы по формированию звуковой культуры речи у дошкольников и практическая часть в форме представленных педагогами мастер-...

Тематический педсовет в форме круглого стола «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ».

Конспект тематического педсовета в форме круглого стола «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ»....

Профилактика нарушений речи ,через формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.

Основные этапы формирования речи ребенка среднего дошкольного возраста:•1. Артикуляционная гимнастика;•2 Пальчиковая гимнастика;•3 Развитие речевого дыхания;•4 Развитие фонематичес...

Формирование звуковой культуры речи детей Первая группа детей раннего возраста (от одного до двух лет)

В этот период у ребенка резко возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается ее понимание, активная речь. С первых месяцев второго года жизни малыш все чаще начинает пользов...

Развитие звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического пособия «Звуковая ромашка»

Речь – это один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают, как процесс говорения (ре...