Конспект выступления на родительском собрании на тему: "Коррекционная работа специалистов ДОУ и взаимодействие с родителями детей с ЗПР"
консультация
Коррекционная работа учителя-дефектолога и взаимодействие с родителями детей с ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
коррекционная работа | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная работа учителя-дефектолога и взаимодействие с родителями детей с ЗПР.
Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-педагогическую работу в группе с детьми с ЗПР, является учитель-дефектолог.
Учитель-дефектолог проводит фронтальные и индивидуальные занятия с воспитанниками. В подготовительной группе их 6 в течении недели и по 2 – индивидуальные.
Положительный результат коррекции воспитанников проявляется таких показателях:
• дети показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков) –результаты диагностики;
• адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение;
• получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой.
Что же обеспечивает положительную результативность в коррекции детей с ЗПР?
-25%- способности и возможности ребёнка (база)
-25%- медикаментозное лечение
-25%- активная позиция в коррекции родителей, выполнение рекомендаций педагогов и специалистов
-25%-коррекционная работа специалистов ДОУ.
«Портрет» родителей, имеющих ребёнка с ЗПР
• должны понимать как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду;
• полноценно участвовать в процессе обучения и развития своих детей;
• поддерживать режим пребывания ребенка в образовательном учреждении;
• занимать активную позицию сотрудничества и поддержки своего ребёнка.
Уровень педагогической культуры родителей (и уровень семейного воспитания) во многом зависит от их педагогического просвещения.
Психиатр - это врач, (в переводе с греческого - лечение души), который использует лечебное воздействие и активизацию на кору клеток головного мозга, направленное на развитие памяти, внимания, мышления и восприятия; мотивы, эмоции, волю и самосознание.
Невропатолог - это врач, который использует лечебное воздействие на болезни нервной системы.
Основой грамотного построения в коррекционно-педагогического работы является знание закономерностей формирования высших психических функций и закономерностей развития личности в онтогенезе.
Процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания условно подразделяется на два этапа (ступени).
На первой ступени обучения важно сформировать у ребенка предпосылки для развития высших психических функций (памяти и внимания, различных видов восприятия); совершенствовать моторные функции, межсенсорные связи, пробудить познавательную и творческую активность ребенка.
На второй ступени реализуются задачи дошкольного образования по формированию у детей психологических предпосылок к школьному обучению.
В соответствие с этим на первом этапе работы (преимущественно с детьми раннего и младшего возраста) ставятся задачи формирования психологического базиса (предпосылок) для развития высших психических функций. С этой целью обеспечивается:
- Стимуляция познавательной активности и совершенствование ориентировачно-исследовательской деятельности.
- Развитие общей и ручной моторики.
- Развитие и коррекция психомоторных функций и межсенсорных связей.
- Обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия.
- Развитие и коррекция простых модально-специфических функций, таких как: выносливость к непрерывному сосредоточению на задании (работоспособность);
- скорость актуализации временных связей, т.е. прочность запечатления следов памяти на уровне элементарных мнемических процессов;
- способность к концентрации и к распределению внимания.
- готовность к сотрудничеству со взрослым.
- стимуляция речевого развития ребенка.
На втором этапе (средний и старший дошкольный возраста) коррекционно- развивающая работа в ДОУ осуществляется в нескольких направлениях:
1. Развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности ребенка - предполагает решение следующих задач:
- Развитие и тренировка механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям.
- Профилактика и устранение встречающихся аффективных, негативистских, других отклонений в поведении.
- Развитие социальных эмоций.
- Создание условий для развития самосознания и самооценки.
- Формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения.
- Предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера.
2. Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций - предполагает:
- Развитие сферы образов-представлений.
- Формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), а также конкретно-понятийного (словесно-логического), в том числе, элементарного умозаключающего мышления.
Например: методика «Четвертый лишний», «Нелепые картинки» или нелепые стихи:
Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
Повар леща берет
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье.
- Развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса.
- Формирование пространственно-временных представлений. Классическим и простым вариантом может являться дидактическая игра «Когда это бывает?»
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает? (Осень)
- Развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности. МНЕМОТЕХНИКА.
- Развитие творческих способностей.
- Совершенствование мнестической деятельности (развитие памяти).
- Развитие зрительно-моторной координации и формирование графомоторных навыков.
Примером, иллюстрирующим данное направление развития могут служить «Волшебные обводилки», разработанные Зегебарт Галиной Михайловной и Ильичевой Ольгой Сергеевной.
3. Формирование ведущих видов деятельности - предполагает:
- Целенаправленное формирование мотивационных, ориентировачно-операционных и регуляционных компонентов деятельности.
- Формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью: умения программировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий учебного типа.
- Формирование основных компонентов готовности к школьному обучению: физиологической, психологической (мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой), социальной.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль родителей в процессе развития ребёнка с ЗПР неотделима от общей работы специалистов ДОУ.
Практика показывает, что дети, окружённые вниманием, поддержкой и любовью, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития.
Объединение усилий дефектолога, логопеда, воспитателей и родителей помогут создать благоприятные условия для успешной коррекции и полноценного личностного развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект выступления на родительском собрании на тему: "Психологическая поддержка"
Полноценные взаимоотношения ребенка с родителями являются одним из важнейших факторов формирования его личности, его успешной социализации. На уровень этих взаимоотношений влияют различные составляющи...
Выступление на родительском собрании "Арт-терапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Знакомы ли вы с таким понятием, как арт-терапия? Оказывается, это относительно новое направление современной психотерапии активно используется специалистами не только с взрослыми, но и с детьми. Многи...
Выступление на родительском собрании "Сохранение и укрепление семейных традиций в совместной деятельности родителей и детей"
Семейные традиции важны для детей гораздо больше, чем для родителей. Хорошие семейные традиции способствуют сохранению и укреплению семьи; в такой семье вырастают достойные люди....
Конспект выступления на родительском собрании «Формирование элементарных экологических представлений у детей раннего дошкольного возраста»
Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические...
Конспект выступления на родительском собрании для детей 3-4 лет "Вот и стали мы на год взрослее"
Конспект выступления на родительском собрании для детей 3-4 лет «Вот и стали мы на год взрослее» Цель: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив...
Родительское собрание на тему: «Коррекционно – развивающая работа в семье, как залог успеха в воспитании и развитии ребёнка»
Родительское собрание на тему: "Коррекционнно - развивающая работа в семье, как залог успеха в воспитании и развитии ребенка"...
Выступление на родительском собрании "Организация физкультурно - оздоровительной работы"
Выступление на родительском собрании "Организация физкультурно - оздоровительной работы"...