Конспект выступления на родительском собрании на тему: "Коррекционная работа специалистов ДОУ и взаимодействие с родителями детей с ЗПР"
консультация

Коррекционная работа учителя-дефектолога и взаимодействие с родителями детей с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл коррекционная работа19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная работа учителя-дефектолога и взаимодействие с родителями детей с ЗПР.

     

     Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-педагогическую работу в группе с детьми с ЗПР, является учитель-дефектолог.

Учитель-дефектолог проводит фронтальные и индивидуальные занятия с воспитанниками. В подготовительной группе их 6 в течении недели и по 2 – индивидуальные.

  Положительный результат коррекции воспитанников проявляется таких показателях:

• дети показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков) –результаты диагностики;

• адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение;

• получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой.

Что же обеспечивает положительную результативность в коррекции детей с ЗПР?

-25%- способности и возможности ребёнка (база)

-25%- медикаментозное лечение

-25%- активная позиция в коррекции родителей, выполнение рекомендаций педагогов и специалистов

-25%-коррекционная работа специалистов ДОУ.

«Портрет» родителей, имеющих ребёнка с ЗПР

• должны понимать как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду;

• полноценно участвовать в процессе обучения и развития своих детей; 

•  поддерживать режим пребывания ребенка в образовательном учреждении;

• занимать активную позицию сотрудничества и поддержки своего ребёнка.

     Уровень педагогической культуры родителей (и уровень семейного воспитания) во многом зависит от их педагогического просвещения.

   Психиатр - это врач, (в переводе с греческого - лечение души), который использует лечебное воздействие и активизацию на кору клеток головного мозга, направленное на развитие памяти, внимания, мышления и восприятия; мотивы, эмоции, волю и самосознание.

Невропатолог - это врач, который использует лечебное воздействие на болезни нервной системы.

 

 Основой грамотного построения в коррекционно-педагогического работы является знание закономерностей формирования высших психических функций и закономерностей развития личности в онтогенезе.
Процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания условно подразделяется на 
два этапа (ступени).
    На 
первой ступени обучения важно сформировать у ребенка предпосылки для развития высших психических функций (памяти и внимания, различных видов восприятия); совершенствовать моторные функции, межсенсорные связи, пробудить познавательную и творческую активность ребенка.
    На 
второй ступени реализуются задачи дошкольного образования по формированию у детей психологических предпосылок к школьному обучению.
    В соответствие с этим на 
первом этапе работы (преимущественно с детьми раннего и младшего возраста) ставятся задачи формирования психологического базиса (предпосылок) для развития высших психических функций. С этой целью обеспечивается:

  • Стимуляция познавательной активности и совершенствование ориентировачно-исследовательской деятельности.
  • Развитие общей и ручной моторики.
  • Развитие и коррекция психомоторных функций и межсенсорных связей.
  • Обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия.
  • Развитие и коррекция простых модально-специфических функций, таких как: выносливость к непрерывному сосредоточению на задании (работоспособность);
  • скорость актуализации временных связей, т.е. прочность запечатления следов памяти на уровне элементарных мнемических процессов;
  • способность к концентрации и к распределению внимания.
  • готовность к сотрудничеству со взрослым.
  •  стимуляция речевого развития ребенка.

   

 На втором этапе (средний и старший дошкольный возраста) коррекционно- развивающая работа в ДОУ осуществляется в нескольких направлениях:

1. Развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности ребенка - предполагает решение следующих задач:

  • Развитие и тренировка механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям.
  • Профилактика и устранение встречающихся аффективных, негативистских, других отклонений в поведении.
  • Развитие социальных эмоций.
  • Создание условий для развития самосознания и самооценки.
  • Формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения.
  • Предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера.

2. Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций - предполагает:

  • Развитие сферы образов-представлений.
  • Формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), а также конкретно-понятийного (словесно-логического), в том числе, элементарного умозаключающего мышления.

Например: методика «Четвертый лишний», «Нелепые картинки» или нелепые стихи:

Повар готовил обед, 
А тут отключили свет. 
Повар леща берет 
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье.

  • Развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса.
  • Формирование пространственно-временных представлений. Классическим и простым вариантом может являться дидактическая игра «Когда это бывает?»

    Пусты поля, 
Мокнет земля,
Дождь поливает, 
Когда это бывает? (Осень)

  

  • Развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности. МНЕМОТЕХНИКА.
  • Развитие творческих способностей.
  • Совершенствование мнестической деятельности (развитие памяти).
  • Развитие зрительно-моторной координации и формирование графомоторных навыков.

Примером, иллюстрирующим данное направление развития могут служить «Волшебные обводилки», разработанные  Зегебарт Галиной Михайловной и Ильичевой  Ольгой Сергеевной.

3. Формирование ведущих видов деятельности - предполагает:

  • Целенаправленное формирование мотивационных, ориентировачно-операционных и регуляционных компонентов деятельности.
  • Формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью: умения программировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий учебного типа.
  • Формирование основных компонентов готовности к школьному обучению: физиологической, психологической (мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой), социальной.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль родителей в процессе развития ребёнка с ЗПР неотделима от общей работы специалистов ДОУ.

Практика показывает, что дети, окружённые вниманием, поддержкой и любовью, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития.

Объединение усилий дефектолога, логопеда, воспитателей и родителей помогут создать благоприятные условия для успешной коррекции и полноценного личностного развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект выступления на родительском собрании на тему: "Психологическая поддержка"

Полноценные взаимоотношения ребенка с родителями являются одним из важнейших факторов формирования его личности, его успешной социализации. На уровень этих взаимоотношений влияют различные составляющи...

Выступление на родительском собрании "Арт-терапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Знакомы ли вы с таким понятием, как арт-терапия? Оказывается, это относительно новое направление современной психотерапии активно используется специалистами не только с взрослыми, но и с детьми. Многи...

Выступление на родительском собрании "Сохранение и укрепление семейных традиций в совместной деятельности родителей и детей"

Семейные   традиции важны для детей гораздо больше, чем для родителей.  Хорошие семейные традиции способствуют сохранению и укреплению семьи; в такой семье вырастают достойные люди....

Конспект выступления на родительском собрании «Формирование элементарных экологических представлений у детей раннего дошкольного возраста»

Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические...

Конспект выступления на родительском собрании для детей 3-4 лет "Вот и стали мы на год взрослее"

Конспект выступления на родительском собрании для детей 3-4 лет «Вот и стали мы на год взрослее» Цель: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив...

Родительское собрание на тему: «Коррекционно – развивающая работа в семье, как залог успеха в воспитании и развитии ребёнка»

Родительское собрание на тему: "Коррекционнно - развивающая работа в семье, как залог успеха в воспитании и развитии ребенка"...

Выступление на родительском собрании "Организация физкультурно - оздоровительной работы"

Выступление на родительском собрании "Организация физкультурно - оздоровительной работы"...