Обучение чтению детей с синдромом Дауна
консультация (старшая группа)

помощь в обучении чтению детей с синдромом Дауна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_chteniyu_detey_s_sindromom_dauna.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Обучение чтению детей с синдромом Дауна

          Очень долгое время в нашей стране дети с синдромом Дауна признавались необучаемыми. Теперь, когда отношение к этим детям стало меняться, как специалисты, так и родители столкнулись с такой проблемой, как малое количество, а можно сказать и отсутствие методик, специальной литературы, достаточного положительного опыта работы с такими детьми. Обучение чтению и письму детей с синдромом Дауна является одной из актуальных проблем в современной педагогической и специальной литературе.            

Овладение письменной речью — важнейший и сложнейший этап в развитии каждого ребенка. И, естественно, существует много методов обучения чтению, построенных на разных принципах, но базовую основу всех этих методов составляют всего три основных подхода, оправдавших себя в процессе развития букваристики: аналитико-синтетический метод, базирующийся на звуковом анализе, метод глобального чтения, или метод целых слов, послоговой метод и их различные модификации.

В любом книжном магазине найдется несколько десятков различных букварей и азбук, а в интернете – десятки описаний различных приемов обучения чтению, авторских программ обучения. Это говорит о том, что потребность в разных вариантах букварей, основанных на всевозможных подходах, очень высока, а поиски оптимального метода по-прежнему актуальны. И еще о том, что не существует универсального метода обучения, идеально подходящего всем.

           Общепринятый во всех образовательных учреждениях аналитико-синтетический метод обучения чтению (в России впервые введен К.Д. Ушинским в 1864 г.), бывает не всегда эффективен, особенно, когда речь идёт о детях с выраженной речевой патологией, или о детях с отклонениями в умственном развитии. Единицей обучения является звук, а основными приемами обучения – анализ и синтез. Звуковой метод для таких детей совершенно недоступен, так как он опирается на полностью сформированную устную речь. Следовательно, что детей с тяжёлыми нарушениями речи, с отклонениями в развитии, чтению необходимо обучать с помощью другого метода. Если исключить звуковой подход в обучении чтению детей с синдромом Дауна, то имеют место быть два метода – метод глобального чтения и метод послогового чтения.

Метод глобального чтения был основан на методике раннего развития американского нейрофизиолога Глена Домана. В России по аналогичной схеме работает А.А. Маниченко, автор развивающей программы «Читаем с пеленок». Изначально этот метод использовался для обучения глухих, но позднее его стали использовать в работе с детьми с различными ограничениями возможностей здоровья.

Единицей чтения с самого начала является слово, его графическое изображение воспринимается как идеограмма. Обучение чтению целыми словами физиологично, т.к. люди не мыслят буквами и слогами, а только целыми словами. По методу глобального чтения не учат ни названиям букв, ни звукобуквенному соотношению. Ребёнка учат узнавать слова как целое, не дробя их на буквы и слоги. Механизмы глобального чтения становятся основой развития речи и последующего овладения аналитическим чтением для детей раннего возраста и большинства детей с ОВЗ.

Недостатки данного метода заключаются в том, что ребенку необходимо самостоятельно догадаться о принципе чтения, а не всем детям это под силу. Они хоть и оказываются способны визуально узнавать десятки изученных слов, однако с чтением новых слов все-таки не справляются.

Для детей с синдромом Дауна целесообразно использовать элементы метода глобального чтения. Он используется для активизации мозговых функций (для развития внимания, мышления, зрительной и слуховой памяти), для обогащения и закрепления словарного запаса, коррекции лексико-грамматического строя речи и звукопроизношения. После того, как ребёнок научился сопоставлять примерно 25-30 слов с картинками (мама, баба, каша, суп, чай, кукла, машина, бусы, сани, дом, мак, суп, кошка, луна и т.д.), можно переходить к чтению слов послоговым методом, где слог- минимальная произносительная единица речи.

Применять послоговой метод обучения в России начали с конца 19 века К.Г. Житомирский и А.И. Анастасиев, а позже в 1924 г. Ф.П. Мироносицкий. В настоящее время наиболее разработанными методиками послогового обучения чтения являются методика Т.С. Резниченко. По складам учит чтению методика Н.А. Зайцева и кубики Е.В. Чаплыгина.

Послоговой метод обучения используется и является эффективным в случаях, когда традиционный метод для ребенка слишком сложен или недоступен (например, трудности в обучении чтению, тяжелые нарушения речи: дизартрия, алалия, заикание, тугоухость, снижение интеллекта, сенсорные расстройства, особенности формирования речи в случаях РАС).

Сущность метода послогового чтения заключается в том, что ребенка не знакомят с буквами и правилами чтения, а просто показывают и называют слог. Очень важно в рамках этой методики соблюдать определённый порядок введения этих слогов и параллельное чтение слов с изученными слогами. Наиболее систематизированным считается метод послогового чтения по Т.С.Резниченко. Он был разработан в процессе работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, и лег в основу «Занимательного букваря» Т.С. Резниченко. Данное пособие было рекомендовано Министерством образования РФ для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

При обучении чтению и письму послоговым методом по Т.С.Резниченко, вся работа делится на несколько этапов.  На начальных этапах ребенок знакомится с графическим обозначением гласных букв А, У, О, И, Я, Ю, Е, Ё. Учится находить эти буквы в напечатанных словах, фразах. После знакомства с гласными буквами переходим к знакомству и чтению слогов, образованных из согласных и уже знакомых гласных букв. В соответствии с гласными буквами составляется 10 слоговых таблиц. Каждой слоговой таблице соответствует определённый цвет. Например, для слогов с буквой А – белый цвет, для слогов с гласной У – жёлтый цвет и т.д. Сначала ребенок знакомится и читает прямые слоги, образованные из согласных букв и буквы А: БА, ВА, ГА, ДА, ЖА, ЗА, КА, ЛА, МА, НА, ПА, РА, СА, ТА, ФА, ХА, ЦА, ЧА, ША, ЩА.

После того, как ребёнок запомнил слоги с гласной А, можно переходить к слогам, которые образованы с другой гласной буквой, например, с буквой О: БО, ВО, ГО, ДО и т.д. Основной задачей при работе со слоговыми таблицами является научить произносить слог, а не каждую букву в отдельности. На одном занятии можно знакомить с 4-5 слогами, из которых одновременно складываем и читаем слова. Для быстрого запоминания слогов рядом со слогом можно наклеить картинку, название которой начинается на соответствующий слог, например, на слог -МА можно наклеить рисунок машины, на слог -ГА рисунок газеты. Когда начинаем читать, используем слова из 2 слогов, типа: МАМА, ВАТА, ЯМА, ПАША, затем трёхсложные слова и короткие фразы: ПАНАМА, МАКАКА. МАМА РАДА. ВА-ЗА У-ПА-ЛА. У Е-ЖА Е-ЖА-ТА. Незнакомые слова или сложные слова для ребёнка, можно заменить картинками, мелкими игрушками. Постепенно изучая новые слоги, количество фраз, читаемых ребёнком увеличивается, и отпадает необходимость показывать рисунок или предмет.

После того, как ребёнок научился читать прямые слоги и слова, образованные из 2-3 слогов, можно переходить к чтению слов с закрытыми слогами и со стечением согласных. Над каждой новой изучаемой согласной буквой ставится точка. Каждая обозначенная точкой буква произносится отрывисто. Вначале изучаются глухие согласные, только потом – звонкие согласные. Согласная буква располагается сначала в конце слова, потом в середине, и в начале. Например, ЛАК, ТЫКВА, КРАБ. Предлагаемые слова: МАК, БАК, КУ-СОК, КА-БА-ЧОК, КЛУ-БОК, РЮК-ЗАК, КРУ-ЖЕ-ВА. Далее от самостоятельного чтения отдельных слов на карточках можно переходить к книжкам, лучше сюжетным, с множеством цветных иллюстраций и с большим шрифтом. Через некоторое время ребенок сможет самостоятельно прочитать более сложные тексты. Но, к сожалению, очень часто понимание прочитанного ребенком с синдромом Дауна затруднено. Также необходимо поощрять стремление детей писать. Формирование навыков чтения и письма должно идти параллельно. Дети пишут отдельные буквы, слоги, слова, а также списывают их с текста. На начальном этапе предлагается обводка по шаблону, по контуру, штриховка.

Следующий этап обучения заключается в формировании звукобуквенного анализа слов, так как звукобуквенный анализ необходим для осмысленного письма ребенка с синдромом Дауна. Для формирования звукобуквенного анализа и синтеза применяются различные дидактические игры и упражнения («Поймай заданный звук», «Доскажи словечко», «Повтори слова», «Какой слог лишний» и др.).

           Все эти игры направлены на формирование фонематического восприятия, слуха, на закрепление умения определять наличие заданного звука в слове, его позицию, соотносить звук с буквой, определять последовательность звуков в словах.

Нужно отметить, что по послоговому методу обучения не предусмотрена работа по формированию звукобуквенного, звукослогового анализа, поэтому она является дополнительным способом обучения детей с тяжелыми нарушениями речи и не заменяет классическую методику обучения.

Сколько же времени требуется на освоение того или иного этапа обучения? На этот вопрос трудно ответить. Во многом это зависит от степени тяжести речевого нарушения, от умения заинтересовать ребёнка, от участия родителей в процессе обучения.                                                                                                  

Обучая чтению послоговым методом ребёнка с синдромом Дауна, можно сделать вывод:

  1. дети с синдромом Дауна могут научиться читать и писать;
  2. у детей развивается речь, т.е. обогащается словарный запас, формируется слуховое и зрительное восприятие, фонематический слух, повышается активность внимания и улучшаются все виды памяти.

Метод послогового чтения можно назвать универсальным методом, так как он подходит как для обычных детей, так и для детей с ОВЗ, можно заниматься с детьми любого возраста, как индивидуально, так и в подгрупповой форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети с синдромом Дауна - кто они?

Статья освещает проблемы развития детей с синдромом Дауна....

Особенности развития и обучения детей с синдромом Дауна.

Как много возниккает вопросов у педагогов и родителей о воспитании и развитии детей с синдромом Дауна. Как проводить занятия с такими детьми учитывая их индивидуальные особенности....

Особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна.

В материале рассмотрены различные программы ранней педагогической помощи детям с синдромом Дауна....

Теоретические основы изучения проблемы обучения и воспитания детей с синдромом Дауна

Теоретические основы изучения проблемы обучения и воспитания детей с синдромом Дауна...

Перспективный план по развитию ручной моторики, подготовка руки к письму у детей с синдромом Дауна. 2 год обучения.

Общеизвестно, что развитие ручной моторики зависит как от физической зрелости коры головного мозга, так и от условий воспитания, которые либо стимулируют ее развитие, либо задерживают. Умственно отста...

Особенности развития и обучения грамоте детей с синдромом Дауна

В учебно-методическом пособии приводятся общие сведения об особенностях психического и интеллектуального развития детей с синдромом Дауна, рассмотрены подходы к обучению таких детей грамоте. Социально...