Перспективный план по развитию ручной моторики, подготовка руки к письму у детей с синдромом Дауна. 2 год обучения.
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике
Общеизвестно, что развитие ручной моторики зависит как от физической зрелости коры головного мозга, так и от условий воспитания, которые либо стимулируют ее развитие, либо задерживают. Умственно отсталый ребенок оказывается очень чувствительным к условиям воспитания, и динамика его развития находится в тесной зависимости от своевременности коррекционного воздействия и содержания педагогической работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Перспективный план по развитию ручной моторики у детей с синдромом Дауна. | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план
по развитию ручной моторики, подготовке руки к письму
для детей с умственной отсталостью (синдромом Дауна)
2 год обучения.
Развитие ручной моторики и тонкой моторики пальцев рук имеет выраженную коррекционно-развивающую направленность. Оно тесно связано с речевым, психологическим и личностным развитием ребенка. Под влиянием интенсивной коррекционной работы активно развиваются высшие психические функции, активизируется межполушарное и межанализаторное взаимодействие.
Общеизвестно, что развитие ручной моторики зависит как от физической зрелости коры головного мозга, так и от условий воспитания, которые либо стимулируют ее развитие, либо задерживают. Умственно отсталый ребенок оказывается очень чувствительным к условиям воспитания, и динамика его развития находится в тесной зависимости от своевременности коррекционного воздействия и содержания педагогической работы.
Важно сформировать у дошкольников различные типы хватания, сформировать умение оперировать каждой рукой, кистью руки, сформировать согласованность действий обеих рук, умение выделять каждый палец в отдельности. Овладение различными типами хватания — захват в кулак, хватание щепотью, противопоставление большого пальца всем остальным, использование «указательного захвата» (двумя пальцами — большим и указательным) — позволяют расширить регистр орудийных действий ребенка. Его возможности при целенаправленном обучении существенно расширяются и активизируются, руки подготавливаются к овладению учебными и трудовыми умениями и навыками. При этом ребенок с развитой моторикой имеет возможность продемонстрировать свою сотоятельность, что повышает его самооценку и, в конечном итоге, гармонизирует личностное развитие.
Задачи обучения и воспитания:
- закреплять умение брать мелкие предметы указательным типом хватания;
- закреплять умение проводить прямые непрерывные линии до определенной точки слева направо и сверху вниз;
- учить застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки;
- учить составлять из частей целый предмет, т.е. Пристегивать изображения частей: к середине цветка — лепестки, к веточкам — листья, к дому — крышу и т. д.;
- формировать умение выполнять шнуровку сверху вниз, без перекрещивания шнурка (дождик, дорожка и т. д.), сначала в 2 дырочки, а затем увеличивать число дырочек (действия по подражанию и образцу);
- учить размазывать пальцами пластилин по дощечке и картону;
- учить проводить непрерывную линию между двумя волнистыми линиями, повторяя их изгибы (расстояние между волнистыми линиями от 2,5 до 1,5 см);
- учить проводить непрерывные линии между двумя ломаными линиями, повторяя их изгиб;
- учить обводить по контуру простые предметы;
- учить проводить линию, не отрывая карандаш от бумаги (сначала действие выполнять пальцем, а затем карандашом);
- учить штриховать в одном направлении (сверху вниз) простые предметы (яблоко, грушу, воздушный шар и т. д.);
- формировать индивидуальные предпочтения при выборе цвета в процессе раскрашивания контурных сюжетных рисунков цветными карандашами.
Месяц | Цель | Содержание работы |
Сентябрь | 1. Закреплять умение бросать мелкие предметы (горох, фасоль, орехи) захватывая их щепотью, в сосуд с широким горлышком. 2. Закреплять умение захватывать сыпучие материалы указательным типом хватания. 3. Закреплять умение выкладывать дорожки из мелких предметов (гороха, фасоли, семечек) по подражанию действиям взрослого, а затем по образцу. 4. Закреплять умение проводить непрерывную линию посередине дорожек различной ширины сначала пальцами, а затем карандашом от начала, до конца. 5. Продолжать учить выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением по подражанию. | Игра: «Собери горох», «Опусти бусинки» Игра: «Испечем блины», «Приготовим обед», Игра: «Грядки» Игра «Дорожки для ежика» |
Октябрь | 1. Закреплять умение выкладывать дорожки из мелких предметов (гороха, фасоли, семечек) по подражанию действиям взрослого, а затем по образцу. 2. Закреплять умение проводить непрерывную линию посередине дорожек различной ширины сначала пальцами, а затем карандашом от начала, до конца. 3. Учить детей застегивать кнопки и пуговицы различной величины и одного цвета. 4. Учить размазывать пальцами пластилин по дощечке, картону; 5. Продолжать учить выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением по подражанию. | Игра: «Грядки» Игра «Дорожки для ежика», «Дорожка для котенка» |
Ноябрь | 1. Закреплять умение проводить непрерывную линию посередине дорожек различной ширины сначала пальцами, а затем карандашом от начала, до конца. 2. Учить детей застегивать кнопки и пуговицы различной величины и одного цвета. 3. Учить размазывать пальцами пластилин по дощечке, картону; 4. Учить выкладывать горох, семечки на подготовленную дощечку с размазанным пластилином по нарисованному педагогом контуру простого предмета; 5. Продолжать учить выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением по подражанию. | Игра: «дорожка для мишки», «Дорожка для девочки» Задание: «Сделай грибок( домик, цветок)» |
Декабрь | 1. Учить детей застегивать кнопки и пуговицы различной величины и одного цвета. 2. Учить размазывать пальцами пластилин по дощечке, картону; 3. Учить выкладывать горох, семечки на подготовленную дощечку с размазанным пластилином по нарисованному педагогом контуру простого предмета; 4. Учить проводить линию (дорожку), не отрывая карандаш от бумаги, по наклонной линии-образцу; между двумя волнистыми линиями; 5. Продолжать учить выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением по подражанию. | Задание: «Сделай грибок( домик, цветок)» |
Январь | 1. Учить размазывать пальцами пластилин по дощечке, картону; 2. Учить выкладывать горох, семечки на подготовленную дощечку с размазанным пластилином по нарисованному педагогом контуру простого предмета; 3. Учить проводить линию (дорожку), не отрывая карандаш от бумаги, по наклонной линии-образцу; между двумя волнистыми линиями; 4. Учить составлять из частей целый предмет (пристегивать элементы предметов к основной части); 5. Продолжать учить выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением по подражанию. | Задание: «Сделай грибок( домик, цветок)» Задание: «Пристегни лепестки к середине цветка» |
Февраль | 1. Учить выкладывать горох, семечки на подготовленную дощечку с размазанным пластилином по нарисованному педагогом контуру простого предмета; 2. Учить проводить линию (дорожку), не отрывая карандаш от бумаги, по наклонной линии-образцу; между двумя волнистыми линиями; 3. Учить составлять из частей целый предмет (пристегивать элементы предметов к основной части); 4. Учить выполнять шнуровку сверху вниз, без перекрещивания шнурка, сначала в две дырочки, а затем увеличивать число дырочек (действия по подражанию, по образцу); 5. Продолжать учить выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением по подражанию. | Задание: «Рыбка», «Яблоко», «Цыпленок» Задание: «Пристегни листья к веточкам дерева» Игра: «Дождик», «Дорожка» |
Март | 1. Учить проводить линию (дорожку), не отрывая карандаш от бумаги, по наклонной линии-образцу; между двумя волнистыми линиями; 2. Учить составлять из частей целый предмет (пристегивать элементы предметов к основной части); 3. Учить выполнять шнуровку сверху вниз, без перекрещивания шнурка, сначала в две дырочки, а затем увеличивать число дырочек (действия по подражанию, по образцу); 4. Учить обводить по контуру простые предметы. 5. Продолжать учить выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением по подражанию. | Задание: «Пристегни листья к веточкам дерева», «Пристегни лепестки к середине цветка» Игра: «Дождик», «Дорожка» |
Апрель | 1. Учить составлять из частей целый предмет (пристегивать элементы предметов к основной части); 2. Учить выполнять шнуровку сверху вниз, без перекрещивания шнурка, сначала в две дырочки, а затем увеличивать число дырочек (действия по подражанию, по образцу); 3. Учить обводить по контуру простые предметы. 4. учить штриховать в одном направлении сверху вниз простые предметы; 5. Продолжать учить выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением по подражанию. | Задание: «Пристегни листья к веточкам дерева», «Пристегни лепестки к середине цветка» Игра: «Дождик», «Дорожка для зайчика» Задание: «Заштрихуй яблоко (грушу, воздушный шар и д.р.) |
Май | 1. Учить выполнять шнуровку сверху вниз, без перекрещивания шнурка, сначала в две дырочки, а затем увеличивать число дырочек (действия по подражанию, по образцу); 2. Учить обводить по контуру простые предметы. 3. учить штриховать в одном направлении сверху вниз простые предметы; 4. Учить раскрашивать контурные сюжетные рисунки цветными карандашами, стараясь не заходить за контур, самостоятельно выбирать цвет при раскрашивании сюжетной картинки; 5. Продолжать учить выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением по подражанию. | Игра: «Дождик», «Дорожка для зайчика» Задание: «Заштрихуй яблоко (грушу, воздушный шар и д.р.) |
Используемая литература: Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с методическими рекомендациями / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перспективный план по развитию ручной моторики у детей с ДЦП
перспективный план на год по развитию ручной моторики у детей, страдающих детским церебральным параличом...
Развитие мелкой моторики. Подготовка руки к письму
Консультация для родителей по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста...
Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики руки и подготовки руки к письму для детей старшего дошкольного возраста
В пособии пообраны пальчиковые игры для развития мелкой моторики по темам...
Методическая разработка на тему: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики на занятиях учителя-дефектолога у детей с синдромом Дауна».
Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказалось тесно связанными с речево...
Развитие ручной моторики и подготовка руки к письму у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В этой статье изложена система работы развития ручной моторики и подготовка руки к письму у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата...
Методическая разработка по теме: «Развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму.
В данной работе предстваленые различные игры на развитие мелкой моторики рук,в которые можно играть педагогам в детском саду, и родителям дома....
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Развитие мелкой моторики и графо- моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как средство развития речи и подготовки руки к письму»
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически...