Перспективный план по развитию ручной моторики, подготовка руки к письму у детей с синдромом Дауна. 2 год обучения.
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике

Рекова Людмила Борисовна

Общеизвестно, что развитие ручной моторики зависит как от физической зрелости коры головного мозга, так и от условий воспитания, которые либо стимулируют ее развитие, либо задерживают. Умственно отсталый ребенок оказывается очень чувствительным к условиям воспитания, и динамика его развития находится в тесной зависимости от своевременности коррекционного воздействия и содержания педагогической работы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план

 по развитию ручной моторики, подготовке руки к письму

 для детей с умственной отсталостью (синдромом Дауна)

2 год обучения.

        

        Развитие ручной моторики и тонкой моторики пальцев рук имеет выраженную коррекционно-развивающую направленность. Оно тесно связано с речевым, психологическим и личностным развитием ребенка. Под влиянием интенсивной коррекционной работы активно развиваются высшие психические функции, активизируется межполушарное и межанализаторное взаимодействие.

        Общеизвестно, что развитие ручной моторики зависит как от физической зрелости коры головного мозга, так и от условий воспитания, которые либо стимулируют ее развитие, либо задерживают. Умственно отсталый ребенок оказывается очень чувствительным к условиям воспитания, и динамика его развития находится в тесной зависимости от своевременности коррекционного воздействия и содержания педагогической работы.

        Важно сформировать у дошкольников различные типы хватания, сформировать умение оперировать каждой рукой, кистью руки, сформировать согласованность действий обеих рук, умение выделять каждый палец в отдельности. Овладение различными типами хватания — захват в кулак, хватание щепотью, противопоставление большого пальца всем остальным, использование «указательного захвата» (двумя пальцами — большим и указательным) — позволяют расширить регистр орудийных действий ребенка. Его возможности при целенаправленном обучении существенно расширяются и активизируются, руки подготавливаются к овладению учебными и трудовыми умениями и навыками. При этом ребенок с развитой моторикой имеет возможность продемонстрировать свою сотоятельность, что повышает его самооценку и, в конечном итоге, гармонизирует личностное развитие.

        Задачи обучения и воспитания:

  • закреплять умение брать мелкие предметы указательным типом хватания;
  • закреплять умение проводить прямые непрерывные линии до определенной точки слева направо и сверху вниз;
  • учить застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки;
  • учить составлять из частей целый предмет, т.е. Пристегивать изображения частей: к середине цветка — лепестки, к веточкам — листья, к дому — крышу и т. д.;
  • формировать умение выполнять шнуровку сверху вниз, без перекрещивания шнурка (дождик, дорожка и т. д.), сначала в 2 дырочки, а затем увеличивать число дырочек (действия по подражанию и образцу);
  • учить размазывать пальцами пластилин по дощечке и картону;
  • учить проводить непрерывную линию между двумя волнистыми линиями, повторяя их изгибы (расстояние между волнистыми линиями от 2,5 до 1,5 см);
  • учить проводить непрерывные линии между двумя ломаными линиями, повторяя их изгиб;
  • учить обводить по контуру простые предметы;
  • учить проводить линию, не отрывая карандаш от бумаги (сначала действие выполнять пальцем, а затем карандашом);
  • учить штриховать в одном направлении (сверху вниз) простые предметы (яблоко, грушу, воздушный шар и т. д.);
  • формировать индивидуальные предпочтения при выборе цвета  в процессе раскрашивания контурных сюжетных рисунков цветными карандашами.

        

Месяц

Цель

Содержание работы

Сентябрь

1. Закреплять умение бросать мелкие предметы (горох, фасоль, орехи) захватывая их щепотью, в сосуд с широким горлышком.

2. Закреплять умение захватывать сыпучие материалы указательным типом хватания.

3. Закреплять умение выкладывать дорожки из мелких предметов (гороха, фасоли, семечек) по подражанию действиям взрослого, а затем по образцу.

4. Закреплять умение проводить непрерывную линию посередине дорожек различной ширины сначала пальцами, а затем карандашом от начала, до конца.

5. Продолжать учить выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением по подражанию.

Игра: «Собери горох», «Опусти бусинки»

Игра: «Испечем блины», «Приготовим обед»,

Игра: «Грядки»

Игра «Дорожки для ежика»

Октябрь

1. Закреплять умение выкладывать дорожки из мелких предметов (гороха, фасоли, семечек) по подражанию действиям взрослого, а затем по образцу.

2. Закреплять умение проводить непрерывную линию посередине дорожек различной ширины сначала пальцами, а затем карандашом от начала, до конца.

3. Учить детей застегивать кнопки и пуговицы различной величины и одного цвета.

4. Учить размазывать пальцами пластилин по дощечке, картону;

5. Продолжать учить выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением по подражанию.

Игра: «Грядки»

Игра «Дорожки для ежика», «Дорожка для котенка»

Ноябрь

1. Закреплять умение проводить непрерывную линию посередине дорожек различной ширины сначала пальцами, а затем карандашом от начала, до конца.

2. Учить детей застегивать кнопки и пуговицы различной величины и одного цвета.

3. Учить размазывать пальцами пластилин по дощечке, картону;

4. Учить выкладывать горох, семечки на подготовленную дощечку с размазанным пластилином по нарисованному педагогом контуру простого предмета;

5. Продолжать учить выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением по подражанию.

 Игра: «дорожка для мишки», «Дорожка для девочки»

Задание: «Сделай грибок( домик, цветок)»

Декабрь

1. Учить детей застегивать кнопки и пуговицы различной величины и одного цвета.

2. Учить размазывать пальцами пластилин по дощечке, картону;

3. Учить выкладывать горох, семечки на подготовленную дощечку с размазанным пластилином по нарисованному педагогом контуру простого предмета;

4. Учить проводить линию (дорожку), не отрывая карандаш от бумаги, по наклонной линии-образцу; между двумя волнистыми линиями;

5. Продолжать учить выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением по подражанию.

Задание: «Сделай грибок( домик, цветок)»

Январь

1. Учить размазывать пальцами пластилин по дощечке, картону;

2. Учить выкладывать горох, семечки на подготовленную дощечку с размазанным пластилином по нарисованному педагогом контуру простого предмета;

3. Учить проводить линию (дорожку), не отрывая карандаш от бумаги, по наклонной линии-образцу; между двумя волнистыми линиями;

4. Учить составлять из частей целый предмет (пристегивать элементы предметов к основной части);

5. Продолжать учить выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением по подражанию.

Задание: «Сделай грибок( домик, цветок)»

Задание: «Пристегни лепестки к середине цветка»

Февраль

1. Учить выкладывать горох, семечки на подготовленную дощечку с размазанным пластилином по нарисованному педагогом контуру простого предмета;

2. Учить проводить линию (дорожку), не отрывая карандаш от бумаги, по наклонной линии-образцу; между двумя волнистыми линиями;

3. Учить составлять из частей целый предмет (пристегивать элементы предметов к основной части);

4. Учить выполнять шнуровку сверху вниз, без перекрещивания шнурка, сначала в две дырочки, а затем увеличивать число дырочек (действия по подражанию, по образцу);

 5. Продолжать учить выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением по подражанию.

Задание: «Рыбка», «Яблоко», «Цыпленок»

Задание: «Пристегни листья к веточкам дерева»

Игра: «Дождик», «Дорожка»

Март

1. Учить проводить линию (дорожку), не отрывая карандаш от бумаги, по наклонной линии-образцу; между двумя волнистыми линиями;

2. Учить составлять из частей целый предмет (пристегивать элементы предметов к основной части);

3. Учить выполнять шнуровку сверху вниз, без перекрещивания шнурка, сначала в две дырочки, а затем увеличивать число дырочек (действия по подражанию, по образцу);

4. Учить обводить по контуру простые предметы.

5. Продолжать учить выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением по подражанию.

Задание: «Пристегни листья к веточкам дерева», «Пристегни лепестки к середине цветка»

Игра: «Дождик», «Дорожка»

Апрель

1. Учить составлять из частей целый предмет (пристегивать элементы предметов к основной части);

2. Учить выполнять шнуровку сверху вниз, без перекрещивания шнурка, сначала в две дырочки, а затем увеличивать число дырочек (действия по подражанию, по образцу);

3. Учить обводить по контуру простые предметы.

4. учить штриховать в одном направлении сверху вниз простые предметы;

5. Продолжать учить выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением по подражанию.

Задание: «Пристегни листья к веточкам дерева», «Пристегни лепестки к середине цветка»

Игра: «Дождик», «Дорожка для зайчика»

Задание: «Заштрихуй яблоко (грушу, воздушный шар и д.р.)

Май

1. Учить выполнять шнуровку сверху вниз, без перекрещивания шнурка, сначала в две дырочки, а затем увеличивать число дырочек (действия по подражанию, по образцу);

2. Учить обводить по контуру простые предметы.

3. учить штриховать в одном направлении сверху вниз простые предметы;

4. Учить раскрашивать контурные сюжетные рисунки цветными карандашами, стараясь не заходить за контур, самостоятельно выбирать цвет при раскрашивании сюжетной картинки;

5. Продолжать учить выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением по подражанию.

Игра: «Дождик», «Дорожка для зайчика»

Задание: «Заштрихуй яблоко (грушу, воздушный шар и д.р.)

Используемая литература: Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными  нарушениями) с методическими рекомендациями / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план по развитию ручной моторики у детей с ДЦП

перспективный план на год по развитию ручной моторики у детей, страдающих детским церебральным параличом...

Развитие мелкой моторики. Подготовка руки к письму

Консультация для родителей по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

Методическая разработка на тему: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики на занятиях учителя-дефектолога у детей с синдромом Дауна».

Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказалось тесно связанными с речево...

Развитие ручной моторики и подготовка руки к письму у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В этой статье изложена система работы развития ручной  моторики и подготовка руки к письму у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата...

Методическая разработка по теме: «Развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму.

В данной работе предстваленые различные игры на развитие мелкой моторики рук,в которые можно играть педагогам в детском саду, и родителям дома....

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Развитие мелкой моторики и графо- моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как средство развития речи и подготовки руки к письму»

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически...