Взаимодействие с семьей и развитие детской одаренности.
методическая разработка
«Понимание в семье высокого потенциала детей является одним из важных условий для развития их одарённости, а его отсутствие ведёт за собой «обнищание мысли».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_vzaimodeystvie_s_semyoy_v_razvitii_detskoy_odaryonnosti.docx | 29.91 КБ |
Предварительный просмотр:
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ»
«Понимание в семье высокого потенциала детей
является одним из важных условий для развития
их одарённости, а его отсутствие ведёт за собой
«обнищание мысли».
(А.М.Матюшкин, Ю.С.Багимов и другие).
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.
Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
В общем положении Федерального Государственного образовательного стандарта одним из пунктов основных принципов дошкольного образования является организация сотрудничества с семьей. В связи с этим каждый педагог ДОУ разрабатывает план работы с родителями, где решается одна из основных задач Стандарта - обеспечение психолого-педагогической поддержки и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, развитие их индивидуальных способностей.
Но сегодня мне хотелось бы поговорить о взаимодействии с семьей в вопросах развития детской одаренности.
Современное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личности одаренного ребенка.
Важность работы с одаренными детьми показана:
- в «Федеральном законе об образовании в РФ» (в статье 77. Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности.)
- в «Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», где одним из направлений работы является разработка специальных разделов примерных основных образовательных программ дошкольного образования, обеспечивающих выявление, развитие и сопровождение одаренных детей, а так же проведение и участие в интеллектуальных и творческих конкурсных мероприятий для детей и молодежи.
- в нашем городе приказом УО за № 413 утверждена Модель выявления, поддержки и развития одаренных детей города Губкинского, в которой обозначена схема социального взаимодействия по поддержки детской одаренности в сфере дополнительного образования.
Природой заложен огромный потенциал в каждом человеке, который при благоприятных условиях эффективно развивается и даёт возможность достигать больших высот в развитии. Для развития способностей необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одарённости, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия воспитателей, узких специалистов и родителей.
Но любая работа с одаренным ребенком только начинается в образовательных учреждениях. Основная функция в развитии способностей детей принадлежит, конечно же, семье.
Поэтому цель нашей работы заключается в том, чтобы сформировать у родителей устойчивое желание в поддержке одаренности у ребенка и его дальнейшее развитие.
Взаимодействие детского сада с семьёй одарённого ребёнка направлено на то, чтобы научить родителей понимать и принимать своего ребёнка таким, какой он есть. Родителям принадлежит особая роль - содействие развитию. Ведь именно в семье происходит формирование личностных качеств и творческих способностей ребёнка. Поэтому практическая задача педагогов, оказывать всяческую поддержку семьям, имеющим способных и одарённых детей.
В прошлом году мы выпустили подготовительную группу. На протяжении всей работы были достигнуты высокие результаты в различных направлениях детской одаренности. Апробировались новые формы работы с одаренными детьми. В ходе этой работы обнаружились некоторые противоречия, поскольку не все родители видят способности своего ребенка, и не все готовы принять его таким, какой он есть. Многие из них завышают возможности детей, а некоторые недооценивают его возможности, что происходит чаще всего. Раз возникли такие противоречия, то появилась необходимость организованной работы с родителями по повышению их компетентности в вопросах воспитания и развития одаренного ребенка. Работа с родителями проводится по таким направлениям как:
- Организация информационной среды для родителей
Важным моментом работы с одарёнными детьми и их родителями является создание информационной среды, комплексных мероприятий, направленных на укрепление сотрудничества с семьями одарённых детей. Для родителей дошкольников нами разработана Модель развития творческого потенциала детей родителями, с которой мы познакомили их на родительском собрании.
Родителям советуем:
- создавать условия для творческого развития ребенка в доме и вне его:
- Приобретать книги, игрушки, игры, которые полезны для развития детей.
- Обеспечивать ребенка материалами для творчества (бумага, клей, пластилин и т.д.)
- Организовывать места для творчества (стол, полка, место для игрушек, игр на полу, комната, уголок).
- Предоставить возможность ребенку использовать старые не нужные вещи для создания различных конструкций, поделок.
- Предоставить возможность ребенку изменять привычный порядок в доме.
- Предоставить возможность ребенку для размышления работы в одиночестве.
- активно участвовать в творческом развитии ребенка:
- Играть и заниматься с ребенком дома.
- Обсуждать с ним различные проблемы, искать ответы на интересующие его вопросы.
- Читать и обсуждать книги.
- Разгадывать загадки, решать кроссворды, ребусы, стимулировать придумывание собственных рассказов, сказок, небылиц.
- Предоставить ребенку возможность заниматься рисованием, лепкой, конструированием, аппликацией по его желанию.
- Просматривать и обсуждать с ним детские передачи, мультфильмы.
- Совместно прослушивать музыку, петь, организовывать выставки работ.
- Предоставить возможность составлять различные коллекции в соответствии с интересами детей.
- Записывать идеи, размышления, высказывания детей.
- совместно проводить досуг вне дома:
- Отдыхать вместе с детьми в выходные дни в парке, в лесу и т. д.
- Заниматься спортом.
- Совместно посещать выставки, музеи и другие культурно – общественные места.
- стимулировать творческую активность ребенка:
- Поощрять его творческую деятельность (рисунки, стихи, коллекции, конструкции).
- Поощрять стремления ребенка исследовать окружающий мир.
- Помочь в поиске интеллектуальных партнеров среди ровесников и взрослых.
- Поощрять активное учение ребенка, помогать ему в приобретении знаний и навыков.
- Ценить достижения ребенка, его самого как личность!
Только тогда ребенок вырастит творческой личностью!
Любое знание намного прочнее усваивается в практической деятельности. С этой целью и было проведено родительское собрание, на котором родители:
- были ознакомлены с теоретическими положениями о детской одаренности,
- смогли проанализировать сами способности своего ребенка и сравнить их с анализом способностей детей педагогом (опрос-анкета),
- сами стали участниками тестирования по выявлению своей собственной одаренности и пришли к выводу, что способности необходимо развивать в детском возрасте,
- увидели творческие выступления своих детей в разных направлениях: художественной, музыкальной деятельности, спортивной…
Мы преследовали цель в проведении собрания не только ознакомления с Моделью, но и принятия и осознания ее важности.
Родители обратили внимание на своих детей и на денный момент:
15 человек ходят заниматься танцами в различные хореографические группы,
12 человек посещают школу искусств №2, где продолжают учиться рисовать,
5 человек посещают музыкальную школу,
4 человека занимаются вокалом,
20 человек регулярно посещают детскую библиотеку.
- Следующее направление - это психолого – педагогическое сопровождение семьи способного ребёнка.
Целью психолого - педагогического сопровождения семьи является обучение родителей эффективному взаимодействию их с ребёнком, установление и развитие отношений сотрудничества и партнёрства, расширение возможностей понимания одарённого ребёнка. Для эффективности этой работы мы проводим анкетирование, индивидуальные консультации, подбор научной и практической литературы для родителей.
Работа в данном направлении строго индивидуальна для каждой семьи. Это зависит от:
- социального статуса семьи,
- уровня образования родителей,
- финансово-экономических условий семьи.
И мы делаем все необходимое, чтобы помочь родителям в создании условий для развития детской одаренности. Выявив детей в разных творческих направлениях, мы предоставляем им возможность развиваться в условиях дополнительного образования на бесплатной основе: кружок «Сударушка», кружок «Топотушки», кружок общей физической подготовки («ОФП»), кружок «Знатоки».
3 направление – это совместная практическая деятельность способного ребёнка и его родителей.
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которых родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.
В ДОУ проводятся выставки совместных работ родителей с детьми и самих родителей:
- «У мамы ручки золотые»
- «Осенние фантазии»
- «Зимушка хрустальная»
- «День рождения снеговика»
- «Мастерская Деда Мороза»
- «Как на Маслинной неделе»
- «Весна - красна» и др.
Важно, что в процессе ознакомления с работами других участников выставки, родители проявляют особую активность, подолгу рассматривают поделки вместе с детьми, обсуждают разнообразие творческих выдумок.
Детско-родительские проекты:
- «Космос»
- «Наш город»
- «Что за прелесть эти сказки»
- «Год гражданского Единства»
Данные проекты заканчиваются большими общими мероприятиями:
- «Что за прелесть эти сказки»
- «Год гражданского Единства»
- «Папа, мама, я – спортивная семья»
- «Сказочный калейдоскоп»
- «День Нептуна»
- «Всемирный день театра»
Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала и участие в совместных мероприятиях не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что основная функция ДОУ по работе с семьей в развитии детской одаренности - это:
- показать родителям, что их ребенок одаренный,
- научить родителей работать со своим ребенком,
-продолжать развивать детей по окончанию дошкольного обучения в системе дополнительного образования школ и города.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Психолого-педагогическое сопровождение развития детской одаренности "
Психолого-педагогическое сопровождение развития детской одаренности....
Детский театр - как технология развития детской одаренности.
Произнося слово "одаренность", мы подчеркиваем, что в психике ребенка есть нечто такое, что им "не выучено", а то, что ему "даровано"....
Детский сад-школа: создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности
laquo;Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, ...
«Влияние семьи на развитие детской одаренности»
В современном, высокотехнологичном веке очень важно говорить о семье, которая находится уже не на первом месте. Семья – важнейший институт общества, в котором происходит рождение и взросление ма...
Психолого- педагогические подходы к развитию детской одаренности и работе с одаренными детьми
Одаренность сложное и многомерное явление. Для организации работы с одаренными детьми необходимо определить феномен одаренности, ее проявления и типологию.Целостный подход к рассмотрению одаренн...
«Роль семьи в раскрытии детской одаренности» (Выступление на родительском собрании)
Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья. Необходимо понимать, что одаренные дети – это совсем особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд....
Доклад " Взаимодействие с семьей в развитии детской одаренности"
Доклад " Взаимодействие с семьей в развитии детской одаренности"...