Система оздоровления детей в ДОУ
консультация
Модель сохранения здоровья дошкольника и пути её реализации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система оздоровления детей в ДОУ.
Модель сохранения здоровья дошкольника и пути её реализации.
Материал подготовила инструктор по физической культуре
МБДОУ №30 «Берёзка» Хлыстова О.И.
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни были и остаются первостепенной задачей детских садов. В связи с этим, и наше дошкольное учреждение организует разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализует комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.
Модель сохранения здоровья детей, содержит пять блоков.
- Здравотворчество.
- Сотрудничество.
- Педагогическая поддержка.
- Взаимодействие.
- Преемственность.
Реализация модели формирования здоровья детей обеспечивается:
- Направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование (как приоритетное направление в работе детского сада);
- комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
- созданными оптимальными педагогическими условиями пребывания детей в МДОУ;
- формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.
Здоровьесберегающее направление предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности, реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе воспитательно-образовательного процесса, создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности.
Данный подход предусматривает мониторинг динамики соматического здоровья и его коррекцию, которая ориентируется на зону ближайшего развития ребенка инаправлена на повышение адаптивного потенциала ребенка с помощью немедикаментозных средств и изменений условий среды.
НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ.
Коллектив нашего детского сада уже несколько лет занимается поиском эффективных методов оздоровления детей. Оздоровительная работа в детском саду базируется на тех же принципах и методах, что и в других детских садах.
Планомерное сохранение и развитие здоровья в условиях нашего МДОУ осуществляется по нескольким направлениям:
Первым направлением работы является - комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами (медико-педагогический контроль):
- Осмотр детей специалистами детской поликлиники;
- Регулярный осмотр детей медицинской сестрой ДОУ;
- Диагностика речевого и внеречевого дыхания логопедом ДОУ;
- Выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду;
- Диагностирование общей физподготовленности детей в начале и конце года.
- Комплексная диагностика позволяет спроектировать индивидуальный маршрут развития ребёнка, содействующий сохранению и формированию здоровья.
Второе направление работы включает в себя рациональную организацию двигательной деятельности детей.
К организационным условиям относятся:
- Преобладание циклических упражнений;
- Ежедневные циклы физкультурных занятий:
- традиционные;
- тренировочные;
- занятия-соревнования;
- самостоятельные;
- интегрированные с другими видами деятельности;
- праздники и развлечения;
- Занятия с использованием мини-тренажеров;
- Ритмическая гимнастика;
- Гимнастика после сна;
- Ежедневный режим прогулок - 3—4 часа;
- Обеспечение двигательной активности детей атрибутами и пособиями;
- Создание необходимой развивающей среды;
- Строгое соблюдение двигательного режима и режима дня.
- Проведение утренней гимнастики, физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности;
- Музыкальные занятия;
- Занятия по формированию здорового образа жизни.
Все виды двигательной деятельности проводятся ежедневно воспитателями и специалистами ДОУ с учётом индивидуальных и возрастных способностей детей.
Третье направление определяет систему эффективного закаливания по ступеням: от щадящих до более интенсивных воздействий с учетом индивидуальных особенное и при этом используется комплекс процедур:
- Босохождение;
- Душ;
- Полоскание горла и рта водой комнатной температуры;
- Максимальное пребывание детей на воздухе;
- Воздушные ванны в облегченной одежде;
- Хождение по «дорожкам здоровья»
- Гимнастика и физкультурные занятия на свежем воздухе в теплый период года.
Все мероприятия по закаливанию проводятся под контролем старшей медицинской сестры ДОУ. Она же проводит предварительный инструктаж для воспитателей и обслуживающего персонала, объясняет, как проводить ту или иную процедуру.
Четвертое направление связано с осуществлением лечебно-профилактической работы. В его рамках проводятся следующие мероприятия:
- Постоянный контроль осанки;
- Контроль дыхания на занятиях но физическому воспитанию;
- Занятия и физические упражнения по профилактике плоскостопия и дефектов осанки.
- Контроль за нагрузками для переболевших детей и для детей, находящихся на диспансерном учете по поводу сопутствующих заболеваний.
- Подбор мебели в соответствии с ростом детей;
- Сбалансированное питание;
- Вакцинация против гриппа;
- Потребление фитонцидов (чеснока и лука);
- Употребление соков и фруктов (второй завтрак)
- Физиотерапия (кварц)
- Кварцевание групп;
- Прием поливитаминов;
- Массаж.
- Профилактический прием иммуномодуляторов: дибазола,
оксолиновой мази для носа;
Осуществление данных мероприятий в системе привело к тому, что в ДОУ в последние три года стабильная, достаточно высокая посещаемость и низкая по - сравнению с городской в целом заболеваемость.
Пятым направлением является использование практически апробированных и разрешенных методик нетрадиционного оздоровления детей с функциональными отклонениями в здоровье (внедрение новых технологий)
- Элементы точечного массажа (Ци-гун);
- Пальчиковая и артикуляционная гимнастика, рекомендованная для
- использования в ДОУ;
- Дыхательная и звуковая гимнастика по А. Стрельниковой;
- Психогимнастика по методике М. Чистяковой;
- Хождение по «дорожкам здоровья»;
- Использование различных массажеров;
- Звуковая гимнастика Лобанова;
- Элементы упражнения хатха-йога;
- Вибрационно-вокальные упражнения М. Лазарева;
- Звуковая и вибрационная гимнастика Востокова;
- Игровой массаж А. Уманской и К. Динейки;
Внедрение новых технологий повышает интерес воспитанников и их отдачу.
Шестым направлением считается комплекс психогигиенических мероприятий (психоэмоциональный комфорт):
- Психодиагностика;
- Психологически комфортная организация режимных моментов, доброжелательный стиль общения взрослых с детьми;
- Элементы аутотренинга и релаксации;
- Психогимнастика;
- Элементы музыкотерапии
- Индивидуальные и подгрупповые занятия с психологом ДОУ, направленные на коррекцию познавательных процессов и эмоциональной сферы;
Вследствие чего создан благоприятный, здоровый психологический микроклимат детей и сотрудников ДОУ.
Седьмым направлением - воспитательно-образовательная работа:
1.Формирование валеологической культуры ребёнка, основ валеологического сознания:
- формирование осознанного отношения к здоровью и жизни;
- знание о здоровье;
- умение сберегать, поддерживать и сохранять его;
2. Формирование основ безопасности жизнедеятельности.
Проведение мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения:
- По профилактике травматизма среди воспитанников;
- Противопожарной безопасности;
- Безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций
- Действиям для заблудившихся в лесу, парке, на окраине города и т.д.
Таким образом воспитательно-образовательная работа в ДОУ способствует формированию базисной характеристики личности, которая включает в себя компетентность, инициативность, самостоятельность, ответственность, свобода поведения и безопасность.
Восьмым направлением является консультативно-информационная работа с родителями:
- Оказание консультативной помощи родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников;
- Открытые просмотры и показы с использованием оздоравливающих технологий;
- Активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ по мероприятиям годового плана;
- Оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов для родителей.
Девятым направлением работы по сохранению и развитию здоровья является создание здоровье-сберегающей среды:
- Ведётся работа по совершенствованию здоровье-сберегающей предметно-развивающей среды в ДОУ.
- Проведение здоровьесбережения через все виды деятельности детей-дошкольников (психологический фон всех занятий, длительность занятий, методы и формы, санитарно-гигиенические условия).
- Улучшение микроклимата в групповых помещениях ДОУ (с помощью выращивания растений-фильтров) и др.
В нашем ДОУ созданы условия для обеспечения достаточного уровня двигательной активности на физкультурных занятиях. Специально оборудованный зал, в котором расположены спортивный комплекс, гимнастическая стенка, мини-тренажёры (эспандеры, гантели, гимнастические ролики), батут, фитболы, гимнастические скамейки и другой крупный и мелкий спортивный инвентарь. Имеется спортивная площадка на улице. В каждой группе имеются спортивные уголки, укомплектованные всем необходимым инвентарём для данной возрастной группы.
Десятым направлением является создание условий в режиме дня.
Согласно СанПиН, ведётся учёт гигиенических требований к максимальной нагрузке для детей дошкольного возраста в организованных формах обучения.
Коллектив ДОУ работает над созданием условий для оздоровительных режимов; валеологизацией образовательного пространства для детей, над бережным отношением к нервной системе ребёнка, учитывая его индивидуальные способности и интересы, предоставляя свободу выбора, волеизъявления и самореализации.
Оздоровительные, реабилитационные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия осуществляются психологом, медицинскими работниками, воспитателями, инструкторами по физ. воспитанию.
Научно-методическое обеспечение - обязанность методического кабинета и заведующей ДОУ. Контроль за выполнением программы, обеспечение взаимодействия с учреждениями и организациями здравоохранения, социального развития, физической культуры, представителями общественности по вопросам сохранения и укрепления здоровья воспитанников проводит руководитель в порядке, установленном Уставом учреждения.
\
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация комплексной системы оздоровления детей с учетом индивидуальных способностей здоровья каждого ребенка
Реализация комплексной системы оздоровления детей с учетом индивидуальных способностей здоровья каждого ребенка...
Программа по физическому воспитанию детей "Нетрадиционные формы оздоровления детей по системе Хатха-Йога".
.Интересная и очень эффективная программа оздоровления детей....
Программа по физическому воспитанию детей "Нетрадиционные формы оздоровления детей по системе Хатха-Йога".
.Интересная и очень эффективная программа оздоровления детей....
Система оздоровления детей
Используемая система оздоровления детей...
Пальчиковая гимнастика в системе оздоровления детей
Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи замечена детскими психологами уже давно. Один из эффективных способов развития мелкой моторики – упражнения для развития пальчиков или пальчиковая гимна...
Сообщение на тему: «Система оздоровления детей в летний период в ДОУ»
Сообщение на тему:«Система оздоровления детей в летний период в ДОУ»...
«Практическое применение лэпбуков в системе оздоровления детей старшего дошкольного возраста»
Презентация по теме «Практическое применение лэпбуков в системе оздоровления детей старшего дошкольного возраста» воспитателей подготовительной группы ГБДОУ №10 Василеостровского района1. ...