Программа по физическому воспитанию детей "Нетрадиционные формы оздоровления детей по системе Хатха-Йога".
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему
.Интересная и очень эффективная программа оздоровления детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_hathe-yoge_2.docx | 31.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
«НЕТРАДИЦИОННЫЕ методы оздоровления детей с использованием элементов Хатхи-йоги»
Пояснительная записка.
Главной ценностью для человека является его здоровье. Причём эта ценность выступает на двух уровнях: личном и общественном. Дошкольный возраст в развитии ребёнка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. От того, как организовано воспитание и обучение ребёнка, какие условия созданы для его взросления, для развития его физических и духовных сил, зависит развитие и здоровье в последующие годы жизни.
Актуальность темы.
Актуальность.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальных проблем нашего времени. Однако состояние здоровья детей сегодня далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальны возможностям современного общества.
Здоровье ребёнка зависит от ряда факторов – биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. В многоаспектном выражении нормальное психофизическое развитие старшего дошкольника и последующее сохранение его здоровья зависят от уровня физической активности, потребность в которой для дошкольника является естественной.
Очень часто родители обращаются с просьбой помочь их робким, стеснительным детям, которые при поступлении в школу остро ощущают неуверенность в себе и нуждаются в поддержке.
Без осознанной веры в свое «Я» дети не могут думать самостоятельно, иметь собственную точку зрения и свободно ее высказывать, без стеснения выступать публично, находить новых друзей и легко включаться в совместную деятельность. Такие первоклассники с трудом адаптируются в реальных условиях современной школы. Поэтому перед педагогами и родителями стоит важная задача – помочь дошкольникам задолго до поступления в учебное заведение преодолеть в себе застенчивость, робость, необоснованную стеснительность, воспитать у них самостоятельность, умение адаптироваться в различных ситуациях, вооружить необходимыми приемами общения
Основная задача программы – воспитание физически и психически здоровой личности.
Основные цели программы:
- укрепление физического здоровья детей и формирование у них красивой уверенной осанки;
- формирование положительных чувств и эмоций;
- воспитание оптимистического мироощущения.
Содержание программы.
Одной из основных задач, стоящих перед детским садом является воспитание здорового ребенка. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами. Это и неблагоприятные климатические особенности, ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое, «металло-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов), а также социальная напряженность и интенсификация процесса обучения.
Основной задачей педагогической работы является воспитание физически и психически здоровой личности. И, на мой взгляд, решению поставленных задач в значительной мере способствует использование в коррекционно-педагогической работе с детьми нетрадиционных форм оздоровления, которые вбирают в себя элементы Хатха-йога, дыхательной гимнастики, релаксации, визуализации и положительного мышления.
Технология реализации программы:
Эти методики обладают рядом преимуществ: не требуется больших помещений и дорогостоящего оборудования для занятий, занятия могут проводиться с любыми возрастными категориями. Помимо этого нетрадиционные формы оздоровления я прекрасным средством эстетического и нравственного воспитания. Под их воздействием укрепляется здоровье, формируется красивая осанка и энергичная походка, улучшается координация движения, вырабатывается сила воли, выдержка и уверенность в себе. Упражнения приучают занимающихся к каждодневному преодолению трудностей, повышают жизненный тонус и работоспособность, создают хорошее настроение.
Хатха-йога это система воспитания здорового тела и здоровой психики с помощью упражнений, релаксации, психотерапии. Безусловно, в условиях детского сада, невозможно использовать все элементы этой системы, но часть ее вполне доступна для дошкольников. Практика работы с дошкольниками показывает, что они с удовольствием выполняют статические позы Хатха- йога и упражнения на релаксацию, необычность и образность этих поз (асан) вызывают у дошкольников стойкий интерес и желание выполнять их вновь и вновь. Хорошим стимулом для совершенства качества выполнения этих упражнений является их сложность. Не каждый ребенок с первого занятия может выполнить предложенные ему позы Хатха-йоги и удержать их длительное время. Однако систематические занятия приводят к тому, что уже через пару месяцев большинство детей хорошо справляются с этими упражнениями и при этом не теряют желания заниматься, а, наоборот, стремятся достичь новых положительных результатов. Постоянное преодоление трудностей, расширение границ своих возможностей способствуют развитию в детях таких волевых качеств, как решительность, целеустремленность и уверенность в себе.
Начинать работу лучше с детьми пяти лет. Поскольку они уже сознательно относятся к выполнению данных упражнений, легко, координируют дыхание с вхождением в позу, могут сконцентрироваться на выполнении и удержать
положение в течение 5-10 секунд.
Условия реализации программы:
Занятия проводятся систематически, не менее 2-3 раз в неделю в течение всего год,62 учебных часа. Длительность занятия 30-35 минут. Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста без отклонений и с ранними отклонениями в состоянии здоровья: часто болеющих, с нарушениями осанки, вегетативными дисфункциями, отклонениями в нервно-психическом развитии.
Форма занятий – групповые, подгрупповые, индивидуальные.
Механизм оценки получаемых результатов:
- диагностика;
- открытые занятия;
- семинары-практикумы.
К концу учебного года дети должны овладеть:
- первичными навыками психической саморегуляции;
- техникой йоговских упражнений (асан);
-навыками нижнего (брюшного) дыхания с последующим переходом к полному дыханию и очистительным дыханием;
-умением отождествлять себя с предложенным образом;
-умением вообразить предложенную ситуацию;
- при помощи аффермации менять ход мыслей в положительную сторону;
-методом позитивного мышления и настроя на успех.
Предполагаемый результат.
-укрепление здоровья детей;
-формирование правильной осанки, энергичной походки, красивой фигуры;
-улучшение координации движений;
-развитие силы воли, выдержки, уверенности в себе;
-повышение жизненного тонуса и работоспособности.
Методические рекомендации.
При разучивании асан с детьми дошкольного возраста необходимо строго придерживаться определенных правил.
I. Асанами не следует заниматься после еды, минимум через час после приема пищи.
2. Одежда должна быть облегченной; майка, трусики. Босые ноги.
З. Асан всегда следует выполнять после дыхательных упражнений.
4.Комплес упражнений Хатха-йога должен строится в строгой последовательности, сначала упражнения выполняемые из
Положения, лежа, затем - сидя.
5.Перед началом выполнения упражнений необходимо провести динамическую разминку. Это разогреет мышцы и
Подготовит организм к нагрузке.
6.При овладении асанами необходимо соблюдать принцип постепенности: избегать перенапряжения у детей; начинать с
Простых упражнений и переходить к более сложным.
7. При разучивании комплекса Хатка-йога необходим четкий показ упражнений инструктором.
8.Основным критерием правильности выполнения асан является ощущения бодрости и хорошее настроение.
9.Для получения оздоровительного эффекта занятия с элементами Хатка-йога должны проводиться систематически 2-3раза в неделю. 10. Асаны следует включать в утреннюю гимнастику и зарядку после дневного сна, а также в физкультминутки.
I1. После выполнения комплекса упражнений Хатха-йога необходимо в течение 2-3 минут, проделать упражнения на
расслабление. •* •<-
12.Позы йогов не рекомендуются при заболеваниях сердца, а также при высоком или пониженном артериальном давлении.
Иоговские упражнения (асан) в большой степени направлены на поддержание здорового состояния позвоночника. Йоги считают, что, сохраняя гибкость и силу позвоночного столба, здоровье всего организма. Варианты использования статистических поз Хатха- йога различны. Эти упражнения могут выполняться отдельными сериями в подготовительной части занятия. Тогда они будут направлены на подготовку организма детей к физической нагрузке и на положительный эмоциональный настрой при преодолении трудностей. В основной части занятия асаны Хатха-йога можно использовать в виде блока коррекционных упражнений, направленных на укрепление мышц плечевого пояса, спины, брюшного пресса и ног, на развитие эластичности связок и сухожилии, ограничивающих подвижность в суставах, а также гибкости позвоночника и формирование правильной осанки детей. Применение этих упражнений в заключительной части занятия способствует скорейшему снятию напряжения, усталости, расслаблению всех частей тела и подготовке организма к дальнейшей деятельности. Но наибольший эффект дает систематическое выполнение комплекса таких упражнений в виде отдельного занятия.
Наряду с йоговской гимнастикой возможным является и использование в работе с детьми такого лечебного метода, как релаксация. Релаксация - это один из путей преодоления внутреннего напряжения, основанный на более или менее сознательном расслаблении мышц. Даже дошкольники, живущие в современном, цивилизованном мире, испытывают на себе повышенные психические нагрузки: постоянная спешка, беспокойство, поток негативной информации с телеэкрана, частые инфекционные
Заболевания, усталость приводящие в дальнейшем к перенапряжению. Обучая детей методам релаксации, помогаю снять им внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояние. Умение детей управлять своими чувствами и эмоциями - еще один шаг к воспитанию у них чувства уверенности в себе. В своей работе я использую несколько методик релаксации, адаптированных для детей дошкольного возраста. В зависимости от характера коллектива или отдельного ребенка, а также от поставленных задач тренаж, который может составлять из целиком взятой методики или набора упражнений различных методик. Важным в выполнении упражнений на релаксации является то, что каждое действие должно доставлять приятное ощущение и удовольствие, способствовать хорошему самочувствию. Практика показывает, что дети с удовольствием выполняют упражнения, как на расслабление отдельных частей тела, так и на общую релаксацию. Однако для получения наибольшего оздоровительного эффекта необходимо соблюдать следующие правила при подборе упражнений их выполнении.
- Упражнения на релаксацию выполняются в тихой спокойной остановке. • ,
- Расслабляться лучше с закрытыми глазами.
- В зависимости от условий применения данных упражнений используются различные позы: поза отдыха, поза алмаза и другие.
- Во время выполнения упражнений на релаксацию учить детей распознавать ощущение напряженности и расслабленности.
- Не спешить заканчивать релаксацию. •* -*
- Дети могут полежать, если им хочется.
- Выходить из этого состояния нужно медленно и спокойно: сначала потянуться, словно после пробуждения ото сна, затем открыть глаза и потихоньку сесть. |
- При использовании упражнений на расслабление отдельных частей тела, учитывается предыдущий вид деятельности детей (так, если было рисование или аппликация, то целесообразно выполнять упражнения на расслабление мышц рук, спины, шеи.
«Виды релаксации очень разнообразны: от простых до очень сложных и длительных по времени. 1
Таким образом, использование в коррекционной- педагогической работе с детьми йоговских упражнений и релаксационных упражнений помогает решить две задачи: укрепление физического здоровья, «формирование красивой, уверенной осанки и формирование положительных эмоций и чувств.
Но, на мой взгляд, воспитать уверенную в себе личность невозможно без формирования оптимистического мироощущения, позитивного отношения к жизни, активности и уверенности в себе, способность преувеличивать положительное и растворять, распылять отрицательное. Это элемент психической дисциплины, которому можно и нужно научить дошкольников. Нужно научить детей концентрировать внимание на своих успехах и достижениях, тогда в их жизни будет больше положительных результатов, а следовательно и искренности, радости, веселья.
Атмосфера успеха, т.е. Чувство уверенности, которое так необходимо при выполнении нового задания, побуждает у детей энтузиазм и интерес к занятиям. Дошкольники, добившиеся положительных результатов в небольших делах, в дальнейшем стремятся, достигнуть их в более серьёзных начинаниях. Напротив, у детей постоянно испытывающих разочарование и неудовлетворенность формируется устойчивое чувство поражения. На мой взгляд, чтобы создать в группе детского сада атмосферу любви и жизнерадостности нужно соблюдать следующие принципы.
- Научить детей встречать грядущий день только с улыбкой и хорошими мыслями. Несколько раз в день предлагать детям улыбнуться друг другу и произнести: «Я люблю себя, я люблю своих друзей, я люблю всех, я люблю мир!». Особенно это полезно, когда у детей в группе назревает или уже произошел конфликт.
- Стараться поддерживать в течении дня атмосферу добра, любви и радости.
- Плохие поступки детей надо обсудить с ними, помочь осмыслить их и сделать вывод, а затем забыть о них. Дети всегда должны чувствовать себя любимыми, хорошими, Воспитатели и родители должны позволить детям ошибаться и при этом не делать трагедии.
- Вспоминая с детьми прошедший день, уделите особое внимание удачам и успехам.
Дети также как и взрослые, могут испытывать разные чувства. Они умеют не только смеяться, радоваться и веселиться, но такие могут ощущать боль, грусть, печаль, страхи, неуверенность. Положительный настрой, можно достичь через аффермацию. (Аффермация - это слова или предложения, которые имеют положительное утвердительное значение и которые многократно проговариваются мысленно или вслух). При помощи аффермации возможно изменить ход мыслей детей в положительную сторону, а это приводит к позитивному настрою. Все свои мысли, желания необходимо научить детей высказывать в положительной форме: «Я смогу...» «Я сильный и помогаю слабым», «У меня все получиться», поскольку отрицательные высказывания типа «Я не могу...», «У меня не получается...», приводит к негативному результату. Чтобы аффермация произвела положительное действие, эти утверждения надо повторять с детьми неоднократно в течение дня. Каждый человек должен быть уверен в своих силах и возможностях с детства. Это поможет ему быть доброжелательным, более открытым людям и окружающему миру.
Диагностическая методика (по С.Фоменкову).
- Прими Тадасану (позу горы).
- Прими Врикшасану (позу дерева).
- Сделай Халасану (позу плуга).
- Сделай Курмасану (позу черепахи).
- Прими Джанурасану (позу лука ).
- Прими Шавасану (позу отдыха).
Тематический план работы по программе «Нетрадиционные формы и методы оздоровления дошкольников по системе Хатха – йоги».
(фрагмент)
№ | тема занятия | содержание занятия | задачи и цели занятия |
№1 | «Что такое Хатха-йога?» (сентябрь). | 1.Вводная беседа о хатхе-йоге (рассматривание фотографий, рассказ о жизни йогов и их возможностях) 2.Тренинг «Я все смогу». 3.Динамическая разминка (бег, ходьба на носках, пятках, бег с высоким подниманием бедра, бег с захлестом голени, ходьба с наклонами по сигналу, ходьба в полуприседе, ходьба на наружном своде стопы, ходьба с восстановлением дыхания). 4.Разучивание асан: поза дерева, поза полукузнечика, поза кобры «кольцо», поза черепахи, поза плуга, поза отдыха «шавасана». 5.Релаксация «Цветы». 6.Дыхательное упражнение «Лев». 7. Игра-медитация «На цветочной полянке». | Познакомить детей с началами Хатха-йоги. Вызвать интерес и желание к занятиям хатха-йогой. Укреплять здоровье детей. Развивать волевые качества – решительность, целеустремленность, уверенность в себе. Формировать оптимистическое мироощущение. Физические качества (ловкость, быстроту, выносливость). Развивать координацию движений, чувство равновесия, умения ориентироваться в пространстве, формировать способность к самоконтролю за качеством выполняемых движений. Учить детей осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью. |
№2 | «Делаем все, как йоги». (Октябрь). | 1.Вводная медитация «Солнышко». 2.Динамическая разминка. Ходьба – на носках; - на пятках; -на наружном своде стопы; - на внешнем своде стопы. Бег – - на носках; - приставным шагом; - обычный бег. Ходьба с восстановлением дыхания. 3.Асаны - поза горы; - поза дерева; - поза плуга; - поза черепахи; - поза полукузнечика; - поза кобры. 4.Очищающее дыхание «Ха». 5.Релаксация «Солнышко». 6.Игра-медитация «Солнечные лучи».
| При помощи аффермации изменять ход мыслей детей в положительную сторону. Учить детей высказывать свои мысли в положительной форме: «Я все смогу», «Я сильный и помогаю слабым…» Учить детей преодолевать трудности, расширять границы своих возможностей. Укреплять здоровье детей. Развивать силу воли, учить детей преодолевать трудности. Учить детей бережно относиться к своему здоровью, претворять в жизнь девиз: «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!». |
№3 | «Сотвори солнце в себе!» ( ноябрь) | 1.Тренинг «Сотвори солнце в себе». 2.Динамическая разминка. 3.Асаны - тадасана (поза горы); - врикшасана (поза дерева); - падохастасана (наклон к коленям); - видоласана (поза кошки): - Поза полукузнечика; - поза лука; - поза кобры; - ролик; - позаи льва (дыхательные упражнения); - поза крокодила (поза отдыха). 4.игра «Зеркало» 5.Релаксация «Дерево» 6.Медитация «Солнечные лучи».
| Продолжать учить детей осваивать технику выполнения упражнений хатха-йоги. Вырабатывать способность к концентрации через ощущения тела. Развивать подвижность суставов, гибкость позвоночника, тренировать костно-мышечную и сердечно-сосудистые системы.С помощью очистительного дыхания снимать возбуждение и усталость после динамических нагрузок, очищать дыхательные пути. Распрознавать ощущения расслабленности и напряженности. Максимально отождествляться с образами животных, растений во время игр-медитаций. |
.
Используемая литература:
Васильев Т. Э.Начала хатха-йоги. – М., 1986.
Евтимов В. Йога: Пер. с болг. – М.,1986.
Иванов Ю.М. Йога и психотренинг. Путь к физическому совершенству и космическому сознанию. - М., 1991.,
Латохина Л. И. Творим здоровье души и тела. Валеология в детском саду, школе и семье. – С. – Пб., 1997.
Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. – С. – Пб.,1994.
Чистяков М. И. Психогимнастика. – М.,1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников в системе хатха - йога"
Материалы опыта работы "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников в системе хаиха - йога" отражают вопросы преемтственности участников образовательного процесса в организации физичес...
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ КАК ФАКТОР ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Учет гендерных особенностей детей является важнейшим аспектом здоровьесбережения. ...
Программа по физическому воспитанию детей "Нетрадиционные формы оздоровления детей по системе Хатха-Йога".
.Интересная и очень эффективная программа оздоровления детей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физическому воспитанию в бассейне для детей от 6 месяцев до 2 лет совместно с родителями «Плаваем вместе с мамой: «Морская Сказка»
Программа обеспечивает всестороннее развитие на основе психологических особенностей, создает оптимальные условия для реализации активности....
Рабочая программа по физическому воспитанию в бассейне (для детей 4-5 лет) с амблиопией и косоглазием
Подавляющее число (от 85% и более) воспитанников с нарушением зрения дошкольных образовательных организаций (кроме ДОО для слепых и слабовидящих) – дети, которые по степени и характеру зри...
Рабочая программа по физическому воспитанию в бассейне (для детей 5-6 лет) с амблиопией и косоглазием
Цель: охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование привычки к ЗОЖ, развитие его физических качеств и совершенствование двигательных навыков на основе индивидуально-дифференцированного подхода фо...
Рабочая программа по физическому воспитанию в бассейне (для детей 6-7 лет) с амблиопией и косоглазием
У детей этой группы выражено становление зрительной системы как доминантной в сенсорной организации ребенка, что характерно для нормально видящих: познание и ориентировка в окружающей действительности...