Роль наглядности в обучении
методическая разработка

Трушкина  Марина Владимировна

Наглядность - свойство психических образов объектов познания, выражающее степень доступности и понятности этих образов для познающего субъекта; один из принципов обучения.

Наглядность - это компонент обучения ребенка дошкольного возраста который может помочь ему качественно усвоить изучаемый материал.

Наглядность способствует развитию мыслительных операций ребенка и обеспечивает переход от конкретного к абстрактному и формирует математические представления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naglyadnost.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Наглядность - свойство психических образов объектов познания, выражающее степень доступности и понятности этих образов для познающего субъекта; один из принципов обучения.

Наглядность - это компонент обучения ребенка дошкольного возраста который может помочь ему качественно усвоить изучаемый материал.

Наглядность способствует развитию мыслительных операций ребенка и обеспечивает переход от конкретного к абстрактному и формирует математические представления.

Систематическое применение наглядности во время занятий увеличивает самостоятельность, активность, формируется положительное отношение к предмету.

Все это является важным в развитии личности ребенка.

Наглядные средства способствуют формированию материалистического мировозрения

дошкольников. Пересчитывая числа, выполняя арифметические действия - все это расширяет кругозор дошкольников. Используя на занятиях наглядный материал способствует облегчению понимания учебного материала. Вызывает заинтересованность детей.

Методы использования наглядности можно разделить условно на две большие группы: метод иллюстрации и метод демонстрации.

Благодаря этим методам возможно возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни.

И научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки.

С помощью демонстрации внимание дошкольников оказывается направленным на существенные, а не на случайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала. Тогда воспитателю следует иллюстрировать свой рассказ на доске мелом. Рисунок поясняет слова воспитателя, а рассказ делает понятным содержания изображаемого на доске.

Различаются следующие виды наглядности :

Естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); ее функция – знакомство детей с реальными объектами природы.

Экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция – знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений.

Картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция - познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение.

Объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция – знакомство с теми предметами, где объемное изображение играет роль в восприятии.

Звуковая наглядность; функция – воспроизведение звуковых образов.

Символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы); функция - развитие абстрактного мышления, знакомство с условно- обобщенным, символическим отображением реального мира.

Смешанная наглядность – учебный звуковой кинофильм; функция – воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.

Одним из важнейшим в работе с дошкольниками является использование наглядности.

Изучением и применением наглядности занимались К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Песталоции.

Известный ученый-психолог Л. С. Выгодский различал два уровня развития возможностей ребенка: уровень актуального развития и зону ближайшего развития [7,c.117]

Опираясь на данное положение можно сказать, что уровнем актуального развития ребенка является наглядно-действенная умственная деятельность, основанная на восприятии выполненных практических операций с предметами, а наглядно- образная, затем словесно-логическая умственная деятельность являются зоной ближайшего развития.

Ребенок приобретает богатый чувственный опыт, овладевает умением его расширять и углублять, учится воспринимать окружающий мир, свой опыт использует в своей практической и умственной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль наглядного материала в процессе творческого взаимодействия музыкального руководителя и детей.

В связи с введением новых Федеральных государственных требований к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. К сожалению, приходится констат...

«РОЛЬ НАГЛЯДНОЙ ИНФОРМАЦИИ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЕЙ»

 Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация. Ее главная задача — систематическое ознакомление родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детск...

Роль наглядности и игровых приемов в обучении дошкольников иностранным языкам

Выступление из опыта работы на городском МО педагогов дополнительного образования (преподавателей английского языка)...

методическая РОЛЬ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАТЕМАТИКЕ

методическая разработкаРОЛЬ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАТЕМАТИКЕ РОЛЬ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАТЕМАТ...

Роль наглядности в обучении

Наглядность - свойство психических образов объектов познания, выражающее степень доступности и понятности этих образов для познающего субъекта; один из принципов обучения.Наглядность - это к...