Про детскую свободу.
консультация
Свобода-это не вседозволенность и анархия, это осознанное подчинение правилам сообщества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pro_detskuyu_svobodu.docx | 13.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРО ДЕТСКУЮ СВОБОДУ
Свобода – это не вседозволенность и анархия. Свобода - это осознанное подчинение правилам сообщества. Правилам, которые понятны и часть их возникла с детским участием, как необходимость именно в этом сообществе именно в данный период времени. Когда ребенок участвует в создании правил изнутри, ему легче понять, зачем люди вводят ограничения.
Свобода - это когда умеешь выбирать, потому что есть из чего выбирать. Ты можешь выбрать ударить товарища или договориться с ним. И последствия выбора - твоя ответственность. Выбрал ударить? Чаще всего получишь удар в ответ и никому уже приятно не будет. Ты можешь выбрать рисовать тебе сейчас или прыгать на столе. Но делая выбор, необходимо оглянуться и оценить где ты находишься и уместен ли твой выбор. Вокруг другие люди и есть общие правила. «Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого».
Свобода - это взаимоуважение. К чувствам и желаниям ребенка, к его темпу. И к ресурсу взрослого. Взрослые, бывает, впадают в крайности. Воспитатель, привыкший водить детей строем, видит свободу в том, чтобы отпустить их делать то, что им хочется. И ему страшно. Но ведь есть золотая середина! Взрослый нужен ребенку. Взрослый - носитель культуры: культурных образцов и способов действий. Дети - «маугли», выросшие среди диких животных, не могли научиться ходить. Потому что не было образца. И снова крайности: окружить ребенка только образцами так, что спасения ему нет или наоборот - не давать образцов вовсе, разрешать все и восхищаться любым проявлением и поведением. Во всем нужна мера. А дать образец можно по- разному: своим примером, поймав и поддержав детский интерес, организовав умную среду вокруг. Или в течение получаса добиваться чтобы все слепили одинаковую морковку. Потому что: 1) осень 2) морковь только оранжевая 3) есть конспект.
Свобода - это когда ребенку понятно, почему от него что- то хотят. Понятно через "потому что" и взрослый находит время и желание объяснять. Свободы нет там, где всегда - "потому что я так сказала. Я взрослая, мне лучше знать".
Свобода - это не полная детская власть. Это соучастие, партнерство ребенка и взрослого в их общей жизни. Разное по важности каждого в разные периоды времени. Так устроена система, что ребенок чаще не может влиять на основные режимные моменты. В том, что взрослый задает рамку и ритм - опора и спокойствие ребенка. И опять мера: задать рамку, но внутри видеть и слышать ребенка, учитывать его неквадратность под рамку, договариваться (постепенный подъем, отказ от тихого часа раз в неделю (месяц) у подготовишек, разрешение гулять на участке соседней группы хотя бы иногда и прочее).
В хороших дошкольных практиках педагоги задаются вопросом - как передать некоторые бразды правления детям, как перестать быть единственным регулятором жизни детской группы? Делегируют полномочия "сказочникам и хранителям дня", дежурным, музыке, песенкам, говорящим стенам... Полномочия - это ведь не только права, но и обязанности. Дети, исполняя их, берут на себя и несут ответственность. И педагог не единственный источник информации и судья, если в группе есть правила, календарь, детское планирование и совет, реальные возможности в среде для разнообразной самостоятельной деятельности вместе и в одиночку, возможность побыть одному и просто отдохнуть.
И вот так, каждый день, органично и не всегда заметно у дошкольника формируется ответственность, умение подчиняться правилам, планировать свои действия, встать на позицию другого и договариваться с ним. Это пригодится ему не только в школе, но и в жизни.
Но «дать детям свободу», может только педагог, владеющий современными компетенциями.
А насколько свободны дети в вашем детском саду?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дайте мне свободу действий!»
Родительское собрание в старшей группе....
Организация часа творческой свободы в детском саду
Ребенка можно развивать как самостоятельного человека, умеющего выбирать занятие по душе и нести ответственность за свой выбор, заполнять свое свободное время полезной и интересной деятельностью. Этом...
"За Россию и свободу до конца" (детский, музыкальный спектакль для детей старшей и подготовительной группы)
Авторы: Сапожкова Ольга Анатольевна, Зайдан Елена Александровна.Цель:1. Воспитание патриотических чувств2. Довести до детей информацию о Великой Отечест...
Самостоятельность – это ключ к внутренней свободе, к свободе выбора действий
Доклад для родителей....
Сценка "Свобода" на выпускной праздник в детском саду
Данный материал предлагается для практического использования на выпускном празднике в детском саду....
"Детская свобода"
Если вы не будете давать ребенку свободу, вы, своими ограничениями, запрете его в клетку.Если вы не будете давать ребенку свободу, вы отнимите у него возможность развиваться.Если вы не будете давать р...
Семинар "Детская игра как территория свободы"
Роль традиционной игры в личностном становлении современного ребенка ...