Самостоятельность – это ключ к внутренней свободе, к свободе выбора действий
консультация (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 101»
ДОКЛАД
Из опыта работы для родителей.
«Самостоятельность – это ключ к внутренней свободе,
к свободе выбора действий».
Воспитатель: Соколова А. Н. 1КК
г. Воронеж.
Самостоятельность – серьезное приобретение человека. Истоки ее зарождаются в раннем возрасте жизни малыша. Именно здесь берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений, постоянно усложняющихся в игре и занятиях, в восприятии окружающего и в общении. С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются в разнообразных видах, деятельности, постепенно приобретая статус свойства личности. Дети раннего возраста многое умеют: сами ходят, стремятся везде поспеть, как можно больше узнать. Им необходим взрослый, чтобы быстрее понять этот сложный мир. Разумнее всего предложить детям такой вид деятельности, в рамках которого они могли бы полнее раскрыть собственные возможности, овладеть навыками самостоятельности.
Я предлагаю детям вымыть руки перед едой. Объясняю, что для этого следует засучить рукава, правильно держать руки перед струей, чтобы не бежала вода на пол, намылить руки и тщательно смыть мыло.
Водичка, водичка
Умой мое личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели.
Чтоб улыбался роток,
И кусался зубок.
После этих действий, прошу детей снять свое полотенце, насухо вытереть руки, повесить полотенце на место. С помощью зеркала проверить опрятность внешнего вида. Хвалю за то, что чисто вымыли руки и правильно повесили полотенце.
С возрастом детей воспитателю следует менять стиль отношений с детьми: делать все не за них, а вместе с ними. Так вступает в свои права педагогика сотрудничества, когда дети с радостью и удовлетворением действуют рядом с воспитателем, внимательно следят за его движениями, прислушиваются к его объяснениям, старательно подражают ему во всем. На занятии лепкой ребенок расстроился, «не умею лепить», заплакал. Я успокоила и попросила внимательно слушать мое объяснение и следить за моими движениями, приемами лепки. Дети, как правило, действуют рядом с взрослыми, стараются подражать. Во время занятия я стараюсь обогащать детей знаниями, совершенствовать их умения. Дети начинают прилагать усилия, чтобы прослушав объяснение, достичь желаемого результата самому. В конце занятия я показываю детям их работы. Хвалю детей, что сами сделали поделку, а также за самостоятельность и старание.
Успешность формирования самостоятельности при самообслуживании и общении с взрослыми способствует тому, что ребенок по собственной инициативе переносит освоенные способы действий на другие предметы, учится самостоятельно делать в новых для него условиях. Взрослому необходимо быть все время рядом: то подсказать, напомнить или ободрить, а то и просто создать развивающую среду.
Дети в группе очень любят играть в развивающие н-игры: «Часть и целое», «Разноцветный мир», «Логические блоки Дьенеша», «Вкладыши Монтессори» и многие другие игры, которые учат действовать по « логике целей»: ставить перед собой цель, планировать действие, отбирать для этого необходимый материал. Формирует самостоятельность, усидчивость.
В игровом уголке Вика некрасиво заправила кровать. Я спросила Вику: «Хочешь, поправлю, чтобы было хорошо?». В этом случае начинаю учить ребенка чувству собственного достоинства. Успехи и неудачи детей мы не должны оставлять без внимания.
Огромное значение следует придавать постоянству требований воспитателя, таких как, «Нельзя идти гулять, не положив игрушки на место. Не поставив книги на полку». Я стараюсь в этом случае поддержать в детях веру в собственные силы и возможности, хвалю детей за аккуратность и самостоятельность. Прошу всех детей посмотреть, как Ваня ровно поставил на полке машины, а Маша посадила кукол на диване.
Обучая детей все более сложным умениям, я стараюсь поддержать в детях веру в собственные силы и возможности.
В спальне перед сном я предлагаю помочь раздеться Данилу «Я сам!»- решительно произнес он и тут сталкивается перед определенными трудностями. Все, что так легко удается, стало недосягаемым, пуговица на рубашке не желает расстегиваться. Данил на грани отчаяния. Он умоляюще смотрит на меня, помощь мою он только что упорно отверг. И я стараюсь помочь воспользоваться такой ситуацией. Умение ставить перед собой цель у ребенка имеется, необходимо обучить его умению реализовать эту цель в практических действиях. Главное – не подавлять его инициативу, поддерживать стойкий интерес к действию.
Утром из приемной слышен крик, плачет Виталина «Я сама» - это бабушка хочет раздеть внучку. Взрослым часто не хватает терпения, пытаются выгадать время и не замечают, что этим обкрадывают ребенка: ограничивают его активность, гасят стремление к самостоятельности.
У детей огромное стремление к активным действиям. Однажды я увидела на столе и на полу воду. Спросила детей: «Что это за вода?». «Я сама налила воду пить». – сказала Ульяна. В этом случае вмешательство взрослого необходимо. Ульяна захотела ограничить опеку взрослых. Я постаралась детям объяснить, что в группе есть взрослые нужно только попросить, так как детям еще трудно это сделать самим. А вот чтоб, избежать запретов провоцирующих неблагоприятные, опасные ситуации разумнее убрать с глаз детей, то чем действовать им не положено. Это все что угрожает здоровью детей (ножницы, иголки и бытовая химия).
С ростом уровня умелости растет желание быть независимым от взрослых. Отказ от помощи уже на порядок выше, чем это было в раннем возрасте. Ребенок уже не говорит: «Я сам!», а в его самостоятельных действиях уже много рационального. В них аккумулируются знания, умения и навыки. Самостоятельность-это ключ к внутренней свободе. К свободе выбора действий, поступков, суждений. В ней истоки ответственности, уверенности в собственных силах. Истоки творчества, чувства собственного достоинства.
Для воспитания этого ценного качества-самостоятельности-благоприятные условия таятся именно в раннем возрасте. Это качество прочно ложится в основу зрелой личности человека.
В. А. Сухомлинский писал - «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира-от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
Литература: Дошкольное воспитание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект практикума с родителями «Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка»
Привлечение внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей как источника познания внутреннего мира ребенка,особенностей восприятия им окружающего....
Реализация права на свободу выбора деятельности ребенка в условиях развивающей среды
Технология голландской системы личностно-ориентированного образования....
детский рисунок-ключ к внутреннему миру ребенка
Цель. Привлечь внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей как источника познания внутреннего мира ребенка, особенностей восприятия им окружающего.Проведение практикума.Предложить ...
Свобода и моральный выбор.
Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится ее. Шоу Б. ...
Семинар-практикум для родителей.«Свобода выбора или вседозволенность?»
Свобода – это хорошо или плохо? Давайте порассуждаем, ведь это:-возможность проявить свои способности, творчество, индивидуальность;-раскрепощенность, самостоятельность, инициативность, самореал...
Конспект занятия: Свобода выбора при опытно-экспериментальной деятельности детей в подготовительной группе. Разноцветные платочки.
Создать условия для свободного выбора и развития творческой познавательно- иследовательской активности детей в процессе экспериментирования....
Сюжетно ролевая игра развивает у ребёнка свободу мысли,слова,воображение,действие.
Сюжетно ролевая игра " Ветеринарная клиника"...