Консультация для родителей "Виды и организация продуктивной деятельности детей"
консультация (средняя группа)
вид досуга ребенка, цель которого получить некий набор качеств, правильное направление на пути подготовки к школе. Продуктивная (в некоторых источниках «практическая или творческая деятельность») – это созидательная работа, нацеленная на преобразование исходного материала или сочетаний материалов в конечный продукт, который будет соответствовать замыслу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_rodit.docx | 20.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДА ФУРМАНОВА
Консультация для родителей
Подготовила воспитатель
Ядринцева О. А.
«Виды и организация продуктивной деятельности дошкольников»
Продуктивная деятельность дошкольников — вид досуга ребенка, цель которого получить некий набор качеств, правильное направление на пути подготовки к школе. Продуктивная (в некоторых источниках «практическая или творческая деятельность») – это созидательная работа, нацеленная на преобразование исходного материала или сочетаний материалов в конечный продукт, который будет соответствовать замыслу.
Исследования доказали, что влияние продуктивных видов деятельности благоприятно сказывается на развитии ребенка, помогает социализации детей.
Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительные и конструктивные методы:
- различные способы составления конструкций;
- изготовление изделий из глины или пластилина;
- мозаика, аппликация;
- поделки;
- изготовление макетов.
Все эти способы продуктивной деятельности — важные этапы развития детей. Гармонично формируют когнитивные способности и индивидуальные характеристики ребенка, оказывают благоприятное действие на психическое развитие, широко используются в детском саду.
Развитию мелкой моторики способствуют рисование и лепка. Пальчики ребенка становятся ловкими, гибкими, малыш начинает различать предметы и их физические свойства. Помогает учиться различать оттенки и цвета развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте. Помогает понимать количество и размер, развивает память, усидчивость, внимание. Эти навыки пригодятся во взрослой жизни, а пока, еще не умея говорить, ребенок выплескивает эмоции на листок бумаги: здесь он показывает индивидуальность и самостоятельность.
Продуктивная деятельность отличается тем, что она не зависит от конкретных материалов, а представляет собой созидательную работу, итогом которой становится конкретный результат. Создавая что-то своими руками, ребенок показывает это окружающим, чувствует себя деятелем, испытывает гордость за свою работу.
Задачи и цели проведения занятий по продуктивной деятельности:
- вызвать у ребенка эмоции на предметы;
- познакомить с окружающим пространством;
- сформировать навыки использования средств изобразительного искусства.
У детей начинает формироваться и развиваться воображение, желание и интерес к продуктивной деятельности. В творческой работе ребенок становится творческой личностью.
Благодаря освоению изобразительных видов деятельности виден уровень подготовки к обучению в школе. Художественный труд требует особенного руководства. Родители или педагоги обязаны направлять ребенка, делать подсказки, например, используя красочные иллюстрации, читая пособия и брошюры. Ведь детям так необходима помощь старших.
Классификация
Продуктивные виды деятельности в дошкольном возрасте имеют классификацию:
- ознакомление с изобразительными материалами;
- развитие сенсорных способностей;
- улучшение моторики и координации движений;
- знакомство с окружающим пространством;
- развлечения музыкального характера.
Способы выявления у дошкольников способностей к продуктивной деятельности:
- Речевое упражнение — направленно на развитие речи, звукопроизношение, верное ориентирование в пространстве. Помогает закреплению словаря ребенка.
- Двигательная игра — условия, в которых формируется двигательная активность малыша, координация движений и развитие общей моторики.
- Пальчиковая игра — тренировка пальцев, ладошек. К этой тренировке добавляют разучивание текста.
- Манипулятивная игра — здесь используются мелкие игрушки, крупы. Такой вид деятельности необходим для развития зрительно-двигательных координаций.
- Музыкальная игра — выполнение упражнений, сопровождаемое музыкой, текстом песни.
Методы организации продуктивной деятельности
Выделяется четыре метода организации продуктивной деятельности детей:
- информационно-организационный — обеспечивает восприятие готовой информации (малыши младших групп получают задание с детальной пошаговой инструкцией по выполнению);
- репродуктивный – углубляющий знания о способах деятельности (освоение разных изобразительных техник);
- эвристический – требующий от детей выдвижения гипотез относительно решения той или иной проблемы, к примеру, как увеличить размер поделки из каштанов;
- исследовательский – предполагающий решение многокомпонентной задачи детьми (например, дети рисуют на свободную тему, или тема оговаривается в общих чертах)
Такими способами решаются основные задачи формирования и развития изобразительной деятельности дошкольников. Методы раскрывают индивидуальность ребенка. Положительные эмоции, которые он испытывает в процессе творческого вдохновения, становятся движущей силой, благотворно влияющей на детскую психику. Эта сила помогает дошкольнику справиться с трудностями. Упражнения отвлекают детей от грустных мыслей, убирают напряжение, борются со страхом и тревогой.
Изобразительные, конструктивные, пластические материалы ставят перед детьми вопрос: «что из этого можно сделать?». Таким образом происходит стимуляция порождения замысла и его воплощения.
Приёмы для занятий продуктивной деятельностью
Основными способами взаимодействия с детьми на занятиях продуктивной деятельностью является наглядность.
Группа речевых приёмов
Способы взаимодействия этой группы сопровождают наглядные приёмы, мотивируя малышей на выполнение задания.
Беседа
При помощи наводящих вопросов воспитатель помогает детям среднего и старшего дошкольного возраста обобщить полученный при обследовании или наблюдении материал. В работе с малышами первой и второй младших групп беседа помогает сформировать общее впечатление детей о явлении или объекте, который изображается. К примеру, во второй младшей группе ребята, получив задание нарисовать яйцо, сначала его обследуют, а затем, отвечая на наводящие вопросы педагога («Яйцо круглое?», «Яйцо одинаковое со всех сторон?» и т. д.), систематизируют свои представления о его форме. Важно: беседа используется и на начальном этапе работы над заданием (для мотивации через пробуждение любопытства при поиске ответа на вопросы), и на завершающем, когда нужно подытожить тему.
Объяснение
Важный словесный приём, позволяющий взрослому пояснить детям порядок выполнения задания. В младшем дошкольном возрасте объяснения имеют более развёрнутый характер. Например, в работе над рисунком одуванчика отпечатком скомканной бумаги, педагог даёт такой комментарий: «Чтобы получить такой красивый одуванчик, мы должны быть предельно аккуратны. Берём кусочек газеты и комкаем её в тугой шарик. Открываем краски. Обмакиваем шарик в жёлтую краску и прикладываем его по центру листа. Карандашами дорисовываем стебель, листочки. Выбрасываем «печать», складываем карандаши, краски по местам, оттираем руки».
Это интересно. Объяснение в старшем дошкольном возрасте часто приобретает форму совета или напоминания с короткими словесными инструкциями.
Поощрение
Для реализации индивидуального подхода и создания ситуации успеха для каждого (!) ребёнка используется поощрение. Этот приём имеет «долгоиграющий» смысл: добрые слова вселяют в малыша уверенность в своих силах, мотивируя на дальнейшую работу. Иными словами, если педагог похвалил мальчиков 6–7 лет, разучивающих танец к 8 Марта, можно ожидать того, что эти малыши сами попросятся участвовать в мероприятии, посвящённом Дню победы, с хореографическим номером.
Художественное слово
Загадки, рифмовки, чтение отрывков детских произведений призваны стимулировать интерес у детей к теме и, конечно, привлечь их к занятию продуктивной деятельностью. Этот приём обладает большим потенциалом для создания положительного эмоционального настроя. К примеру, при изучении темы «Посуда» перед созданием заварочного чайника из теста, дети средней или старшей групп отгадывают такие шуточные загадки:
Игры
Универсальные виды приёмов, которые обеспечивают не только содержательное наполнение вида работы, но и выступают формой для реализации методических задач. Игровые приёмы (дидактические, подвижные, театрализованные, пальчиковые игры) реализуются тремя ступенями разработки:
- формулированием игровых задач (например, в старшей группе дети формулируют правила этикета для Буратино);
- активным развитием смысла развития игры (сделать портрет Буратино);
- собственно игровыми действиями (малыши рисуют портреты Буратино, а потом дарят друг другу).
Основываясь на видах игровых приёмов, игровые действия в продуктивной деятельности могут быть:
- моторными, то есть предполагающими движения детей (например, пение и танцы в театрализованных или подвижных играх, манипуляции с карточками лото в дидактических, движения пальцев и рук в пальчиковых);
- имитирующими движения животных, растений или обыгрывающими конкретные роли, к примеру, художников, фотографов;
- звукоподражательными (дети голосом создают образ, к примеру, при изучении темы «Дикие животные» педагог предлагает ребятам старшей группы показать разных жителей леса — волка, медведя, сову и др.).
Советы по организации продуктивной деятельности
Особенности изобразительной деятельности дошкольников заключаются в подготовке и проведении. Здесь важно избегать однообразия и формализма. Важно, чтобы дети занимались творчеством под чутким руководством взрослых. Организация должна носить добровольный характер и строиться на партнерстве с взрослыми. Родители или педагоги должны подумать над тем, как привлечь и удержать внимание детей.
Задачи, которые стоят перед родителями или педагогами:
При организации важно учитывать, чтобы деятельность проводилась в определенные дни и время. Для ребенка становится привычным такой распорядок жизни, вырабатывается привычка и настрой на предстоящую работу. Также не забывайте, что занятия проходят не как дополнение к традиционным, а взамен их. Такую деятельность можно назвать работой в мастерской. Мастерская — работа в группе, это организованное пространство, в котором создаются красивые, интересные и необходимые вещи для детей. Места детей не должны быть жестко закреплены за ними. Каждый раз можно заново самостоятельно выбирать себе соседей. Обеспечьте свободу перемещения для детей, чтобы каждый малыш мог в любое время пойти за инструментом или материалом, который ему понадобится. Воспитатель должен быть динамичен и занимать место с тем дошкольником, которому требуется больше внимания, который отстает в работе. Введение в практику тех или иных видов продуктивной деятельности происходит параллельно начиная с младшего дошкольного возраста. Только формы заданий варьируются в зависимости от темы занятия и уровня развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация продуктивной деятельности детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей детского сада по организации продуктивной деятельности детей, использование методов и приёмов....
Организация продуктивной деятельности детей на прогулке в летний период в подготовительной группе.
Данная презентация отражает основные виды деятельности с детьми во время прогулки....
Консультации для родителей по организации игровой деятельности детей
Данная подборка консультаций содержит советы родителям по организации игровой деятельности детей дошкольного возраста...
Консультация для педагогов "Проблемы организации игровой деятельности детей в детском саду."
Игра ведущий вид деятельности дошкольников....
Консультация для воспитателей Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду
Консультация для воспитателей...
Консультация для родителей по организации совместной деятельности детей и родителей по ЗОЖ
Вырастить ребенка крепким, сильным, здоровым - это желание каждого родителя. Но как это сделать, какими средствами и путями? Многолетняя практика нашей работы показывает, что здоровье детей зависит не...
- Мне нравится (1)