Организация продуктивной деятельности детей дошкольного возраста
консультация на тему
Консультация для воспитателей детского сада по организации продуктивной деятельности детей, использование методов и приёмов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_produktivnykh_vidov_detskoy_deyatelnosti.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей детского сада
Организация продуктивных видов деятельности
детей дошкольного возраста
Методы в организации
продуктивной деятельности детей
Информационно – рецептивный
Он направлен на организацию и обеспечение восприятия готовой информации
Репродуктивный
Он направлен на закрепление упрочнение и углубление знаний усвоения способов деятельности которые уже известны.
Эвристический
Направлен на пооперационное или поэлементарное обучение процедурам деятельности.
Педагог ставит перед детьми решение не целостной задачи, а отдельных её элементов направляя на поиск решений.
(Педагог сообщает факт, дети делают вывод. Педагог ставит проблему, а дети выдвигают гипотезы её решения.
Исследовательский
Самостоятельное решение целостной задачи детьми.
Все эти общедидактические методы реализуются через систему приёмов.
1.Наглядные
Приёмы 2. Словесные
3. Игровые
Ведущими в продуктивной деятельности являются наглядные приёмы:
Наглядные приёмы
- Наблюдение
В процессе наблюдения формируются у ребёнка представление об изображаемом предмете, об окружающем мире.
Требования к наблюдению
- Целенаправленность (особенности объекта)
- Эмоциональность, неравнодушие восприятия
- Осмысленность наблюдения (осознание тех свойств, которые предстоит изобразить: форма, цвет. Пропорции, расположение в пространстве и т.д.)
- Активность детей (эмоциональная, речевая, мыслительная, двигательная)
- Повторность наблюдения (изменяющиеся условия)
- Учёт возрастных особенностей детей.
Особенности наблюдения в разных возрастных группах
1 младшая гр.
- выделяют один, два признака направления (например: цвет, ритм)
- наблюдение кратковременное
- не даётся установка на последующее изображение предмета
- воспитатель при изображении сам выбирает форму и цвет
- наблюдение происходит в действии, в игре
2 младшая группа
- в наблюдение включают элемент обследования жестом (пальчиком очертить форму)
Средняя группа
- наблюдение более длительное
- выделяется несколько признаков (цвет, форма, строение - части, расположение в пространстве)
- повторное наблюдение с усложнением содержания и способов познания
- вопросы не только репродуктивного, но и поискового характера.
- в конце наблюдения детям говорят о предстоящей работе.
- рисунки должны быть более сложные, могут быть предметные и сюжетные, черты индивидуальности проявляться за счёт композиции, деталей – дополнений, разнообразия цвета)
Старший возраст
- цель сообщается после эмоционального восприятия детьми объекта
- помочь детям выплеснуть чувства, выразить себя
- побуждать детей к поиску слов, образов, сравнений для выражения чувств
- обращать внимание на расположение предметов, рассматривать вблизи и издали. Сравнивать по величине, устанавливать взаимное расположение в пространстве: ближе к нам, дальше, справа, слева.
- формировать изобразительное представление(как можно нарисовать, какой материал лучше использовать, какой цвет бумаги лучше подойдёт.
- в момент наблюдения спланировать будущий рисунок.
- Обследование
Целенаправленное аналитико – синтетическое восприятие объекта осязательно – двигательным и зрительным путём.
У детей формируется представление об объекте, что ложиться в основу изображения.
Обследование – это целенаправленное рассматривание предмета, который необходимо изобразить.
Вычленение внешних изобразительных признаков
Обследование можно разделить на 3 этапа
1 этап – целостное, эмоциональное восприятие предмета, через какой то выразительный признак (например Пушистый котёнок – самый выразительный признак «пушистый»
Цель: вызвать желание изобразить.
2 этап – аналитическое восприятие предмета т.е. последовательное выделение изобразительных признаков, частей и свойств предмета.
Порядок выделения. Соответствует с последовательностью изображения
- Выделяют и называют самую крупную часть предмета и её назначение.
- Определяют форму этой части (выносят зависимость формы от её назначения, условий жизни и т. д.)
- Определяют положение этой части в пространстве (различия у разных видов одного предмета : у сонны ствол – толстый и прямой, потоньше и скривлённый)
- Затем выделяют другую достаточно крупную часть, выясняют положение, форму, величину её по отношению к основной.
- Выделяют цвет, если изображение его непроизвольно, а выполняется в соответствии с натурой.
- Обращают внимание на детали
При обследовании используется обследующий жест: обвести пальчиком форму, зрительно сопровождать движение руки.
3 этап - целостное эмоциональное восприятие предмета, как бы объединяющее целостный образ.
Обследующий жест – подчиняется форме.
Младшая гр.
- совместный жест взрослого и ребёнка (Пальчик бежит нигде не останавливается. Форма круглая)
Средняя группа
- словом уточняется расположение частей предмета. (на верху, внизу, с одной стороны…)
- обследуемый жест и зрительный контроль
- важно побуждать действовать жестом и вслух называть части. Формы.
- выяснять зависимость формы и названия предмета, его частей
Старшая группа
- внимание на отношение частей в предмете по ширине, длине, высоте
- основную форму передают обобщением, приближая её к соответствующей геометрической форме (круг, овал…)
- обращать внимание на линии прямого и округлого характера.
- использовать приём сравнения при рассматривании частей одного предмета и сравнении подобных предметов между собой (обобщающий способ изображения.)
- обращать внимание на разнообразие предметов одного типа, учить видеть их выразительность, своеобразие каждого.
- помочь разрушить шаблонное изображение.
Обследование в разных видах изобразительной деятельности
Аппликация
- обследующий жест как и в рисовании, только обводить в другую сторону ( справа налево)
- обследующий жест воспитателя сопровождается словом. (ваза: внизу линия округлая, сверху у горлышка– прямая)
Лепка
- порядок операций в обследовании предмета в основном повторяет их порядок в лепке.
Порядок обследования в лепке предметов круглой и овальной формы с рельефными особенностями (яблоко, груша, огурец). И сложной расчлененной формы
- Выделение общей формы если предмет целостный.
Выделение формы основной части если предмет расчленённой формы.
- Выделение специфической характерной формы (отличия от геометрической формы)
- Определение формы других частей и сравнение с формой центральной части.
- Определение величины других частей. По сравнению с основной.
- Определение положения этих частей по отношению к основной
- Внимание фиксируется на основных рельефных особенностях, уточняющих специфическую форму (в яблоке углубление, форму мелких деталей – клюв, ушки)
Движение пальцев при обследовании – соответствуют движению пальцев при лепке.
Схема лепки при данном обследовании
(круглой формы)
- Создание основной формы, близкой к геометрической фигуре
- Лепка формы специфической
- Лепка основных рельефных особенностей предмета
- Дополнительные детали (веточки, листочки)
Схема лепки – при данном обследовании
(сложной расчленённой формы)
- Лепка подставки
- Лепка основной наиболее крупной части (обобщенной формы)
- Лепка других крупных частей обобщённой формы
- Лепка специфической (характерной формы этих крупных частей)
- Соединение крупных частей в одно целое.
- Лепка мелких деталей предмета
- Обрботка поверхностей
Зависимость обследования от способа изображения
Изображение с натуры
Рассматривают в том ракурсе, в котором будет выполнено изображение. Фиксируют внимание на видимых частях
Изображение по представлению
Важно, чтобы дети смогли «увидеть» не только основные формы предмета, строение, но и возможные их варианты. (разные яблоки, разные машины)
Обследовать лучше натуральные предметы, обследование игрушек, скульптур, животных, птиц проводить только после наблюдений в природе, чтобы дети представляли образ «живым» выразительным не статичным.
Обследование по возможности лучше проводить после наблюдений.
- Рассматривание
Картин и книжных иллюстраций
Широко используемый метод
Ни в коем случае картины или книжную иллюстрацию нельзя предлагать детям для прямого подражания.
Это косвенный приём обучения, применяется для предварительного формирования представлений и замыслов, когда невозможно познакомить детей с предметом или явлением в процессе непосредственного восприятия.
Использовать после наблюдения, с целью уточнения, обогащения представлений
- Образец
Образец – это, чему дети должны следовать при выполнении различного рода заданий.
Нельзя злоупотреблять этим приёмом – дети рисуя по образцу, рисуют по видению воспитателя, а не по своему замыслу.
Результат – однообразие работ, не умение рисовать самостоятельно.
Наиболее применим в аппликации, декоративном рисовании.
При декоративном рисовании детям предлагают 2-3 примерных образца, и помогают им увидеть общее и различия.
- Показ
Показ – публичная демонстрация одного из вариантов изображения
Широко используемы метод. Используется при ознакомлении с техникой работы, с новыми способами изображения.
Показ может быть:
- Полный показ
- Частичный показ
- Общий показ (для всех детей сразу)
- Индивидуальный показ
- Показ педагога
- Показ в форме совместного действия педагога и ребёнка
- Показ способа действий ребёнком.
Словестные приёмы
- Беседа
Беседа - организованный педагогом разговор, во время которого воспитатель пользуется вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию представлений об изображаемом предмете или явлении.
- максимальное стимулирование детской активности
- используется в первой части работы и после завершения
- Пояснение
Пояснение – способ воздействия на сознание детей, помогающий понять и усвоить, что и как делать.
- Совет
Совет используется при затруднениях детей. Важно не спешить с советом – дать ребёнку самостоятельно найти решение.
- Напоминание
Напоминание – короткое указание. Используют перед началом процесса. Чаще речь идёт о последовательности выполнения работы, планировании и организации деятельности.
- Поощрение
Поощрение следует чаще применять в работе с детьми. Оно вызывает желание выполнять работу хорошо, старательно. Вселяет в детей ощущение успеха.
Ни в коем случае нельзя публично критиковать работу детей, уничтожать рисунки, поделки. Такими методами – можно воспитать закомплексованного, неудачника.
- Художественное слово
Художественное слово – вызывает интерес к теме, к содержанию изображения. Помогает привлечь внимание к детским работам. Создаёт эмоциональный настрой.
Словесные приёмы неотделимы от наглядных и игровых.
Игровые приёмы
Игровые приёмы нацелены на решения дидактических задач, созданию мотивации к деятельности.
Признаки игровых приёмов
- Игровая задача – цель предстоящих игровых действий (построим мишке домик, позовём Петрушку в гости…)
- Развитие игрового замысла (сделаем Петрушке фотографию на память)
- Игровые действия (дети фотографы – рисуют фотографии, дарят Петрушке)
Игровые действия бывают:
- Моторные (практические)
- Имитирующие действие ( машут рукой – как крылом..)
- Изобразительными (рисунок в воздухе – снегопад)
- Звукоподражанием
Игровые приёмы – это способы совместного развития сюжетно-игрового замысла путём постановки игровых задач и выполнения игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.
Характер игровых приёмов
- Сюжетно – игровая ситуация по типу режиссерских игр.
- обыгрывание предметов или игрушек (пришёл Буратино очень расстроенный. Что не увидел г. Усть-Кут, где живут дети. Как можно помочь Буратино?)
- обыгрывание изображения (нарисовали дорожку – по ней катится колобок, нарисованная птичка летает, клюёт зерна…)
- обыгрывание незаконченного изображения с целью анализа, создаваемого образца (цыплёнку сыпет кроши. Почему он не клюёт? У него нет клюва – надо дорисовать, а то он останется голодный)
- Игровые приёмы с ролевым поведением детей и взрослых
Детям предлагают роль гончаров, художников, строителей, фотографов и т.д.)
Виды изобразительной деятельности
- Изобразительная деятельность по представлению (по воображению)
- подготовка на основе непосредственного восприятия (зрительного, слухового, тактильно-моторного
- участие процессов памяти
- рисование по представлению на основе впечатлений полученных из различных источников (события. книги. телевидение. мультфильмы, наблюдения…)
(Такой вид наиболее естественен для дошкольников.)
- изображения по литературным, музыкальным произведениям
- изображения по замыслу на свободную темы выбранную самим ребёнком по содержанию может быть предметным, сюжетным, декоративным)
- изображения на свободную тему с ограниченной тематикой («моя любимая игрушка», «Все работы хороши - выбирай на вкус»
- Изобразительная деятельность по памяти
Чаще проводится в старшей группе, в подготовительной группе в конце года
- процесс воспроизведения на бумаге какого – либо объекта в том пространственном положении, в котором находился этот объект в момент восприятия.
- развитие восприятия, наблюдательности, зрительной памяти, приучение детей к наблюдению и запоминанию, а затем к воспроизведению ( для рисования малодетальных предметов, или простых пейзажей)
Последовательность действий.
1 этап – наблюдение – целосное эмоциональное восприятие
Перед рисованием внимательно рассмотреть, обследовать, запомнить, чтобы затем нарисовать очень похоже – такую задачу следует ставить после первого обследования. На эмоциональном подъёме.
2 этап – выделение главных объектов их своеобразие (форма. Цвет, величина, пропорции, место расположение)
3 этап – вспомнить, представить рисунок. Подумать с чего следует начать рисование.
4 этап – После просмотра обратить внимание на качестве запоминания.
- Изображение с натуры.
- изображение предмета в процессе его непосредственного восприятия с определённой точки обзора, с целью как можно более точной и выразительной его передаче.
- задачи: учить всматриваться в натуру, видеть выразительные признаки, различать своеобразие, точно передавать в рисунке.
- начинать обучение с плоской или приближённой к плоской натуре, затем прямоугольных форм с фронтальной стороны (не был виден объём) небольшим количеством деталей не заслонявших друг-друга.
- устанавливать натуру. Чтобы дети видели самую характерную сторону (на уровне глаз ребёнка)
- натура должна представлять интерес (ветка черёмухи отцветёт, а мы её красоту сохраним в рисунке)
- воспитатель говорит: «Как видим - так и рисуем. Сколько листочков справа – столько рисуем справа…»)
- можно простым карандашом делать набросок, чтобы наметить пропорции и спланировать изображение.
Изобразительная деятельность, где под одним тематическим содержанием объединяются разные виды художественной деятельности
(рисование, лепка, аппликация, )
- Обобщенный способ действий помогает детям ориентироваться в различных видах художественной деятельности
- Восприятие – умение всматриваться в предметы, явления – как первая ориентировка
- Ориентировка в окружающих цветах, формах в процессе изобразительной деятельности
- Способы самостоятельных действий при выборе выразительных средств
- Способы творческих действий в передаче образа в рисунке, лепке. Аппликации
В этом случае наиболее полно раскрываются возможности поисковой деятельности
- Сотворчество воспитатели и детей (вместе с воспитателем выполняют ряд заданий, представляющий результат коллективной работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы организации труда детей дошкольного возраста
В данном материале представлена аналитическая справка о проведении семинара по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «Рекомендации к организации прогулки детей дошкольного возраста»
Рекомендации к организации прогулки детей...
Организация сна детей дошкольного возраста
Консультация предназначена для родителей и призвана помочь в организации сна дошкольников....
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭЛЕМЕНТАРНЫМ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ
в статье подробно описаны формы организации обучения детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям...
«Определение деятельностного подхода в организации жизнедеятельности детей дошкольного возраста».
Определение деятельностного подхода, его методы. Организация план ирования самостоятельной детской деятельности....
Психолого – педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста.
В помошь педагогу:Гиперактивные дети.Медлительный ребенок.Аутичные дети.Синдром Дауна у детей: причины возникновения, симптомы и признаки, диагностика, лечение.Тревожные дети.Агрессивные дети....
Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением детей дошкольного возраста.
В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением в условиях...